Наталья Смирнова
В допетровские времена воспитанием сирот в России занимались исключительно монастыри. Патриарх Никон был первым, додумался создать отдельный детский дом - по его инициативе в Новгороде открыли первый немонастырский приют для сирот. Однако и в его время, да и позже претендовать на сколько-нибудь сносное существование могли только круглые сироты. Те же, от которых отказались, предавались в буквальном смысле на милость Божию: рожденным вне брака крошкам в иерархическом обществе не было места.
Ситуация резко изменилась в петровское царствование. В Европе Петру объяснили, что забота о детях - дело государственное. Детский сиротский приют в Милане существовал с конца XII века, в Риме открыли в 1198 году, в Париже - в 1362-м. Реформатор-прагматик понимал, что забота о народонаселении для государства - дело выгодное: ему нужны солдаты, работники и работницы. Причем создание детских приютов оказалось одним из немногих петровских начинаний, горячо поддержанных конфликтовавшей с монархом церковью. В 1706 году митрополит Иов организовал в Холмово-Успенском монастыре первый в России приют для незаконнорожденных, и вскоре доброму примеру последовали другие монастыри.
Узнав о создании очередного дома для обездоленных детей, Петр одобрительно кивал головой, а назавтра хмурился, когда петербургский обер-полицмейстер докладывал ему о вновь обнаружившемся детоубийстве. Незаконно "прижитых" детей душили даже фрейлины его жены! Преступниц казнили, однако жертв не становилось меньше. И тогда в 1714 году по повелению Петра в северной столице открыли богадельню для подкидышей, со специальным чуланом, где можно было тайно оставлять младенцев. Как и почти все благие начинания, дело это вскоре почти сошло на нет, задохнувшись от недостатка средств.
Впрочем, причина была не только в этом. В полезной инициативе явно недоставало Человека. Сирот и тех, от кого родная мама отказалась, конечно, можно выращивать, надеясь потом поставить их под ружье или отправить работать на суконную фабрику. Но человек рождается не для "государственного интереса".
Между тем в то время, когда этот самый чулан оборудовали, уже появился на свет тот, кто эту идею смог воплотить. Основатель настоящего детского дома и отец русской "детдомовской" педагогики тоже был незаконнорожденным.
Хотя Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын петровского фельдмаршала И.Ю. Трубецкого, не познал и сотой доли страданий, которые обычно выпадали на долю его товарищей по несчастью. Любящий отец дал ему все, что смог, - богатство и прекрасное образование, чуткое сердце и способность вдохновляться самыми невероятными идеями. Одна из них - сделать оставленных всеми детей счастливыми.
В 1763 году правительственным манифестом было объявлено о создании в Москве Воспитательного дома с госпиталем для бедных родильниц. Для нового учреждения построили неплохое по тем временам здание и нарисовали герб: птица пеликан и девиз "Себя не жалея, питает птенцов" (тогда верили, что пеликан кормит птенцов собственным мясом). Однако замечательный приют, покровительствуемый императрицей, наполовину оказался такой же авантюрной затеей, как и многие другие педагогические прожекты блестящего восемнадцатого века.
В Воспитательном доме Иван Иванович, в полном согласии с идеалами эпохи Просвещения, собирался выводить "новую породу" людей: разумных, здоровых нравственно и физически, способных найти себе дело по душе и занять свое место в обществе. С точки зрения философии Просвещения именно подкидыши были замечательным "материалом" для педагогического эксперимента. Бецкой верил, что ребенок от рождения является "чистым листом", на котором хороший воспитатель может написать все, что сочтет нужным. Отсутствие семьи и родителей помогает - никаких влияний извне, ничто и никто не помешает сеять в юных душах разумное, доброе, вечное.
Однако безобразнаЯ реальность вскоре устроила серьезное испытание оптимисту. Дом содержался в основном на частные пожертвования. Незаконный сын фельдмаршала был мастер их находить, проявив, кроме знакомства с новейшими педагогическими теориями, и недюжинный талант снабженца: кроме нескольких знатнейших фамилий и членов императорской семьи, на содержание дома жертвовали жившие в Москве греки, татары, армяне и даже купцы Амстердама и Берлина.
Но многие из питомцев Ивана Ивановича не дожили до знакомства с науками и ремеслами, умерли в младенчестве из-за недостатка грудного молока. Заменителей тогда не существовало, а с рынка привозили разбавленное, с толченым мелом. Кончилось тем, что порядочные воспитатели на собственные средства обзавелись коровами. Сам Бецкой устроил целую ферму у Дорогомиловской заставы.
К тому же подкидышей оказалось больше, чем дом смог вместить: в палатах на 40 человек жили 80 и больше воспитанников. Заразные болезни косили "новую породу" сильнее, чем где бы то ни было. Одну заразу, впрочем, удалось победить - в 1768 году детдомовцам привили оспу, и москвичи, увидев, что никто из них от этого не умер, стали приводить на прививку своих детей.
Чтобы сохранить жизнь питомцам, Бецкой часто отдавал их на вскармливание в крестьянские семьи. Через три-четыре года забирал обратно и начинал учить. Кроме вещей необходимых, обучал и просто приятным. Его воспитанники неплохо музицировали, разбирались в живописи, а тех, у кого обнаруживался явный талант, отправляли учиться дальше, за государственный счет.
Конечно, Бецкому не удалось сделать всех их счастливыми, здоровыми и хорошо образованными. Однако они вышли в жизнь свободными - даже те, чьи родители были крепостными. Ведь в уставе дома было записано: "Все воспитанные в сем доме и дети их, и потомки ... останутся вольными".
А это ли не "новая порода", которую так хотел вырастить Бецкой?
Другие работы по теме:
Струве Петр Бернгардович
Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности.
Основные методы тренировки легкоатлетов
Н. Г. Озолин № пп Название метода Основное назначение Упражнение Содержание метода Интенсивность Объем Интервал отдыха Кол-во занятий в неделю Место в большом цикле тренировки
Воспитание в контексте социализации
Стихийная социализация - процесс непрерывный, т.к. человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный (прерывный), ибо, будучи относительно осмысленным и целенаправленным, осуществляется в определенном месте.
К вопросу о телеологии образования
Обучение принимается за технологию достижения образования, в то время как обучение есть всего лишь форма, в которой организуется процесс образования, а результатом образования является не образованность, как принято считать, а воспитанность.
Правовое воспитание и правовое обучение
Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому.
Тема Кол-во страниц
Нормативно-правовая база социально-педагогической деятельности с социальными сиротами
Ася 2
Автор: Тургенев И.С. Повесть «Ася» писалась около пяти месяцев. Замысел ее возник случайно во время катания на лодке. Воспитание Аси имеет корни в русских традициях. Она мечтает пойти «куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг».Образ Аси очень поэтичен.
Образ Евгения Онегина 4
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год).
Каковы жизненные идеалы Штольца по роману И.А. Гончарова Обломов
Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов") Автор: Гончаров И.А. В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря.
Робин Гуд
Робин Гуд (английской Robin Hood) — это герой средневековых английских народных баллад, предводитель лесных разбойников. По рассказам, действовал со своим отрядом в лесах возле Ноттингема и боролся за справедливость — грабил богатых рыцарей и священников, отдавая добытое беднякам. Лицо прототипа этих баллад и легенд не установлено.
Анализ стихотворения А.А.Фета "Степь вечером"
Афанасий Афанасьевич Фет написал стихотворение "Степь вечером" в 1854 году. Основная тематика содержания - это описание буйной природы степи. Это стихотворение было впервые опубликовано в журнале "Современник".
Вклад в развитие риторики
Вклад в развитие риторики, который внес своим трудом «Воспитание оратора» римский оратор, адвокат и педагог Квинтилиан очень велик. Труд Квинтилиана оказал огромное влияние на гуманистов эпохи Возрождения, создававших на его основе свои руководства по ораторскому искусству. Наряду с Цицероном, другим непревзойденный римским оратором, Квинтилиан долгое время был самым читаемым латинским автором, его книги считались образцом для всех, писавших по-латыни в Новое время.
Альбергати, Франческо
Франческо Альбергати (итал. Francesco Albergati Capacelli; 1728 - 1804) — итальянский поэт, театральный актёр, маркиз. Франческо Альбергати родился 29 апреля 1728 года в Болонье и получил хорошее воспитание.
Макар Чудра . Горький М.
Романтическая ночь у моря, горит костер, старый цыган Макар Чудра рассказывает писателю историю про вольных цыган. Своему молодому собеседнику Макар говорит: “Ты славную долю выбрал себе, сокол... ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!”
Куршские короли
Введение 1 История 1.1 Ливонский Орден 1.2 Курляндия 1.3 Россия 1.4 Латвийская республика 1.5 Советский период 2 Быт и традиции Введение Куршские короли (латыш. kuršu ķoniņi, нем. Kurische Koenige) — конфедерация шести родов потомков местных вассалов Ливонского ордена, существовавшая в XIV—XX вв. в сегодняшней Латвии (Latvijas Republika), в краю Курземе (латыш.
Войсковой круг
— высший орган власти в Донском и Терском войсках, народное собрание всего войска, в котором могли участвовать все казаки. На кругах решались все важнейшие вопросы — выбирались войсковые атаманы и есаулы, составы станиц, отправлявшихся к государю в Москву с вестями, организовывались встречи с посланниками, принимались решения о заключении мира и военных походах, обсуждались внутренние вопросы[1] .
Джон Локк 3
Джон Локк (англ. John Locke; 29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) — британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии.
Городовые казаки
Городовы́е каза́ки (станичные, сторожевые, полковые и др.) — категория служилых людей Русского государства XIV - XVII веков. История Городовые казаки как и все служилые, разделялись на две категории: по "отечеству" - то есть родом из служилой семьи, и "по прибору" - то есть рекрутированные или завербованные.
Указ о вольных хлебопашцах
Указ об отпуске помещиками своих крестьян на волю по заключении условий, на обоюдном согласии основанных ) от 20 февраля 1803 года — законодательный акт российского императора Александра I, по которому помещики получили право освобождать крепостных крестьян поодиночке и селениями с обязательным наделением землей.
Вольный город
Свободный город (нем. Freie Stadt) — самостоятельное территориально-политическое нейтрализованное и демилитаризованное образование, правовой режим которого устанавливается международными договорами и гарантируется государствами или международными организациями. Пользуется определённой международной правосубъектностью.
Занд, Карл Людвиг
Карл Людвиг Занд (нем. Karl Ludwig Sand; 5 октября 1795 — 20 мая 1820) — убийца Коцебу. Изучал богословие в Тюбингене; в 1815 вступил волонтёром в число баварских вольных стрелков. После заключения мира продолжал научные занятия в Эрлангене и Йене, увлекаясь господствовавшими тогда в среде молодёжи политическими идеями; принадлежал к числу устроителей Вартбургского празднества.
Восстание вольных стрелков
План Введение 1 «Снаппхане» 2 Образ «снаппхане» Список литературы Введение Восстание «вольных стрелков» - вооружённое восстание против шведского владычества в областях Сконе, Блекинге и Халланд, вспыхнувшее во время датско-шведской войны 1676-1679 гг.
Общественный строй Руси эпохи господства Золотой Орды
Монгольское завоевание радикально изменило общественное устройство Древней Руси. Князья обращены в подданных - наместников великого хана Золотой Орды. По монгольскому государственному праву вся завоеванная земля признавалась собственностью хана.
Гюстав Флобер
Великий французский романист - "Госпожа Бовари. Провинциальные нравы" (1857), "Саламбо" (1862), "Воспитание чувств" (1869); сборник "Три повести" (1877); пародийно-сатирический "Лексикон прописных истин".
Шпаликов Г.Ф.
Геннадий Шпаликов урожден поэтом. Читатель его вольных стихотворений и всегда подневольных сценариев поймет без моей указки и без моего указания, что Шпаликов - изначально поэт, ищущий воли, не добывший свободы, кроме той, о коей не пишу.