Юлия Валерьевна Cyxoвеpшинa, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Московской открытой социальной академии.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки. Как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления? Рассмотрим кратко основные факторы: темп и паузы, диалог с аудиторией, логическую организацию и драматизацию речи, эмоциональные приемы и убежденность оратора, и пр.
Вступление способно захватить слушателей. Но как же сохранить и поддержать их внимание в течение всего выступления?
Прежде всего сохранению внимания способствует логическая организация речи (последовательность, непротиворечивость, обоснованность). Слушателей привлекает такое построение изложения, по ходу которого возникают вопросы, а ответы на них рождаются в процессе совместного поиска или последующего изложения. Поддержанию внимания аудитории способствует проблемная ситуация в речи, подача фактов или идей в противопоставлении.
Слушатели с напряженным вниманием следят за таким выступлением, при котором в излагаемом материале все время раскрывается новое содержание. Если выступление не содержит ничего нового, оно не только остается без внимания, но и вызывает у слушателей ощущение скуки, досады или даже раздражения. Поэтому важнейшее условие поддержания внимания к выступлению — его содержательность, т. е. новая, неизвестная слушателям информация или оригинальная интерпретация известных фактов, свежие идеи, анализ проблемы.
Изложение должно быть доступным, что во многом обусловлено культурой речи оратора. Включение терминов, способы определения понятий продумываются заранее. Сделать выступление понятным и доходчивым помогает использование примеров и наглядных пособий, художественных средств языка, рациональное сочетание теоретических положений с фактами, паузы для осмысления услышанного.
Способна заворожить слушателей выразительность речи оратора — меняющаяся интонация, красочные словесные образы, оригинальные сравнения, меткие выражения.
Кроме того, поддерживают внимание разнообразные приемы изложения. Диалогизация речи, вопросно-ответный ход, обращение к слушателям настолько эффективны, что способны спасти положение даже в том случае, когда аудитория начинает скучать. Здесь можно также посоветовать применять и драматизацию речи: эмоциональное и наглядное изображение относящихся к теме событий.
Опытные ораторы, прекрасно владеющие темой, иногда прибегают к провокации: заявляют нечто, что вызывает несогласие аудитории (а следовательно, привлекает ее внимание), а затем вместе с ней приходят к конструктивным выводам.
Поддерживает внимание сопереживание, возникающее, когда оратор увлеченно описывает события, затрагивающие чувства и интересы аудитории. В зале при этом возникает заинтересованная тишина.
Не остаются равнодушными слушатели и к доверительности, когда оратору удается связать предмет речи с собственным опытом, собственными размышлениями.
Разговорная речь обычно сочетается с естественной, непринужденной манерой изложения, которая хорошо действует на слушателей, приглашает к совместному размышлению и разговору. Манера изложения проявляется в позе, жестикуляции, выражении лица, звучании голоса.
Экспрессия привлекает внимание, делает выступление зрелищным, доставляет эстетическое удовольствие. Разумеется, жесты хороши только тогда, когда они естественны.
Наконец, очень важны убежденность и эмоциональность оратора. Если он искренен, эти качества не только удерживают внимание слушателей на проблеме, но и позволяют ему заразить собравшихся своим отношением к ней. Восточная мудрость гласит: «Ты, говорящий, никого не убедишь, когда нет в сердце у тебя того, что сходит с языка».
Необходим умеренный темп речи, такой, чтобы слушатели успевали следить за ходом мыслей оратора, усваивать сказанное, записывать, если есть необходимость.
В речи обязательны паузы. Именно во время пауз идет осмысление сказанного, появляется возможность задать вопрос, мобилизуется внимание.
Оратору, обладающему чувством юмора, не приходится прибегать к специальным приемам для поддержания внимания.
Постоянный зрительный контакт позволяет следить за реакцией слушателей и управлять их вниманием. Если вместо этого оратор смотрит куда-то вдаль, разглядывает носки своих ботинок или уткнулся в записи, он и не заметит, что слушатели «отключились» и его выступлению грозит провал.
Во время выступления нередко наступает момент, когда внимание слушателей ослабевает. А.Ф. Кони образно назвал невнимание утомленным вниманием. Для мобилизации внимания существует целый арсенал приемов.
При первых признаках утомления аудитории следует воспользоваться приемами, стимулирующими непроизвольное внимание. Проще всего изменить звучание голоса: интонацию, темп речи, силу звука. Этой же цели служит пауза.
Можно привести пример, затрагивающий непосредственные интересы слушателей, или рассказать короткую забавную историю (анекдот). Так называемые отступления звучат неожиданно и потому позволяют слушателям отдохнуть.
Советуем время от времени переключать внимание слушателей, это мобилизует его, оно как бы получает толчок. Переключение внимания происходит, например, когда оратор умело завершает один вопрос или тему, а затем называет следующий. Еще больший эффект дает демонстрация наглядных пособий, предложение что-то записать, ответить на вопрос, сделать несложное вычисление, сопоставить два мнения — словом, любая работа слушателей.
Диалог с аудиторией инициирует все виды внимания. В некоторых случаях помогает прямое указание на то, что рассматриваемый вопрос очень важен, пригодится в дальнейшем и т. п. Этот прием стимулирует волевое внимание, однако злоупотреблять им, конечно, не стоит.
Ораторским жестом называют любое телодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов, сделать более ясным их смысл, воздействовать на аудиторию.
В повествовательных, описательных и объяснительных выступлениях допускается использовать иллюстративные жесты: подражательные, описательные и указательные. К ним прибегают только для того, чтобы сделать иллюстрацию ярче. Особо следует сказать о жестах, помогающих выразить смысл слов. Порой без них просто не обойтись.
Опытные лекторы считают, что лучше закончить выступление на минуту раньше, чем позже.
Другие работы по теме:
Сущность функции и виды денег
Введение « Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги - единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их.
Этапы развития внимания
Возрастное развитие внимания. Последовательность основных этапов развития детского внимания.
Советы оратору
Одиннадцать принципов построения выступления, восемнадцать способов добиться уверенности при публичном выступлении, семь способов улучшить ваш голос, одиннадцать советов, как написать и прочитать подготовленную речь, семь способов организации выступления
Деловое общение и публичные выступления
Психологические особенности публичного выступления; подготовка плана, тезисов и конспекта выступления; выразительность и понятийность речи. Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения, правила по технике установления контакта.
Подготовка публичного выступления 3
ПИАР ПСИХОЛОГИЯ «Публичное выступление – это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Ни один здравомыслящий человек не начнет строить дом, не имея проекта.
подготовка
индиви- Самообразование => дуальная Курсовая подготовка => Наставничество начальных классов => групповая естественно-математических наук
Размещение хора
РАЗМЕЩЕНИЕ (расстановка) ХОРА . Обычно однородные голоса группируются по хор. партиям, а в них — по однородн. тембрам. В смеш. хоре слева от дирижера располагаются сопрано (аналогично первым скрипкам в орк.), за ними тенора; справа — альты, за ними басы. Изредка, для создания перекрестного звучания, за сопрано помещаются басы, за альтами — тенора.
Деловое общение с женщиной-кинестетиком
Психологические типы в зависимости от каналов восприятия информации. Алгоритм делового общения с женщиной, обладающей кинестетическим типом восприятия действительности. Признаки определения женщин кинестетиков. Способы конструктивного делового общения.
Практический маркетинг для продавцов
Тренинг «» Описание тренинга: Тренинг рассказывает об эффективных неценовых маркетинговых инструментах, которые будут полезны сотрудникам отдела продаж в текущей ситуации. Как быть эффективными в кризис? На что в первую очередь обратить внимание?
Биография - Фонвизин Денис Иванович 1745-1792
Фонвизин Денис Иванович, русский писатель родом из обрусевших остзейских дворян. Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке в доме отца — чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762).
Утверждение идеи революции в поэме В.В. Маяковского Хорошо
Автор: Маяковский В.В. Владимир Маяковский восторженно принял Октябрьскую революцию. Практически все, с нею связанное, он оценивал со знаком плюс. Поэму, посвященную 10-летнему юбилею Октября, Маяковский неслучайно назвал «Хорошо!». Хорошо, что произошла революция и большевики взяли власть.
Взаимодействие с аудиторией
Была категории угодности/неугодности Богу. В новое время статус различных сфер коммуникации относительно уровнялся, и к традиционным видам красноречия — политическая, судебная, торжественная, богословская, академическая красноречия, в деловой публицистической.
Аргументация в ораторской речи
Аргументация точки зрения в публичном выступлении. Тезис: главная мысль выступления, постановка вопроса от тезиса к аргументам. Правила и способы аргументации, помехи для ее восприятия. Нисходящая и восходящая, односторонняя и двусторонняя аргументация.
Декурион
(Decurio) 1) представитель декурии, главным образом начальник декурии всадников (decurio equitum); 2) член муниципального совета (куриал). В IV в. н.э. декурионы образовали в провинциях наследственную аристократию в связи с поземельной собственностью. В эпоху падения империи этот класс занимал почти все должности и был ими совершенно подавлен.
Араби-паша
Ораби-паша , Ахмед (1 апреля 1842(18420401) — 21 сентября 1911) — государственный и военный деятель Египта. Сын крестьянина из Нижнего Египта. Получил образование в военной школе в Каире, затем дослужился до чина полковника. В 1879 году участвовал в выступлении египетских офицеров против иностранного контроля над Египтом и засилья турок в египетской армии.
Мартынов, Андрей Ефимович
Андре́й Ефи́мович Марты́нов (1768—1826) — русский живописец-пейзажист. Учился в Академии художеств с 1773 г., образовался в ней под руководством С. Ф. Щедрина. По окончании курса в 1788 г., со званием художника XIV кл. и с золотой медалью, был отправлен за границу. Довольно долго жил в Риме, работая под влиянием Ф.
Геллер, Стефан
Стефан Геллер (фр. Stephen Heller, собственно Иштван Хеллер, венг. Heller Istvбn; 15 мая 1813(18130515), Пешт — 14 января 1888, Париж) — австрийский пианист и композитор.
Крюгер, Пауль
Стефанус Йоханнес Паулус Крюгер (упоминается также как Пауль Крюгер) (африкаанс Stephanus Johannes Paulus Kruger; 10 октября 1825, Колесберг — 14 июля 1904, Кларанс, кантон Во, Швейцария), известный по почтительному прозвищу «Дядюшка Пауль» (африкаанс Oom Paul).
Даллас, Джо
Введение 1 Выступление на Love Won Out 2 Книги Список литературы Введение Джо Даллас — экс-гей, в прошлом ЛГБТ-активист, автор трёх книг, получивших освещение в СМИ[1].
Правовая культура выступления
Как установить контакт с аудиторией. Имидж оратора. Подход к слушателям, личностный контакт. Как правильно начать выступление. Парадоксальное начало. Способы удержания внимания. Культура речи, доступность изложения. Как правильно завершить выступление.
Значение полиграфии в развитии бизнеса
За последние годы сильно выросла конкуренция на рынке товаров и услуг. Выделиться, выиграть в этой борьбе невозможно без использования эффективных способов рекламы, одним из которых и является полиграфия.
Клевета и оскорбление, их отличия
13(1). КЛЕВЕТА И ОСКОРБЛЕНИЕ: ИХ ОТЛИЧИЕ Непосредственным объектом преступления являются честь, достоинство, репутация человека. Клевета (ст. 129 УК РФ)
Преступления против свободы, чести и достоинства личности
Понятие и виды преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Уголовная ответственность за похищение человека и применения рабского труда. Правовая ответственность за торговлю людьми. Клевета и оскорбление, отличие оскорбления от клеветы.
Одоевский А.И.
Родился 26 ноября (8 декабря н.с.) в Петербурге в семье, принадлежавшей к старинному роду удельных князей Черниговских. Получил хорошее домашнее образование. С юных лет проявлял интерес к литературе.