СупруновС.
Эта статья о том, как мыслят основные массы нашего населения, как оно реагирует на образы. Текст не претендует на роль отчета социологического исследования и отражает скорее персональный взгляд автора на рассматриваемую проблему, тем не менее, она может быть полезна тем, чья деятельность связана с креативом.
Прежде всего, нужно учитывать такую российскую особенность, как молодость и незрелость рыночных отношений. Мы только начинаем привыкать к рекламе, к богатству выбора, к тому, что есть богатые и бедные. И в этом плане очень важно четко разделять потребителей на тех, кто воспитан уже на западных ценностях, таких как свобода выбора («если что-то для меня слишком дорого, я просто не буду это покупать»), уважение личности и индивидуализм («он лучше и богаче меня, значит, я плохо работаю»), и на тех, кто еще не успел перестроиться и относится к рынку с позиций коллективизма и уравниловки («вот гады – клубнику по 100 рублей продают, лучше всех хотят быть»). К первой категории можно отнести молодежь до 25 лет, людей старше 50 с высокой степенью «попадания» можно рассматривать как представителей второй. Интервал 25–50 лет наиболее сложен для работы, поскольку взгляд на вещи этих людей отличается очень сильным разбросом мнений, и порой разные идеологические постулаты и противоположные ценности переплетаются в одном человеке самым причудливым образом.
Итак, в чем же наиболее принципиальные различия между «советским» и «западным» менталитетом? Прежде всего, это отношение «личность – коллектив». Для Западной Европы и США, а также в некоторой степени для нашей молодежи, на первом месте стоит личность, индивидуальные особенности человека. И потому акцент в рекламе, нацеленной на эту особенность, делается на том, что данный продукт предназначен персонально для потребителя, потому что он (потребитель) лучший («Ведь Вы этого достойны!», «Ни один мужчина еще не испытывал такого!»). Для старшего поколения эффект может быть совершенно противоположным, поскольку быть «самым лысым» и «самым умным» почему-то оскорбительно. И тут нужен акцент на то, чтобы потребителю захотелось стать «как все» («Вы все еще кипятите?!»).
Вторая особенность – умение вдумчиво выбирать, обусловленное нашей низкой покупательной способностью. Если для американца «попробовать новый Mars» - не проблема, то для многих из нас – это пусть небольшая, но все же дыра в семейном бюджете. Поэтому мы долго обдумываем наш выбор, и эмоциональная составляющая рекламной коммуникации дает гораздо меньший эффект, чем на Западе. Внимание, напротив, уделяется «технической» составляющей. Мы скорее купим телевизор, у которого «глубина подушкообразных искажений не превышает 0,3%», даже если не будем иметь никакого представления, о чем идет речь, чем телевизор, который «доставит радость всей семье».
Далее, большинство из нас выросло (и живет до сих пор) в коммуналках, малогабаритных квартирах, и понятия о комфорте, уюте у нас совсем иные, чем у европейцев или американцев. Вряд ли аргумент, что новый телевизор «отлично впишется в Ваш интерьер благодаря сменным панелькам различных цветов» окажет на выбор существенное влияние. Для нас главное, «чтобы работал».
Все еще сохранилось какое-то особое отношение к иностранным словам. Традиционно, иностранные языки у нас приживаются плохо, и потому, не понимая смысла тех или иных названий, мы с легкостью доверяем тому, как они подносятся нам рекламой. Простой пример: какую марку было бы проще «раскрутить» в России – «Head & Shoulders» или «Голова и плечи»?
В силу все той же нашей бедности мы гораздо меньше внимания обращаем на упаковку, не желая за нее переплачивать. Выбирая в супермаркете нужный нам продукт, мы смотрим в первую очередь на цену. Качественная, профессионально выполненная упаковка способна, наоборот, отпугнуть покупателя, поскольку ассоциируется с завышенной ценой. А дешевый продукт в дорогой упаковке может восприниматься как некачественный («коробочку-то сделали, значит, на самом плеере сэкономили»). Единственный случай, когда упаковка имеет самостоятельное значение – покупка подарка.
Так же и некоторые символы, цвета воспринимаются нами, особенно старшим поколением, несколько иначе. Так, красный цвет, символизирующий, обычно, агрессию, напористость, лидерство и т.д., россияне, в силу своей истории, воспринимают как символ патриотизма, величия, могущества. Конечно, мы хотим думать, что уже перестроились и стали частью остального мира, но установки в нашем подсознании, сформированные за десятилетия, продолжают оказывать серьезное влияние на наш выбор. То же можно сказать и о других символах социализма – красной звезде, молоте, снопе пшеницы. Глядя на них, мы в первую очередь воспринимаем их исторический смысл, а затем только – непосредственный.
Безусловно, этим особенности российского менталитета не исчерпываются. Примеров еще можно привести множество. Но важно одно – наш взгляд на многие вещи имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для создания эффективной рекламы. Особенно, когда для российского рынка адаптируется реклама, разработанная на Западе.
Другие работы по теме:
Понятие менталитета этнокультурных общностей.
Наличие многих нерешенных и спорных вопросов в национальной политике государства, недостаточные теоретические знания, накопленные в марксистский период развития отечественной науки, подсказывают необходимость новых подходов к решению проблем.
Йога
Йога (санскр.– «сопряжение»), универсалия индийской культуры, означающая: 1) духовную практику в более широком смысле, разрабатываемую с различными вариациями и в разных направлениях всеми религиозными течениями Индии.
Национальный характер миф или реальность
Antons Samoilovs A03 Национальный характер: миф или реальность? Вопрос о национальном характере вставал ещё перед мыслителями древности. Первые работы с упоминанием национального характера были написаны таким античным авторам, как Геродот и Тацит. Авторов средневековья вопрос национального характера, по всей видимости, не особо интересовал.
Пиар в многонациональной среде
Учет российского менталитета в современной практике паблик рилейшнз. Использование технологий Public Relations в реализации этнонациональной политики.
Социокультурные корни психологии в России
Духовная жизнь русского общества была тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем она отражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказывая существенное влияние на формирование отечественной науки.
Концепции формирования российского менталитета
сущность менталитета и его типы, определение факторов, влияющих на формирование менталитета в России. Условия формирования и функционирования российского менталитета. Основные черты и формы проявления закона соответствия менеджмента менталитету.
Роль маркетинга в экономическом развитии страны
России началась дифференциация спроса вследствие индивидуализации желания потребителей. Это выразилось в повышении требований к качеству и уровню обслуживания потребителей. В результате сформировалась наиболее рафинированная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в доходы фирмы.
Наш национальный характер
Национальный характер - это «дух» народа, глубочайшие его проявления, которые объединяют людей отдельной наций. Он возникает исторически, вследствие определенных этапов, которые проходит отдельная масса людей, и влияний, которые она испытала.
Русский человек особенности менталитета
Русский человек (особенности менталитета) Вся “тайна” русской души в том, что она просто русская, не западная и не восточная. Сформулируем принципиальную ментальную идею для национального характера русских - “душа всего дороже”. Известная во всем мире так называемая “русская душевность”! Этот архетип первичнее других качеств души и духа русского народа, а также смены любых идеологий, религий, форм общественно-политической жизни, государства и т.д.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
Менталитет белорусского народа
Менталитет Менталитет, ментальность (фр. mentalitй от лат. mentalis - разумный), своеобразный тип мышления, мировидения отдельного человека или какого-либо сообщества. Отражается в специфических представлениях людей о пространстве и времени, природном и социальном окружении, представлениях о самом себе и представителей других групп населения.
Политический менталитет россиян
Огромная жизнеспособность и замечательное упорство русской нации. патриотизм, воля, свободолюбие, доброта, даровитость, способность к разработке сложнейших теоретических и прикладных вопросов развития науки, техники, искусства.
Сейм Карпатской Украины
(укр. Сойм Карпатської України) ( ) — законодательный орган автономного Закарпатья, избранный 12 февраля 1939 года в составе 32 членов (29 украинцев и трое от национальных меньшинств) из единого списка Украинского Национального Объединения.
Шмидке, Карол
Карол Шмидке (слов. Karol Šmidke; нем. Karol Schmidke) (21 января 1897, Витковице на Остраве — 15 декабря 1952, Братислава) словацкий политик, государственный и партийный деятель, член Коммунистической партии Чехословакии.
Качазнуни, Ованес
Ованес Качазнуни (1868—1938) — деятель армянского национального движения начала XX века, член партии «Дашнакцутюн», премьер-министр Республики Армении (1918—1919).
Доктрина Кеннеди
(англ. Kennedy Doctrine) относится к инициативам во внешней политике 35-го Президента США Джона Фицжеральда Кеннеди по отношению к странам Латинской Америки в 1961—1963 годах. Кеннеди поддерживал сдерживание коммунизма и противодействие коммунистическому прогрессу в Западном Полушарии.
Национальный единый фронт Кампучии
(сокр. НЕФК , фр. Front Uni National du Kampuchea , сокр. FUNK Создан 5 мая 1970 года по приказу Сианука после проведения Национального конгресса Кампучии, состоявшегося 3—4 мая. Также конгресс избрал ЦК НЕФК и Политбюро ЦК НЕФК и создал Королевское правительство Национального единства Кампучии (сокр.
Югославская война
Стороны Хорватская республика Герцег-Босна Республика Босния и Герцеговина Словения Хорватия НАТО Албанские повстанцы (Армия освобождения Косова, Армия национального освобождения (Македония), Армия освобождения Прешево, Медведжи и Буяновца)
Армия национального освобождения Боливия
Введение 1 История Список литературы Введение Армия национального освобождения (исп. Ejйrcito de Liberaciуn Nacional) — боливийская леворадикальная партизанская организация, созданная в 1966 г. под руководством Че Гевары как часть континентальной герильи. После гибели Че Гевары в 1967 г. возглавлена Гидо Альваро Передо Лейге.
Геттисбергская речь
Авраама Линкольна — одна из известнейших речей в истории Соединенных Штатов Америки. Президент произнёс её 19 ноября 1863 года при открытии Национального солдатского кладбища в Геттисберге, штат Пенсильвания. За четыре с половиной месяца до этого, решающая Битва при Геттисберге, закончившаяся победой северян, унесла множество жизней.
Болгарское национальное возрождение
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка.
Правительство национального единства
Правительство национального единства (также Национальное правительство ) — при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий.
Мондлане, Эдуардо
Эдуардо Шивамбо Мондлане (порт. Eduardo Chivambo Mondlane; 1920, Маньяказе, провинция Газа, Мозамбик — 3 февраля 1969, Дар-эс-Салам, Танзания) — деятель национально-освободительного движения Мозамбика, один из основателей Фронта национального освобождения Мозамбика (ФРЕЛИМО).
Кот, Пьер
Пьер Кот (фр. Pierre Cot; 20 ноября 1895(18951120), Гренобль — 21 августа 1977, Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, Савойя) — французский политический деятель. По образованию — юрист. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928 — 40). В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли.
Деннис, Юджин
Юджин Деннис - деятель американского и международного рабочего движения, Генеральный секретарь, затем - Председатель Коммунистической партии США.
Хани, Крис
Крис Хани (коса Chris Hani, 28 июня 1942 — 10 апреля 1993) — южноафриканский революционер, генеральный секретарь Коммунистической партии ЮАР, член Национального исполкома АНК, начальник штаба Умконто ве сизве.
Кейн, Тим
Тимоти Майкл «Тим» Кейн (англ. Timothy Michael «Tim» Kaine, род. 26 февраля 1958(19580226)) — американский политик, действующий губернатор штата Виргиния и председатель Национального комитета Демократической партии.
Дадабхай Наороджи
Наороджи, Дадабхай (Naoroji, Dadabhai) (1825–1917), индийский политический деятель.