Реферат: Психология сознания Вундта - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Психология сознания Вундта

Рефераты по психологии » Психология сознания Вундта

РЯЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ

МОСКОВСКОГО СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА


РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ:

«ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ»


ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА 1 КУРСА ГРУППЫ 3 1 71 АРСЕНЬЕВА Н.И.

ПРОВЕРИЛА ЕВДОКИМОВА О.В.


РЯЗАНЬ 2004


   Вундт (Wundt) Вильгельм (18.06.1832, Маннгейм – 31.08.1920, Лейпциг) —немецкий психолог, физиолог и философ, основавший в 1879 г. в Лейпцигском университете первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить „простейшие элементы“ сознания (ощущения и элементарные чувства) и установить основные законы душевной жизни (например, закон „творческого синтеза“). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название „физиологической“. Но исследование высших психические процессов, по его мнению, должно осуществляться при помощи других методов (анализ мифов, обрядов, религиозных представлений, языка), что нашло отражение в его 10–томном труде „Психология народов“. В решении психофизической проблемы исходил из гипотезы параллелизма. Обучение у Вундта проходили Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В.М. Бехтерев, Н. Н.Ланге, Ст. Холл.


Психология развивалась в недрах философии. Отделилась с применением экспериментального метода (Вундт) – аналогия с естественными науками. Специфика – одновременно естественная и гуманитарная. Разные критерии научности. Вундт выделял объяснительную (номотетическую) и описательную (идиографическую) психологии. Если невозможно объяснить явление, надо его описать


Сознание как предмет психологии. Основные метафоры и свойства сознания.


1879г – рождение научной психологии (лаборатория Вундта). Физиологическая психология – по методу эксперимента из физиологии. Сужение предмета психологии – сознание. Сознание – это то, что доступно интроспекции, оно существует только в самонаблюдении. Основной метод – интроспеция, эксперимент – вспомогательный.

Сложные психические процессы изучает психология народов.

4 основные цели:

Описание свойств сознания

Выделение элементов сознания (атомов) – ощущения, представления и чувствования

Обнаружить отношения между ними

Сформулировать общие законы душевной жизни


Свойства сознания:

ритмичность (связанность, группировка впечатлений) – сознание есть структура

неоднородно – центр и периферия

имеет объем – количество простых впечатлений, которое испытуемый в данное время воспринимает как единое целое (16-40 ударов метронома). Люди по-разному группируют впечатления – выделение области поля внимания. Объем внимания – количество элементов, которое испытуемый в данное время воспринимает ясно и отчетливо 7+-2. Можно увеличить – апперцепция: процесс преобразования, укрупнения единиц сознания.


Элементы сознания:

Объективные

Субъективные

Ощущения – модальность, интенсивность, протяженность.

Титченер: свойства ощущения – сенсорная ясность (интенсивность) и отчетливость.

Чувствования – эмоциональные переживания:
Представления – связь ощущений Удовольствие – неудовольствие

Напряженность – разрядка

Возбуждение - успокоение

Отношения между элементами:

перцепция (пассивно)

ассоциации

по сходству

по контрасту

по временной и пространственной смежности

причинно-следственные

слияние

ассимиляция

диссимиляция

компликация (склеивание)

2) апперцепция (активно)


Общие законы душевной жизни:

А. Закон психических отношений: все элементы сознания связаны

Б. Закон контраста – воспринимаются более отчетливо

В. Закон творческого синтеза – сложное несводимо к простым

Г. Закон гетерогении цели – процесс достижения цели может порождать новые цели.


Особенности психологии Вундта:

Структурность

Атомизм

Ассоцианизм

Эмпиризм

Специфика предмета – не изучается то, что недоступно интроспекции.


Интроспеция – регистрация изменений внешнего мира и себя в нем. Позволяет описывать свойства сознания, выделять элементы, прослеживать связи между ними. Титченер: основное правило интроспеции – ошибка стимула. Опыт должен быть непосредственным.

2 вида: систематическая и аналитическая.

Рефлексия – источник саморазвития. Появляется при развитии ребенка – самоидентификация. Источник р.- взаимоотношение со средой, несовпадение действий и результатов.

Интроспекция – особый анализ данных рефлексии, научный метод.

«Преимущества» метода:

Возможность удвоения сознания - Локк (но только для простых автоматических действий – дробная интроспекция)

В сознании непосредственно отражается причинная связь психических явлений (далеко не всех)

Интроспекция поставляет психические факты без искажений (искажения неизбежны)


Поздняя античность III-V вв н.э. – неоплатонизм. Плотин – интроспективная трактовка души. В центре мироздания – Единое. Оно порождает Ум (идеи). Ум порождает Душу. 2 формы – небесная и земная. Путь души – от центра к периферии. Душа стремится познать Единое. Вектор познания направлен внутрь – самонаблюдение и самопознание как функция души.

Картезианско-локковская концепция сознания: сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме. Познается путем интроспекции (антропопсихизм) + методология элементаризма (сознание состоит из идей, они бывают простыми и сложными, сложные состоят из простых, образуются путем ассоциаций).

Локк – 2 вида опыта:

Внешний – связан с ощущениями от предметов

Внутренний – рефлексия: наблюдение за деятельностью нашего ума.


Ограничения метода интроспекции:

По объекту: метод позволяет изучать только себя. Но: Титченер – аналитическая интроспекция: человек может поставить себя на место другого – эмпатия.

Ошибка интроспекции: испытуемый может искажать данные, он привносит что-то свое. Но Вундт считал, что можно научить простой регистрации фактов.

Необъективность.

Практическая неприменимость (горы фактов+противоречия в результатах)

Атомизм – но мелодия неразложима на отдельные ощущения

Игнорирование безобразных явлений сознания и б/с


Современное понимание: это психическая реальность, специфическая область психической жизни. Не метод, а объект исследования. Неосознаваемое – тоже часть рефлексии.


Метод интроспекции

Использование данных самонаблюдения

Что и как наблюдается Рефлексия или наблюдение за деятельностью своего ума Непосредственное постижение фактов сознания (моноспекция)
Использование Основной способ получения научных знаний Сырой материал для дальнейшего анализа

Сбор сырых данных с помощью самонаблюдения для дальнейшей научной обработки, а не непосредственное усмотрение законов психической жизни методом интроспекции.


Проблемы самоотчета:

проблема вербализации – связь с мышлением, понятиями

проблема ограниченности внимания – отчет можно дать только о том, что находится в фокусе внимания

действие защитных механизмов

Стремление к объективации: но как судить о психических процессах по внешним проявлениям (проблема реконструкции):

психофизиологические корреляты

мимика

вербалика

продукты деятельности


Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).