Князь Петр (в крещении Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича, старший сын которого Павел с 1170 года наследовал после отца Муром. В 1186 году братья ходили на булгар, за три года до того опустошивших город. В том же году они участвовали в походе вел. кн. Всеволода против Рязанских князей, нападавших на сородичей. Пока был жив старший брат, «имеяше обычай блаженный Петр всегда приходити к брату своему на поклонение». И когда в семье Павла случилась беда, Петру, которого Господь готовил к будущему святому браку, суждено было отстоять чистоту семейных княжеских уз. По наваждению диавола к жене Павла стал летать змей. Горестная женщина, уступившая неприязнивой демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти, и выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча».
Петр, «не сумняся, мужественне», решил убить насильника, положившись на помощь Божию. И по молитве благв. Петра в монастыре Честного и Животворящего Креста некое отроча показало ему Агриков меч в алтарной стене. Несмотря на пронырство лукавого змея, принимавшего облик брата, Петр поразил «прелестника». Но тот, в предсмертном трепете обнажив свое смердящее естество, обрызгал победителя ядовитой кровью. Князь «от неприязнивыя тоя крови острупе, и язвы быша, и прииде на нь болезнь тяжка зело».
Смиренно переносил он мучения, и никто не мог ему помочь, так как Человеколюбец Бог особо промышлял о своем избраннике. Услышав, что в пределах Рязанских много искусных врачей, благв. Петр велел отвезти себя туда: «не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни». Один из слуг, посланных на поиски лекаря, уклонился от дороги в деревню Ласково и вошел в дом бортника. Там узрел он видение чудно: «сидяше бо едина девица красна, ткаше, пред нею же скача заяц». Мудрая речь девушки поразила гостя, и он поведал ей о тяжкой болезни князя. Имея чудесный дар прозорливости и исцелений, Февро-ния согласилась уврачевать страдающего, если будет он чист и смирен в словах своих, и просила передать: «Я хочу его вылечить, но награды от него никакой не потребую. Бот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне и лечить его». Князь же слукавил, согласившись на врачевство, и не сберег данного слова, помыслив: «Как же мне, князю, взять себе в жены дочь древолазца?». Тогда Феврония достала хлебной закваски, дунула на нее, велела князю вымыться и смазать ею все струпы, кроме одного.
Благодатная девица владела премудростью св. Отцов и назначила такое лекарство не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение не только для плоти. Баня, по Священному Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5,26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное (Лк. 13,21), которое наследуют души, убеленные баней крещения. Феврония прозрела княжескую гордость и несмазанный струп оставила как свидетельство греха.
Князь же сразу после бани был гладок телом и здравствующим поехал домой. Посланные от него дары девица не приняла, а князь вскоре покрылся язвами и со стыдом вернулся к Февронии. И она, не гневаясь, вылечила Петра, так как на этот раз слово его было твердо: Феврония стала княгиней. «И прибыли они в отчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди».
После смерти брата в правление вступил Петр. Бояре уважали князя, но надменные их жены невзлюбили Февронию, не желая иметь над собой крестьянку, и подумали мужей недоброму. Много наветов возводили на княгиню, но безуспешно — «Богу же прославляющу ее добра-го ради жития». Но вот, потеряв стыд, завистники предложили Февронии взять «довольное богатство» и уйти куда хочет. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не пожелала. Обрадовались бояре, потому что втайне каждый метил на княжье место. Блаженный Петр не захотел разлучаться с любимой женой, предпочел отказаться от власти и удалиться вместе в изгнание.
Супруги поплыли по реке Оке на двух судах. Некий же человек, бывший здесь при своей семье, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его лукавый помысел и мягко укорила. «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще другой?». — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония, — почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а мудрая и добрая Феврония ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки со словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «есть бо древу надежда: аще бо посечено будет, паки процветет, и леторась его не оскудеет» (Иов. 14,7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра простить их сирых и вернуться на княжение. Многие бояре в городе, всякий из которых имел охоту державствовать, пролили в ту ночь кровь, погибли от меча и теперь снова все искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и Феврония, оставив должникам своим, возвратились в град и долго правили, «ходяше во всех заповедех и оправданиих Божиих без порока», в молитвах непрестанных и милостынях. Всем людям под их властью явились они как чадолюбивые отец и мать. Не собирали они богатства тленного, но в Бога богатели. И как истинные пастыри, а не наемники, правили кротостию, а не гневом: странников принимали, гот лодных насыщали, нагих одевали, бедных от напасти избавляли.
Когда же приспела благочестная старость, они облеклись в монашеские ризы и умолили Бога, чтобы в един час было преставление их. Похоронить себя они завещали в одном гробе. И вот святая Феврония, нареченная Евфросиния, шила воздух с ликами святых в храме Пречистыя Богородицы. Блаженный же князь Петр, нареченный Давид, прислал к ней: «О сестра Евфросиния! Мне уже пора, но жду тебя, чтобы отойти вместе». Она же ответила: «Пожди, господине, как дошью воздух во Святую Церковь». И ради супружницы своей умедлил Петр, пока она не закончила пелену церковную и вместе с супругом своим приспела к исходу смертному.
Люди же, решив, что неугодно хоронить вместе лиц монашеского образа, посмели нарушить завещание святых, положив в разных церквах, особо. А наутро неразумные «обретоша святая телеса во едином гробе». И так неразлучные в жизни, неразлучными остались и по смерти, на спасение, просвещение и исцеление всем, с верою притекающим к раке их.
Житие святых Петра и Февронии, скончавшихся в 1228 году, сохранила народная память и претворила его в преданиях и сказаниях Муромской земли, а записал повествование в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, священник Ермолай (в иночестве Еразм).
Память святых отмечается 25 июня/8 июля.
Другие работы по теме:
«Русскость» как топос «локального текста»: случай Мурома
Для мифологии города Мурома определяющим стал его возраст (Муром впервые упоминается в летописи в 862 г.). Основными признаками Мурома в «локальном тексте» становятся следующие: это город русский, древний, православный, былинный.
Аввакум Петров
Аввакум Петров- протопоп, один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре.
Летний дворец Петра I
Ле́тний дворе́ц Петра́ I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
Петербургский мирный договор 1762
Петербу́ргский мир, между Россией и Пруссией. Заключён 24 апреля 1762 года после восшествия на престол императора Петра III, поклонника Фридриха II Прусского.
Литературный герой ПЕТР И ФЕВРОНИЯ
ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер. XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими.
Идеальный образ святого в русской литературе
(на примере «Жития преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, нового чудотворца») Житие – это повествование о жизни человека, который достиг христианского идеала – святости, дает образцы правильной христианской жизни, убеждает, что так прожить ее может каждый. Герои жития – простые крестьяне, горожане, князья, которые однажды избрали этот путь, идут по нему и стараются уподобиться Иисусу Христу.
Идейное содержание Повести о Петре и Февронии Муромских
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем‑Еразмом. Но этот текст не был включен в свод, потому что по очень многим признакам отличался от классической житийной традиции.
Герои и повествователь в Повести о Петре и Февронии Муромских
Легенды, рассказанные в повести о Петре и Февронии, имеют много общего с западноевропейскими сюжетами. Произведение отличается высокой художественностью и поэтичностью. В повести нет никаких указаний на действительных исторических прототипов героев.
Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Краткое содержание Повесть о Петре и Февронии Муромских
В городе Муроме правил князь Павел. К его жене дьявол прислал летающего змия на блуд. Ей он являлся в своем виде, а другим людям казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу, но тот не знал, что делать. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агриковамеча».
Роль личности в истории по роману Алексея Толстого Петр Первый
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
О чем заставили меня задуматься произведения древнерусской литературы
Автор: Разное Древняя русская литература очень интересна, хотя иногда не совсем понятна. Во многом восприятие текста зависит от стиля, которым он написан. С тех пор многое слова устарели и вышли из употребления, другие изменили своё первоначальное значение, на их месте появились новые. Из-за этих изменений становится трудно понять, о чем говорится в тексте.
Повесть о Петре и Февронии
"Повесть о Петре и Февронии" возникла на основе устной легенды, отразившей в себе народно-поэтические мотивы борьбы со змеем и отгадывания загадок вещей девой.
Повесть о Петре и Февронии Муромских
"Повесть о Петре и Февронии Муромских" написана выходцем из Пскова, протопопом дворцового собора в Москве, а впоследствии монахом Ермолаем-Еразмом для "Великих Четьих-Миней" митрополита Макария.
Образ семьи в "Повести о Петре и Февронии Муромских"
Личность Ермолая-Еразма – автора "Повести о Петре и Февронии Муромских". История создания и особенности содержания повести. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" - отражение христианского понимание брака. Духовные ценности традиционной русской семьи.
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Петре и Февронии дошли до нас известия уже достаточно позднего происхождения, по всей вероятности XV – XVI века, появившиеся, как можно полагать, одновременно с канонизацией муромских чудотворцев. Известия эти дошли до нас в виде повести о святых князьях. Житие Петра и Февронии служило основой для произведений многих иконописцев.
Святые Петр и Феврония – хранители семейного очага
Биография и княжение князя Давида (Петра) Юрьевича и княгини Февронии (Евфросинии), история причисления их к сонму общерусских святых и захоронения мощей в Благовещенском соборе. Особенности существования Благовещенского и Свято-Троицкого монастырей.
Головин, Автомон Михайлович
Автомон Михайлович Головин (7 октября 1667(16671007) — 3 июля 1720) — полковник, затем генерал от инфантерии, старший из 3 сыновей боярина М. П. Головина, один из сподвижников Петра Великого.
Харитон Исповедник
Харитон Исповедник († ок. 350 года) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 28 сентября (по юлианскому календарю)[1], в Католической церкви — 28 сентября. Сведения о Харитоне известны из различных вариантов его жития.
Алипий Столпник
Введение 1 Житие 2 Источники 3 Историческое восприятие 4 Почитание 4.1 Гимнография 4.2 Иконография Список литературы Алипий Столпник Введение Алипий Столпник († VII в.) — христианский святой, почитаемый в лике преподобных. Память в Православной церкви совершается 26 ноября (по юлианскому календарю)[1][2] .
Дионисий Парижский
Введение 1 Житие 2 Почитание 2.1 Православное почитание Дионисия в Париже 3 Отождествление Дионисия Парижского с Дионисием Ареопагитом Введение Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик.
Сага о потомках Кнута
Сага о потомках Кнута, Жvi Danakonunga, Житие датских конунгов, Сага о кнютлингах Автор(ы) Олаф Тордарсон Дата написания ~ 1260 Язык оригинала древнеисландский
Тимофей I
Архиепископ (греч. Τιμόθεος Α΄; ум. 20 июля 385) — архиепископ Александрийский (380—385), святитель. Память 13 февраля.
Пётр Петрович царевич
Царевич Пётр Петрович (1715—1719), сын Петра I от Екатерины Алексеевны, умерший во младенчестве. Родился в Санкт-Петербурге 29 октября (9 ноября) 1715 года, через 17 дней после своего тёзки и племянника — великого князя Петра Алексеевича (будущего Петра II). В честь царевича говорились «похвальные слова» (Феофан Прокопович), ему посвящались книги (Пётр Шафиров, «Рассуждение» о причинах к началу русско-шведской войны).
Перенос столицы России из Санкт-Петербурга в Москву
План Введение 1 Предыстория 2 Перенос 2.1 Предпосылки 2.2 Москва как столица в 1728—1730 годах 3 Последствия Список литературы Введение В 1727 году во время правления российского императора Петра II столица России де-факто (до 1730 года) была перенесена из Санкт-Петербурга в Москву, хотя формально столицей остался Санкт-Петербург[1].
Цели реформ Петра 1
Цели реформ Петра I (1682-1725) — максимальное усиление власти царя, рост военной мощи страны, территориальное расширение державы и выход к морю. Виднейшие сподвижники Петра I — А. Д. Меншиков, Г. И. Головкин, Ф. М. Апраксин, П. И. Ягужинский.
Таннауер, Иоганн Готфрид
Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737) — немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737(3?) г.
Основные даты Российской истории
Начало Древнерусского государства Завоевание Киева Олегом и его княжение 1682 1725 Царствование Петра I (до 1689г. - при регенстве Софьи, до 1696г. - совместно с Иваном V)
Прославление княгини Анны Кашинской
Анна Кашинская (ум. 1368 г.) — дочь ростовского князя Дмитрия Борисовича, а с 1295 года — жена князя Михаила Тверского, мученически погибшего в Орде. Местное почитание Анны Кашинской возникло в XVII столетии.
Адриан
В мире Андрей, десятый патриарх всероссийский. Будучи еще архимандритом Чудовского монастыря, Адриан сумел обратить на себя внимание патриарха Иоакима.
Беркгольц Фридрих-Вильгельм
Сын голштинского дворянина Вильгельма Беркгольца, генерала русской армии и участника (1709—1711) северной и турецких войн — автор “Дневника”, представляющего собой весьма ценное свидетельство истории петровского времени.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.