А.Н. Швечиков к.ф.н., доцент, директор Межвузовского центра гуманитарного образования по религиоведению
Знаменитый английский историк XX века Арнольд Тойнби не без основания назвал религию куколкой цивилизации. И в самом деле, великие цивилизации возникали и успешно развивались там и тогда, где и когда религия становилась мощным духовным и моральным катализатором объединения разрозненных племен и народов в целях создания единого экономического, политического и географического пространства единого языка и культуры. А главное – создания единых богов, ибо религиозное единство было гарантией единства государственного. Кризис цивилизации начинался, как правило, с кризиса религиозного, с расстройства или обострения взаимоотношений церковной и государственной власти. Чтобы не допустить этих конфликтов, древние шли на объединение религиозной и светской власти в одних руках – князя, царя, фараона, императора и т.д., который, как правило, обожествлялся.
С рождением демократических государственных систем управления произошло жесткое разделение религии и ее власти с властью светской (государственной). Церковь была отделена от государства, а государство (т.е. светская власть) официально сняло с себя ответственность за религиозное состояние общества. Религия была провозглашена не общественным, а частным делом каждого гражданина, свободой его выбора исповедовать какую-то религиозную веру или не исповедовать никакой.
Однако мирская власть, трезво оценивая роль и значение религии в жизни человечества, формально отделив церковь от государства, понимала, что невозможно отделить религию от общества, не нарушая права граждан на свободу совести, не подрывая духовных и моральных основ общества. Поэтому она не пошла на полное отделение, т.е. фактическое изгнание религии из всех сфер общественной жизни.
В этом легко убедиться на соответствующих статьях Конституции европейских стран, которые посвящены вопросам взаимоотношений религии и общества, церкви и государства. В ряде этих стран конституцией провозглашен даже государственный статус традиционных религий, в других особо подчеркивается роль и место в религиозной жизни общества традиционных религий данного народа.
Единственной из современных демократических стран, где никак не обозначена особая роль какой-то из религий, являются США. Современное руководство США считает это великим достижением демократии. Оно считает предметом особой гордости превосходство американской демократии над демократиями других стран в области религиозных отношений. Поэтому США присвоили себе право контроля за соблюдением религиозных свобод во всех странах мира и наказания нарушителей этих свобод.
Именно американский вариант закона о свободе совести был принять демократической властью России в октябре 1990 г. Этот закон провозглашал равенство всех религиозных организаций, которые действуют или будут действовать на духовном поле России. Это уравнение в правах и возможностях традиционных российских религий (и прежде всего Православия) и деструктивных тоталитарных сект привело к самой настоящей религиозной (а правильнее будет сказать – псевдорелигиозной) экспансии духовного поля России, беспрецедентной за всю ее историю.
В короткое время при прямом попустительстве власти и даже прямой ее поддержке на уровне президента страны и высших чиновников (президент М.С.Горбачев оказал покровительство секте Муна, а секретарь Совета безопасности О.Лобов организовал площадку для тренировки боевиков Аум Синрике), тоталитарные секты обманом и пустыми обещаниями втянули в свои ряды миллионы российских граждан и стали реальной угрозой социальной стабильности российского общества.
Общественность России забила тревогу и потребовала пересмотра закона о свободе совести. Под напором общественного мнения и оппозиционной исполнительной власти Государственной Думы, закон 1990 г. был пересмотрен в 1997 г. Он в определенной мере стал сдерживающим моментом в сектантском беспределе, ибо ставил секты и их деятельность в более жесткие рамки государственного контроля. Он мог бы стать переломным этапом по резкому ограничению деятельности сект, если бы администрация президента Б.Н.Ельцина не поддалась открытому давлению правительства США, потребовавшему убрать из проекта закона наиболее жесткие положения, касающиеся деятельности деструктивных тоталитарных сект в России. США предупредили, что в случае игнорирования их требований по проекту закона к России будут применены экономические и политические санкции.
Этот прецедент раскрывает глаза на истинные цели деятельности сектантских объединений в России, направляемой государственными органами США. Они, что называется, лежат на поверхности. Это – социальная дестабилизация российского общества, оттеснение (выжимание) с духовного поля России традиционных религиозных конфессий и, прежде всего Православия, провозглашенного главным врагом США. Это втягивание России в мировой глобализационный процесс и навязывание ей единой религиозной системы под названием "Нью Эйдж" (религии "Новой эры").
К сожалению, часть российской правящей верхушки выступила здесь в роли пятой колонны и стала продвигать идеи религиозного глобализма в жизнь. Подтверждением этого служат ряд заявлений крупных чиновников российской исполнительной власти. Вот некоторые примеры попыток этого продвижения. 7 сентября 2000 года в "Независимой газете" директор информационного аналитического агентства при Управлении делами президента А.А.Игнатов опубликовал своеобразный манифест российских глобалистов под названием "Стратегия глобализационного лидерства для России". В этой статье высокопоставленный автор предлагает создать в срочном порядке одну общую для России религию (т.е. российскую "Нью Эйдж") и сделать ее государственной.
Другой высокопоставленный чиновник Кремля – заместитель начальника управления президентской администрации по внутренней политике М.Мейер 30 августа 2001 г. в интервью одному из католических агентств сделал ряд жестких и оскорбительных заявлений в адрес Русской православной церкви. Он в частности очень негативно оценил принятие РПЦ "Основ социальной концепции Русской православной церкви", заявив, что это принятие "еще более осложнило церковно-государственные отношения" (видимо, надо понимать, что речь идет об отношении государства и РПЦ). Одновременно были допущены оскорбительные выпады в адрес некоторых иерархов из высшего руководства РПЦ.
Мало чем отличаются высказывания чиновников президентской администрации по религиозным вопросам от правительственных чиновников. Председатель Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ А.Себенцов упорно отстаивает принцип равенства всех религиозных объединений и в то же время настаивает на усилении контроля государства за их деятельностью с помощью созданного органа по образцу бывшего в советское время комитета по делам религий.
Все эти высказывания говорят о том, что определенная часть представителей исполнительной государственной власти в отношении религии придерживается глобалистских идей и принципов. Другая часть проявляет сдержанность и занимает выжидательную позицию. А в целом вразумительной, системной, продуманной на перспективу религиозной политики современная российская власть пока таки и не выработала. Ее отсутствие несомненно негативно сказывается на состоянии духовности и нравственности российского общества, его социальной устойчивости.
Религия в современной России продолжает усиливать свое влияние, и игнорирование этого факта властью может иметь трагические последствия. Задача научной общественности обратить внимание власти на эту тревожную проблему.
Другие работы по теме:
Древне-восточная философия, сходство и различие
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Философия и Религия 7
Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо
Гендерные аспекты христианской добродетели и чистоты
Гендерные роли формируются культурой. Русская христианская культура характеризуется высокой субстанцией власти. Именно поэтому семья в России ориентирована на жесткие гендерные роли. Религия имеет влияние на формирование социальных установок (Г. Оппорт).
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Религия и её роль в жизни государства
, общества, человека – одна из самых непростых и закрытых тем и мало кто берётся за то, чтобы дать исчерпывающую объективную оценку. Религия важна и нужна не для политики, не для государства, а для общества, для человека. А, говоря о человеке и о себе в частности, я предпочитаю говорить не о религии, как таковой, а о вере, о ядре и основе религии.
Религия Бон
Религия Бон, существовала в Тибете задолго до рождения Будды Гаутамы, а в некоторых удаленный районах, ее традиции передаются до сих пор.
Буддизм 7
Буддизм - одна из величайших религий, получившая свое распространение во многих странах мира среди народов, говорящих на разных языках. Имея многовековую историю, буддизм не только не исчерпал себя как устаревшая религия, а наоборот - и по сей день остается живым для миллионов людей, составляя основу их мировоззрения и играя важную духовную, эстетическую и политическую роль в жизни ряда государств.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Политико-правовое учение Н. Макиавели
Государство - объединение людей для защиты жизни и собственности. Цель - достижение блага народа. Макиавели вводит современное понятие государства, опредляя гос-во как политическую систему.
Религия право и политика
ПОЛИТИКА РЕЛИГИЯ ПРАВО Религия, политика и право три совершенно разных сферы, но в тоже время все эти сферы переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Взаимодействие права и политики мы уже определили ранее , теперь попытаемся определить взаимодействие религии с политикой и правом. Религия и политика на протяжении долгого времени так или иначе соприкасались и соприкасаются друг с другом.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Государственный строй Испании
Введение 1 Законодательная власть 2 Исполнительная власть 3 Департаменты 4 Смотри также 5 Дополнительная информация Введение Основные законодательные и исполнительные органы власти. В соответствии с Конституцией Испании от 1978 года Испания – парламентское демократическое государство, в котором разделены законодательная, исполнительная и судебная власти.
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Дали государство
(кит. 大理, пиньинь Dаlǐ) — средневековое царство народа бай с центром в современной провинции Юньнань в Китае. Оно было основано в 937 году и управлялось династией из 22 монархов до уничтожения монголами в 1253 году. Столицей был город Дали.
Кеметизм
Кемети́зм — египетское неоязычество, современная (реконструируемая) этнотеистическая, пантеистическая египетская религия. Название происходит от термина «Кемет», буквально переводящегося с древнеегипетского языка «Черная земля», который использовался обитателями берегов Нила в противоположность пустыне.
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Наньчжао
Введение 1 Основание и этнография 2 Расцвет и экспансия 3 Упадок 4 Смены династий 5 Гибель 6 Религия 7 Правители Наньчжао Введение Наньчжа́о (кит. трад. 南詔, упр. 南诏, пиньинь Nбnzhāo) — королевство народа бай, основная территория которого располагалась в современной провинции Юньнань в Китае.
Секуляризация социология
Введение 1 Секуляризация общества 1.1 Процесс секуляризации общества по странам 2 Государственная религия Список литературы Введение Секуляризация (от лат. saecularis — мирской) — в социологии процесс снижения роли религии в жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм.
Божиею милостью
лат. Dei gratia — торжественное выражение, употребляемое в титуле государей, в государственных, дипломатических и важнейших законодательных актах и служащее для обозначения того, что власть главы государства происходит от Бога, что она существует лишь милостью Божиею.
Вороницын, Иван Петрович
Иван Петрович Вороницын (28 января 1885(18850128), Нарва — 1938 или 1939) — российский революционер и публицист. Сын подполковника П. И. Вороницына. Вырос в Житомире, в 17 лет ушёл из дома на почве революционных убеждений. Осенью 1902 г. в Харькове вступил в РСДРП. За распространение нелегальной литературы в 1903 г. выслан в Холмогоры, в июне 1904 г. бежал из ссылки и через Берлин и Женеву нелегально вернулся в Россию.
Особый Закавказский Комитет
Введение 1 История 2 Список членов ОЗАКОМа Список литературы Введение Особый Закавказский Комитет (ОЗАКОМ) — орган Временного правительства России по управлению Закавказьем. Под юрисдикцией комитета была вся территория бывшего Кавказского наместничества.
Религия в США
Первая поправка к Конституции США[1], принятая 15 декабря 1791 года, провозглашает отделение церкви от государства, которое отцами-основателями понималось как запрет на установление государственного вероисповедания, наподобие того, что имело место в Великобритании.
Сеннар феодальное государство
План Введение 1 История 2 Население 3 Религия 4 Социально-экономическое развитие Введение Сенна́р, Сеннарский султанат, феодальное государство XVI—XIX веков в Северо-Восточной Африке на территории современного Судана.
Королевство Далмация
План Введение 1 История 2 Демография 3 Религия 4 Правители Королевство Далмация Введение Королевство Далмация — вассальное королевство, существовавшие с 1815 по 1918 год под властью Габсбургской монархии. Столицей королевства был город Задар.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Италия
Краткий географический очерк.
Ангилья
Острова Ангуилла и Сомберо общей площадью в 102 кв. км расположены в Карибском море на архипелаге Малые Ангиллы.
Георг Зиммель
Зиммель Георг (1858-1918)- немецкий философ-идеалист и социолог. Приват-доцент (с 1885) и профессор университетов в Берлине (с 1901) и Страсбуре (с 1914).