Рождение и воспитание Диониса.
Зевс-громовержец любил прекрасную Семелу, дочь фиванского царя Кадма. Однажды он обещал ей исполнить любую ее просьбу и поклялся в этом нерушимой клятвой богов—священными водами подземной реки Стикс. Но возненавидела Семелу богиня Гера и захотела ее погубить. Она сказала Семеле:
— Проси Зевса явиться тебе во всем величии бога-громовержца, царя Олимпа. Если он тебя действительно любит, то не откажет в этой просьбе.
Убедила Гера Семелу, и та попросила Зевса исполнить эту просьбу. Зевс не мог отказать Семеле. Громовержец явился ей во всем величии, во всем блеске своей славы. Яркая молния сверкала в руках Зевса, удары грома потрясали дворец Кадма. Вспыхнуло все вокруг от молнии Зевса. Огонь охватил дворец, все кругом колебалось и рушилось. В ужасе пала Семела на землю, пламя жгло ее. Она видела, что нет ей спасения, что погубила ее просьба, внушенная Герой.
И родился у умирающей Семелы сын Дионис, слабый, не способный жить ребенок. Казалось, он тоже обречен на гибель в огне. Но разве мог погибнуть сын Зевса? Из земли со всех сторон, как по мановению волшебного жезла, вырос густой зеленый плющ. Он прикрыл от огня своей зеленью несчастного ребенка и спас его от смерти.
Зевс взял спасенного сына, а так как он был еще мал и слаб, зашил его себе в бедро. В теле Зевса Дионис окреп и, окрепнув, родился второй раз из бедра громовержца. Тогда Зевс призвал Гермеса и велелему отнести маленького Диониса к сестре Семелы Ино и ее мужу Атаманту, царю Орхомена они должны были воспитывать его. Богиня Гера разгневалась на Ино и Атаманта э то, что они взяли на воспитание сына ненавистно ей Семелы, и решила их наказать. Наслала она н Атаманта безумие. В припадке безумия убил Ата мант своего сына Леарха. Едва успела бегство” спастись от смерти Ино с другим сыном, Меликер том. Муж погнался за ней и уже настиг ее. Вперед крутой, скалистый морской берег, внизу шуми-море, сзади настигает безумный муж—спасение нет у Ино. В отчаянии бросилась она всеете с сыно” в море с прибрежных скал. Приняли в море Ино Меликерта нереиды. Воспитательница Диониса и ее сын были обращены в морские божества, и живу они с тех пор в морской пучине.
Диониса же спас от безумного Атаманта Гермес Он перенес его в мгновение ока в Нисейскую долин; и отдал там на воспитание нимфам.
Дионис вырос прекрасным, могучим богом, дающим людям силы и радость, дающим плодородие Нимфы, воспитавшие Диониса, были взяты Зевсом на небо, и светят они в темную звездную ночь сред! других созвездий под названием Гиад.
Диониси его свита.
С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда, в его руках тирс, украшенный плющом. Вокруг него в быстрой пляске кружатся пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами козлиными ногами. За шествием везут на осле старика Силена, мудрого учителя Диониса. О сильно охмелел, едва сидит на осле, опершись лежащий около него мех с вином. Венок из шпон сполз набок на его лысой голове. Покачиваясь, добродушно улыбаясь. Молодые сатиры идут около осторожно ступающего осла и бережно поддерживают старика, чтобы он не упал. Под звуки флейт, свирелей и тимпанов шумное шествие весело движется в горах, среди тенистых лесов, по зеленым лужайкам- Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино.
Среди свиты Диониса часто можно видеть бога Пана. Когда родился Пан, мать его нимфа Дриопа, взглянув на сына, в ужасе обратилась в бегство. Он родился с козлиными ногами и рогами и с длинной бородой. Но отец его, Гермес, обрадовался рождению сына, он взял его на руки и отнес на Олимп. Все боги радовались рождению Пана и смеялись, глядя на него. Пан не остался житьна Олимпе и ушел в тенистые леса, в горы. Там пасет он стада, играя на звучной свирели. Лишь только услышат нимфы чудные звуки свирели Пана, как толпами спешат к нему, окружают его, и вскоре веселый хоровод движется по зеленой уединенной долине. Пан и сам любит принимать участие в танцах нимф. Когда Пан развеселится, веселый шум поднимается в лесах по склонам гор- Весело резвятся нимфы и сатиры вместе с шумливым козлоногим Паном. Когда же наступает жаркий полдень, Пан удаляется в густую чащу леса или в прохладный грот и там отдыхает. Опасно беспокоить тогда Пана; он вспыльчив и может в гневе послать тяжелый, давящий сон или, неожиданно появившись, испугать потревожившего его путника. Наконец, может он наслать и панический страх, когда человек опрометью бросается бежать, не разбирая дороги, ;. через леса, через горы, по краю пропастей, не замечая, что бегство ежеминутно грозит ему гибелью. Случалось, что Пан целым войскам внушал подобный страх, и они обращались в бегство. Но если Пан не гневается, милостив он и добродушен. Бережет стада греков Пан, участник плясок неистовых менад, спутник бога вина Диониса.
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Вакханалия
Вакханалии, празднества в честь Вакха, перерастали в оргии, которые были жертвоприношением в честь бога. Главными действующими лицами вакханалий были женщины, служительницы бога, его посланницы.
Лабиринт
Миф о Лабиринте — один из древнейших, и, осмелюсь сказать, он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт — это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого человеку немудрено затеряться.
Венец Ариадны
Свадебный подарок Фетиде. Секрет путеводной нити Ариадны. Как корона оказалась у Тесея?
Происхождение мира
Происхождение мира — один из самых распространенных мифологических сюжетов. Анализ космогонических мифов разных культур позволяет выделить две основные идеи, два сценария, согласно которым возникал и развивался мир.
Аист
В народной культуре одна из наиболее почитаемых, "святых" птиц. В различных мифопоэтическихтрадициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героевю
Древняя Греция и Древний Рим: боги
Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мертвых расположено в недрах земли, а вход в него — на крайнем западе (запад, закат — символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю.
Гигантомахия
Не могла простить Гея надругательства над ее сыновьями-титанами. И взрастила она в своих глубинах гигантов из тех капель крови Урана, которые впитала, когда изувечил своего отца Крон.
Гефест
Гефест, сын Зевса и Геры, бог огня, бог-кузнец. Кузница бога Гефеста.
Мифология звездного неба
Андромеда - Дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. В виде искупительной жертвы Андромеда была отдана на съедению чудовищу, которое вместе с наводнением наслали на Эфиопию Посейдон и Нереиды. Персей уничтожил их и спас Андромеду от гибели.
Дионис-Либер, бог свободных
Древнегреческого бога Диониса римляне называли не только Вакхом, но и Либером, отождествив его по своему обыкновению с местным божеством, имевшим опять-таки, как это водилось у латинян, мужскую и женскую ипостась.
Орфики
Античная предфилософская мифология существовала в трех разновидностях: гомеровской, гесиодовской и орфической. При этом третья разновидность существенно отличается от первой.
Орфей
Орфей (O r f e u z) - сын фракийского речного бога Эагра (вариант: Аполлона, Clem. Rom. Hom. V 15) и музы Каллиопы (Apollod. I 3, 2). Орфей славился как певец и музыкант, наделенный магической силой искусства, которой покорялись не только люди, но и боги.
На тему: Дельфины
Так гласит древнегреческая легенда о боге вина Дионисе, сыне Зевса, получившем от отца чудодейственную силу. Юный Дионис превратил в дельфинов моряков, намеревавшихся его похитить. Вот откуда у дельфинов их почти человеческая разумность, извечная привязанность к людям, особенно к детям
"Серебряный" век
Серебряный век - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры.
Метаморфозы
Автор: Овидий Публий Назон. Слово «метаморфозы» значит «превращения». Было очень много древних мифов, которые кончались превращениями героев — в реку, в гору, в животное, в растение, в созвездие. Поэт Овидий попробовал собрать все такие мифы о превращениях, которые он знал; их оказалось больше двухсот.
Происхождение драмы
А.Ф. Лосев «Античная литература» М. 1986г. Стр. 93-99 Происхождение драмы Основной источник. Основным источником современной драмы является первобытная драма, но
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Еврипид (480—406 гг. до н. э.)
Еврипид - третий знаменитый греческий трагик, видимо, не участвовал в общественной деятельности и не очень был ценим современниками. При жизни он только четыре раза в состязаниях трагиков получил первый приз.
Духовная и художественная культура Греции
Когда мы говорим о древней элладе как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.
Культ Диониса в Античном искусстве Греции
Античное искусство Древней Греции и Древнего Рима. Возникновение и поклонение культу древнегреческого бога плодоносия, растительности, виноградарства и виноделия Дионису. Памятники древней скульптуры и архитектурыm легенды, мифы, сказания о божестве.
Древнегреческий театр
Происхождение древнегреческого театра. Как выглядел древнегреческий театр?. Организация представлений.
Эллины
В работе рассказывается о возникновении народа Эллины.
Катарсис лук и лира и гибель Пушкина
Катарсис, "лук и лира" и гибель Пушкина А.А. Асоян, Омский педагогический университет, кафедра русской литературы XX века О катарсисе пишут давно. Написано много. Уже в XVI в. аристотелевское замечание о том, что трагедия посредством "сострадания и страха совершает очщение" [1, 1449 б], удостоилось около пятнадцати интерпретаций.
Виноград
Виноград — одно из самых древних растений на нашей планете. При раскопках на месте древнего Вавилона, в Египте, Палестине археологи находят семена винограда, которые пролежали в земле несколько тысяч лет.
Изображение Диониса в виде козла и быка
В обычаях европейского крестьянства дух зерна выступает, как правило, в животной форме. Нельзя ли положить этот факт в основу объяснения отношения тех или иных животных к древним божествам растительности - Дионису, Деметре, Адонису, Аттису и Осирису?
Аристофан
Аристофан родился в Аттике в деме Кидафине примерно в 446 г. до н.э., в состоятельной семье. Он был клерухом - афинским колонистом на острове Эгине.
Вересаев В.В.
Русский советский писатель. Родился в семье врача. В 1888 окончил историко-филологический факультет Петербургского университета, в 1894 - медицинский факультет Дерптского университета. Выступил в печати в 1885 со стихами.
Иванов В.И.
Родился в Москве. Отец - мелкий служащий Контрольной палаты, скончался в 1871 г. Мать была дочерью сенатского чиновника; она с детства привила сыну патриархальную веру в Бога и любовь к поэзии.