Вавилонские пофигисты
В то время как персидский царь Кир штурмовал Вавилон, его жители, по сообщениям греческих историков Геродота и Ксенофонта, вовсю веселились на празднике. И, таким образом, огромный город был сдан практически без боя. Что и не удивительно, если обратиться к повседневному образу жизни вавилонян. Какими только "богомерзкими" эпитетами не награждали Вавилон с его пресловутой башней "высотою до небес", из-за которой, по Библии, и произошли "вавилонское столпотворение" и "смешение языков" всех народов! Христианские богословы даже называли Вавилон местом рождения Антихриста, ибо более нечестивого места они и представить себе не могли. Лишь после раскопок в конце прошлого века археологи окончательно убедились, что исчезнувший знаменитый город на реке Евфрат - не миф.
Мардук и Иштар
Этот огромный, "достойный изумления" город, возвышавшийся как символ блеска и нищеты, был основан за 4000 лет до нашей эры. Вавилон был украшен дворцами и ступенчатыми храмами, его окружала стена с 360 сторожевыми башнями, достигавшая в некоторых местах 12 метров ширины, А к югу от главного царского дворца, на берегу Евфрата находилось святилище Мардука, основного бога вавилонского пантеона, бога-отца, "царя царей". Оно представляло собой ступенчатую башню (зиккурат), достигавшую 90 метров высоты, увенчанную изваянием Мардука из чистого золота. Статуя весила, если верить Геродоту, 23,5 тонны. Такой "небоскреб" в те времена воспринимался как воплощение величайшей человеческой дерзости (отсюда и ветхозаветная легенда о божьей каре). Было у вавилонян и свое олицетворение планеты Венеры - Иштар, богиня плодородия и плотской любви, войны и распри (греческие историки называли ее Мелила). В ее честь были воздвигнуты великолепные ворота Иштар, напоминающие триумфальную арку и предназначенные для ритуальных целей. Богиню славили как одно из двух основных действующих лиц в главный праздник Вавилона - Новый год. В этот день бог-отец должен был сочетаться священным браком с материнским божеством. И как у большинства народов Малой Азии, это религиозное событие имело сильнейшие сексуальные мотивы.
Новый год по-вавилонски
В верхнем этаже зиккурата имелось маленькое помещение лишь с одним столом и ложем. Здесь жрица целый год ждала появления Мардука, который в любой момент днем или ночью мог ощутить желание навестить "приготовленную постель". Но в великий праздник Нового года эта жрица должна была уступить место более высокой персоне, которая сочеталась здесь "священным браком" с царем. Подробности окружены были строгой тайной. "Божью невесту" назначал прорицатель, она принадлежала к царскому дому или к высшему обществу. Многие вавилонские цари желали, чтобы для церемонии были избраны их дочери (инцест, таким образом, грехом не считался). Известно также, что ни одна жрица не оказывалась беременной. Не оплодотворение, а только торжественный половой акт был призван обеспечить благословение богов. Половое слияние в этом культе было возведено в ранг священного действа первостепенной важности, культовым бракосочетанием обеспечивалось плодородие земли, процветание семьям, приплод стадам. А тем временем простой народ вместе с низшими жрицами богини Иштар, так называемыми иеродулами, завершал акт бракосочетания божественной пары развеселыми оргиями в "Доме любви". И с течением времени то, что первоначально было священным ритуалом плодородия в день великого праздника, оказалось низведенным до обычной проституции, приносящей доходы храму. Дорожка оказалась склизкой...
Геродот оставил нам следующее описание, дающее представление о религиозной проституции в Вавилоне: "Девушки Вавилона обязаны были один раз в жизни в храме Мелитты отдаться за деньги чужестранцу. Знатные женщины, гордые своим богатством, не хотели смешиваться с другими и приезжали в храм в закрытых колесницах. Они останавливались перед храмом, окруженные большим количеством слуг, которые оберегали их от жрецов. Но большинство женщин оставались в окружающих храм аллеях с венком из цветов на голове. Протянутыми веревками аллеи эти делились на отдельные участки, по которым прогуливались чужеземцы и выбирали себе какую-нибудь из женщин. Когда женщина заняла здесь место, она не смеет уходить отсюда раньше, чем не отдастся какому-нибудь чужестранцу, последний дает ей денег, говоря: "Я призываю богиню Мелитту". Как ни скромна была бы предлагаемая им сумма, он не получит отказа; закон защищает его, так как это золото священно. Она следует за первым, кто бросит ей деньги, так как отказываться она не вправе". Геродот отмечает, что отдав таким образом законную дань богине, девушка имеет право удалиться, и впоследствии она не обязана реагировать ни на какие посулы, даже самые щедрые, чтобы вновь отдаваться чужестранцам. А "страшненьким", как всегда, не везет. Геродот пишет: "Стройные и красивые женщины остаются в храме недолго, некрасивые же остаются там долгое время, так как не могут выполнить закон. Бывает даже, что женщины остаются там в продолжение трех и четырех лет!" Ну, когда совсем нет спроса...
Разухабистый разврат - Вавилону друг и брат
Историки констатируют, что постепенно религиозная проституция вызвала сильнейшую порчу нравов в Вавилоне. И колоссальный город с населением в несколько миллионов человек "погрузился в пучину неслыханного разврата". Квинт Курций Руф в "Истории Александра Великого" описывает следующую картину развращенности горожан: "Нельзя себе представить ничего более распутного, чем этот народ; не может быть большей утонченности в искусстве утех и сладострастия. Отцы и матери мирились с тем, что их дочери за деньги продавали гостям свои ласки, мужья спокойно относились к проституированию своих жен. Вавилоняне были погружены в пьянство и во все бесчинства, связанные с этим. Женщины на пирах снимали свои верхние одежды, потом остальное платье, одно за другим, мало-помалу обнажали свое тело и, наконец, оставались совершенно нагими, И так распущенно вели себя не публичные женщины, а самые знатные дамы и их дочери". Проституция девушек (разовая) стала только прелюдией к проституции женщин, и они отдавались столько раз, сколько находилось желающих платить им. Храм Иштар уже не мог вместить всех поклонников богини, и центром проституции стала большая площадь с бассейнами, рощами и садами в окрестностях храма. Женщины, которые заявлялись в это "священное место", могли чувствовать себя в безопасности и на глазах жрецов открыто заниматься проституцией. Жрецы, кстати, беззастенчиво присваивали себе значительную часть приношений, которые делали "благочестивые поклонницы" богини. Так они и жили, а в решающий момент "прощелкали" свой великий город, от которого сегодня осталась лишь груда развалин на территории современного Ирака.
Список литературы
Окунь М. Вавилонская блудница.
.
Другие работы по теме:
Предатель Иуда и жена-блудница
В Великую среду вспоминаем мы о блудной жене, про которую Господь наш Иисус Христос сказал, что, доколе будет проповедано Евангелие в мире, будет вспоминаться о деянии ее. Вспоминаем предание Господа нашего Иисуса Христа апостолом Иудой.
Мария Магдалена
4 августа Русская Православная церковь чтит память мироносицы равноапостольной Марии Магдалены. Грешница, спасенная Христом, начала новую жизнь, став верной ученицей Спасителя.
Город в современных эсхатологических предсказаниях
В эсхатологических предсказаниях и пророчествах ХХ века образ города имеет огромное значение. В условиях городской цивилизации, он становится символом самой цивилизации, принимая на себя позитивные или негативные черты.
Евангельские мотивы в прозе Достоевского
Достоевский по праву считается христианским писателем. Все его произведения пронизывает мысль о том, что человечество, забывшее христианские заповеди добра и милосердия, пораженное болезнью индивидуализма неминуемо ждут катастрофические последствия. Каждый из его романов — это пророчество и предупреждение, попытка воззвать к совести и требование принять нравственный закон.
Соня олицетворение горя людского
(по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Соня, тихая Соня… Маленькая, хрупкая, пугливая, с робким выражением ясных синих глаз… Почему, почему ей отпущено столько горя, зачем эти прекрасные глаза полны слез? Она еще почти совсем ребенок, а за спиной уже восемнадцать лет лишений, разочарований и потерь.
Любовь к людям у Достоевского это живая и деятельная христианская любовь
Давно признано, что в основе мировоззрения Достоевского лежат христианские идеи. Недаром вопросы веры, христианской любви, добра и милосердия так или иначе возникают во всех его произведениях. И главным при этом оказывается то, что только вера в Бога и безграничная любовь к людям, способная на самопожертвование во имя других, может поддержать человека, придать его жизни глубокий смысл и противостоять страшным «болезням» века, утратившего христианскую основу. «Покупается счастье страданием» - вот та сквозная идея, которая проходит через все романы Достоевского.
Раскольников и Соня Мармеладова
Русская литература XIX века создала своеобразную энциклопедию любви. Кажется, она рассказала о любви все: любовь разделенная и безответная, любовь-увлечение, любовь-привязанность, любовь-страсть…
Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать Салтыков-Щедрин
В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников совершил убийство, вычеркнув себя при этом из людей в том понимании, как это понимаем мы. Человек не может убить человека. Неужели человеческое никогда больше не вернется к Раскольникову? Нет, человеческое в нем восторжествовало. Восторжествовало благодаря Сонечке Мармеладовой.
Тема греха и покаяния в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Философское исследование проблемы греха составляет смысловой центр романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главные герои романа - бывший студент Родион Раскольников и живущая «по желтому билету» Соня Мармеладова - нарушают моральный закон, «переступают черту».
Кто разгадает вас загадка Софьи в комедии Александра Грибоедова Горе от ума
Одним из действующих лиц комедии, вызывающих и по ceй день споры литераторов и критиков, безусловно, является Софья Павловна Фамусова. Девятнадцатый век, духом которого пронизаны все действия и явления комедии, разделил критиков на два лагеря. Наиболее непримиримые самым решительным образом осуждали героиню.
Вавилонская башня
Историк Иосиф Флавий так описывает вавилонское строительство: «Творец сделал их разноязычными – они перестали понимать друг друга и разошлись. Место, где строили башню, назвали Вавилон от произошедшего там смешения языков».
Цивилизации Древнего Востока
Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций. Первая информационная революция произошла на заре становления первобытного общества и связана она с появлением членораздельной речи. Вторая информационная связана с изобретением письменности. Прежде, чем говорить о цивилизациях древнего востока, нужно сказать о предпосылках становления цивилизации вообще.
Искусство Вавилона (19 - 12 вв. до н.э.)
Выдвижение города Вавилона в 19 в. до н.э., объединившего под своей властью шумеро-аккадские государства, было связано с завоеванием Двуречья аморитами. В Вавилонском царстве происходит укрепление и дальнейшее развитие рабовладельческого уклада.
Вавилонская башня 2
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ Потомки Ноя составляли один народ и говорили на одном языке. Они населяли долину Сеннаар в бассейне рек Тигр и Евфрат."И сказали они: построим себе город и башню высотою до небес, и сделаем себе имя".Люди наделали множество кирпичей из обожженной глины и принялись за строительство.Но Господь счел их намерение гордыней и сделал так, что они начали говорить на разных языках и перестали понимать друг друга.Город и башня остались недостроенными, а потомки Ноя расселились по разным землям, образовав разные народы.Потомки Иафета пошли на север и населили Европу, потомки Сима остались в Юго-Западной Азии, потомки Хама направились к югу и поселились в южной части Азии и в Африке, а потомки его сына Ханаана заселили Палестину, отчего она получила название земли Ханаанской.Недостроенный город был назван Вавилоном, что, какутверждает Библия, означает
Осевое время
(нем. Achsenzeit) — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода в истории человечества, во время которого на смену мифологическому мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры.
Вавилон
Аккадское название города Вавилон - Бабили - "Врата бога"; евр. Бавeль "Вавилон" и невалa "преступление", балaл "смешивать".
Вавилонская башня
Вавилонская башня, постройка, которую, по библейскому преданию (Быт 11:1-9), потомки Ноя воздвигали в земле Сеннаар (Вавилония), чтобы достигнуть небес.
Попов, Александр Андреевич художник
Александр Андреевич Попов (1852—1919) — академик Петербургской академии художеств. Биография Александр Попов родился в селе Георгиевское Ярославской губернии. Учился в Петербургской академии художеств (1872—1879). В 1881 году был отправлен на стажировку за границу на 4 года. Работал в Риме вместе с Игорем Селезнёвым и Степаном Бакаловичем.
Концепт "женщина" в русской языковой картине мира
Категориальный аппарат "концепта", как центрального понятия отрасли языкознания – лингвокультурологии. Особенности концепта "женщина", который с одной стороны универсален, но с другой - включает в себя национальную специфику русской языковой картины мира.
Дольмены
Мы поднимаемся в горы у Геленджика. Наш экскурсовод Дима ведет нас через буреломы, где сам чёрт ногу сломит. Цель нашей экспедиции - дольмены. Это одна из загадок современности наряду с египетскими пирамидами и Стоунхенджем (stonehenge), правда менее известная.
Ирак
Ирак — колыбель древнейшей цивилизации, возникшей между Тигром и Евфратом (в Междуречье). Здесь была воздвигнута знаменитая Вавилонская башня и созданы «висячие сады» Семирамиды (VI в. до н. э.), считающиеся одним из семи чудес света.
Ива
Ива (Salix), род деревьев и кустарников семейства ивовых (Salicaceae). Насчитывают не менее 170 видов ив, распространенных главным образом в прохладных областях Северного полушария, где ива заходит за полярный круг.
Кранах
Кранах (Cranach) - прозвище двух нем. художников, настоящая фамилия которых была Мюллер (а не Зундер, как прежде предполагали).
Вольтер
Франсуа Мари Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтер, не только блестящий писатель, замечательный философ-просветитель, но и своеобразный символ эпохи Просвещения, "не человек, но век".