Светлана Марина, Ирина Шлионская
Имя знаменитого древнегреческого философа Платона тесно связано с Элевзинскими Мистериями - ритуальными празднествами в честь богини Цереры (она же Деметра, Рея и Изида) и её дочери Персефоны (Психеи). Они являли собой не просто традицию, но и один из самых тайных мистических культов, в основе которого лежали глубокие эзотерические знания.
По преданию, Элевзинские Мистерии были основаны Эвтолпом около 1400 года до нашей эры. Благодаря же Платону они распространились в Риме и Британии. Элевзинское учение о человеческой душе гласило, что смерть не дарует нам духовного перерождения, и, если человек при жизни не стремился к совершенству, то он либо будет обречён на вечные скитания, либо попадёт в загробный мир Гадес, где его ждёт вечный сон. При этом рождение есть смерть души, смерть в физическом мире - рождение души.
Чтобы участвовать в Мистериях, кандидаты должны были пройти сложный и суровый обряд инициации. Успешно преодолевший все ступени посвящения получал титул Мистес (от этого слова, видимо, и произошёл термин "мистик"). Со всех участников Мистерий брали клятву никогда не разглашать подробностей таинства. Горе тем, кто приходил сюда без уважения к Мистериям, ибо души этих нечестивцев были преследуемы богиней в течение всей их жизни, и даже в царстве Теней они не спасались от её гнева!
Церемония посвящения в Мистерии не ограничивалась символической частью. Жрецам-элевзинцам были ведомы секреты физического и духовного самосовершенствования, в современной терминологии - различные приёмы медитации и психотренинга. Так, они могли на длительное время погружаться в "смертный сон" без признаков жизни, а затем выходить из него. Это сегодня умеют делать некоторые йоги.
Многие посвящённые утверждали, что во время инициации видели живых богов, говоривших с ними. Одежды посвящённых, по поверью, обладали необычными свойствами - тому, кто надевал её, открывались истины, скрытые от простых смертных.
Мистерии разделялись на так называемые Малые и Великие. Малые праздновались ежегодно во время весеннего равноденствия в Агре, Великие - раз в пять лет в период осеннего равноденствия в Элевзине.
Малые Мистерии интерпретировали в оккультном ключе миф о похищении Персефоны Плутоном, повелителем подземного царства.
Перед посвящением все, выдержавшие предварительный экзамен, направлялись в храм Персефоны, скрытый в глубине священной долины, среди священной рощи, между группами тисов и белых тополей.
Жрицы выходили из храма в белоснежных пеплумах, с обнажёнными руками, с венками из нарциссов на головах и начинали петь священные гимны, призывая Персефону быть благосклонной к ним и открыть путь к своей божественной матери Церере.
Затем несколько дней проходило в посте, молитвах и наставлениях. Накануне последнего дня неофиты собирались в священной роще, чтобы присутствовать при обряде похищения Персефоны, разыгрываемом жрецами храма. (Обычно ритуал совершался в полночь - считалось, что в это время невидимые миры приближаются к материальной сфере и спящие в Гадесе души проникают в нашу реальность.)
Божественная Персефона, вышивая покрывало для матери, увлекается сладкими речами Эроса, вышедшего из леса под видом крылатого юноши. Поддавшись его увещеваниям, она срывает самый прекрасный земной цветок (олицетворение земных желаний и страстей) - благоуханный нарцисс. И сразу же Земля разверзается около неё, и богиня погружается на колеснице Плутона - Аида в царство ужасов и мучений ада. Она теряет божественный облик и становится рабой своих страстей, представляя собой олицетворение человеческой души, прикованной к материи в течение земной жизни, а в посмертной - отданной химерам и ещё большим мукам. Хотя она теперь и властвует над низшими силами, её царство чуждо для неё. Познание Добра и Зла освещает бледной улыбкой её лицо, и в очах вспыхивает далёкое воспоминание о потерянном небе. Она слышит голос матери, зовущий её обратно на небеса.
В Великих Мистериях Церера скитается по миру в поисках дочери (души), неся с собой два факела - интуиция и разум. Плутон в ответ на мольбы матери соглашается отпустить Персефону с ней, но с тем условием, что каждые полгода та будет возвращаться в царство мёртвых. С тех пор каждый год осенью Персефона спускается под землю в Гадес, а весной возвращается назад вместе со своей матерью - богиней плодородия...
Таким образом посвящённым показывали, что душа может очиститься внутренней дисциплиной, усилиями интуиции, воли и разума приблизиться к великим истинам в необъятности высшего духовного мира и стать источником любви и радости.
Если верить Платону, Проклу, Апулею и другим александрийским философам, посвящённые осознавали, что драма Персефоны и Цереры происходила в них самих, так как они страдали, боролись вместе с ней в земной жизни, они получали, подобно ей, надежду снова найти божественную радость, вновь обрести свет верховного Разума.
Элевзинские Мистерии существовали вплоть до 1У столетия нашей эры, когда император Феодосий Великий наложил на них запрет как на институт, противоречащий христианству. Вместе с Мистериями канула в Лету сокровенная мудрость древних философов...
Другие работы по теме:
Крещение
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение…………………………………………………………………………..3 1. Совершитель Таинства Крещения……………………………………………6 2. Крестные родители – восприемники…………..…………………………….8
Таинства Церкви: введение в изучение
Первоначально Церковь не знала какой-то строгой классификации таинств и не выделяла, даже терминологически, какого-то определенного числа таинств из бесчисленных действований Святого Духа.
Различные богословские и домостроительные главы, Преподобный Максим Исповедник
Преподобный Максим Исповедник Различные богословские и домостроительные главы 1. Едино сверхбезначальное и сверхсущностное Благо - Святая Триипостасная Единица, Отец и Сын и Святой Дух; беспредельное единство Трех Беспредельных. Смысл и образ бытия [Святой Троицы], что и какова Она есть совершенно недоступны для сущих.
Святоотеческие основания православного учения о Таинствах
митрополит Каллист (Уэр) "Именно таинства составляют жизнь во Христе", — пишет св. Николай Кавасила. Они суть "окна в этот мрачный мир", говорит он. Каковы же основные темы святоотеческого учения об этих божественных действиях, без которых не может быть жизни во Христе? Как Отцы понимают эти "окна", посредством которых свет проникает в наше существование здесь, на земле? Рассмотрим кратко четыре основных пункта богословия таинств у Отцов:
Таинства Церкви миропомазание
Миропомбзание (греч. Миро - благовонный елей) это Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, подаются дары Святого Духа, способствующие росту и укрепляющие в жизни духовной.
Различные представления об исповеди
Изучение истории развития таинства исповеди с позиции католических, православных и протестантских авторов. Исповедь - таинство, благодаря, которому каждый христианин, должен исповедовать свои грехи, совершенные после крещения непосредственно священнику.
Сравнительный анализ католичества и протестантства
Исторический процесс зарождения и развития протестантства и католичества, сходства и различия в учениях церквей: догматы, таинства, принципы организации, высший авторитет в делах веры; протестантские исповедания: лютеранство, кальвинизм, англиканство.
Полигимния: обращаясь к небу
Полигимния. Муза молитв и священных гимнов, божественного пения и обрядовых танцев. К ней взывали люди, когда стремились выразить свои мысли и чувства в стихах, обращенных к богам.
Епископат РКЦ
Епископство признается у католиков высшей степенью священства. чин епископов назывался "преемствующим апостольской коллегии". Сами епископы именуются преемниками апостолов.
Диалог церквей в Европе
Предыстория. Желание церковного сближения и проведения богословских собеседований. Знакомство друг с другом во время богослужений. Вера и добрые дела. Святость и святые. Таинства и проповедь. Церковь и духовное служение - священство.
Христианское вероучение
Источниками христианского вероучения считаются священное писание, т. е. Библия и священное предание, которое включает в себя постановления вселенских и поместных соборов (съездов), творения отцов церкви, традиции богослужебной практики. Основу христианского вероучения. Которое в той или иной степени признают большинство христианских церквей, особенно православных и католических, составляет символ веры – краткое изложение догматов религии, в которые верующий обязан верить без доказательств.
Таинства православия
1. Крещение Слово «крещение» - славянский эквивалент греческого «баптисма» («погружение»). В Священном Писании оно впервые встречается в связи с именем Иоанна Крестителя. Приходившие к нему иудеи погружались в воды реки Иордан в знак того, что отказываются от совершения зла, смывают с себя, «топят» грязь греха, дабы в чистоте души встретить Мессию, приход Которого проповедовал Иоанн.
Основные направления протестантизма
Требование реформы церкви раздавалось все громче со времен авиньонского пленения пап (XIVв.) и во время великой западной схизмы (XVв.). Реформы были обещаны на Констанцском соборе, но их отложили в долгий ящик, как только Рим укрепил свою власть.
Таинство брака в современной Церкви
Сочинение по Введению в Литургическое Предание слушательницы Высших Богословских курсов при МПДА Дзарахоховой Натальи Владимировны (Группа 1.2) Таинство Брака в современной Церкви.
Особенности римско-католического учения о Таинствах
Наиболее существенным догматическим расхождением между Римско-католической и Православной Церквами в учении о таинствах (сакраментологии) являются вопросы о их действительности и спасительной действенности.
Причащение
Причащение — это такое Таинство, в котором верующий причащается, принимает Тело и Кровь Христовы под видом хлеба и вина. Причащение совершается во оставление грехов и в жизнь вечную.
Евхаристия
Евхаристия (греч. eucharistia – благодарение), главное христианское таинство.
Сочинения на свободную тему - Дети художника его ученики опыт статьи
Имя народного художника, основателя Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве Ильи Сергеевича Глазунова известно всему миру. Воспитанники его школы достойно продолжают традиции русского реализма. Среди учеников художника и его родные дети - Иван и Вера.
Стихотворение Пушкина Поэту
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается на материале многих стихотворений: «Осень», «Пророк», «Памятник», «Поэту», и другие… Вопрос о цели, назначении, смысле поэзии волновал Пушкина с первых шагов его творчества. Еще будучи лицеистом, начинающий поэт уже задумывался не только о своем предназначении, но и о загадке искусства как непостижимого и вечного таинства.
Стихотворение Пастернака Во всем мне хочется дойти
Стихотворение Пастернака «Во всем мне хочется дойти…», написанное в 1956году, стало поэтическим кредо писателя, итогом его размышлений о творчестве, о месте и роли поэта и поэзии. В разные периоды жизни он говорил об этом, но неизменным оставалось одно: главная задача искусства – поиск истины, постижение сущности явлений, всей полноты бытия:
Стихотворение В. А. Жуковского Невыразимое
Стихотворение В. А. Жуковского "Невыразимое" Автор: Жуковский В.А. "Что наш земной язык пред дивною природой?" – такой вопрос, не требующий ответа, ставит перед собой и нами Жуковский. Это не вопрос, а утверждение, приглашение к размышлению о том, как несовершенен, беден, бессилен наш язык как человеческое творение адекватно отразить творение Божие.
Миф об Орфее и Эвредике
Миф о любви Орфея и Эвридики. Возлюбленная Орфея, Эвридика умирает, душа ее направляется в подземный мир к Аиду. Орфей, ведомой силой любви к своей возлюбленной, следует за ней. Эвридика, божественная душа Орфея, с которой он соединяется после смерти.
Краткая история иконографии Сербия XIII-XIV вв
Краткая история иконографии. Сербия XIII Васильева А. В. Основные евхаристические композиции Изображения на сюжет установления Господом Таинства Евхаристии сложились еще в ранневизантийский период (VI в.) в двух основных иконографических типах. Один из них, называемый Н.В. Покровским "историческим", иллюстрирует евангельские тексты о Тайной Вечере (мозаика в нефе церкви Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна; миниатюра в евангелии Россано), другой, "литургический"2, повествует о ней в образах актуального обряда причащения (сирийское Евангелие 586 г. монаха Раввулы, Россанский кодекс VI в., дискосы из Риха и из Стума 568-578 гг., Сирия).
Баварская правда
Бава́рская пра́вда (лат. lex Baiuvariorum) — запись обычного права (имущественного, договорного, семейного, уголовного и т. п.), сложившегося в VII—VIII веках у германского племени баваров, одна из так называемых Варварских правд.
Терапевты секта
Введение 1 Происхождение 2 Учение 3 Обычаи 4 Терапевты и христианство Введение Терапевты (от др.-греч. θεραπευτής — почитатель, поклонник, (священно-)служитель), еврейская аскетическая секта, члены которой предположительно поселились у берегов Мареотидского озера близ Александрии (Египет) в I веке н. э.
Будный, Симон
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Симо́н Бу́дный (белор. Сымон Будны, польск. Szymon (Symon) Budny; январь 1530, Будне — 13 января 1593, Вишнюв) — известный социнианский проповедник XVI века, гуманист, просветитель, церковный реформатор. Напечатал Новый Завет с комментариями и замечаниями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия.
Крещение Руси
Процесс крещения. Свержение идолов. Строительство православных церквей и храмов. Особенности крещения.
Якоб Бёме
Бёме (Bohme) Якоб (1575—1624) — немецкий протестантский мистик-визионер, теософ и богослов.
Апулей
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства.