Господство религиозных представлений над умами всех слоев феодального общества в течение тысячелетнего периода, отделяющего эпоху Возрождения от классической древности, очень затрудняло развитие атеистической мысли. Как справедливо заметил Анатоль Франс, в этот период „счастливому единодушию паствы несомненно способствовало также обыкновение... немедленно сжигать всякого инакомыслящего". Но и это не могло полностью задушить мысль, пытавшуюся разбить цепи, в которые ее заковало мракобесие.
Крупнейшим представителем средневекового свободомыслия был французский философ Пьер Абеляр (1079-1142). В своем трактате „Введение в теологию" он не побоялся заявить, что либо все религиозные догматы - звук пустой, либо они имеют смысл, доступный пониманию разума человеческого. А раз так, истины религии подлежат контролю разума. „Опрометчиво вериг тот, кто. не разобравшись, беззаботно удовлетворяется тем, что ему говорят, не взвесив это, не зная, насколько основательны доказательства в пользу сообщаемого".
Провоз! лашая высший авторитет разума, призывая ничего не принимать на веру, Абеляр не остановился перед тем, чтобы заявить. „Не потому веришь, что так сказал бог, а потому, чю ты убежден, что так оно и есть".
Единственный разумный путь к достижению истины, утверждал Абеляр, - сомнение, которое должно быть исходным пунктом при решении любого вопроса. „Сомневаясь, — писал он, — мы начинаем исследование, а благодаря исследованию мы приходим к истине" Такая высокая оценка сомнения имела огромное значение для подрыва религиозного мировоззрения
В сочинении "Да и нет" Абеляр, подчеркивающий, что из двух противоположных высказываний по одному и тому же вопросу по крайней мере одно ложно, собрал множество цитат из „священных" текстов, исполненных противоречий. Эти цитаты свидетельствуют, что на вопросы о первородном грехе, о свободе воли, о сотворении мира или его вечности, о вечности творца и на другие коренные вопросы религии „святые отцы" церкви и даже само „святое писание" дают диаметрально противоположные ответы. Так была показана явная ложность многого сообщаемого в текстах, которые религиозное мировоззрение провозглашало непререкаемой истиной.
Несмотря на свой рационализм и борьбу свою против догматизма средневекового сознания, Абеляр оставался в плену религиозных представлений. Тем не менее его взгляды, объективно подрывающие основы религии, вызвали в среде духовенства бурю негодования. В 1121 г. собор в Суас-соне объявил эти взгляды еретическими, заставил Абеляра публично сжечь свой трактат и заключил его в монастырь.
Свободомыслие пробивало себе путь и в Италии. В XII в. во Флоренции выступил ряд ученых, выдвигавших эпикурейские, материалистические и антирелигиозные идеи.
Ряд видных представителей антирелигиозного свободомыслия выступил в эту эпоху в мусульманском мире.
Здесь прежде всего следует упомянуть таджикско-персидского мыслителя и поэта Омара Хайяма (1040 -1123). Стихи Хайяма „Рубай" не только глубоко проникают в мир чувств человека, они исполнены философских раздумий и откровенной антирелигиозности.
Хайям высмеивает религиозный призыв к отказу от благ земных во имя благ, ждущих нас за гробом. Никакою загробного мира, говорит он, нет. Существует лишь посюсторонний мир, где царят законы природы Перед их лицом молигвы и болтовня о рае и аде смешны. „К чему кумирен дым, светильники мечетей? К чему про рай и ад все разговоры эти?" Все религии, включая ислам, обманывают людей, одаряя их „сорной травой" веры в воздаяние.
Поэт часто повторяет и остроумно иллюстрирует ту мысль, что единственная реальная действительность - земная действительность, что ею только имеет смысл дорожить, а ее утрата принесет не божественное воздаяние, а небытие. „Когда покинешь мир — ведь будет все равно, что делал, говорил, чем запятнал себя ты".
Хайям вскрывает противоречие между религиозным учением о всемогуществе и всеведении бога и учением о воздаянии: „Когда ты для меня слепил из глины плоть, ты знал, что мне своих страстей не побороть; не ты ль тому виной, что жизнь моя греховна? Скажи, за что же мне гореть в аду, господь?"
Эпикурейское положение о том, что несправедливостью, царящей в обществе, опровергается существование провидения, получает яркое выражение в творчестве Хайяма, страстно обличающего социальное зло и так же страстно отвергающего существование всеблагого господа: „О небо, к подлецам щедра твоя рука. Им - бани, мельницы и воды арыка; а кто душою чист, тому лишь корка хлеба. Такое небо - тьфу! - не стоит и плевка!"
Некоторые рубай позволяют предполагать, что смелые идеи Хайяма разделялись определенными кругами общества, в котором он жил. Например: „И так вот и живем под сводом голубым. Полубезбожники и полумусульмане".
Рубай часто облекают антирелигиозную мысль в шутку, но автор подчеркивает: „Не только на словах я враг всей этой лжи" - и самым серьезным образом заявляет, что решительно отвергает порабощение разума какой бы то ни было религией. „Дух рабства кроется в кумирне и в Каабе, трезвон колоколов — язык смиренья рабий, и рабства черная печать равно лежит на четках и кресте, на церкви и Мирхабе".
Ряд важных антирелигиозных идей выдвинул знаменитый арабский философ Ибн-Рощц (Аверроэс) (1126-1198). Рассматривая себя как верного последователя Аристотеля, этот выдающийся мыслитель развивает материалистическую тенденцию аристотелевского учения. Будучи сыном своего времени, Ибн-Рошд сохраняет в своем учении и бога (играющего здесь роль, подобную роли „перводвигателя" у Аристотеля) и бессмертие духа, которое арабский философ приписывает общечеловеческому разуму.
Но Ибн-Рошд решительно отрицает божественное сотворение мира и отстаивает положение о том, что материя и движение существуют вечно, что в мире царят естественная необходимость, непреложные законы природы. Сам бог действует по необходимости, он не может отменить законы природы. Поэтому такие сверхъестественные события, как откровения и чудеса, невозможны. Молитвы не могут повлиять на ход событий. Сознание отдельного человека - это способность тела, особенно мозга. Ибн-Рошд поэтому отрицает бессмертие души (хотя признает бессмертным безличный интеллект всего человечества), а также и веру в воздаяние.
Ибн-Рошд — первый философ, выдвинувший учение о существовании двух истин: научной, философской, с одной стороны, и религиозной, богословской - с другой. В общем, учил Ибн-Рошд, наука и религия, философия и богословие согласуются друг с другом. Но в отдельных вопросах они могут приходить к различным результатам. Для толпы нужна вера в откровение, в авторитет и т. д., ибо „вера налагает узду на людей из народа". Для тонкого слоя образованных людей есть наука и философия. Один и тот же автор имеет право в богословском труде защищать бессмертие души, а в философской работе отрицать его, поскольку в богословии истиной является то, что бессмертие существует, а в философии истинно, что бессмертия нет. Хотя это учение Ибн-Рошца о „двойственности истины" исполнено духом компромисса, оно имело огромное значение для своего времени, впервые строго разграничив разум и веру, что в конечном счете служило высвобождению знания из-под гнета религии.
Проникнув в страны Европы, где господствовало христианство, идеи Ибн-Рошда оказали большое прогрессивное воздействие на развитие материализма и религиозного скептицизма в этих странах. Особенно значительным было выступление французских последователей этих идей, развернувших активную деятельность в пользу воззрений Аверроэса в парижском университете. Во главе парижских аверроистов стоял Сигер Брабантский (ок. 1240-ок. 1282).
В своих произведениях (,,О возникновении и уничтожении", ,,О вечности мира" и др.) Сигер доказывал, что вселенная существует вечно, что в жизни людей действует естественная необходимость и бог не управляет их поступками, что сознание человека неразрывно связано с его телом, гибнет вместе с телом и не может после смерти человека испытывать те муки, какие его якобы ждут в аду.
Список литературы
Маркс К, Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. М., 1983.
Деятели Октября о религии и церкви. М., 1968.
Кубланов М. Мыслители древности о религии. М., 1960.
Ламонг Корлисс. Иллюзия бессмертия. М., 1984.
Лункевич В. Герои и подвижники науки. М., 1961.
От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела. М., 1969.
Черный туман. М, 1976.
Другие работы по теме:
Классификация ядерных взрывов
1-классификация ядерных боеприпасов по мощности: -сверхмалые-мощность меньше 1 кт(кило тонна) -малые-меньше 10 кт -средние-от 10 до 100 кт -крупные-от 100 до 1000 кт
Атеизм
Атеизм есть отрицание существования личного Бога. Так как с понятием Бога имеют дело религия и философия, то термин “А.” применяется и в той, и в другой; но разграничение области религии от философии - дело весьма трудное, и перечисление видов
Хуглары
В средние века хранителями и распространителями героического эпоса и народной поэзии в течение долгого времени были профессиональные певцы-исполнители. В Кастилии их называли хугларами.
Чацкий и Репетилов герой и пародия
(по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Первоначальное название комедии было «Горе уму». На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов «ум — это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство».
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Индикт
Инди́кт (ио́н ) — период в 15 лет, по которому прежние историки, особенно в Средние века, исчисляли эпохи разных событий. Этимология этого слова, как и то, кем установлен этот период, в точности неизвестны. Наиболее распространённым является предположение, что индиктион (от лат. indiction — 'объявление') первоначально означал чрезвычайный налог на зерно.
Куртуазность
Куртуа́зность куртуа́зия (англ. courtly love; фр. amour courtois от courtois — учтивый, рыцарский), система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви.
Восстания зинджей
— серия восстания чёрных рабов (зинджей) на территории Южной Месопотамии в Аббасидском халифате во второй половине IX века. Рабство было распространённым явлением в Халифате, однако большинство рабов было занято в домашнем хозяйстве и обслуживании, и потому было разъединено. В классической форме рабский труд применялся лишь в низовьях Тигра и Евфрата — здесь большие группы рабов (в основном негров из Восточной Африки — зинджей), живших в казарменных условиях, занимались расчисткой солончаков.
Ганзак Атропатена
Ганза́к [1] — (также Газака, Ганзака, Гандзак) древний город на северо-западе Ирана, к юго-западу от оз. Урмия (современный северо-запад Ирана). Возник в I тыс. до н. э.
Присырдарьинские города
Введение 1 Присырдарьинские города 1.1 Сыгнак 1.2 Сауран Введение Присырдарьинские города — группа городов в Южном Казахстане и Мавераннахре, находившиеся вдоль реки Сырдарья — в её среднем течении. Стратегическая важность этих городов заключалась в том, что, находясь на Великом Шелковом Пути, они были крупными культурными и торговыми центрами.
Вольнодумство
Вольноду́мство вольноду́мие свободомы́слие фармазо́нство (уст., перен.) — скептическое отношение к религиозным верованиям или к господствующим идеям; течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Криптохристианство
(также крипто-христианство, криптохристиане , подпольное или тайное христианство от древнегреч. [криптос] «тайный», «укрытый») — в Средние века и Новое время — подпольные, тайные последователи христианства, особенно в обществах, где преобладают последователи другой веры, оказывающие религиозное давление на представителей данного религиозного меньшинства.
Кортесы
Корте́сы [-тэ́-] (Cortes — дворы) — в Средние века региональные сословно-представительные собрания, с XIX века — парламент в Испании и Португалии. Первый кортес был создан в Леоне в 1137. Первоначально в кортесах могли участвовать только дворяне и духовенство. Лишь в 1188 в кортесах получили представительства горожане.
Золотая булла
Хрисовул (лат. Bulla Aurea; греч. Χρυσόβουλλον) — печать, скреплявшая декреты западноевропейских и византийских монархов в Средние века и эпоху Ренессанса. Изначально стала применяться в Византии, где также означает тип византийских императорских грамот, в которую Император собственноручно пурпурными чернилами вписывал несколько слов, ставил подпись и дату.
Города-государства хауса
Европейская карта начала XVII в. на которой обозначен город-государство Замфара В Средние века на территории хаусаленда (север Нигерии, юг Нигера) существовали города-государства (Кано, Зария, Замфара, Кадуна, Даура и пр.). Их расцвет пришёлся на XV—XIX вв., когда они стали важными торговыми центрами на пути караванщиков, задействованных в транссахарской торговле.
Крепости Молдавского княжества
В Средние века в Молдавском княжестве была воздвигнута сеть крепостей , которые позволяли обороняться от нашествия врагов. Некоторые крепости были воздвигнуты в ещё до образования Молдавского независимого государства, другие — молдавскими господарями.
История дипломатии
Введение 1 Первое издание 1.1 Разделы 2 Второе издание Введение История дипломатии - многотомный труд советских историографов, проведших анализ международных отношений в последовательно сменявшиеся эпохи; краткая история дипломатии от древних времен до нашего времени. Под редакцией В. П. Потемкина.
Гражданская война 2
Введение 1 Гражданские войны в древнем мире 2 Гражданские войны в Средние века 3 Гражданские войны в новое время 4 Гражданские войны XX—XXI веков Список литературы
Роспуск парламента
Введение 1 Роспуск парламента в Древнем мире 2 Роспуск парламента в Средние века 3 Роспуск парламента в Новое время 4 Роспуск парламента в XX-XXI веке Введение
Имперская опала
Имперская опала (нем. Reichsacht) — форма объявления государственного преступника вне закона, используемая в Священной Римской империи. В Средние века решение об опале принимал император, начиная с XVI века для объявления вне закона стала требоваться санкция рейхстага или приговор Имперского камерального суда.
Островной пошиб
Островно́й по́шиб островной минускул гиберно-саксонское письмо ) — тип почерка, распространённый в Средние века в Ирландии и Британии, а позже употреблявшийся в религиозных центрах на континенте, подвергшихся влиянию так называемый кельтской церкви.
Поздняя Античность
Поздняя Античность — завершающий этап античного периода; период средиземноморской (также, но в меньшей степени) мировой истории обычно ограничиваемый II—V веками н. э. Распад и падение Западной Римской империи в 476 году и великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец эпохи поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится в первую очередь распространение и упрочнение позиций христианства.
Лже-Меровинги
Лже-Меровингам относятся те персонажи, которые иногда появляются в некоторых генеалогических древах Меровингов, о которых имеются неоднозначные или сомнительные сведения о реальности их существования, либо о их принадлежности к меровингской династии.
История Приднестровья
План Введение 1 Античность 2 Средние века 3 Новое время 4 XX век 4.1 Первая мировая война 4.2 Гражданская война 4.3 Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика
Руссильон провинция
Руссильо́н (кат. Rossellу или Catalunya del Nord, фр. Roussillon, исп. Rosellуn) — историческая провинция в южной Франции между Пиренеями и Средиземными морем. Главный город — Перпиньян (теперь департамент Восточные Пиренеи). В Средние века здесь располагалось графство Руссильон.
Подземные каменоломни Парижа
Подземные каменоломни Парижа (фр. Carriиres souterraines de Paris ) — это целая сеть подземных карьеров на территории Парижа, связанных между собой инспекционными галереями; сеть, свидетельствующая о проводившихся интенсивных горных выработках под землёй, начиная с античности, в Средние века и последующее время, с целью производства строительного материала для возведения сначала оборонительных и религиозных сооружений, затем также дворцов и домов парижской знати, заканчивая домами буржуа времён барона Османа.
Большой Шатле
Большой Шатле (1650) Большой Шатле (реконструкция 1897) Большой Шатле́ (фр. Grand Chвtelet de Paris) — замок в Париже, охранявший в Средние века подходы к мосту Гранд-Понт (Большой мост) через Сену, позднее — известнейшая парижская тюрьма.
Великий князь
План Введение 1 В Средние века 2 С XVIII века 3 Великие князья дома Романовых Введение Вели́кий князь — на Руси титул главы независимого государства (в период монголо-татарского ига великий князь подчинялся только хану); титул московского и всероссийского царя; с XVIII века титул прямых потомков царя.
Средневековье
Сообщение на тему «СРЕДНЕВЕКОВЬЕ» ученицы юридического факультета СПЭК Давыдовой Марии В исторической науке понятие «средневековье» укрепилось после того, как в эпоху Возрождения был провозглашен возврат к античной культуре. «Промежуточные века» между античностью и Возрождением с легкой руки итальянских гуманистов стали именоваться средними.
Ишув
(ивр. יִשּׁוּב, букв. `заселённое место`, `население`, также `заселение`) — собирательное название еврейского населения Эрец-Исраэль.
Петрушевский, Дмитрий Моисеевич
Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863—1942) — русский, советский историк-медиевист. Биография Окончил Киевский университет (1886), ученик И. В. Лучицкого, преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге, Иванове. С 1906 г. — профессор кафедры всеобщей истории Московского университета (покинул его в 1911 г. в знак протеста против политики министра просвещения Л.
Экологические проблемы Волги
Введение 1 В средние века, река Волга была известна под названием Итиль. По одной из версий современное название Волга приобрела по древнему марийскому названию реки Волыгдо. Волга - крупнейшая в мире река внутреннего стока. В образном восприятии сущности русской народности Волга играет исключительную и центральную роль, это корень и стержень всего русского народа, образный идеал.
Река Волга
ВОЛГА Раньше её называли Ра, то есть с греческого языка река. А в средние века стали называть Итиль. Это река находится в Европейской части Российской Федерации. Волга - крупнейшая река Европы. Её длина 3530 км, а площадь бассейна аж 1360 тыс. км
Двор чудес
(фр. La Cour des Miracles) — в Средние века название нескольких парижских кварталов, заселённых нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами и поэтами.