Пьер Абеляр (1079-1142) - самый значительный представитель Средневековой философии периода ее расцвета. Абеляр известен в истории философии не только своими взглядами, но и своей жизнью, которая изложена им в автобиографическом произведении "История моих бедствий". С малых лет он почувствовал у себя тягу к знаниям, а потому отказался от наследства в пользу своих родственников. Получил образование в различных школах, затем обосновался в Париже, где занимался преподавательской деятельностью. Он приобрел славу искусного диалектика по всей Европе. Абеляр прославился также любовью к Элоизе, своей талантливой ученице. Их роман привел к браку, в результате которого родился сын. Но дядя Элоизы вмешался в их отношения, и после того как над Абеляром по указанию дяди было совершено надругательство (он был оскоплен), Элоиза ушла в монастырь. Отношения между Абеляром и его женой известны из их переписки.
Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры.
Главная проблема в творчестве Абеляра - соотношение веры и разума, эта проблема была основной и для всей схоластической философии. Абеляр отдавал предпочтение разуму, знанию перед слепой верой, поэтому вера у него должна иметь рассудочное обоснование. Абеляр - ревностный сторонник и адепт схоластической логики, диалектики, которая в состоянии разоблачить всевозможные ухищрения, в чем и заключается, ее отличие от софистики. По мнению Абеляра, мы можем совершенствоваться в вере, лишь совершенствуя свои знания посредством диалектики. Абеляр определял веру как "предположение" о вещах, недоступных человеческим чувствам, как то, что имеет дело не с природными вещами, познаваемыми науками. В произведении "Да и нет" Абеляр анализирует взгляды "отцов церкви", используя выдержки из Библии и их сочинений, и показывает противоречивость приводимых высказываний. В результате этого анализа возникают сомнения в некоторых догматах церкви, христианского вероучения. С другой стороны, Абеляр не сомневался в основных положениях христианства, а лишь призывал к осмысленному их усвоению. Он писал, что тот, кто не понимает Священного писания, подобен ослу, стремящемуся извлечь из лиры стройные звуки, ничего не понимая в музыке.
Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии.
Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.)
В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время.
В произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они ~ лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести.
Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом" иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение -абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта istina.rin/
Другие работы по теме:
Петр Абеляр. "Познай самого себя"
Трактат знаменитого схоластика написан в 1132-1135 гг. В нем Абеляр различает понятия "порока", "греха", "намерения" и "действия". Прежде всего дается определение нравов (mores) - они представляют собой пороки или подвиги души.
Толстой л. н. - Пьер безухов
В монументальном романе эпопее. Война и мир Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX века. Поиски смысла жизни истинный и ложный героизм любовь и ненависть жизнь и смерть вот только наиболее важные Как и другие герои.
Краткое содержание Пьер Менар автор Дон Кихота Хорхе Луис Борхес
Пьер Менар — это человек, решивший написать заново «Дон Кихота». Не переписать его, перевоплотившись путем глубокого проникновения в культуру XVII в. в Сервантеса, а написать его слово за словом заново с точки зрения француза XX в. Ко времени его смерти ему удается Завершить всего пару глав. Но уже сам факт существования подобной идеи необратимо трансформирует «Дон Кихота» в глазах посвященных, и рассказчик угадывает интонацию символиста М. в отдельных образах тех частей романа, которых тот не касался.
Пьер Безухов герой романа Толстого Война и мир
Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого Война и мир
Мой любимый персонаж в романе Л.Н.Толстого "Война и мир" Автор: Толстой Л.Н. В 1869 году было написано одно из самых гениальных произведений мировой литературы – роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Этот роман Толстой писал шесть лет. Изначально он был о декабристах. Но Л.Н.Толстой также хотел показать жизнь народа во времена «войны и мира».
Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого Война и мир
Жить для себя одного нельзя — это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», — писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.
Образ Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого
Автор: Толстой Л.Н. В своём замечательном романе «Война и мир» Л.Н.Толстой поставил ряд важнейших вопросов современности. Одной из основных проблем является проблема жизни крепостного человека.
Пьер I граф Алансона
Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Пьер I Французский (фр. Pierre de France) или Пьер I Алансонский (фр. Pierre I d'Alenзon; 1251(1251), Сирия — 6 апреля 1284, Салерно) — граф Алансона и Перша с 1269, граф Блуа, Шартра и Шатодёна и сеньор де Гиз (по праву жены) с 1280, 5-й сын короля Франции Людовик IX Святого и Маргариты Прованской.
Мулеле, Пьер
Пьер Мулеле (фр. Pierre Mulele 11 августа 1929 г. — 3 октября (или 9 октября, согласно другой версии) 1968 г.) — конголезский революционер, краткое время бывший министром образования в кабинете Патриса Лумумбы.
Гольдман, Пьер
Введение 1 Биография Список литературы Введение Пьер Гольдман (фр. Pierre Goldman, 22 июня 1944, Лион — 20 сентября 1979, Париж) — французский революционер-интернационалист и левый интеллектуал еврейского происхождения. Брат Жан-Жака Гольдмана.
Шометт, Пьер Гаспар
Пьер Гаспар Шометт (фр. Pierre Gaspard Chaumette, он же Анаксагор Шометт , Anaxagoras Chaumette, 1763, Невер—1794) — французский политический деятель.
Сен-Пьер и Микелон
Введение 1 География 2 История 3 Управление 4 Экономика 5 Интересные факты 6 Известные уроженцы и жители Введение Сен-Пьер и Микелон (франц. Saint-Pierre-et-Miquelon) — заморское сообщество в составе Франции, расположенное на небольших островах в Атлантическом океане, в 20 км к югу от канадского острова Ньюфаундленд в проливе Кабота.
Виконтство Минерв
Введение 1 История 2 Список правителей Минерва Введение Виконтство Минерв (фр. Vicomtй de Minerve) — феодальное владение на юге Франции, располагавшееся на территории графства Каркассон.
Виконтство Брюникель
План Введение 1 История 2 Список виконтов Брюникеля Введение Виконтство Брюникель (фр. Vicomtй de Bruniquel) — феодальное владение на юге Франции, располагающееся на территории графства Альби.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Бриссо, Жак-Пьер
Жак-Пьер Бриссо́ (фр. Jacques Pierre Brissot; 14 января 1754(17540114), Шартр — 31 октября 1793) (в некоторых источниках Жан-Пьер), прозванный по деревне, в которой он воспитывался, Варвилльским, — один из известнейших деятелей Французской революции.
Пьер I де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Введение Пьер I де Бурбон (фр. Pierre I de Bourbon; 1311(1311) — 19 сентября 1356, около Мопертюи) — 3-й герцог де Бурбон с 1341, граф де Клермон ан-Бовези с 1341, Л’Иль-Журден, де Божоле, принц де Домб, виконт Карла, Мюра, Шательро, сеньор де Шато-Шинон, французский принц и полководец, старший сын герцога Людовика I Хромого и Марии д’Авен.
Премьер-министр Люксембурга
Премьер-министр Люксембурга — название должности главы правительства Люксембурга с 1989 года. До 1857 года глава правительства официально назывался Председатель Совета министров. Затем, с 1857 по 1989 год, Председатель правительства, за исключением 25-дневного правления Матиаса Монжена, который исполнял обязанности председателя Совета министров.
Женевьева Орлеанская
Женевьева Мария Жанна Франсуаза Шанталь Моник Луиза Альберта Жозефина Габриэль Эммануэль Генриетта [1] (фр. Geneviиve Marie Jeanne Franзoise Chantal Monique Louise Alberte Josйphine Gabrielle Emmanuelle Henriette, Нёйи-сюр-Сен, 21 сентября 1901(19010921) — Рио де Жанейро, 22 августа 1983[2]) была третьей дочерью Эммануэля Орлеанского, герцога Вандома и его супруги Генриетты Бельгийской.
Кот, Пьер
Пьер Кот (фр. Pierre Cot; 20 ноября 1895(18951120), Гренобль — 21 августа 1977, Куаз-Сен-Жан-Пье-Готье, Савойя) — французский политический деятель. По образованию — юрист. Депутат Национального собрания от партии радикалов и радикал-социалистов (1928 — 40). В 1933—1934 и 1936—1938 годах министр авиации, в марте 1938 — мае 1939 года министр торговли.
Ажье, Пьер Жан
Пьер Жан Ажье (фр. Pierre Jean Agier; 1748-1823) — публицист, видный деятель первой французской революции, отлично образованный юрист, председательствовавший в трибуне «десяти», открытого тогда для окончания нерешенных уголовных дел.
Кабанис, Пьер Жан Жорж
Пьер Жан Жорж Кабанис (фр. Pierre Jean Georges Cabanis) (5 июня 1757, Конак, Коррез, — 5 мая 1808, Рюэй) — французский философ-материалист и врач. Биография
Камбон, Пьер Жозеф
Пьер Жозеф Камбон (фр. Pierre Joseph Cambon; 10 июня 1754, Монпелье — 15 февраля 1820, Брюссель) — французский политический деятель. Когда началась Великая Французская революция, Камбон заведовал торговой фирмой. Избранный в Законодательное собрание, а потом и в Конвент (где занимал пост председателя в период с 19 сентября по 02 октября 1793 года), он скоро стал заметен из-за хорошего знания финансов и приобрёл столь большое значение, что Конвент поручил ему управление всеми финансами.
Дюпон де Немур, Пьер Самюэль
Введение 1 Биография 1.1 Молодость 1.2 Революция и эмиграция Введение Пьер Самюэ́ль Дюпо́н де Нему́р (фр. Pierre Samuel du Pont de Nemours; 14 декабря 1739, Париж — 7 августа 1817, Гринвилл, США) — французский экономист и политический деятель, представитель школы физиократов.
Сен-Пьер и Микелон
Архипелаг из 8 островов (крупнейшие — Сен-Пьер и Микелон) к югу от острова Ньюфаундленд в Атлантическом океане; общая площадь — 242 кв. км.
Абеляр
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abelard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Абеляр, Петр
Абеляр, Петр (Abelard, Abailard) (ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт.
Пьер Булез (Boulez)
Пьер Булез (Boulez) (р. 1925) - французский композитор и дирижёр. Учился в Парижской консерватории (класс гармонии О. Мессиана), затем занимался под руководством Р. Лейбовица.
Пьер Абеляр
Пьер Абеляр (1079—1142 гг.) — один из крупнейших западноевропейских философов и литераторов XII в. Свою жизнь, наполненную постоянным стремлением к познанию истины на фоне трагической личной судьбы, он описал в автобиографическом сочинении.
Пьер Жюль Сезар Жансен
Жансен, Пьер Жюль Сезар (Janssen, Pierre-Jules-Cesar) (1824–1907), французский астроном.