У к.-з. и к.-п. существовали единые представления о существовании души-дыхания ("лов"). Именно после ухода этой души, т.е. с прекращением дыхания человек считался мёртвым. Вероятно, под влиянием христианских воззрений считалось, что в течении сорока дней после смерти "лов" находилась на земле и посещала родной дом. Для этих посещений, чтобы душа покойника могла умыться, вплоть до сороковин (поминок на 40-й день) в какую-либо посудину наливалась вода, а в углу висело чистое полотенце. После сороковин "лов" уходила в иномир.
Представления о мире мёртвых было двойственным. С одной стороны, это были христианские рай и ад, но с другой, существовало стойкое убеждение, что место обитания душ умерших, не локализованное конкретно в пространстве, находится в непосредственной близости от мира людей, благодаря чему между умершими и их сородичами сохраняется постоянная тесная взаимосвязь. Эти, безусловно, древние, дохристианские воззрения находили отражение в сохранявшихся у к.-з. и к.-п. вплоть до недавнего времени чётких пережитков культа предков. К "родителям" обращались за помощью перед началом любых важных хозяйственных начинаний (севом, жатвой и т.д.), считалось, что умершие неустанно заботятся о благополучии своих живых сородичей. В свою очередь, живые, чтобы обеспечить эту помощь, были должны периодически устраивать душам умерших родственников поминальные угощения, как можно чаще вспоминать их добрым словом, при посещении бани приглашать их помыться вместе и т.д. Обидевшиеся на недостаточное внимание "родители" могли наказать своих живых близких неудачей в хозяйственных делах или даже наслать на кого-либо из них какую-нибудь болезнь. По сведениям В.П. Налимова, души тех умерших, о которых окончательно забыли их потомки и больше не устраивали им поминки уходили "на другую планету", т.е. другой иномир, уже не сообщающийся с миром земным.
У большинства этнографических групп к.-з. сохранялись представления и о другой душе человека, душе-тени, душе-двойнике. Называли её "орт" (у ижемских к.-з. - "урес", у печорских - "душенька" < рус.). Оставаясь невидимой, душа-орт всю жизнь сопровождала человека. Видеть орт могли лишь некоторые колдуны, а также те, кто прошёл под гробом или под мордой лошади, везущей покойника. Появлялся перед глазами людей или, оставаясь невидимым, как-то обнаруживал своё присутствие орт либо пред смертью человека, которому он принадлежал, либо как свидетельство для близких о его смерти, если она произошла не дома. Видимый орт имел облик человека, душой-тенью которого он являлся. За орта признавалась также птица, залетевшая в дом или забежавшая в него белка. Невидимый орт давал о себе знать какими-либо звуками или же передвиганием и ронянием домашней утвари. На верхней Выми существовали оригинальные представления о том, что орт бывает с головой и безголовый. Увидеть орта с головой означало лишь предвестие какого-то неприятного события для человека - его двойника. Безголовый же орт означал его скорую неминуемую смерть, причём, отсутствие головы не мешало сразу же узнать этого человека. После смерти человека, т.е. когда его тело покинула душа-дыхание, душа-тень тоже его оставляла и отправлялась в путешествие. Целью этого путешествия было посещение всех мест, где при жизни побывал покойник, как бы далеко они не находились. Куда девалась душа-тень после этого достоверных сведений не имеется.
Другие работы по теме:
Душа в представлении египтян
У древних египтян наблюдается очень сложная система различения отдельных субстанций в душе человека. Эту систему породил необычайно сложный комплекс заупокойных верований.
Бабочка
Бабочка в народных представлениях насекомое, связанное с потусторонним миром, воплощение души. Терминологически и функционально сближается с птицами и летучей мышью. Характерна связь мифологемы Бабочки-души с мотивом предков.
Лечебная магия коми-зырян и коми-пермяков
В традиционном мировоззрении к.-з. и к.-п. болезнь воспринималась как результат воздействия различных мифологических персонажей и излечение считалось возможным только при помощи соответствующих магических обрядов.
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее распространённой у коми-зырян и коми-пермяков версией происхождения человека была признающая приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал первочеловека из земли или глины.
Этиологические мифы народов коми
В сотворении различных животных в коми-зырянской и коми-пермяцкой мифологии принимали участие оба демиурга. В к.-з. мифах этот процесс сопровождался острым соперничеством между Еном и Омoлем.
Космогонические мифы народов Коми
Среди достаточно большого количества версий о сотворении мира, известных народам коми, доминировали дуалистические мифы о созидательной деятельности двух богов-демиургов - Ена и Омoля (у к.-п. Куля).
Психология народов Вундта
Методы психологии народов по В. Вундту - это анализ продуктов культуры (языка, мифов, обычаев, искусства, быта). Причем психология народов пользуется исключительно описательными методами. Она не претендует на открытие законов.
Нужна ли муниципальная служба как самостоятельный институт
Эссе Нужна ли Муниципальная служба как самостоятельный институт. Муниципальная Власть - разновидность публичной власти, связанная с реализацией функций местного самоуправления; - негосударственная, публичная власть (власть над обществом). Легальное понятие "публичная власть" введено постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 1988 г. по делу о проверку конституционности ст. 80, 92, 93 и 94 Конституции Республики Коми и Закона от 31 октября 1994 г. "Об органах исполнительной власти в Республике Коми".
Моя любимая песня
Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.
Аллегорический смысл поэмы Божественная комедия Данте Алигьери
Поэма «Божественная комедия» - вершина творчества известного итальянского поэта, основоположника итальянской литературы Данте Алигьери. Современники поэта считали, что Данте увидел потусторонний мир и рассказал о его устройстве в своем произведении. Но на самом деле суть поэмы не только в изображении потустороннего мира и жизни после смерти.
Толстой Разговор с прохожим
Лев Николаевич Толстой Разговор с прохожим Толстой Лев Николаевич Разговор с прохожим Л.Н.Толстой РАЗГОВОР С ПРОХОЖИМ Вышел рано. На душе хорошо, радостно. Чудное утро, солнце только вышло из‑за деревьев, роса блестит и на траве, и на деревьях. Все мило, и все милы. Так хорошо, что умирать не хочется.
Тема любви в поэме Маяковского Облако в штанах
Автор: Маяковский В.В. Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого «ни одного седого волоса», то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы «Облако в штанах» он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Стихотворение Тютчева К.Б. Я встретил вас и все былое
Одно из самых известных стихотворений Тютчева «Я встретил вас — и все былое…» было написано за три года до смерти поэта и посвящено Амалии Крюденер. Тютчев познакомился с ней в 1822 году и, по-видимому, она была его первой любовью. В 1873 году поэт встретился с баронессой Крюденер, о чем так написал своей дочери: «Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей… доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете…»
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Культура Коми
Введение Изучением истории культуры и общества занимается множество наук- история, археология, социология, философия и т.д. но есть специальная историческая дисциплина, главная задача которой- изучение характерных черт народов мира.
Арка Дружбы народов Киев
Памятник под Аркой Дружбы народов в Киеве В ноябре 1982 года в Хрещатом парке (тогда еще Пионерском) в Киеве была возведена арка Дружбы народов строительство которой длилось четыре года. Строительство монумента привязывалось к юбилею образования СССР, провозглашенного 30 декабря 1922 года. Дожидаться зимы, не стали и открыли мемориал в канун годовщины Октябрьской революции.
Финно-угроведение журнал
«Финно-угрове́дение» — научный академический журнал в России, посвящённый вопросам этнографии, этнологии, этнической истории и языкознания финно-угорских народов, то есть одноимённой научной дисциплине. Кроме того, в журнале публикуются материалы по современной культуре финно-угорских народов, о научных конференциях финно-угроведов и о мероприятиях в рамках европейского панфинно-угристского движения.
Тюрьма народов
План Введение 1 История Список литературы Введение Тюрьма народов — фразеологизм на основе идеи французского писателя и путешественника маркиза Астольфа де Кюстина, сформулированной в его книге «Россия в 1839 году».
Декларация прав народов России
Декларация прав народов России — один из первых документов Советской власти, принятый Советом народных комиссаров РСФСР 2 (15) ноября 1917 года. В Декларации резко осуждалась политика натравливания одной нации на другую, проводившаяся царским правительством, а затем буржуазным Временным правительством в отношении народов, населявших Россию.
Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы
Коми́ссия о ка́менном строе́нии Санктпетербу́рга и Москвы́ [1] — государственное учреждение в Российской империи, занимавшееся вопросами планировки и застройки столиц и др. городов. Образована 11 декабря 1762 года, находилась в ведении Сената. Первоначально называлась «Комиссией для устройства городов Санктпетербурга и Москвы»[1] и предназначалась для определения границ Санкт-Петербурга и его предместий.
Всемирный конгресс народов Грузии
Введение 1 Структура и руководство 2 Деятельность Список литературы Введение Всемирный конгресс народов Грузии (ВКНГ) — общественное объединение грузин, проживающих в Грузии и за ее пределами; учрежден в марте 2009 года.
Кудымкар
Город Кудымкар с 1938 г. является центром Коми-Пермяцкого автономного округа Пермской обл.
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Финно-угорские народы
После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России.
Сыктывкар
Сыктывкар, столица Республики Коми, расположен на высоком левом берегу р. Сысола (пристань) в 1515 км к северу-востоку от Москвы.
Обские угры
В научной литературе общим названием "обские угры" объединяются два современных народа: ханты и манси. Ханты были ранее известны под названием "остяки", "обские остяки" и т.п., а манси под названием "вогулы".