Серебряный век
Серебряный век занимает совершенно особое место в российской культуре. Это противоречивое время духовных поисков и блужданий, породило целую плеяду выдающихся творческих личностей. Оно значительно обогатило все виды искусств и философию. На пороге нового века начали меняться глубинные основы жизни. Представления о любви и смерти, о реальности и душе, незыблемые на протяжении столетий, перестали действовать автоматически. Традиционные регуляторы существования - религия, мораль, право - не справлялись со своими функциями. Начинался век модерна.
В начале ХХ века происходит разложение гуманистической культуры XVII - XIX веков, отрицание ее ценностей, получившее название декаданса. Особенную популярность приобретает учение Ницше. “Именно Ницше раньше и острее других сформулировал новую для человечества и отныне главную для него проблему - проблему обоснования обыденной жизни. Ницше же наметил и главное направление в поисках ответа: человеком движет то в нем, чего он не может осознать, и это больше и сильнее его. Индивидуальное и коллективное бессознательное занимает в новом мире место старого Бога.” Крушение старой картины мира происходило одновременно во всех областях: модерн в искусстве, нигилизм ницшеанской философии, теория относительности Эйнштейна.
В этот период люди ищут новые основания для своей духовной и религиозной жизни. Очень распространенными оказываются всевозможные мистические учения. А если предыдущие десятилетия российской истории не вызывали сочувствия у людей Серебряного века, то события столетней давности, напротив были предметом моды. Новый мистицизм охотно искал свои корни в старом, в мистицизме Александровской эпохи. Возникла своеобразная мифология, в которой люди начала ХХ века продолжали дело, которое не удалось закончить столетие назад. Как и на сто лет раньше стали популярны учения масонства, скопчества, русского раскола, западных гернгутеров, квакеров и иных мистиков. В своих мемуарах Максимилиан Волошин описывает свои “этапы блуждания духа: буддизм, католичество, магия, масонство, оккультизм, теософия, Р. Штейнер. Период больших личных переживаний романтического и мистического характера”. Среди русских литераторов Серебряного века особенно тяготели ко всему потустороннему символисты. В статье “Наследие символизма и акмеизм” Николай Гумилев пишет, что “русский символизм направил свои главные силы в область неведомого. Попеременно он братался то с мистикой, то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом. Некоторые его искания в этом направлении почти приближались к созданию мифа.”
Многие творческие люди того времени принимали участие в мистических обрядах, хотя и не все они до конца верили в их содержание. Магическими экспериментами увлекались Брюсов, Андрей Белый, Мережковский, Гипиус, Вячеслав Иванов, Михаил Кузьмин, Бердяев и многие другие. В 1908 году Блок и Ремизов ездили на “заседание” хлыстов, после чего Блок в письме матери сообщал: “пошли к сектантам, где провели несколько хороших часов. Это - не в последний раз. Писать об этом - как-то не напишешь”.
Особое место среди распространившихся в начале ХХ века мистических обрядов занимала теургия
. Теургия мыслилась “как единомоментный мистический акт, который должен быть подготовлен духовными усилиями одиночек , но, свершившись, необратимо меняет человеческую природу как таковую”. Предметом мечты было реальное преображение каждого человека и всего общества в целом. Символисты мало задумывались механизмах и массовых последствиях такого массового преображения. Однако в узком смысле задачи теургии понимали почти так же как и задачи терапии. Идея преображения человека, присутствовавшая и в работах Ницше, оказала значительное влияние не только на символистов. Идею о необходимости создания “нового человека” мы на находим и таких революционных деятелей как Луначарский и Бухарин. Пародия на теургию представлена в произведениях Булгакова: “преображение” Ивана Бездомного в “Мастере и Маргарите”, “Собачье сердце”.
Серебряный век - время противопоставлений. Основное противопоставление этого периода - оппозиция природы и культуры. Эта идея постоянно повторялась, хотя и под разными названиями, как плоть и дух, Дионис и Аполлон, хаос и космос, бессознательное и сознание, наследственность и среда. “Выстроив оппозицию природы и культуры мысль пыталась преодолеть ее множеством способов”. Модерн сдвигает границу между природой и культурой. Естественные проявления человека кажутся мнимыми и вторичными. Они скрывают за собой более глубокую реальность, которая и имеет подлинное значение. Главной задачей представляется постижение этой реальности, которая скрывается за пределами обыденной жизни и неведома обычному человеку. Эта реальность - феномен культуры, а не природы.
Владимир Соловьев, философ, оказавший огромное влияние на формирование идей Серебряного века, считал, что победа культуры на природой приведет к бессмертию, так как “смерть есть явная победа бессмыслия на смыслом, хаоса над космосом”. Мысль о победе над смертью занимала многих в начале столетия. К победе над смертью должна была в конце концов привести и теургия. По мнению Розанова смерть побеждается деторождением. А Федоров призывал ко всеобщей борьбе со смертью и единому акту оживления всех умерших с помощью новейшей науки, которая должная была “превратить энергия эротическую в энергию воскрешающую”.
Таким образом, тесно связывались проблемы смерти и любви. “Любовь и смерть становятся основными и едва ли не единственными формами существования человека, главными средствами его понимания; а став таковыми, они сливаются между собой в некоем сверхприродном единстве”. Такое понимание любви и смерти сближают культуру русскую Серебряного века и психоанализ. Фрейд также признает основными внутренними силами воздействующими на человека либидо
(сексуальность) и танатос
(стремление к смерти).
По мнению Вл. Соловьева человек смертен из-за разделения полов. Таким образом задачей любви становится единство мужского и женского, которое в реальности не достижимо, а половой акт является лишь суррогатом любви, так как не позволяет достичь человеку своей высшей сущности, андрогинной целостности. Любовь рассматривается не как средство для продолжения рода, а как цель сама по себе. “Дионис и Гадес одно и то же”. “Дионис, молодой и цветущий бог материальной жизни в полном напряжении ее кипящих сил, бог возбужденной и плодотворной природы, - то же самое, что Гадес, бледный владыка сумрачного и безмолвного царства отшедших теней. Бог жизни и бог смерти - один и тот же бог”.
В статье “Смысл творчества” Бердяев рассматривает проблему пола и творчества. По его мнению, половой акт - поиск утраченного андрогинизма, лишь призрачное соединение. Он пишет, что “половое влечение есть творческая энергия в человеке... Существует глубокий антагонизм между творчеством вечного и рождением временного”. Бердяев считает, что должен наступить новый природный порядок. В котором творчество победит. “пол рождающий преобразится в пол творящий.”
* * *
Как же воплощались идеи Серебряного века в жизни людей творческих? Судьбы многих из них так же причудливы и необычны как и само это время. Им свойственно стремление вырваться за пределы обыденной жизни, поиск иной реальности. Их жизнь насыщена и переполнена переживаниями. Личность часто не отделяется от творчества. Жизнь претворяется в искусство, а искусство в жизнь. Ярким пример этому может служить судьба Николая Гумилева. Он не просто мечтал о далеких странах, но и объездил многие трудно доступные уголки Африки и Азии, не только прославлял в своих стихах подвиги, но и стал героем Первой мировой воины.
Об образе жизни литературной среды начала века рассказывает Андрей Белый, описывая “башню” - дом Вячеслава Иванова: “И так день за днем; попадая на “башню” - дня на три, живал до пяти недель; яркая, но сумасшедшая жизнь колебала устои времен; а хозяин, придравшись к любому предлогу, вколачивал принцип Эйнштейна: ни утра, ни ночи, ни дня; день - единый; глядишь, - прошел месяц уже.”
В своих воспоминаниях Владислав Ходасевич рассказывает о писательнице Нине Петровской. Как писатель она не создала ничего выдающегося, но ее личность повлияла на многие обстоятельства и события. Она прекрасно соответствовала “духу времени”. “Из жизни своей она воистину сделала бесконечный трепет, из творчества - ничего. Искуснее и решительнее других создала она “поэму из своей жизни”. Она стала героиней романа Брюсова “Огненный ангел”. Ее жизнь, как и жизнь многих людей ее круга протекала в неистовом напряжении, постоянной лихорадке. “Все пути были открыты с одной лишь обязанностью - идти как можно быстрее и как можно дальше. Это был единственный, основной догмат... Разрешалось быть одержимым чем угодно: требовалась лишь полнота одержимости”. Кратчайший доступ к кладезю эмоцию открывала любовь, “все и всегда были влюблены: если не на самом деле, то хоть уверяли себя, что влюблены; малейшую искорку чего-то похожего на любовь раздували изо всех сил.” Люди гнались за эмоциями, все переживания считались благом, независимо от их последовательности и целесообразности. Однако следствием такого накопления переживаний часто оказывалась глубочайшая опустошенность. Поэтому судьбы многих людей Серебряного века трагичны. И все же это непростое время духовных блужданий породило прекрасную и самобытную культуру.
Другие работы по теме:
ROLLS- ROYCE
(ROLLS-ROYCE PLC) Эмблема «Роллс-Ройс» «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce PLC), английская компания по выпуску дорогих престижных автомобилей класса «люкс» и двигателей. 4 февраля 1971 компания была официально объявлена банкротом и реформирована, разделена на: 1) автомобильную компанию Rolls-Royce Ltd., включающая отделение по выпуску реактивных двигателей, с 1971 по 1987 находилась под управлением государства.
Государственный герб республики Латвия
Содержание. Государственный герб республики Латвия. §1. Описание государственного герба республики Латвия. Герб Латвийской республики представляет собой пересечённый и полурассечёный на лазурь, серебро и червлень щит. В лазуревом поле изображено стилизованное золотое восходящее солнце с расходящимися лучами, в серебре - смотрящий влево червлёный лев, в красном поле — смотрящие вправо серебряный грифон, держащий в правой лапе клинок.
Цветаева m. и. - Мой любимый поэт серебряного века
Путь поэта - это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в историю под названием “серебряный век”.
Серебряный век русской поэзии - Поэты серебряного века
Серебряный век в русской литературе это период творчества основных представителей модернизма период появления множества талантливых авторов. Условно началом серебряного века считают год фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Литературный герой КНЯЗЬ СЕРЕБРЯНЫЙ
Князь серебряный герой исторического романа А. К. Толстого Князь Серебряный Образ К. С. имеет легендарные корни. Его прообразом является князь. Никита Романович отважный заступник за правду герой часто встречающийся alignjustifyкнязь серебряный герой исторического романа.
Московские тайники
Год 1914-й - первый год мировой войны - ознаменовался в придворных кругах великосветской сенсацией - женитьбой на племяннице Николая II, Великой княжне Ирине Александровне, князя Феликса Феликсовича Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон.
« Серебряная » вода
Известно, что ионы серебра, попадая в организм и продвигаясь с потоком крови, на своем пути угнетают любые, даже самые стойкие бактерии. От такого воздействия они прекращают размножаться, а затем и погибают.
Мой любимый поэт А. Блок
Серебряный век – это период совершенно новых мироощущений человека. В это время у людей менялись духовные ценности и мировоззрение. Поэзия этого периода удивительна и неповторима.
Серебряный век русской поэзии 2
Серебряный век русской поэзии Начало двадцатого века… Грядущий вихрь социальных потрясений, кажется, должен, смести. Но при грохоте оружия — Русско-японской, первой мировой, других войн — музы не молчат. Я вижу, я слышу, я чувствую, как бьются раскаленные сердца поэтов, чьи стихи ворвались ныне и в нашу жизнь.
Мое любимое произведение искусства
Искусство. Оно очаровывает нас силой красоты: красоты звуков, красоты чувств, красоты увиденного. И если уже очаровало человека — то это навеки. Вот такая она сила — сила искусства. Кого-то очаровала таинственная, нежная, трепетная музыка, кого-то совершенная картина, кого-то прекрасная книга, кого-то волшебное пение исполнителя.
Мой любимый поэт Серебряного века Н. Гумилев
Автор: Гумилев Н.С. Серебряный век русской культуры наступил после завершения эпохи Золотого века. Его временными рамками можно является начало 1890-ых годов и конец 1920-ых. Особенностью этого периода можно считать совершенно новое мироощущение человека. В это время пересматривалась система духовных ценностей.
В чем заключается счастье по рассказам И.А. Бунина
Автор: Бунин И.А. Двадцатый век сменил девятнадцатый. На арене серебряный век литературы. Что он нам принес? – Новых людей, новое общество, новые взгляды, порядки. Мизансцена нова, действующие лица новы, но, несмотря на это, характеры вроде бы те же и проблемы не изменились.
"Золотое сердце России мерно бьется в груди моей…"
"Серебряный век" русской поэзии... Имена, даты, направления... Многие его представители ощутили счастливые минуты подъема и славы, а затем были втоптаны в безвременье тяжелыми сапогами революции, гражданской войны и культа личности.
Богданова-Бельская П.
Серебряный век и ту его ауру, которая так привлекает нас нынешних, создавали не только "мэтры" и "зубры" литературы, живописи, театра вроде Блока, Малевича, Мейерхольда, Карсавиной.
Волшебница 2
Волшебница Автор: Перро Ш. Шарль Перро Волшебница Жила-была вдова, у которой были две дочери; старшая до того на нее походила и лицом и нравом, что, как говорится, не развел бы их. Так они были обе горды и неприветливы, что, кажется, никто бы не согласился жить с ними. Младшая, напротив, вышла в отца кротостью и вежливостью, да и сверх того красавица она была необыкновенная.
Поэт и чернь Творчество Б.Окуджавы
Автор: Окуджава Б. У оврага кузнечик сгорает. Рифмы шепчет, амброзию пьет И худым локотком утирает Вдохновенья серебряный пот. Б. Окуджава Очень многие современные поэты и писатели всегда будут благодарны Булату Окуджаве за помощь. Он помогал талантливым, но не умеющим пробиться сквозь цензуру того времени.
Русская литература конца 19 - начала 20 века
Автор: Разное Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой.
Борятинские
Введение 1 Происхождение рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Борятинских Список литературы Введение Боря́тинские — старинный русский княжеский род.
Континентальные доллары
Континентальный доллар (англ. Continental currency) — временная бумажная банкнота, введённая Континентальным конгрессом в июне 1775 года, в начале войны за независимость США. Объём первой эмиссии составлял 2 млн долларов, при том, что денежная масса составляла в США на начало войны 12 млн. Обеспечения первые деньги не имели, но предполагалось что в 1783 году они начнут выкупаться за счёт налогов штатов.
Полтинник
Введение 1 История 1.1 Древнерусский период 1.2 Реформа Алексея Михайловича 1.3 Реформа Петра I 1.4 Серебряный полтинник 1.5 Золотая полтина 1.6 Медная полтина
Пелли, Уильям Дадли
Введение 1 Семья 2 Ранняя жизнь 3 Участие в политике Список литературы Введение Уильям Дадли Пелли (англ. William Dudley Pelley; род. 12 марта 1890(18900312) — 30 июня 1965) — американский фашист, спиритуалист, основавший Серебряный легион в 1933 году, и баллотировавшийся на пост президента США в 1936 году от Христианской партии.
Изабелла Ягеллонка
(18 января 1519 — 15 сентября 1559) — польско-литовская принцесса, дочь польского короля Сигизмунда Старого. Благодаря браку в 1539 году с Яношем Запольяи стала королевой Венгрии.
Серебряный рубль
— денежная единица Российской империи, имевшая хождение с 1704 по 1897 гг. Первоначально вплоть до 1769-го года был представлен в виде серебряной монеты достоинством в один рубль, одновременно с набором разменных монет из меди и серебра, имевших постоянный, обозначенный на монете курс взаимного обмена.
Бобринские
Введение 1 Происхождение и история рода 2 Описание герба 3 Известные представители рода Бобринских Список литературы Введение Бо́бринские — русский графский и дворянский род.
Монетный акт 1792 года
Монетный акт 1792 года — законодательный акт, принятый конгрессом США 2 апреля 1792 года, определявший законодательную основу чеканки денег в США. 8 мая 1792 года был подписан президентом Джорджем Вашингтоном. Особенностью акта было то, что, в отличие от других стран, была введена система, при которой 1 доллар был равен 100 центам.
Зиловы
План Введение 1 История 2 Описание герба 3 Современные продолжатели рода Список литературы Введение Зиловы, старинный остзейский баронский род, существующий с 1060 года.
Алмату
План Введение 1 Средневековые цивилизации бассейна реки Или 1.1 Археологические раскопки 2 Позднее средневековье Список литературы Введение Серебряный дирхам, чеканенный в городе Алмату (Алматы) в 684 году Хиджры (1285—1286).
Серебряный карась
План Введение 1 Описание 2 Ареал 3 Размножение 4 Выращивание — Разведение рыб 5 Хозяйственное значение 6 См.также Введение Серебряный карась, (ранее лат. Carassius auratus gibelio (Bloch, 1782), с 2003 года принято биноминальное название лат. Carassius gibelio — пресноводная рыба из рода карасей семейства карповых.
Ниагарский водопад
First page Back Continue Last page Text First page Back Continue Last page Text First page Back Continue Last page Text First page Back Continue Last page Text
Кубачинцы
Кубачинцы (самоназв.: угбуган, угбуганти, уг`буг), народ в России, жители поселка Кубачи Дахадаевского района в Дагестане (1900 чел.); живут также в городах Кавказа и Средней Азии.
Карась
Лишь немногие виды рыб известны в народе так же хорошо, как карась. Это одна из самых обыкновенных рыб наших внутренних водоемов. Однако далеко не все знают, что именно среди карасей обнаружены формы с удивительными биологическими свойствами.
Иван Едешко
Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер России, Олимпийский чемпион, чемпион мира, неоднократный чемпион Европы, многократный чемпион СССР.
Толстой А.К.
Граф, русский писатель. Родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский).