Шишова Т. Л.
Вам уже во многом понятно, какие страхи актуальны для вашего ребенка, и вы сможете выбрать из предлагаемого далее набора соответствующие игры.
Важное отличие этого этапа изживания страхов от предыдущих - включение в сюжеты игр реальности. Во многих из них в качестве главного действующего лица уже появляется сам ребенок. Не сказочный персонаж и не абстрактный мальчик или девочка, а вполне конкретный Саша или Кирюша. (Хотя если ребенок будет усиленно этому противиться, окрестите героя как-нибудь по-другому). Что же касается событий, то полезно, когда реальность сочетается в них с вымыслом, причем с упором на положительные модели поведения. Пусть в играх ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя и пусть хотя бы в игре победит свои страхи, перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче, ведь игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность, и признание окружающих окрыляет ребенка. Разумеется, и на этом этапе следует избегать излишнего давления на ребенка. Не превращайте игру в унылую обязанность, пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Не торопитесь проиграть сразу все. Лучше двигаться вперед потихоньку, тогда ребенок лучше осмыслит происходящее, и эффект будет прочнее.
На этом этапе лучше уже отходить от кукольного театра. Пусть ребенок изображает того или иного персонажа не куклами, а сам. Уделяйте повышенное внимание его мимике и жестам, поскольку адекватное (а еще лучше - утрированное, смешное, карикатурное) изображение различных чувств помогает нервным детям преодолеть эмоциональные расстройства.К играм можно привлекать и других детей, но только в том случае, если ваш ребенок не будет стесняться показывать перед ними свой страх.
Страх темноты
Это один из самых распространенных страхов у дошкольников и младших школьников. Честно говоря, и среди взрослых найдется немало таких, которым темнота внушает опаску.
Сколькие из нас, войдя в темную квартиру, поспешно включают свет в коридоре или даже оставляют его невыключенным в свое отсутствие, предпочитая заплатить за лишние киловатты, но не подвергать себя неприятным ощущениям. В темноте есть нечто мистическое, недаром у всех народов с ночью и с темнотой связано множество страшных поверий, легенд и сказок. Особенно силен страх темноты у народов, не затронутых современной цивилизацией, а поскольку у детей архаическое коллективное бессознательное проявляется гораздо ярче, чем у взрослых (недаром им так близки сказки), то неудивительно, что темнота часто вызывает у них панический ужас.
Поэтому ни в коем случае не нужно заставлять ребенка засыпать в темной комнате. Это можно делать только с его согласия. Казалось бы, столько на эту тему понаписано, а до сих пор множество родителей уверено, что сон при включенной люстре для детской психики гораздо вреднее, чем ежевечерний стресс. Они и стрессом-то это не считают! "Пусть привыкает", - вот распространенный ответ. Хотя потом, когда ребенок, раскрывшись в работе с психотерапевтом, начинает рассказывать, какими чудовищами населена для него темнота, их самих прошибает холодный пот.
Но с другой стороны,ни в коем случае не насилуя волю ребенка, следует предлагать ему различные игры, в которых он незаметно преодолеет страх темноты.
1. "ЗВЕРУШКИ В НОРКЕ" (для детей 3-4 лет)
Ложась с ребенком в постель при включенном свете, накройтесь одеялом и приговаривайте примерно следующее: "Мы с тобой маленькие (белочки, зайчики, мышки - кто ему больше нравится), мы лежим в нашей уютной норке. Там, на улице темно, холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам не придет, никого мы не пустим. В нашей норке толстые стены, нам никто не страшен". Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок расслаблялся и постепенно засыпал.
Утром можно сыграть, как к зверюшкам попытался залезть в норку злой волк (роль которого можно периодически предлагать и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером же этого варианта следует избегать, чтобы ребенок не перевозбудился.
2. "БОБРЫ" (для детей 3-6 лет)
Охотник пытается поймать бобра (или бобров, если играют несколько детей). Бобер прячется от него под столом, накрытом скатертью, свисающей до полу, и сидит там, пока не убедится в том, что охотник ушел и можно вылезать. Время сидения в темноте следует понемногу увеличивать. (Например, охотник может сказать, что он сейчас обшарит соседнюю рощицу - т.е., выйдет в соседнюю комнату - и вернется). Бобра же надо постепенно побуждать к тому, чтобы он не просто прятался, а придумывал, как ему защитить свое жилище.
3. "КТО ПРИТАИЛСЯ В ТЕМНОТЕ?" ( модификация игры, использовавшейся И.Я.Медведевой и мной в психокоррекционных занятиях с детьми 4-8 лет)
Эта игра проходит гораздо оживленней, если в ней участвует несколько детей. Ребенок (он называется своим, а не вымышленным именем) ложится на кровать или на два сдвинутых кресла и делает вид, будто засыпает. Поначалу свет выключается понарошке, но со временем можно будет делать это и по-настоящему. Внезапно в темноте ребенку чудится какое-то лохматое чудовище. Он дрожит от ужаса, хочет закричать, позвать маму, но потом собирается с духом, встает, зажигает свет... и выясняется, что чудовище - это маленький, милый котенок (изображаемый либо куклой, либо другим ребенком).
Для детей 6-8 лет эту игру можно усложнить. Пусть ребенок попытается жестами изобразить то, что ему привиделось в темноте, а другие дети попробуют отгадать. (В следующий раз, когда пантомимические возможности будут исчерпаны, можно называть первую и последнюю буквы загаданного слова). Тому, кто отгадает, присуждаются очки.
4. "В ТЕМНОЙ НОРЕ" (для детей 4-5 лет, игра, предложенная М.И.Чистяковой)
Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Она заманила друзей в нору, пообещав им угощенье. Но когда малыши пришли к Лисе, она открыла дверцу в свою нору и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: "Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощенье!" Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. А Зайчонок не плакал, он думал. И наконец предложил Утенку вырыть подземный ход. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лиса с дровами, открыла дверцу, осмотрела норку и замерла от удивления... В норе никого не было.
Норой должно служить помещение, в котором нет естественного освещения (коридор, кладовка и т.п.) Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Взрослый ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.
Если у ребенка нет партнера на роль второго зверька, пусть он либо изображает обоих персонажей(скажите ему, что так даже интересней, он может говорить на разные голоса или взять "в партнеры" мягкую игрушку), либо попадает в лисью нору один.
5. "КУКОЛЬНЫЕ ПРЯТКИ" (для детей 4-6 лет)
В этой игре прячутся не дети, а игрушки. Причем некоторые прячутся в освещенном помещении, а некоторые - в темном.
(Днем - комнате с плотно задвинутыми шторами, вечером - при включенном ночнике). За игрушку, найденную в темноте, дается больше очков, чем за лежащую на свету. Поначалу подыгрывайте ребенку, оставляйте игрушки в темной комнате на видном месте.
6. "СМЕЛЫЙ РАЗВЕДЧИК" (для детей 5-8 лет)
Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым.
Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый опять-таки своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.
Другие работы по теме:
Сервисная деятельность в морских круизах
Graphics Презентация Тема: Сервисная деятельность в морских круизах Graphics Ценовая политика Включено в стоимость: Круиз с проживанием в каюте выбранной категории, портовые сборы, многоразовое питание на лайнере - по системе "все включено", все развлекательные и спортивные программы, детские программы, пользование бассейном, тренажерным залом, библиотекой, кинотеатры, дискотека, шоу программы и многое другое.
Проектирование санаториев и детских здравниц
Планировка палатных корпусов, расположение подсобных помещений, лестниц и лифтов. Смежное расположение санитарных узлов и лоджий двух палат. Выбор местности для проектирования детских домов отдыха, здравниц для выздоравливающих, санаториев и больниц.
Мужские страхи
Надо признаться – тему мы избрали обширную настолько, что рискну только анонсировать её. Затем, беседуя с разными специалистами, сузить круг и разобраться, что же это такое – мужские страхи.
Меч
В буддизме меч, Adi, является эмблемой мудрости и проницательности. Находящийся в руках божества, он отсекает все сомнения и страхи, расчищая путь к познанию истины. В даосизме символизирует победу над злом.
Страхи у детей дошкольного возраста
Проблема детских страхов – это одна из тех тем, с которыми наиболее часто приходится сталкивается детскому психологу. Жаль лишь, что далеко не все дети, нуждающиеся в помощи, ее получают.
Детские страхи
Виды страхов. Выявление страхов. Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия. Страх темноты.
Устранения страхов с помощью арт-терапии
Эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают.
Методика выявления детских страхов Страхи в домиках
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты, одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Самооценка и уровень притязаний 2
Самооценка и уровень притязаний. «То, что людьми принято называть судьбою – является лишь совокупностью учиненных ими глупостей». Артур Шопенгауэр
Остер ГБ
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.
Иванов ГВ
Иванов Георгий Владимирович (1894 - 1958), поэт, прозаик. Родился 29 октября (10 ноября н.с.) в Ковенской губернии в небогатой дворянской семье с военными традициями. Детские годы прошли в имении Студенки, на границе с Польшей. Начальное образование получил дома, затем учился во Втором кадетском корпусе.
Олеша ЮК
Олеша Юрий Карлович 19.2(3.3).1899, Елизаветград, ныне Кировоград, - 10.5.1960, Москва Русский советский писатель Родился в Елисаветграде в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы Олеши прошли в Одессе, где началась и его литературная деятельность.
Страх и тревога в генезе неврозов
Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможности опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса.
Как я понимаю благородство
Сочинение-рассуждение Мне кажется, что благородство - это постоянное состояние души человека. Оно или есть, или его нет. И формируется оно в детские года. Тяжело и, наверное, не следует ждать благородных поступков от человека, который в детстве мог унизить одноклассника, обидеть девочку, свалить свою вину на другого, отказаться от своих слов и не выполнить обещания.
Творческий путь Максима Горького
Text Text Алексей Пешков родился в Нижнем Новгороде в семье столяра — Максима Савватьевича Пешкова (1839—1871). Мать — Варвара Васильевна, урожденная Каширина. Рано осиротев, детские
Роль книги в жизни человека
Книга сопровождает человека в течение всей жизни: первые книги — альбомы сказок, разукрашки, первые детские стихотворения. Мы полюбили их, а через них начали обращаться к другим книгам. Книги — наши верные советчики, они учат нас мыслить, открывают нам неизвестно. А потому роль книги в жизни человека очень большая: своей грамотности, образованности мы обязаны книге.
Анализа баллады Светлана
Анализа баллады "Светлана" Автор: Жуковский В.А. В.А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества.
Моя мама самая лучшая
СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ на тему: МОЯ МАМА САМАЯ ЛУЧШАЯ Белевская средняя школа № 1 подготовил учащийся 10 «Д» класса Толстов Александр Белев 2002 год. Моя мама самая лучшая.
Моцарт и Сaльери
Автор: Пушкин Александр. В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.
Мама меня ругает, потому что любит
Автор: Сочинения на свободную тему Каждому известно, что нет на земле ближе и роднее человека, чем мама. С самых первых минут нашей жизни мы окружены ее теплом и заботой, ей, становясь старше, мы поверяем наши тайны и страхи, делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире и всегда рассчитываем на полную поддержку и понимание с ее стороны.
Мое знакомство с творчеством Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. Впервые я познакомился с Салтыковым-Щедриным в 7 классе. Именно тогда я прочитал "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". В общем-то в этой сказке, кроме самого сказочного, я тогда ничего и не увидел. Это как детские мультфильмы, которые смотрит взрослый: как ни старайся уловить мысль, а все не получается.
Детские деревни SOS
План Введение 1 Психологическое обоснование идеи 2 История 3 Устройство деревни 4 Факты 5 Адрес 6 SOS Детские Деревни Казахстана 9 Источники Введение Детская деревня SOS (нем. SOS-Kinderdцrfer) — особый тип детских домов с долгосрочным воспитанием, приближенным к семейному. Организация оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей.[1]
Проскурин П.Л.
Проскурин Петр Лукич (1928 - 2001), прозаик. Родился 22 января в поселке Косицы Севского района Брянской области, в крестьянской семье. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, во время Отечественной войны оккупированном фашистами.
Генрих Гейне
Генрих Гейне родился 13 декабря 1797 года в городе Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. Первые детские годы поэта связаны с впечатлениями от пребывания французов в Рейнской области.
Шкловский В.Б.
Шкловский Виктор Борисович (1893 - 1984), прозаик, литературовед. Родился 12 января (24 н.с.) в Петербурге в семье учителя. Детские годы прошли в столице, в Адмиралтейской части города. С детства очень много читал, хотя в школе учился плохо.
Гайдар А.П.
Русский советский писатель. Родился в семье учителя. Детские годы провЕл в Арзамасе. В 1918 пошЕл добровольцем в Красную Армию. Окончил Киевские пехотные курсы. В 16 лет командовал полком. Был несколько раз ранен.
Корнилов Б.П.
Детские и юношеские годы прошли в селе Дьяково, затем семья в 1922 перебирается в город Семенов. Начинает писать стихи, к чему в семье относятся очень серьезно.
Наровчатов С.С.
Наровчатов Сергей Сергеевич (1919 - 1982), поэт. Родился 3 октября в городе Хвалынске Саратовской области. Детские годы провел на Волге. В 1933 вместе с родителями уехал на Колыму, где окончил магаданскую среднюю школу.
Олеша Ю.К.
Русский советский писатель. Родился в Елисаветграде в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы Олеши прошли в Одессе, где началась и его литературная деятельность.
Остер Г.Б.
Остер Григорий Бенционович (р. 1947), детский писатель. Родился 27 ноября в Одессе в семье портового механика. Окончив среднюю школу в 1966, в течение трех лет служил на Северном флоте.
Тарковский А.А.
Тарковский Арсений Александрович (1907 - 1989), поэт. Родился 12 июня (25 н.с.) в Елизаветграде в семье народовольца. Детские и юношеские годы пришлись на трудную пору российской истории, что будущий поэт испытал в полной мере.