Рыбальченко С.Н.
Вхождение России в Болонский процесс в последние годы – один из самых обсуждаемых вопросов, причем не только в сфере высшего образования. В дискуссии по этой проблеме вовлечены ученые, политики, широкие круги общественности. И хотя с момента подписания Болонской декларации Россией прошло почти четыре года (в июне 1999 г. министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию; в 2003 г. в Болонский процесс были вовлечены уже 40 стран, в том числе и Россия), единого мнения по ее ключевым принципам до сих пор нет, да и быть не может [2].
Основными принципами Болонской системы являются обеспечение контроля над качеством образования, который должен быть не только внутривузовским, но и внешним, двухступенчатая система степеней и периодов обучения (бакалавр, магистр). Главным же механизмом реализации должна стать особая система аттестации – кредиты, что, по мнению разработчиков, повысит мобильность студентов и гибкость смены образовательных программ, т.е., в конечном счете, расширит возможности осуществления непрерывного образования [3].
В системе «бакалавр-магистр» бакалавр – первая ступень высшего образования, время которой должно составлять, как записано в Болонском соглашении, не менее трех лет. Но если в западных странах школьное образование длится 12 или даже 13 лет (например, в Германии), то у нас оно пока составляет 11. Следовательно, для России речь идет о реальном сокращении сроков обучения.
Наше образование в рамках квалификации «дипломированный специалист» подразумевает раннюю специализацию, что делает его глубоким и фундаментальным. Бакалавр – это обучение в течение 3-4 лет, но фактически без специализации. Таким образом, подразумевается, что фундаментальные знания студент получит на ступени магистратуры (2 года). Но, во-первых, на приобретение таких знаний предлагается отвести слишком мало времени, а во-вторых, магистратура будет платной. Значит, налицо понижение уровня фундаментальности образования. С этой проблемой уже столкнулись в Германии, где неожиданно оказалось, что бакалавры, необходимость подготовки которых декларировалось наличием рыночной потребности, оказались нико-280му не нужны на рынке труда и поэтому вынуждены продолжать обучение. Возникает предположение, что сама по себе эта ступень образования просто продолжает школьное образование. Кроме того, двухуровневая система неизбежно приведет к сокращению преподавателей специальных дисциплин, поэтому и в магистратуре преподавать будет некому.
Кредиты, или количество кредитных единиц, - это, главным образом, численный показатель, присваиваемый отдельному учебному курсу и определяющий его вклад в общую учебную нагрузку студентов [4]. В самом общем виде кредитное исчисление учебной нагрузки студента (а значит, и всего учебного процесса в вузе) исходит из того, что:
• Академический кредит – это единица трудоемкости учебного труда студента.
• За учебный год студент должен освоить ровно 60 академических кредитов.
• Для получения степени бакалавра нужно набрать не менее 180-240 кредитов; для получения степени магистра студент должен, как правило, набрать в общей сложности не менее 300 кредитов.
• Кредиты начисляются после успешной сдачи (с положительной оценкой) итогового испытания по дисциплине (экзамена, зачета, теста и т.п.).
• Количество начисляемых кредитов по дисциплине не зависит от оценки.
• Посещаемость студентом аудиторных занятий учитывается по усмотрению вуза, но не гарантирует начисление кредитов.
• При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка («контактные часы» по европейской терминологии), самостоятельная работа студента, подготовка рефератов, курсовых, дипломных работ, написание магистерской диссертации, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, сдача экзаменов и т.п.
• Соотношение количества аудиторных часов и часов самостоятельной работы централизованно не учитывается.
Но российские образовательные стандарты на сегодняшний день все еще предусматривают значительно большие временные затраты на подготовку студентов. Учебное время, которое Российский Госстандарт изначально требует заложить для изучения дисциплины, примерно в два раза больше, чем во многих европейских странах. А именно этот параметр лежит в основе кредитной системы [3].
И еще один момент: если кафедральная специализация сведена к минимуму, то может ли идти речь о существовании кафедр? А ведь именно через кафедры осуществляется сочетание учебной, воспитательной и научной работы со студентами, именно благодаря им в стране существуют научные школы – гордость отечественного образования [1].
Слишком легко был воспринята и идея об отказе от аспирантуры, от нашей докторской степени. По одному из вариантов прочтения Болонской конвенции ученая степень кандидата остается, а доктора – нет, что тоже не-281 правильно. Именно докторская диссертация, как правило, представляет разработку нового научного направления, и ее отмена нанесет непоправимый урон научным школам, которые составляют основу отечественного образования.
Один из тезисов создания универсальной системы образовательного пространства связан с признанием российских дипломов за рубежом. Это, по крайней мере, нетактично, так как за рубежом была, да и сейчас существует потребность в специалистах из России.
Предлагается и еще одна новация. В настоящее время в Госстандарте в блоке гуманитарных и социально-экономических дисциплин выделены как обязательные четыре дисциплины: иностранный язык, физическая культура, философия и отечественная история. Теперь же предлагается оставить в качестве обязательных лишь две первых дисциплины.[1].
Как известно, обоснованием введения обязательного курса истории отечества являлась задача воспитания патриотизма, что по-прежнему составляет важную цель высшей школы. Получается, что патриоты стране не нужны?
Философия же завершает процесс фундаментального образования.
Именно философия является единственной дисциплиной, которая дает наиболее общий взгляд на мир, на структуру знания, дает представление о методологии познавательного процесса. [1].
Таким образом, интеграция принципов Болонской системы окажет разрушительное воздействие на систему отечественного образования, которое имеет свою специфику, проверенную годами. Российская образовательная система, на наш взгляд, уникальна. При создании универсальной образовательной системы в мире будут вскоре утеряны культурные традиции, без которых немыслима жизнь нации.
Список литературы
1. Бочаров, В.А. Расстрел высшей школы. // Вестник Московского университета.-2005.- №1.-С.125-129.
2. Каримов, З. Болонский процесс и региональные вузы. // Alma Mater («Вестник высшей школы»).-2006.-№6.-С.48.
3. Миронов, В. Болонский процесс и национальная система образования. // Alma Mater («Вестник высшей школы»).-2006.-№6.-С.3-8.
4. Яблонскене, Н. Копия с отличием. // Поиск: еженедельная газета научного сообщества.-2007.-№7.-С.16.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта unid.bsu.edu
Другие работы по теме:
Интеграция в современном мире
Само происхождение слова «интеграция» в переводе с латинского может иметь два значения. integrum — целое и integratio — восстановление, восполнение
Система органов государственной власти по управлению ВЭД в РФ
их функции Государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Эффективность государственного регулирования внешнеторговой деятельности во многом определяется его организацией.
Болонский процесс 5
Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения , с целью создания единого европейского пространства высшего образования.
Ввоз/вывоз иностранной валюты
Ввоз наличной иностранной валюты в Российскую Федерацию. Вывоз наличной иностранной валюты из Российской Федерации.
Международным комитетом по стандартам оценки
Международные стандарты оценки разрабатываются ( International Valuation Standards Committee - IVSC ), международной организацией, объединяющей профессиональные организации оценщиков более чем 50 стран мира. Российскую Федерацию в данной организации представляет Российское общество оценщиков.
Дифференциация и Интеграция
Дифференциация и интеграция (от лат. differentia — разность, различие, integratio — восстановление, восполнение) научного знания — два противоположных, но взаимосвязанных процесса развития научного знания.
Развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут
развитие экскурсионной деятельности в г.Сургут Объект: экскурсионная деятельность Предмет: экскурсионная деятельность в г.Сургут Цель: определить тенденции развития экскурсионной деятельности в г.Сургут
Различие в понятиях "интеллигент" и "интеллект"
Интеллигент-человек, принадлежащий к интеллигенции. Интеллектуал Интеллигенция - работники умственного труда. Обладающие образованием и специальными знаниями в различных областях науки и технике.
Иллюзия образования в Украине: что делать дальше?
Проблемы системы образования в Украине, причины ее деградации. Разрыв между теорией и практикой, подготовка кадров для рутинного алгоритмического труда. Главные цели и задачи болонской системы. Студенческие забастовки против Болонского процесса.
Социальные проблемы образования молодежи
Характеристика Болонского процесса как механизма создания Зоны европейского высшего образования, применение его принципов в социологическом обучении. Проблемы включения в интеграционные процессы и отношение к ним преподавателей и руководителей вузов.
Практические занятия по истории в старших классах
оект Концепции обучения на старшей ступени общего образования предлагает модель образовательного учреждения с вариативными комбинациями учебных курсов, которые призваны расширить образовательную среду.
работа По дисциплине: «Теория организации»
Интеграция организаций – один из мощных организационных инструментов управления компанией. Его применение изучается в рамках многих экономических дисциплин, менеджменте [17, c. 79]
Различие в понятиях "интеллигнт" и "интеллект"
Основным отличием этих понятий мне представляется то, что для интеллигента обязательно профессионально заниматься умственным трудом, в то время как интеллектуал может зарабатывать себе на жизнь иначе.
Маньеризм
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
Политическая интеграция
Введение 1 Теория 2 Предпосылки 3 Виды политической интеграции 3.1 Межгосударственная 3.2 Внутригосударственная Список литературы Введение Полити́ческая интегра́ция (англ. Political Integration) — процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне[1].
Акимов, Иван Акимович
Ива́н Аки́мович Аки́мов (22 мая (2 июня) 1755, Санкт-Петербург — 15 (27) мая 1814, Санкт-Петербург), российский живописец, представитель классицизма.
Шванебах, Христиан Фёдорович
Христиан Фёдорович Шванебах (1763—1820) — инженер-генерал-майор, генерал-инспектор Инженерного корпуса Родился 19 октября 1763 года в Австрии. В российскую военную службу вступил кадетом 26 мая 1776 года в Артиллерийский кадетский корпус. 7 ноября 1781 года произведён в прапорщики Пионерного полка и в 1786 году — в подпоручики.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации
Введение 1 Структура конвенции Список литературы Введение Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD) — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года и вступившая в силу 4 января 1969 года. Участниками Конвенции по состоянию на апрель 2010 года являются 173 страны, еще 6 стран Конвенцию подписали, но не ратифицировали.
Тлетворное влияние Запада
— философское и политическое клише. Еще русские панслависты (М.П. Погодин, Н.Я. Данилевский, К.С. Аксаков, М.А. Бакунин), народники (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев), почвенники и славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков) отрицательно относясь к внешнему влиянию на российскую жизнь, часто называло его «тлетворным».[1] В XX веке в период «хрущёвской оттепели», когда западная мода, музыка и т. п. стали просачиваться через «железный занавес», выражение
Пять принципов мирного сосуществования
«Пять принципов мирного сосуществования» («панча шила») — индийско-китайское соглашение 1954 года. После конфликта между Китаем и Индией из-за Тибета, начавшегося в 1949 году, отношения были нормализованы в 1954 году подписанием индийско-китайского соглашения о Тибете. Индия признала Тибет частью Китая.
Внешняя политика Нидерландов
Внешняя политика Нидерландов ознаменована четырьмя главными векторами: атлантическое сотрудничество (НАТО) интеграция в Евросоюз международное развитие
Карагандинский лагерь
Содержание. Введение……………………………………………………………………………………. 1 Организационно-экономическое состояние и деятельность КарЛага…………….. 1 Возвращение к искусству………………………………………………………………… 2
Болонский процесс 3
Курсовая по дисциплине «Экономика труда» Тема: «Принципы реформирования системы подготовки научных кадров России в рамках Болонского процесса» Введение
Ломоносов Михаил Васильевич и русский флот
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знаний, а его идеи далеко опередили науку того времени. Он высказал мысль о зависимости войн от развития экономики и науки, исследовал и обобщил основные моменты военно-морской деятельности Петра I.
Кларк, Павел Иванович
Павел Иванович Кларк (19 июня (1 июля) 1863, Уфимская губерния — 15 ноября 1935, Москва) — участник российского и австралийского революционных движений, искусствовед.
Изучение принципов микропрограммного управления
Цель работы: Изучение принципов построения микропрограммного устройства управления. Теория: Развитие микроэлектронной базы запоминающих устройств позволило создать память, параметры которой существенно снизили влияние микропрограммирования на производительность процессора и ЭВМ в целом.
Развитие эволюционных учений
. Материалистическая концепция Дарвина. Мутации, их роль в эволюции живых организмов. Интеграция дарвинизма и генетики в синтетической теории эволюции.