Министерство образования и науки РФ
РЕФЕРАТ на тему:
Работу выполнила
2004 год
План:
1. История возникновения монастыря
2. Становление монастыря
3. Роль монастыря до революции
4. Монастырь в советское время
5. Монастырь в настоящее время
История возникновения монастыря.
В пятнадцати километрах от города Александрова в живописной местности на слиянии рек Молокчи и Махрищи возвышаются строения древнего Троицкого Стефано-Махрищского монастыря.
Более шести столетий назад, в пятидесятые годы XIV века, была основана святая обитель преподобным Стефаном, выходцем из стен Киево-Печёрского монастыря. Из-за притеснений униатов, широко распространившихся в землях Киевского княжества после овладения им великим литовским князем Гедимином, преподобный Стефан был вынужден покинуть родные места и искать убежища в Москве, где он был приветливо встречен великим князем Иоанном IIИоанновичем Кротким, предложившим ему поселиться в любом московском монастыре. Но в поисках уединения преподобный Стефан пожелал поселиться в тихом и отдалённом месте в пределах Московского княжества. С этой целью он отправился в северные земли княжества и в лесном урочище, именуемом по реке Махрище, решил остановиться для пустынножительства. Выбранное место находилось в 35 километрах от Троицкой обители известного тогда всюду преподобного Сергия Радонежского.
Преподобный Стефан получил от Великого князя не только нарочитую грамоту на пользование найденным местом, но и обильные пожертвования на строительство монастыря. Молва о Стефане быстро распространилась среди окрестных жителей и скоро к нему стало приходить немалое число желающих поселиться в его пустыни ревнителей иноческой жизни. Вскоре возникла необходимость сооружения первого храма, трапезной, келий, а также ограды.
2. Становление монастыря.
По окончании строительства преподобный Стефан отправился в Москву к святителю Московскому Алексию за благословением на освящение построенной им церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Митрополит Алексий посвятил его в сан пресвитера и поставил игуменом основанного им монастыря.
Крестьяне деревни Юрцово, расположившейся на другом берегу реки Молокчи, грубо восстали против преподобного, боясь, что оно овладеет их землями. Использовав все средства для увещевания и не добившись результатов, Стефан не некоторое время покинул монастырь, поручив управление им иеромонаху Илии.
По просьбе Дмитрия Донского Стефан прибыл в Москву, где был радушно встречен святителем Алексием и самим князем. Обители вновь пожаловали земли и угодья, после чего преподобный вернулся в монастырь.
14 июля 1406 года преподобный Стефан окончил свой жизненный путь оставив после себя процветающий монастырь.
В конце XVвека в монастыре случился сильный пожар, который почти полностью истребил все постройки. Монастырь оказался в крайнем запустении.
Новый расцвет обители связан с игуменством Варлаама в 1557 году. Собранные сведения о жизни преподобного Стефана и чудесах, бывших от его гроба он преподнёс царю Иоанну Васильевичу Грозному. Сам Иоанн Грозный не раз посещал Махрищскую обитель, пожертвовал 200 рублей на строительство каменной церкви Святой Троицы на месте сгоревшей.
Над мощами преподобного Стефана была сооружена церковь в его честь, ставшая северным приделом Троицкого храма. Освящён придел был в 1558 году в присутствии Иоанна Грозного и его супруги Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного Стефана.
В 1970 году игумен Варлаам был посвящён во епископа Суздальского и Тарусского и вернулся в монастырь лишь в 1583 году, где и скончался через два года.
В смутное время "…от войны литовских людей и от русских воров тот монастырь разорён до основания…", - так написано в грамоте царя Михаила Феодоровича в 1615 году.
3. Роль монастыря до революции.
Новый подъём Стефано-Махрищского монастыря связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина), выдающегося богослова и проповедника, немало сделавшего для преобразования духовных школ и Московской Духовой Академии в частности. Владыка полюбил Махрищский монастырь и в летнее время две-три недели проводил в его стенах. Попечением митрополита Платона сооружена каменная ограда, над восточными воротами – церковь преподобного Сергия Радонежского, а над северными – Первоверховных апостолов Петра и Павла, братские корпуса, перестроена древняя Троицкая церковь.
В XIX веке монастырь продолжает благоустраиваться: строятся новые здания, к Троицкой церкви пристраивается трёхъярусная колокольня, возводятся конный и скотные дворы, оранжерея. В 1900 году старанием иеромонаха Алипия в монастыре устраивается детский приют для сирот и детей бедного окрестного населения и церковно-приходская школа. При монастыре имелась большая библиотека, которая пополнялась периодическими изданиями: «Русский паломник», «Кормчий», «Церковные душеполезные чтения» и другими.
В 1906 году торжественно отмечалось 500-летие со дня кончины преподобного Стефана.
В центре монастыря возвышались два храма – Стефановский и близ него, с юга – Троицкий. В первом под спудом находились мощи основателя монастыря. Храм этот неоднократно перестраивался и в начале века по проекту архитектора И. Ф. Мейснера был увенчан шатром.
Троицкая церковь, сооруженная на месте разобранного храма XVI века, была освящена митрополитом Платоном 23 августа 1808 года. Слово на освящение произнёс будущий митрополит Московский и Коломенский Филарет (канонизирован Русской Православной церковью в 1992 году).
До революции монастырь являлся центром не только духовной, но и культурной жизни. Обласканный светской и духовной властями он являл собой образец архитектурного искусства того времени. Не стоит забывать и об образовательном значении монастыря, содержащего школу и обновляемую библиотеку.
4. Монастырь в советское время.
Обитель не избежала всеобщих гонений на церковь, начавшихся после революции 1917 года. В 1922 году монастырь был закрыт, а его постройки были переданы различным организациям под хозяйственные нужды.
В 1942 году были разобраны Стефановская и Троицкая церкви, щебень от которых был использован на сооружение аэродрома в деревне Слободка Киржачского района. Монастырь ветшал, разрушался, перестраивался. Долгое время в бывших монастырских постройках работал детский дом, кинозал, магазин. На территории монастыря находились спортивные площадки. Не верилось, что здесь когда-нибудь сможет возродится монастырь.
5. Монастырь в настоящее время.
В 1993 году епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен памятный крест в честь 600-летия со дня преставления преподобного Сергия, не раз бывавшего в этой обители. Монастырь стал возрождаться, но уже как женский. В разрушенном корпусе, примыкавшем к храму Петра и Павла, поселились первые насельницы со старшей сестрой Елисаветой, ставшей скоро и настоятельницей.
Махрищский монастырь, основанный вновь как скит Александровского Успенского женского монастыря, возглавляемого игуменией Иоанной, затем в 1995 году стал самостоятельным монастырем.
Неоценимую помощь в восстановлении монастыря оказал и продолжает оказывать концерн «Росэнергоатом» и Эрик Николаевич Поздышев. 14 ноября 1996 года состоялась торжественная закладка первого камня в основание воссоздаваемого храма Преподобного Стефана. При постоянной заботе правящего архиерея – архиепископа Евлогия, сёстры во главе с настоятельницей монахиней Елисаветой постепенно возрождают святую обитель. Стараниями м. Амвросии в монастыре вновь возродился приют.
Другие работы по теме:
Анализ прибыли и рентабельности конкретного предприятия - ООО Хлебозавод Троицкий
РЕФЕРАТ Данная дипломная работа посвящена анализу прибыли и рентабельности конкретного предприятия - ООО «Хлебозавод Троицкий». В первой главе выпускной квалификационной работы раскрывается экономическая сущность, значение прибыли и рентабельности, сущность финансовой устойчивости и факторы, ее определяющие, а также рассматривают особенности оценки финансовой устойчивости организации в современных условиях хозяйствования.
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма".
Смольный монастырь
Смольный монастырь Смольный монастырь (Воскресенский девичий Смольный монастырь) — женский монастырь, функционировавший в Санкт-Петербурге в 1744—1764 годах. В эти годы монастырь отстраивался под личным надзором императрицы Елизаветы Петровны, которая желала в конце жизни удалиться сюда на покой.
Александро-Невская лавра 2
План Введение 1 История 2 В настоящее время 3 Комплекс сооружений 4 Возрождение ремесел 5 Кладбища Александро-Невской лавры 5.1 В Александро-Невской лавре похоронены
Валаамский монастырь
Валаамский монастырь, Валаамский Спасо-Преображенский (мужской) монастырь, известнейшая (наряду с Соловецким монастырем) обитель Северной России, снискавшая славу «Северного Афона».
Монастырь св.Тихона Задонского
Один из главных миссионерских центров Северной Америки . Играл ведущую роль в деле распространения православия на американском континенте.
История создания Троицкого Собора
. История основания Троицкого монастыря. Роль Преподобного Сергия Радонежского. Троицкий монастырь был основан в середине XIV века (вероятнее всего в 1345г.) в глухих лесах северного Подмосковья. На холме Маковец, при слиянии рек Вондюги и Кончуры братья Варфоломей и Стефан, из города Радонеж, построили небольшую деревянную келью.
Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Согласно преданию татарский мурза по имени Чет поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и принял православие.
Монастырь Святой Троицы под Овчаром
Все овчарско-кабларские монастыри имели большое значение в сохранении Православной веры в сербском народе. Это были духовные очаги, в которых сохранялось национальное самосознание и идея о свободе
Раифский монастырь
Возникновение Раифской пустыни связывают с именем инока Филарета, который в 1613 г. прибыл из Москвы в Казань, в братство Спассо-Преображенского монастыря в кремле.
Ганина Яма
Га́нина Я́ма — заброшенный рудник, расположенный в урочище «Четыре Брата» в 2,5 км к северу от посёлка Шувакиш и в 4 км на юго-восток от деревни Коптяки возле г. Екатеринбурга Свердловской области России.
Сан-Стефанский мир
Сан-Стефа́нский ми́р — предварительный мирный договор, заключённый в местечке Сан-Стефано (западный пригород Константинополя, ныне Ешилькёй (Yeşilkцy) в Стамбульском районе Бакыркёй) 19 февраля (3 марта) 1878 между Россией и Османской империей и завершивший Русско-турецкую войну 1877—1878.
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Македонский вопрос
— противоречие про независимость исторического наследства, территории и населения исторической области Македония. История возникновения Македонский вопрос берет свое начало с Берлинского конгресса, на котором были пересмотрены результаты русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Мир в Сан-Стефано, которым завершилась война, предусматривал создание автономного Болгарского княжества, в состав которого должны были войти Македония, кроме Фессалоник и п-ова Халкидика, Южная Фракия, Добруджа.
Аббатство Орваль
(Orval) — цистерцианцкий монастырь на территории современной бельгийской провинции Люксембург. Является одним из старейших и известнейших в Бельгии. Одно из восьми известнейших мест, где делают настоящее траппистское пиво и собственный сорт сыра.
Трахтемиров
Терехтемиров , укр. Трахтемирів) — одна из бывших казацких столиц, исторический уездный городок с монастырём. В княжеские времена на этом месте стоял летописный древнерусский город Заруб. В 1147 году впервые упоминается Трахтемировский монастырь, построенный на месте разрушенного татарами Зарубского монастыря.
Царская резиденция в Александровской слободе
План Введение 1 История 2 Фотографии Список литературы Введение Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины Московского государства в 1564—1581 годах. Располагалась на территории нынешнего города Александрова (Владимирская область).
Бачковский монастырь
План Введение 1 История 2 Монастырь сегодня Список литературы Введение Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир) — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда.
Трахтемировский монастырь
Трахтемировский Успенский монастырь (или Зарубский монастырь ) — монастырь, который был расположен в деревне Монастырек, близ современного села Трахтемиров Каневского района, Черкасской области. Другое название говорит о близости села Зарубинцы, которое во времена Киевской Руси было городом Заруб.
Покровский Добринский монастырь
Покровский Добринский монастырь Выполнила ученица 2 класса Хрусталева Анастасия. На крутом правом берегу Оки, в десяти верстах от г.Чекалина, сохранились развалины старинного монастыря. Из него открывалась превосходная панорама окрестностей, красочно описанная одним из священников прошлого века: «Покровский, Добрый монастырь надобно бы признать едва ли не самым старым, из всех доселе существующих… и возник он или вновь основан после первого татарского погрома…».
Монастыри
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №750. ДОКЛАД по «Мировой художественной культуре». На тему: «Монастыри».
Хассе, Иоганн Адольф
План Введение 1 Биография 2 Творческое наследие 3 Оратории 4 Церковная музыка 5 Оперы, интермеццо 6 Инструментальная музыка Введение Иоганн Адольф Хассе (нем. Johann Adolph Hasse, крещён 25 марта 1699, Бергедорф, близ Гамбурга — 16 декабря 1783, Венеция) — немецкий композитор, певец и педагог эпохи барокко и классицизма.
Миндсенти, Йожеф
Миндсенти, Йожеф Его Высокопреосвященство кардинал Йо́жеф Ми́ндсенти (венг. Mindszenty Jуzsef, настоящее имя Йожеф Пехм , венг. Jуzsef Pehm; 29 марта 1892 — 6 мая 1975) — венгерский кардинал. Архиепископ Эстергома и примас Венгрии. Кардинал-священник с титулом церкви Санто-Стефано-Ротондо с 18 февраля 1946.
Ермолин, Василий Дмитриевич
Васи́лий Дми́триевич Ермо́лин (годы рождения и смерти неизвестны) — московский купец, который руководил строительными работами Московского государства в 1460-х и начале 1470-х гг. По заказу (возможно, и при непосредственном участии) Ермолина была составлена Ермолинская летопись.
Сергий Радонежский 2
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (в миру Варфоломей Кириллович) (1322, с. Варницы? Ростовского княжества - 1392, Троице-Сергиев монастырь) - церковный и полит. деятель. Род. в семье ростовского боярина. В отличие от братьев ему тяжело давалась грамота и он с детства искал уединения. После разорения отца в результате усмирения Ростова Иваном I Даниловичем Калитой, подавившим антиордынское восстание, семье пришлось переселиться в Радонеж Моск. княжества.
Шкурина, Мария Васильевна
Мария Васильевна Шкурина , в постриге сестра Павлия (Павла) (1755—1824) — дочь камердинера Екатерины II Василия Шкурина, фрейлина императрицы. Биография
Ростов Великий
Великими называли только два города - Новгород, северную столицу Руси, и Ростов, город с тысячелетней историей, центр культуры и искусства Древней Руси, родину сказочных богатырей и героев.
Артемий Кивович Троицкий
В конце 70- начале 80-х годов А. Троицкий занялся организацией подпольных рок-концертов и фестивалей. В этих, ставших легендарными, концертах, проводившихся в Москве, Тбилиси и Черноголовке, принимали участие Машина Времени, Майк Науменко, Кино и другие.