Социальное государство:
за и против
Становление социального
государства в России находится на самом раннем этапе. Законодательная база
далеко несовершенна. Конституция Российской Федерации в п.2 ст.7 определяет лишь
некоторые направления деятельности государства в социальной сфере, такие как, охрана
труда и здоровья граждан, установление минимального размера оплаты труда, поддержка
семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие
системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий
социальной защиты.
Однако в Конституции отсутствуют
многие существенно важные положения, без которых построение социального
государства не возможно.
Трудности построения в
Росси социального государства предопределенны геополитическим положение страны,
климатическими условиями, менталитетом, многонациональностью страны,
историческими традициями.
Одной из главных
составляющих социального государства должно быть эффективное социальное
обеспечение граждан, включающая в себя социальное страхование и обеспечение
граждан и их семей в случаях классических рисков и вынужденных состояний
(болезнь, возраст, безработица, несчастный случай), оказание помощи малоимущим,
многодетным и неполным семьям, жертвам стихийных бедствий, поощрительную и
вспомогательную подсистему в сфере строительства, приобретения жилья,
образования.
Необходимо обеспечить
гражданам качественное бесплатное медицинское обслуживание по основным видам
медицинской помощи и бесплатного образования всех его уровней. На коммерческой
основе могут оказываться дополнительные медицинские и образовательные услуги.
Целью социального
государства является переход к такой системе общества, которая базируется на
развитии человека, его духовном и культурном совершенствовании.
Социальную политику в
широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических
принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и
негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на
создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных
потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.
Программной целью социальной
политики государства является обеспечение достойных условий жизни населения.
Государство обязано создавать условия для развития человека. Государственным
органам управления необходимо найти баланса между саморегулированием рынка и
государственным вмешательством.
Главная цель социальной
политики - значительное сокращение масштабов бедности; повышение защиты
социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для
самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной
поддержке; обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества
базовых социальных благ.
Направления социальной политики
должны быть ориентированы на следующие цели:
- достижение уровня и
качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически
развитых государств. Невозможно построение социального государства без реализации
права на труд. Зачастую квалифицированные и образованные работники не способны
обеспечить уровень жизни для себя и своей семьи, соответствующее современным
представлениям. Неспособность порой значительной части квалифицированных,
образованных работников прокормить себя своим трудом, обеспечить уровень и
качество жизни, соответствующие современным представлениям. Должна быть создана
система радикального повышения трудовой мотивации, ориентированная на все
группы и слои населения. Преодоление бедности невозможно без обеспечения
государством право на труд и достойной его оплаты. В нашей стране появилось
извращенное понятие бедности, когда к бедным вполне могут быть отнесены
здоровые, имеющие хорошее образование и хорошую профессию люди. Все меры
государства по повышению заработной платы ничтожны, необходим комплекс мер по
обеспечению вертикальной мобильности, престижа образования, профессионализма и
творческого вклада гражданам;
- обеспечение устойчивых
и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса,
конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем
и зарубежном рынках;
- обеспечение
благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета,
территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности,
международного авторитета и влияния России. Устранение конфликтов со странами
бывших союзных республик;
- развитие человеческого
потенциала, гармонизация социальных отношений. Создание общества, в котором
будет преобладать отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не
конфликта и борьбы.
Фундаментом новой
социальной политики должен стать законодательно закрепленный, гарантированный
каждому гражданину минимум социальных благ, решение проблем, которые
существенно улучшат условия жизни людей.
К таким проблемам
относятся:
1. Прогрессирующая
деградация основных фондов, износ которых не компенсируется новыми
капиталовложениями. Фактически экономика вошла в режим суженного
воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного
потенциала страны.
2. Деиндустриализация
народного хозяйства. Наблюдается спад в наукоемких отраслях промышленности и
производства товаров народного потребления, повышение сферы услуг в структуре
производства и инвестиции, сокращение доли.
3. Угроза массовой
безработицы и бедности в результате сокращения производства и
деиндустриализации.
4. Вывоз капитала, его
связывание в спекулятивных и посреднических операциях, обусловленное
образовавшейся изоляцией торгово-финансового капитала от производственных
мощностей, а также высокой неопределенностью эффективности капитальных вложений
вследствие галопирующей инфляции и неопределенности прав собственности,
неразвитости правовой системы обеспечения инвестиционной активности и
разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов
в год при незначительной величине ввоза, а также концентрация банковской
активности в финансировании спекулятивной деятельности делают невозможным
поддержание расширенного воспроизводства и обновление производственного
аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами
валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной
экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом
накопления.
5. Утечка умов и деградация
человеческого потенциала. Образованные и квалифицированные специалисты
вынуждены покидать страну из-за низкой оплаты труда и финансирования.
6. Криминализация
хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию и государственное
регулирование. Рост теневой экономики и коррупции, монополизация основных сфер
производства.
7. Галопирующая инфляция,
колеблющаяся в пределах 10-25% в месяц, крайне затрудняла долгосрочную
хозяйственную деятельность, развитие производства, инвестиционную и
инновационную активность.
8. Угроза разрушения
транспортной и энергетической инфраструктуры страны, повышение вероятности
аварий на энергетических и транспортных сетях вследствие длительного
недоинвестирования в их поддержание, обновление и развитие.
Социальная политика
формируется и реализуется в процессе деятельности субъекта в лице
государственных структур, общественных организаций, органов местного
самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена
на достижение целей и результатов, связанных с улучшением материального и
социального благосостояния, повышением качества жизни населения и
общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения
очагов социальной напряженности.
В определенной мере при
разделении бюджетных полномочий государство переложило с федерального на
региональный и муниципальный уровни все проблемы реализации социальной
политики. Регионы и муниципалитеты принимают законы, которые из-за
ограниченности их бюджетов сужают и без того скудные ресурсы, не продолжая в
полной мере реализацию продекларированных в Конституции РФ и в федеральном
законодательстве социальных гарантий.
Другие работы по теме:
Социальное развитие общества
Параграф 1. Социальное развитие современного общества (социальные институты и социальные отношения) социальная дифференциация – ( от лат. разделение общества на группы)
Социальное партнерство в сфере труда
У Г Н Т У ДОКЛАД На тему: “Социальное партнерство в сфере Труда” Выполнил: Назаров И. И. Проверил: Ибрагимов Т. Ш. 2002 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
Тема Кол-во страниц
История становления социального государства в дореволюционной России и его концепция
Государство будущего и его граждане
Автор: Сочинения на свободную тему В будущем я представляю государство единым на всей планете. Будет одно правительство, которое будет назначаться президентом или иным руководителем. Президент или правитель будет избираться путем голосования всех граждан планеты. Я думаю, что в будущем государстве будет демократия.
Ак-Коюнлу
Введение 1 История племени 2 Государство Ак-Коюнлу Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань
Фурман против Джорджии
Введение 1 Обстоятельства 2 Разбирательство 2.1 Решение 2.2 Мнения судей Список литературы Фурман против Джорджии Введение Фурман против штата Джорджия 408 U.S. 238 (1972) — решение Верховного суда США, установившее фактический мораторий на смертную казнь на всей территории Соединённых Штатов вплоть до принятия решения по делу Грегг против Джорджии.
Тиджания Омара ал-Хаджа
— африканское государство, образовавшееся в середине XIX века на территории современного Сенгала, в ареале расселения народности тукулёров. Его основателем стал Умар ал-Хадж[1], который был родом из Фута-Торо. Двадцать лет жил в Мекке, где присоединился к мусульманскому ордену Тиджания, глава которого назначил Умара аль-Хаджа своим заместителем в Западной Африке.
Бохай
Введение 1 История 2 Государственное устройство и культура Введение Бохай (кит. 渤海) или Пархэ (кор. 발해) (698—926), — первое государство тунгусо-маньчжуров, располагавшееся на территории Маньчжурии, Приморского края, и в северной части Корейского полуострова. В 926 году Бохай было завоёвано киданями.
Хадрамаут
Введение 1 Происхождение названия 2 История 2.1 Государство Хадрамаут 2.2 Территория Хадрамаута после прихода арабов 2.3 Хадрамаут в XX веке 4 Примечание
Тарума государство
Введение 1 История 2 Правители Список литературы Введение Тару́ма (индон. Taruma), также Таруманага́ра (индон. Tarumanagara, «буквально — государство Тарума») — раннее яванское государство, находившееся на западе острова, основаное сундами[1].
Гянджинский договор
— был заключен при Гяндже, 10 марта 1735 г., между Российской империей и Персидской империей[1] Переговоры велись российским князем С. Д. Голицыным и персидским временным правителем Надир Кули-ханом. Договор происходил во время войны между Персией и Турцией и накануне Русско-турецкой войны 1735—1739 гг.[2] По текущему договору Россия обязывалась вернуть Баку и Дербент с прилежащими землями деревнями в обмен на обязательства не передавать их под власть других держав и продолжать войну с Турцией, пока не будут отвоеваны все захваченные ею территории.[3] Россия и Персия обязывались не заключать сепаратный мир с Турцией и как следует из договора, «за такое многое одолжение и дружбу, что учинено от стороны Российской империи, Иранское государство обещается вечно с Российскою империей пребыть в соседней дружбе, и крепко содержать российских приятелей за приятелей, а неприятелей российских за
Уйгурское идыкутство
Введение 1 Создание 2 Государственное устройство 3 Экономика 4 Взаимоотношение с другими государствами 5 Союз с монголами 6 Упадок Введение Уйгурское Турфанское идыкутство, Уйгурское государство Идыкутов, Уйгурское государство Кочо — феодальное государство в Восточном Туркестане. Образовалась в результате распада Уйгурского каганата.
Датско-норвежская уния
, также Датско-норвежское государство, Датско-норвежское королевство Дания-Норвегия (Danmark-Norge) — личная уния Дании и Норвегии, существовавшая с 1536 по 1814 годы; государство включало также Фарерские острова, Исландию и Гренландию. Датско-норвежская уния пришла на смену Кальмарской унии, объединявшей все три скандинавских королевства, после того, как королём Швеции стал Густав I Ваза.
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Военная история Греции
Древняя Греция Около 1200 до н. э. — Троянская война 800 до н. э. — Мессенские войны 500—449 до н. э. — Греко-персидские войны 460—445 до н. э. — Первая Пелопоннесская война
Лаос в раннее новое время
(полное название — Лаосская Народно-Демократическая Республика) — государство, не имеющее выхода к морю, в Юго-Восточной Азии со столицей Вьентьян. На западе граничит с Таиландом, на востоке — с Вьетнамом, на юге — с Камбоджей, на севере — с провинцией Юньнань Китая, на северо-западе — с Мьянмой.
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809 года — часть войны Наполеона против Пятой коалиции. Когда началась война пятой коалиции с Францией, в Варшавском герцогстве остался только 14-тысячный корпус военного министра Юзефа Понятовского. Австрия атаковала Саксонию и Варшавское герцогство, в которое вторгся 36-тысячный корпус эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского-Эсте.
Независимое государство Хорватия
Независимое государство Хорватия (хорв. Nezavisna Država Hrvatska) — марионеточное государство, основанное усташами в 1941 году с помощью стран Оси (нацистского блока) и их союзников. В 1941 году его населяли 6,64 млн человек и занимало оно площадь 102,7 тыс.[2]. квадратных километров. В состав нового государства кроме Хорватии вошли Босния и Герцеговина и Срем.
Республика Техас движение
Республика Техас — сепаратистское движение в США, добивающееся независимости Техаса. По мнению сепаратистов, государство Республика Техас было незаконно аннексировано в 1845 году Соединёнными Штатами и в настоящее время находится под их оккупацией. Официальные власти США не признают сепаратистское «государство».
Калифорнийская республика
Калифорнийская республика — государство в Северной Америке, провозглашённое переселенцами из США 14 июня 1846 года, называемое также Республикой медвежьего флага
Хиджаз
План Введение 1 История Список литературы Введение Хиджа́з (араб. الحجاز) — территория на западе Аравийского полуострова, часть Саудовской Аравии. Историческое место возникновения ислама — здесь находятся священные города мусульман Мекка и Медина.
Политическая система Бельгии
План Введение 1 Федеральное государство 1.1 Трехуровневая структура 1.2 Компетенции различных инстанций 2 Политические партии Бельгии Введение 1. Федеральное государство
Народная Республика Кампучия
Народная Республика Кампучия (НРК) была основана в Камбодже, фронтом спасения, группой камбоджийских левых, недовольных «красными кхмерами». После свержения Демократической Кампучии, Пол Пот формирует новое правительство. Вызванные вторжением из Социалистической Республики Вьетнам, которые направляются на армию красных кхмеров,Пол использует Вьетнам и Советский Союз в качестве своих основных союзников.
Карфаген город
План Введение 1 История 1.1 Карфагенское государство 1.2 Римская эпоха 1.3 После Рима 2 Падение Введение Карфаге́н (финик. Qart Hadasht, лат. Carthago, фр. Carthage) — город на территории Туниса, вблизи современного города Туниса . Название Qart Hadasht (в пунической записи без гласных Qrthdst (קרת חדשת)) переводится с финикийского языка как «новый город».
Моравская Сербия
Моравская Сербия Моравская Сербия (сербск. Моравска Србија, Moravska Srbija) — средневековое сербское государство, образовавшееся после распада Сербского царства. Моравская Сербия стала последним сербским государством перед османским владычеством. Основателем государства был Лазарь Хребелянович, впоследствии канонизированный православной церквью Сербии как святой.
Венгерское государство
Венгерское государство Венгерское государство (венг. Magyar Бllam) — государство-сателлит нацистской Германии, образованное в 1944 году после отстранения регента Миклоша Хорти от власти. Вождь венгерской национал-социалистической партии Скрещенных Стрел Ференц Салаши стал «Национальным лидером» (венг.
Государство Катанга
Введение 1 История 2 Полезные ископаемые Введение Государство Катанга (фр. Йtat du Katanga), — самопровозглашенное государство на юге Демократической Республики Конго. Существовало с 11 июля 1960 года по 15 января 1963 года.
Номер социального обеспечения
Введение 1 Применение 2 Злоупотребления 3 Карта Введение Номер социального обеспечения (англ. Social Security number) — уникальный девятизначный номер, присваиваемый гражданам и резидентам США. Выделение номера и изготовление карты осуществляется на безвозмездной основе агентством Социальное обеспечение (Social Security Administration).
Княжество Сербия
Княжество Сербия (сербск.: Кнежевина Србија, Kneževina Srbija) - балканское государство, образованное после сербской революции в 1817 году.
Государство словенцев, хорватов и сербов
План Введение 1 Наименование 2 История Список литературы Введение Государство Словенцев, Хорватов и Сербов (ГСХС) — государственное образование, возникшее на Балканском полуострове после распада Австро-Венгрии[1]. Возникло в результате объединения Королевства Хорватия и Славония, Королевства Далмация, Боснии и Герцеговины и Крайны в единое государство 29 октября 1918 года. 1 декабря того же года государство объединилось с Королевством Сербия, создав тем самым Югославию.
Сущность и социальное назначение государства
В идеале социальное назначение государства - служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования. Социальное назначение государства тесно связано с его
Социальная функция государства 2
Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого.
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия
Государство и гражданское общество. Формы нх взаимодействия. Однако, как уже упоминалось выше, гражданское общество неразрывно связано с понятием правовое государство. Правовое государство, по сути, политическое ядро гражданского общества и без правового государства невозможно само существование гражданского общества.