Самооценка и уровень притязаний.
«То, что людьми принято называть судьбою – является
лишь совокупностью учиненных ими глупостей».
Артур Шопенгауэр
Самооценка и уровень притязаний.
«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу,
богов и все, что угодно, но только не самих себя».
Платон.
Человек, объясняя странности своего поведения, как себе, так и другим приводит развернутую аргументацию, не отдавая себе отчета, что поведение управляется желаниями.
Конечно, удобнее думать, что я страдаю «ради другого» (жены, детей, родителей) и обвинять всех в своих несчастиях, нежели признать, что эти переживания в угоду собственной невротичности. Это показуха и следование догматическим убеждениям, установкам или своим комплексам.
Нужно выглядеть или соответствовать?
И вот уже эти амбициозные, но не состоявшиеся мужчины в сорок лет получают инфаркт, а в лучшем случае стрессовую импотенцию.
Нужно просто перестать что-то кому-то, доказывать, а получать удовольствие от жизни. Вроде бы человек к чему-то стремится, что-то делает, но для себя ли?
Или все-таки для своих комплексов, страхов, установок?
«Не страх, а побежденный страх
заслуживает восхищения и
делает жизнь достойной того, чтобы жить»
Людвиг Витгенштейн.
Когда в человеке хозяйничают его страхи и комплексы, настоящие, подлинные его цели подменяются мнимыми, он разменивается по мелочам и делает глупости.
Вот уже мы оправдываемся, находя объяснения «почему» и «потому что» своим глупостям и гадостям. Испытывая страх и чувство вины перед кем-то, мы навешиваем на них всех собак, поскольку не можем признать собственные ошибки.
Конечно же, в большей мере в этом поведении прослеживается влияние семьи и той среды, в которой воспитывается человек. И истоки многих жизненных проблем или достижений можно проследить, исследуя жизнь прародителей в тех семьях, в которых наблюдается эта история.
Тогда можно заглянуть в глубь времени и посмотреть, насколько дедушки и бабушки, живые или покойные, воздействуют на жизнь своих внуков.
Недаром говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает».
И если человек знает историю своей семьи, то его ответы можно разбить на четыре самые распространенные конфигурации.
1. Гордость за предков.
2. Идеализация.
3. Соперничество.
4. Личный опыт.
Про это поговорим в другом месте, как детские сценарии влияют на судьбу человека. Разберем генограмму семейного влияния на будущее человека. Но все же судьба человека определяется в первую очередь им самим, его умением мыслить и разумно относиться ко всему происходящему в окружающем его мире.
Человек сам планирует собственную жизнь. Только свобода дает ему силу осуществлять свои планы, даже если жизненный план человека определен другими людьми или в какой-то степени обусловлен генетическим кодом.
Встречаются люди, которые постоянно живут как будто бы в молчании и страхе, устраивая свою жизнь «по умолчанию». Для большинства из них это великое несчастье. И вот только родные и близкие могут понять, что он прожил жизнь, обманывая мир и в первую очередь себя, строя иллюзию борьбы на пустом месте.
Мы уже говорили, что свое будущее человек планирует еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Наш сценарий жизни, запускаемый в детском возрасте, представляет самую примитивную форму. В это время ребенок чаще всего не получает уроков особой гибкости. И этот заложенный импульс, и пример родителей толкает человека навстречу судьбе, как бы он не сопротивлялся или имел в последствии свободный выбор.
Подросток же дорабатывает свой сценарий с учетом уже нового окружения. Принимая или отвергая навязанные убеждения и манеру поведения в данном социуме.
И цель жизни определенная этой «матрицой» часто мнимая, фиктивная и как следствие не достижимая.
Психологи не проповедуют идею о том, что жизненные человеческие планы определяются согласно гороскопам или мистическим решениям. Они видят, что чаще всего детские решения, подростковые мечты, а не сознательное планирование в зрелом возрасте определяют судьбу человека.
И нет никакой возможности свести поведение человека и его судьбу к какой-то формуле или предначертанию. Ведь реальный человек как личность действует спонтанно рациональным, хотя и предсказуемым образом, принимая во внимание действия других людей. Или сгибаясь под ударами обстоятельств.
Силы появляются только тогда, когда человек почувствовал что это ему действительно нужно. Наше сознание помогает нам только в том случае достичь цели, когда наш КУРАЖ поддерживается нашими же интересами.
И нет ничего постыдного в том, чтобы желать себе счастья.
И чтобы люди ни думали или ни говорили о своей жизни, нередко создается впечатление, будто какое-то мощное влечение заставляет их куда-то стремиться, очень часто совсем не в соответствии с тем, что они задумали.
Определенное течение жизни в основном имеет предсказуемый результат, если, конечно, не возникает каких-то препятствий, или кто-то не вмешивается.
И вот человек не смог преодолеть бурное течение жизни:
• Одни стараются делать карьеру, но сплошные неудачи.
• Другие ищут любовь, а находят ненависть даже у тех, кто их любит.
• А родители, считающие, что они сделали все возможное для счастья своих детей, получают наркоманов, преступников и самоубийц.
Так вот роли распределены, текст заучен, - действие развивается по плану.
Так как же сломать порочную схему, как вырваться из круга неудач?
Ведь стоит только одному из участников жизненного спектакля изменить текст, не говоря уж, об амплуа, то партнеры вынуждены будут реагировать на это, и всё представление на сцене жизни пойдет иначе.
А если изменения сделать осмысленно и определенным образом?
Возникнет ли тогда лучший вариант жизни?
Я согласен с утверждением, что «весь мир театр и люди в нем актеры» и роли нам приходиться играть сочиненными обстоятельствами или нашими интересами.
Но где мы-то, сами где?
Неужели мы ненастоящие, а лицедеи?
В этом самая большая ошибка, когда наши роли играют НАС.
Другие работы по теме:
Психология сознания (У.Джемс)
Среди наиболее продуктивных идей научной психологии идея "потока сознания", выдвинутая американским психологом Джемсом более 100 лет назад, одна из самых значительных.
Сознание и самосознание
Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего.
Я - это все мои "Я" (о формировании и влиянии самооценки)
Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие.
Типология карьеристов
Одно из наиболее важных решений, которое принимает человек в жизни, — это выбор карьеры. При определении ее направления важно знать, какими навыками обладает человек. В реальной жизни наиболее часто встречаются шесть типов подхода к построению карьеры.
Мощь самооценки
Что такое самооценка. Почему нужна самооценка. Самооценка и достижения. Размышления об истоках самооценки.
Функции оценки в учебном процессе
Применяемая в настоящее время система контроля и оценки сложилась давно, в других условиях функционирования образовательной системы. Эти условия изменились, что обнажило недостатки применяемого контроля и оценки.
Образ Я
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того основываются они на объективном знании или субъективном мнении.
Психологическая основа счастья
Не единожды задавая себе вопрос, что же такое счастье, я присвоила это определение некоему состоянию души, мало зависящему от конкретности внешних факторов.
Понятие характера 4
Характер, наряду с темпераментом, является одной из наиболее значительных форм проявления личности. Если темперамент обусловливает динамическую сторону личности, то характер -- её содержание
Психология конфликта 2
Психология конфликта 1. Причины, виды, формы конфликтов Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая: 1) либо противоречивые позиции сторон по какому-то поводу; 2) либо противоположные цели или средства их достижения в данных условиях; 3) либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов, и пр.
Этапы управления межличностными и межгрупповыми конфликтами
Вопрос 21. . Процесс урегулирования конфликта подчинен тому, чтобы тем или иным способом побудить конфликтующие стороны прекратить противоборство, вступить в переговоры между собой и найти совместное решение, в той или иной степени приемлемое для всех.
Особенности самооценки в подростковом возрасте
ГОУ ВПО «Оренбургская медицинская академия» Кафедра общей психологии. Курсовая работа: . Работу выполнила: студентка 21 кп группы Николаенко В. Э. Научный руководитель: ассистент кафедры, Жакеева Ю. В. г. Оренбург. 2010 г. Оглавление
Я- концепция
— система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного Я. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.
Самооценка у молодежи 20 лет
Понятие самооценки как отношения к самому себе в целом и к своим отдельным качествам. Психосоциальные особенности у молодежи в возрасте 20 лет, влияние на самооценку уровня достижений личности в данном периоде. Определение уровня самооценки молодых людей.
Понятие самооценки личности в психологии
Самооценка, оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места в обществе. Это наиболее изучаемая сторона самосознания личности. Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении.
Влияние уровня притязаний личности на успеваемость учащихся
Проблемы современного образования в России. Взаимосвязь между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности. Личность, активный субъект деятельности. Ориентировка на подчинение, беспомощность. Реальная оценка учащимися своих возможностей.
Сознание, самосознание и самопознание
1. Сознание как научная проблема. 2. Психологическая структура сознания. 3. Самосознание как сознание самости. 1. Сознание как философско-научная проблема
Психологическая природа воли
Волгоград 1999 г. Министерство Российской Федерации по высшему и профессиональному образованию Волгоградский Государственный Университет Контрольная работа
Определение социальной направленности личности
Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.
Влияние самооценки на поведение человека в социуме
Введение Цель данной работы - проследить взаимосвязь самооценки и социального поведения личности в работах отечественных и зарубежных авторов. Предметом данного исследования является взаимосвязь самооценки и социального поведения личности.
Самооценка учащегося и уровень его притязаний
Анализ взаимосвязи самооценки и уровня притязаний. Особенности личностного развития младшего школьника, показателей его самооценки и уровня притязаний. Профилактическая и коррекционная работа с детьми, имеющими отклонения в уровне самооценки и притязаний.
Взаимосвязь уровня притязаний и самооценки подростков
Уровень притязания и самооценка как социально-психологические явления, психологические аспекты их формирования у подростков. Анализ результатов исследования взаимосвязи уровня притязаний и самооценки у учеников с их социальным положением в классе.
Особенности личностных качеств умственно отсталых детей
Описание принципов развития личности. Самооценка и уровень притязаний как основные компоненты личности. Характеристика эмоциональной, волевой и личностной сферы умственно отсталого ребенка, особенности формирования у него произвольной регуляции поведения.
Самооценка личности 2
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ I ТЕОРЕТИЧЕСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ (ФОРМИРОВАНИЯ) САМООЦЕНКИ СТУДЕНТОВ 1.1 Теоретические подходы к исследованию самооценки личности в зарубежной и отечественной психологии
к статье Шальновой са, Оганова рг, Деева ад, Кукушкина ск
Только 7,2% врачей-мужчин и 3,1% врачей-женщин ответили, что не испытывают стресса на работе. При этом сильный стресс испытывают 27,3% мужчин и 42,3% женщин. В заключение, хотелось бы обратиться к коллегам. Будьте внимательны к своему здоровью. Лечитесь правильно сами, поскольку
Самооценки младших школьников
Для формирования всесторонне развитой личности необходимо развитие у детей способности видеть и правильно оценивать свои поступки, отношения, качества, свою деятельность, что имеет определяющее значение для максимальной реализации их возможностей
Порог сытости
Менеджеры отличаются территориальной подвижностью, высокой чувствительностью к изменениям рынка труда и не ограничены конкретной географической зоной. В то же время, есть выраженные локальные особенности.
Выбор будущей профессии
Сочинение-рассуждение Одна из сложнейших проблем, перед которой оказывается молодой человек, - это выбор карьеры. Конечно, есть люди, которые с шести лет «знают», что они хотят быть докторами, или летчиками, или пожарниками, но большинство из нас не находят времени для принятия решения о выборе профессии.
Профессиональные качества руководителя
Профессионально необходимые качества руководителя — индивидуально-личностные и социально-психологические особенности человека, в комплексе обеспечивающие успешность его работы на конкретной управленческой должности. Эти качества изучаются с помощью метода экспертных оценок и специально разработанных психологических тестов.