Инок Григорий (Круг)
Давно, еще прежде сложения мира, предопределено было воплощение Бога, но до Пресвятой Матери не обреталось достойного вместилища для воплощения, а когда обрелось оно, то и воплотился Господь. Митр. Макарий, "Догматическое Богословие"
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Святой Андрей Критский называет праздник Рождества Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине. "В Рождестве Божией Матери, - говорит св. Андрей Критский, - Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу".
Церковь называет Матерь Божию Багряницей Христа, облекшей Безначальное Слово человечеством, как царя пурпуром царского одеяния.
При сравнении иконы Рождества Божией Матери с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является чисто символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Божией Матери как бы вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию - исполнению многолетней надежды чаяния младенца, отъятию бесчадия, - Рождеству Матери Божией, освятившему дом Иоакима и всю вселенную.
Рождество Матери Божией - это последнее предуготовление человеческого рода к принятию Божества. И оттого икона так полна человеческой благоуханной радостью. В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие святой Анне еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада Иоакима и Анны. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения Новорожденной. И все эти домашние подробности не безсмысленны, но становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет в священном событии ничего незначительного, и самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Божией Матери освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.
На великой вечерне праздника в чтении трех паремий выражено пророческое чаяние Ветхого Завета о Рождестве Матери Божией.
Первая: сон Иакова, в котором, по изъяснению Церкви, Матерь Божия символически прообразно образует лестницу, простертую до небес, по которой снидет Господь. Во второй паремии говорится о башне Иерусалимской стены: и игумен пройдет сквозь врата и пребудет дверь затворена - образ приснодевства Матери Божией. И третья паремия притча Соломонова, начинающаяся словами: "Премудрость созда Себе дом". Дом, созданный Премудростью, это Матерь Божия, ставшая жилищем ипостасной Премудрости - Бога Слова. И в праздновании Рождества Божией Матери - Матерь Божия именуется Храмом Божиим - Божиим Жилищем. То, что в почитании Матери Божией остается неизменным, - Матерь Божия пребывает навек чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.
На иконе праздника "Рождество Матери Божией" Она изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленутой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в Ней неизменно - полнота смирения.
Другие работы по теме:
Храм Божества
В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице.
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде Великом
намение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским.
Грузинская православная церковь
Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Крещение Господне, Богоявление
Крещение Господне называют Богоявлением, ибо в событии Крещения проявилось участие всех трех Лиц Пресвятой Троицы: Бога Отца, открывающегося в гласе, Бога Духа Святого в виде голубя, осеняющего воды, и Бога Сына, принимающего Крещение от Иоанна.
по основам православной культуры
В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. В нашей стране большинство верующих являются приверженцами православия самостоятельного (восточного) направления христианства второй по времени возникновения и самой распространенной в мире религии
на тему
Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период. "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства
Русские православные праздники
Большинство христианских праздников изначально совпали с различными языческими праздниками, связанными со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами. Поэтому многие праздники объединили в себе обе традиции
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Усадьба Пехра-Покровское
Усадьба Пехра-Покровское основана в самом начале XVIII века и на протяжении 28 лет принадлежала светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову - сподвижнику Петра I и генералиссимусу, бесславно окончившего свои дни в Берёзовской ссылке.
Солотча
Об этом богатом историей и природными красотами месте под Рязанью.
Литературное посвящение Чудо русской иконы
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя.
Богослужение
Основная сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение.
1719 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались 4 Источники Введение 1719 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю.
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Дорофей Замятин
Дорофе́й (после принятия схимы Дими́трий, в миру Дми́трий Ани́симович Замя́тин; 1678, с. Савватьма — 4 октября 1747, Саровская пустынь) — настоятель Саровского монастыря в 1731-1747 гг.
Кинбурнская баталия
Введение 1 Предыстория 2 Ход сражения Введение Кинбурнская баталия 1787 — эпизод русско-турецкой войны 1787—1792, когда русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова разбили 1(12) октября турецкий десант на Кинбурнской косе (современная Николаевская область).
Дионисий
Во второй половине 15-го в. перестраивается с участием итальянских зодчих и русских мастеров Московский Кремль. Успенский собор — главный храм Московского государства. Расписывает храм замечательный русский художник Дионисий.
Календарь Пасхалия 2002
Пасхалия 2002-2010 Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) празднуется за 7 дней до Пасхи.