25
октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершит освящение
престола и Божественную Литургию в храме Иерусалимской иконы Божией Матери
Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря (село
Лукино, Домодедовский район, Московской области). В этот день совершается
празднование Иерусалимской иконе Богородицы, один из списков которой находится
также в московском храме Воскресения Словущего (Иерусалимское подворье).
Иерусалимская
икона Богородицы, по сказанию предания, написана святым Евангелистом Лукой, в
15-й год по Вознесении Господнем, в Гефсимании. В 463 году Иерусалимская икона
перенесена из Иерусалима в Царьград греческим царем Львом Первым, или Великим,
и поставлена в храме Богородицы – Пигии, т.е. источника и пребывала здесь до
благочестивого царя Ираклия.
Когда
ее помощью скифы, воевавшие против Царьграда, были совершенно побеждены и
прогнаны – икона Иерусалимская перенесена во Влахернскую константинопольскую
церковь. В этом храме она пребывала до царя Льва VI Философа, при котором она
по случаю нашествия руссов перенесена в Херсон, или Корсунь, в 988 году, в дар
великому князю Владимиру, когда он покорил этот город и крестился в нем. А
святым Владимиром дарована святыня корсунская новгородцам, по обращении их в
христианскую веру.
В
новгородском Софийском соборе она пребывала до времен царя Иоанна Васильевича
IV, который в 1571 году оттуда перенес ее в московский Успенский собор. Во
время нашествия Наполеона этот образ похищен и на место его поставлен верный
список, взятый из московской церкви Рождества Богородицы, что на Сенях.
Список литературы
Из
"Житий святых" архиепископа Филарета (Гумилевского). - М.: Сретенский
монастырь, 2000.
Другие работы по теме:
Храм Божества
В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице.
Тихвинская икона Божией Мате
Древнее предание отождествляет Тихвинскую икону Божией Матери с другим не менее прославленным чудотворным образом Влахернской Богородицы. Эта византийская святыня, как повествует сказание о ней, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой.
Сошествие во ад
Эта икона, возникшая в глубокой древности (по-видимому, в XII столетии), иконографией своей обязана во многом свидетельству, заключенному в апокрифическом Евангелии от Никодима.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Сретение Господне
Старец Симеон, по преданию священник Иерусалимского храма, за свое неверие обреченный дожить до глубочайшей старости, чтобы удостовериться в пришествии Христовом, дождаться и увидеть, и держать на руках Христа.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха.
Нерукотворный Образ
Лик Христа, чудесно напечатленный на плате (убрусе) Самим Спасителем в дар царю Авгарю, - вот то знамя, которое украсило Церковь. Сия победа осенила и утвердила православное почитание образа в двух естествах и единой ипостаси.
Синергийность иконообраза
В попытках решения проблемы Богообщения и Боговедения встречается несколько различных подходов и решений. 1) Богообщение невозможно, — в этом случае неизбежен деизм в онтологии и агностицизм в гносеологии. 2) Богообщение возможно.
Литературное посвящение Чудо русской иконы
Литературное посвящение "Чудо русской иконы" Статья отнесена к разделу: Преподавание литературы Цели: познакомить учащихся с русской иконой – образцом духовной живописи;
Икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Явление образа Божией Матери «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 г., в последние годы царствования императора Александра II. Это было время, когда в среде русского народа сохранялись крепкие моральные устои.
Порт-Артурская икона Божией Матери
Первый явленный образ ХХ века - Порт-Артурская икона Божией Матери - чудесен по своему происхождению и необычен по композиции: никогда еще в иконографии Царицы Небесной не было изображения, на котором плат с Нерукотворным Ликом Спасите ля держит Она Сама
Икона «Богоматерь Владимирская»
Эта жемчужина древней иконописи вошла в собрание галереи сравнительно недавно, а именно в 1930 году, и ее путь до стен галереи был достаточно долгим. Она почитается русским народом как чудотворная.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Иверская икона Божией Матери
Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу.
Икона Божией Матери «Смоленская Одигитрия»
История иконы Смоленской Божией Матери, как и многих других судьбоносных для России чудотворных образов, овеяна легендами. Первообраз святыни, с которым часто отождествляют Смоленскую Одигитрию, был написан самим апостолом Лукой.
Боголюбская икона Божией Матери
К числу немногих сохранившихся домонгольских икон относится чудотворный образ Богородицы Боголюбской, иконы, написанной по воспоминанию о чудесном явлении Божией Матери.
Симон Ушаков
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог. С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.
Икона Божией Матери «Три радости»
Судьба иконы Божией Матери «Трех радостей» является едва ли не единственным примером в истории прославленных на Руси богородичных образов, когда икона западного происхождения становится русской чудотворной святыней.
Остробрамская икона Божией Матери
Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Клермонский собор
— церковный собор, созванный папой римским Урбаном II во французском городе Клермон (современный Клермон-Ферран) и начавшийся 18 ноября 1095 года для решения церковно-административных и церковно-политических вопросов. На Клермонском соборе присутствовали представители католического духовенства и светские лица (преимущественно французских дворян и рыцарей).
Белыничская икона Божией Матери
Введение 1 Версии о происхождении иконы 2 Вид иконы 3 История Список литературы Введение Белыничская икона Божией Матери Чудотворная икона, издавна почитаемая католическим, православным и униатским населением восточной части Белоруссии.
Алимпий иконник
Алимпий (в церковном написании — Алипий), иеромонах киевского Печерского монастыря, иконописец (ум. после 1113).