Сохранение традиции, предания − это условие существования самого православия. В этом плане оно само по себе фундаменталистично по определению − оно есть ortho doxa ("правильная вера"). Православие опирается на богословские догмы и основания веры, а также защищает их.
Свобода на Западе понимается с точки зрения "светскости", в православии же она больше служит для духовной жизни человека, она выше материального мира и воспринимается как свобода от искушения и мирских соблазнов.
"Что значит быть христианином? Значит и веровать право, и жить свято, и освещаться таинствами, и слушаться руководства пастырей, и к церкви Божией православной принадлежать, и все его (им?, ею?) повелеваемое строго исполнять"[11].
0Церковь − очень влиятельный социальный институт. Она отделена от государства, но не отделена от общества.
"Пока православие не поймёт, что оно существует в реальном современном мире, где всякая религия (и традиционная христианская церковь в том числе) переживает глубочайший, сущностный кризис − то есть должна судить себя перед лицом безрелигиозного мира ("кризис означает суд") − до этих самых пор любой разговор о "боге", "церкви", "религии", "христианстве", которые заводят в обществе "религиозные люди", будет звучать или бесконечно двусмысленно, или вообще бессмысленно"[13].
Человек же должен "воцерковляться" в Церкви, через неё соединиться с Христом, а через него − с Богом.
Мирская жизнь должна быть максимально духовной, быть подражанием Христу.
"Что есть земная жизнь? Сплошной экзамен, зал ожидания или сад, который нужно неустанно возделывать'?".
Основы христианства как религиозного учения имеют трансцендентный (запредельный, потусторонний) характер: воскресение из мертвых, страшный суд, определение посмертной судьбы (в аду или в раю). Религиозно осмысленное признание земного благополучия представляет значительную трудность в русском православии, в котором святость традиционно ассоциировалась с первоначальным смыслом евангельской нищеты.
Бог- Господь всей вселенной. Он не нуждается в подневольном послушании, не требует вынужденного исповедания. Его нельзя обмануть, а Его благоволение можно заслужить искренним исповеданием Его"
либерализм в изначальном смысле - это культура уважения к личности.
Социальное богословие оказывается и одним из активных средств борьбы с научно-материалистическим мировоззрением.
Более того, многие сейчас ясно осознают и тот вред, который приносит религия своими мировоззренческими установками.
Исламский фундаментализм
Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шариата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шариата.
ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века – время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь в руках Аллаха способность вершить добро и зло… Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых.[19] «Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы».[20] Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным.
Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Эти события потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища».[21] Стоило понять, что ваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.
Другие работы по теме:
Меншикова башня
Введение 1 История 2 Антиохийское подворье 2.1 Святыни храма Список литературы Меншикова башня Введение Ме́ншикова ба́шня, Це́рковь Арха́нгела Гаврии́ла на Чи́стых пруда́х в Москве — православный храм в честь Архангела Гавриила; памятник барокко в Басманном районе (Архангельский переулок, 15а).
Никольский морской собор
План Введение 1 История 2 Духовенство Никольский морской собор Введение Нико́льский морской собо́р (официальное название Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) — крупный православный храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный в Санкт-Петербурге на Никольской площади.
Исламизация Чечни в XX в
«Влияние исламского фундаментализма на государственную жизнь Афганистана и Чечни в конце XX в.» Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.»
Подлинность православного традиционализма
Подлинность или отчуждение благой вести? Предание как выражение опыта. Предание и индивидуальные "мнения". Традиционализм превращает Церковь в религию. "Ортодоксия" - это не традиционализм. Фундаментализм в Православии/
Иннокентий Кульчицкий
Введение 1 Биография 2 Прославление и почитание Список литературы Иннокентий (Кульчицкий) Введение Епископ Инноке́нтий (в миру Иван Кульчицкий; 1680 или 1682, Черниговская губерния — 27 ноября 1731 под Иркутском) — епископ Православной Российской Церкви; с 15 января 1727 года Иркутский и Нерчинский, первый правящий православный епископ Восточной Сибири (бывшие до него Иркутские епископы имели статус викариев Тобольской митрополии).
Паисий Величковский
Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Библиография Список литературы Паисий Величковский Введение Паи́сий Ня́мецкий или Паи́сий Величко́вский (в миру Пётр Величковский; 21 декабря 1722, Полтава — 15 ноября 1794, Нямецкий монастырь) — православный монах; клирик Константинопольского Патриархата, впоследствии Российской Церкви; переводчик, святой.
Миссионерский императив
Кратко о предпосылках к миссионерскому служению православной церкви. Значение Церкви как божественного дара. Роль Евхаристии в жизни Церкви. Миссиологический аспект в учении о церкви по статье "Миссионерский императив" протопресвитера Александра Шмемана.
Монастырь св.Тихона Задонского
Один из главных миссионерских центров Северной Америки . Играл ведущую роль в деле распространения православия на американском континенте.
Курс "Основы естествознания, православный взгляд"
Наука дает убедительные результаты лишь в исследовании процессов функционирования тех или иных систем, процессов многократно повторяющихся, допускающих влияние на них или хотя бы протекающих при свидетелях.
Русский очаг в Марокко
На одной из оживленных улиц Рабата - столицы Королевства Марокко - стоит православный белокаменный храм в честь Воскресения Христова.
Символ и имидж в массовой культуре
Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт Катехизаторский факультет III курс СИМВОЛ И ИМИДЖ В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ. Горбунов Дмитрий Александрович
История создания гимна Российской Империи
18 декабря 1833 года, был впервые исполнен Гимн Российской Империи «Боже, Царя храни». Появился он так. Князь Алексей Федорович Львов сопровождал царя Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша.
Василий Лужинский
Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Грекокатолический священник 4 Грекокатолический епископ 5 Полоцкий собор 6 Православный архиерей 7 Награды
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Вишневецкий, Дмитрий Иванович
Введение 1 Биография 1.1 Первые походы 1.2 Легенды о смерти 1.3 Память Введение Дми́трий Ива́нович Вишневе́цкий (Ба́йда) (укр. Ба́йда-Вишневе́цький) герба Корибут (1516—1563) — волынский православный шляхтич[1][2], магнат, князь. Происходил из старинного рода Вишневецких[3][4].
Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон
Введение 3 Источники Введение «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон» — песня Фёдора Анисимова, написанная в 1853 году в связи с началом Крымской войны. В ходе Гражданской войны в России Всевеликое Войско Донское приняло её своим гимном. 20 сентября 1918 года в текст были внесены изменения, из песни исчезли упоминания о царе.
Сарбейнз, Пол
Пол Спирос Са́рбейнз [1] (иногда фамилия неверно передаётся как Сарбанес ) (англ. Paul Spyros Sarbanes, греч. Παύλος Σπύρος Σαρμπάνης, род. 3 февраля 1933) — сенатор-демократ от штата Мэриленд в 1977—2007.
Антоний Зубко
Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Грекокатолический священник 4 Православный архиерей Список литературы Антоний (Зубко) Введение Архиепископ Антоний (в миру Антоний Григорьевич Зубко, 2 июля 1797 — 15 февраля 1884) — епископ Православной Российской Церкви; c 28 января 1840 года епископ Минский и Бобруйский, с 7 июля 1840 года епископ Полоцкий и Витебский, с 1841 года управлял епархией в сане архиепископа.
Острожский, Константин Иванович
Введение 1 Биография Список литературы Острожский, Константин Иванович Введение Константи́н Ива́нович Остро́жский (1460—11 сентября 1530, Туров) — князь, староста брацлавский и винницкий, виленский каштелян, воевода трокский, великий гетман Литовский с 1497. Глава рода Острожских, православный.
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Юзефович, Фёдор Яковлевич
Фёдор Я́ковлевич Юзефо́вич (?, Телеханы, Пинский уезд — 1 июня 1863, с. Большая Запруда, Пинский уезд), православный церковный служитель, убитый повстанцами во время восстания 1863—1864 годов.
Смарагд Крыжановский
План Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Педагогическая деятельность 4 Архимандрит 5 Возрождение Полоцкой православной епархии 6 Православный архиепископ
Бачковский монастырь
План Введение 1 История 2 Монастырь сегодня Список литературы Введение Бачковский монастырь (болг. Бачковски манастир) — второй по величине после Рильского православный ставропигиальный мужской монастырь Болгарской Православной Церкви. Находится в регионе Родопских гор на правом берегу реки Чаи, в 189 км от Софии и в 10 км от Асеновграда.
Восстание Черниговского полка
Восстание Черниговского полка — одно из двух восстаний заговора декабристов, произошедшее уже после выступления декабристов на Сенатской площади в Петербурге 14 (26) декабря 1825 г. Происходило 29 декабря 1825 — 3 января 1826 г (10-15 января 1826 г н. ст.) в Черниговском полку, расквартированном в Киевской губернии.
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Свято-Успенский кафедральный собор Ташкент
План Введение 1 История 2 Современное состояние и причт Список литературы Введение (G) (O) Свя́то-Успе́нский кафедра́льный собо́р в Ташкенте — кафедральный православный храм Ташкентской епархии расположен на улице Авлиёота[1] рядом со старой территорией Военного госпиталя недалеко от центрального железнодорожного вокзала.
Новицкий, Юрий Петрович
Введение 1 Семья 2 Образование 3 Юрист-практик 4 Учёный и преподаватель 5 Церковно-общественный деятель 6 Суд и мученическая кончина Введение Ю́рий Петро́вич Нови́цкий (23 ноября 1882, Умань — 13 августа 1922, Петроград) — русский учёный-юрист, православный общественный деятель.