Амаэ можно приблизительно перевести как «зависимость от благожелательности других». Это «ключевая концепция для понимания личных свойств и особенностей характера японцев» (Doi, 1973, с. 17). Амаэ жизненно необходима, чтобы ладить с окружающими в Японии; это основа для создания гармоничных отношений, в которых дети зависят от родителей, молодые полагаются на старших, дедушки и бабушки рассчитывают на своих взрослых детей и т.д. Хотя имеется множество интерпретаций слова амаэ, его нельзя точно перевести на русский язык, так как в нем и в других европейских языках просто нет терминов, аналогичных по значению амаэ (Doi, 1974, с. 148). По Дои, глагол амаэру от существительного амаэ означает «зависеть [от] и полагаться на благожелательность другого» (российские словари дают более широкое толкование — «быть избалованным», «воспользоваться чем-либо», «искать покровительства»). «Это слово имеет такой же корень, как и амаэ, означающий «сладкий». Таким образом, амаэру несет ощущение подлинной сладости и обычно применяется в описании отношений ребенка со своей матерью. Но может описывать и отношения между двумя взрослыми» (там же, с. 145). Поэтому амаэру характеризует «ласковое поведение ребенка любого пола, полагающегося на любовь своих родителей» (там же). Определения родственных грамматических форм, приводимых японскими словарями, включают и амаю — литературную форму глагола амаэру, которая переводится как «зависеть от чьей-либо любви/привязанности» (Daigenkai; цит. по Doi, 1973, с. 167) или «полагаться на близкие отношения, чтобы подлизываться к другим, или подхалимничать, чтобы заслужить чье-либо одобрение» (там же).
Понятие амаэ оказывает огромное влияние на все стороны жизни японцев, так как связано с другими основополагающими характеристикам японской ментальности, такими как энрё (сдержанность), гири (долг), цуми (вина), хадзи (стыд) (Doi, 1973, с. 33-48). Дои выделяет три типа человеческих отношений среди японцев: отношения во «внутреннем» круге, они же в разновидности средней (промежуточной) зоны и отношения во «внешнем» круге.
Чьи-либо родные, с которыми нет необходимости соблюдать энрё, находятся в пределах его «внутреннего» круга, но отношения типа гири, где энрё присутствует, лежат уже во «внешнем» для субъекта круге. Иногда, правда, отношения гири, распространяемые на знакомых, самими японцами оцениваются как «внутренние», в отличие от мира танин (чужих, незнакомых), с которыми нет никаких контактов и где нет необходимости даже прибегать к энрё (там же, с. 40).
Другими словами, во внутреннем круге [общения] амаэ востребовано, и здесь нет энрё, в средней зоне присутствует энрё, а во внешнем круге — мире незнакомцев — нет ни амаэ, ни энрё. В общем, японцы четко проводят различия между «внутренним» и «внешним» и соответственно по-разному строят межличностные отношения в каждом случае.
Например, они испытывают гири (чувство долга), когда другие, по отношению к кому они испытывают энрё (сдержанность), проявляют к ним доброту. Однако японцы не выражают в такой степени свою призна тельность в отношении близких людей, с кем они могут амаэру (подхалимничать, рассчитывать на их доброжелательность и т.п.) (Сахаси, 1980, с. 49). Другой пример иллюстрирует японское чувство вины, которое «возникает больше всего в ситуации, когда кто-либо не оправдывает доверия членов своей группы» (Doi, 1973, с. 49). Перед людьми, принадлежащими к внутреннему кругу, японцы, однако, не винятся слишком много, так как они настолько близки, что амаэ дает им возможность быть прощенными при любом проступке (там же).
Корни амаэ могут быть найдены в прообразе отношений матери и ребенка, считает Дои (Doi, 1973, с. 7 и 75). Нормальные дети грудного возраста стремятся быть ближе к своим матерям, и в то же время «желание, чтобы их любили, сопротивление против отделения от теплого круга мать-ребенок и выбрасывания в мир объективной реальности» возникает в детском сознании. Дои (там же, с. 72) полагает, что ома — корень от слова амаэ, может иметь отношение к детскому ума-ума, означающему желание ребенком материнской груди или еды вообще.
Слово амаэ может также служить для описания отношений между двумя взрослыми. Зависимость между взрослыми вообще рассматривается в японском обществе конкретно, как отношения между мужем и женой, учителем и учеником, доктором и пациентом (там же, с. 150). Однако, если отношения между матерью и ребенком ассоциируются с корнем слова амаэ, то оно должно было стать международным понятием. Почему же концепция амаэ, похоже, ограничивается только Японией? Дои (цит. по Сахаси, 1980, с. 95) выстраивает теорию, согласно которой в период формирования японского общества разные люди вынуждены были мигрировать и жить вместе на маленьком острове; в результате концепция амаэ могла стать важной Для сохранения сплоченности группы, так как японцы принадлежат к тому типу людей, которые с древних времен придавали большое значение групповому единству.
Человеческие отношения в Японии отличаются от подобных на Западе по многим параметрам, особенно это касается личных отношений в свете концепции амаэ. Во-первых, японцам трудно сказать «нет», в отличие от представителей Запада, которым это дается намного легче. Причина этого в том, что отношения японцев, основанные на амаэ, нестабильны (Doi, цит. по Sahashi, 1980, с. 79); люди не решаются отказать другим из опасения разрушить личные связи. Дои настаивает на том, что люди Запада могут легко отказывать именно потому, что понятие амаэ не задействовано в их отношениях (там же, с. 80). Во-вторых, когда японцы хотят сблизиться (познакомиться) с кем-нибудь, они преподносят подарок или угощают гостя (там же, с. 87). В результате последний оказывается в положении должника, и между ними устанавливаются зависимые отношения, основанные на амаэ. С другой стороны, у европейцев нет такой озабоченности соблюдением обычаев; живущие в Японии представители западной культуры могут иногда из-за этого оказаться в затруднительном положении. Подобные примеры призваны проиллюстрировать тот факт, что амаэ — чисто японская характерная особенность. Однако Дои (Doi, 1973, с. 169) настаивает, что «в основе ощущения амаэ должно лежать что-то подсознательно общее для всего человечества». Следовательно, концепция амаэ может существовать и в западных обществах, но на более глубинном, скрытом уровне.
Список литературы
Dot Т. Amae: A key concept for understanding Japanese personality structure, in W. Lebra, T. Lebra (eds.), Japanese culture and behavior: Selected readings. Honolulu: University Press of Hawaii, 1974. С 145-154.
Doi T. The anatomy for dependence. NewYork: Kodansha, 1973.
Сахаси С. Нихондзинрон но кэнсё: Гэндай нихонсякай кэнкю (Осознание японцами своего характера: исследование современного японского общества). Токио: Сэйбундо Синкося, 1980.
Другие работы по теме:
Концепции логистики
Логистическоя концепция для организаций бизнеса - (руководящая идея), платформа поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Концепция таргетинга рекламы
Концепция таргетинга рекламы определяет стратегию достижения рекламой малых целевых групп. Концепция таргетинга выделяет развитие отношений с потребителем и увеличение ценности рекламного сообщения для него в качестве приоритетных задач.
Японская музыка
История развития японской музыки отчётливо делится на несколько этапов, соответствующих важным периодам экономического и культурного развития Японии. В ходе архелогических раскопок на Японских островах были обнаружены окарина и каменный свисток.
Бессмертная лирика Басё
Каждый, кто хотя бы немного знаком с японской поэзией, и даже тот, кто вовсе не знаком с ней, наверняка слышал имя великого поэта-странника XVII века Мацуо Басе. Неистощимым источником вдохновения Басе были его дорожные впечатления.
Союзный договор между Российской империей и Китаем 1896
Союзный договор между Российской империей и Китаем (точнее, маньчжурской империей Цин, частью которой тогда был Китай) был подписан в Москве 22 мая (3 июня) 1896 года. В случае нападения Японии на любую из сторон, а также на Корею, подразумевал совместные военные действия против агрессора.
Бородин, Георгий Кондратьевич
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Награды Введение Гео́ргий Кондра́тьевич Бороди́н (14 января 1860—1921) — участник русско-японской войны, Первой мировой войны, Белого движения во время Гражданской войны, генерал-майор (1917).
Республика Тайвань 1895
Респу́блика Тайва́нь (кит. трад. 臺灣民主國, упр. 台湾民主国, пиньинь Tбiwān Mнnzhǔguу) — самопровозглашенное государство, существовавшее на острове Тайвань в 1895 году перед аннексией острова Японской империей.
Война годов Дзинсин
Война годов Дзинсин , или Смута Дзинсин (яп. 壬申の乱 дзинсин но ран?, «смута года водяной обезьяны») — вооружённый конфликт за Императорский престол в древней Японии в 672 году между старшим сыном покойного Императора Тэндзи, принцем Отомо, и его младшим братом, принцем Оама.
Мангёндэ
́ (кор. 만경대, 萬景臺, англ. Man'gyŏngdae; при японской власти Манкэйдай)[1] — малый населённый пункт (деревня) в 12-ти км. на юго-запад от Пхеньяна. Административно входит в провинцию Пхеньян. Название деревни состоит из элементов «десять тысяч» (ман), «пейзаж» (гён), «зеленый холм» (дэ), и связано с видом с местных холмов на реку Тэдонган.
Битва за Сайпан
Битва за Сайпан — сражение Тихоокеанской кампании Второй мировой войны, проходившее на острове Сайпан, одном из Марианских островов, с 15 июня по 9 июля 1944 года. Это сражение стало первым в Марианской наступательной операции военных сил США.
Девиз правления
(кит. 年号, пиньинь niбnhаo, палл. няньхао, яп. 元号, гэнго:, кор. 연호, йонхо:, вьетн. niкn hiệu) — принятое в китайской, японской, корейской и вьетнамской политике, календаре и историографии символическое выражение, обозначающее период правления царя или императора.
Ким Гу
Введение 1 Ранняя деятельность 2 Временное правительство в Шанхае 3 После освобождения Кореи 4 Смерть Список литературы Введение Ким Гу, кор. 김구, 金九 (29 августа 1876 — 26 июня 1949) — корейский патриот, деятель корейского национально-освободительного движения, борец за независимость от Японии, шестой и последний президент Временного правительства Кореи.
Соглашение Хэ Умэдзу
(кит. 何梅协定; яп. 梅津・何応欽協定) — тайный договор между Японской империей и Китайской республикой, заключённый 10 июня 1935 года, незадолго до начала Второй японо-китайской войны.
Чин Пен
(кит. 陳平 Чэнь Пин, малайск. Chin Peng, настоящее имя Ван Вэньхуа Онг Бун Хуа (кит. 王文華, малайск. Ong Boon Hua), род. 22 октября 1924) — политический деятель в Малайзии. Вступил в Коммунистическую партию Малайи (КПМ) в 1940. Во время японской оккупации возглавлял Малайскую народную антияпонскую армию.
Британская военная администрация
(англ. British Military Administration) — орган, осуществлявший временное управление Объединёнными Малайскими Султанатами, Необъединёнными Малайскими Султанатами и Стрейтс-Сетлментс в период между окончанием Второй мировой войны и образованием Малайского Союза.
Кобза, Иван Иванович
Введение 1 Дореволюционные годы 2 Первая Мировая и Гражданская войны 3 Возвращение на Украину Введение Кобза, Иван Иванович (1874, Павлоград — †1928, Соловки) – украинский общественный и военный деятель начала XX века. Участник русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн.
Сахалинские корейцы
Введение 1 Японский Южный Сахалин 2 Занятие Южного Сахалина советскими войсками 3 Жизнь в советское время 4 Японское предложение о репатриации 5 Проблемы самоопределения сахалинских корейцев
Японская оккупация Сингапура
Японская оккупация Сингапура — период истории Сингапура с 15 февраля 1942 года по сентябрь 1945 года. Неделя обороны Сингапура завершилась 15 февраля 1942 года крупнейшей в истории капитуляцией британских войск. На следующий день генерал Ямасита приказал разделить остров на четыре зоны и подчинить их командирам дивизий.
Новые левые Япония
Японские новые левые (яп. 新左翼 Синсаёку?) — общее название японской части общемирового движения новых левых. Японские новые левые включали в себя наиболее радикальных представителей студенческого движения выступавших против империалистической политики Японии и США и поддерживали национально-освободительные движения стран Третьего мира.
Японизм
В.ван Гог."Куртизанка" Японизм (от франц. Japonisme) — направление в европейском искусстве XIX cтолетия, сложившееся под влиянием японской цветной ксилографии (укиё-э и художественных ремёсел. Мотивы, техника и подача цвета в японском искусстве отразились на творчестве таких мастеров, как Мане, Гоген, Винсент ван Гог и других импрессионистов.
Берлинский пакт 1940
года известный также как Пакт трёх держав 1940 года Тройственный пакт — международный договор (пакт), заключённый 27 сентября 1940 года между представителями главных стран-участников Антикоминтерновского пакта: Германией (Иоахим фон Риббентроп), Италией (Галеаццо Чиано) и Японской империи (Сабуро Курусу) сроком на 10 лет.
Бородин, Николай Николаевич
Николай Николаевич Бородин (Российская империя, 1870 — 5 сентября 1919, Лбищенск) — уральский казак, русский военачальник. Генерал-майор. Участник Русско-японской,Первой мировой и Гражданской войн. Участник Белого движения в Сибири.
Пекинский договор 1925
Пекинский договор 1925 года (Советско-японская конвенция 1925 года об основных принципах взаимоотношений) — договор между Японией и СССР об установлении дипломатических отношений, подписанный в 1925 году в Пекине.
Вторая Филиппинская Республика
Эта статья о Филиппинах в период 1943-1945; Общую статью о Филиппинах см.: Филиппины. Вторая Филиппинская Республика , официальное название — Республика Филиппины
Временное правительство Кореи
Временное правительство Республики Корея — организация, провозгласившая себя правительством Кореи в изгнании. Находилось в Шанхае, а затем в Чунцине во время японской оккупации Восточного Китая.
Ляоянское сражение
Ляоянское сражение 1904 года, сражение между русской Маньчжурской армией и тремя японскими армиями во время русско-японской войны 1904-1905. Произошло 11(24) августа — 21 августа (3 сентября) в р-не г. Ляоян (юго-вост. часть Маньчжурии).
Логинов, Александр Матвеевич
Алекса́ндр Матве́евич Ло́гинов (23 ноября 1857(18571123) — 1932) — уральский казак, участник Русско-турецкой войны (1877—1878), 2-й Ахал-текинской экспедиции (1880-1881), Китайской кампании (1900—1901), Русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1918) войн, генерал-майор.
Японская премия качества
Японская премия качества Японская премия качества (Japan Quality Award – JQA) разработана на базе Критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Шоиши Саба, экс-председатель комитета премии, выступая на форуме "Азиатской организации производительности" в 1999 г., прокомментировал причину появления Японской премии качества следующим образом: "Успех премии Болдриджа в деле совершенствования систем управления, показал, что японским компаниям следует не только заботиться о качестве своих продуктов и услуг, но и уделять пристальное внимание качеству менеджмента.
Революция 1905-1907гг. Избранное
Причина. Неудачный ход русско-японской войны 1905-1907гг. вызвал в России массовое недовольство. Различные слои общества стали предъявлять свои требования к властям. Одним из этих слоев была интеллигенция, которая впоследствии и стала добиваться расширения гражданских свобод.
Симадзаки Тосон
Симадзаки Тосон (Симадзаки Харуки, 1872—) — крупнейший из современных писателей Японии, признанный классик буржуазной литературы, создатель современного японского литературного языка.