И. Нусинов
Бергельсон Давид (1884–) — еврейский писатель, беллетрист. Р. в дер. Охримово, возле Умани (Украина). Глава еврейского импрессионизма и зачинатель так наз. киевского периода в еврейской литературе. до этого центрами еврейской литературы были Варшава и Вильно. Творчество Б. знаменует собой начало перехода литературной гегемонии от еврейских писателей Польши и Литвы к еврейским писателям Украины, а затем СССР. Среда, которую Б. живописует, — еврейская средняя буржуазия. Его основной образ — интеллигент, «лишний человек», пришедший после 1905, богатый опытом революции, но без перспективы революции. Дебютировал Б. в 1909 повестью «Вокруг вокзала», напечатанной им за свой счет, так как издатели не удостоили его вниманием и не рискнули напечатать произведение никому неведомого начинающего писателя. Повесть однако была тотчас оценена критикой и поставила Б. в центре еврейской литературы. Центральная фигура повести — маленький коммерсант, неудачник Бейнеш Рубинштейн — первая фиксация стержневого образа Б., образа екклезиастически-настроенного лишнего человека. Дальнейшее его развитие в шедевре Б. «Noch Alemen» (Все кончено, 1913), в неоконченных романах «In fartunkelte Zeiten» (Сумеречное время) и «Opgang» (Отход). (Последние два романа начаты в 1913, но из-за войны были опубликованы в 1918 и 1920 в I и II сборниках «Eigns», вышедших под редакцией Б. и Нистора в Киеве.) «Все кончено» для аристократа Гдальи Гуревица, вытесненного из жизни разбогатевшими выскочками, и для его дочери Миреле, которая, являясь последней в роде, несет в себе екклезиастическую мудрость отживших веков и больше никого не может полюбить, потому что «кто-то до нее прожил ее весну». Она пришла в мир состарившейся, изжившей иллюзии любви, молодости, личного счастья, даже материнства. Ее разочарования не являются результатом неоправданного активного стремления к радостям жизни; она — пассивное созерцание, полное глубокого сознания иллюзорности человеческого счастья и невозможности человеческой радости. В следующих романах Б., углубляя свой образ, раскрывает его социальный генезис: интеллигенты Мейлах и Хаим-Мойше («Отход»), бывшие участники революции 1905, сейчас чувствуют себя чужаками. Из мира, куда они посланы творцом, надо уйти. Мейлах кончает самоубийством, симулируя тяжелую болезнь: «Надо уйти тихо, не разбудив младенцев». Его друг Хаим-Мойше настаивает на том, что, уходя, надо хлопнуть дверью. Оба, как и все окружающие их интеллигенты, никуда больше не стремятся, ибо все они живут чувствами Миреле («Noch Alemen»); «кто-то до них прожил их весну». Екклезиастический пессимизм Б. — результат того, что он вошел в литературу между двумя революциями. Он знает разочарование неудавшейся революции и не видит впереди ее возрождения. Почувствовать ее возврат не дает ему его социальная среда: буржуазно-демократическая интеллигенция, нисходящая еврейская буржуазная аристократия и тупые, самодовольные, разжиревшие выскочки. Романы Бергельсона знаменуют собой новую эпоху в истории еврейского романа, а его образы стали типовыми фигурами еврейской буржуазии, интеллигенции, в частности еврейской женщины после революции 1905. Творчество Б. — новый этап в еврейской литературе. Продолжатель реализма Флобера (с «М-м Бовари» критика, в частности немецкая, и сравнивала его «Noch Alemen» после выхода в 1923 немецкого перевода этой книги), Б. обогатил еврейскую литературу приемами после-мопассановского импрессионизма и утвердил в ней метод углубленного художественного показа, вытеснившего из еврейской литературы прием описания и рассказа Ш. Аша. Октябрьская революция стала для Б. на ряд лет источником кризиса. Погиб его класс. Отвергнут революцией и раздавлен ее волевой действенностью его пассивно тоскующий интеллигент. В первые годы революции, 1918–1920, Б. дописывает свои образы, вынесенные им до революции, но не осуществленные из-за войны 1914–1918.
В начале 1921 Б. эмигрирует в Германию, начинает сотрудничать в желто-социалистической американской газете «Форвертс». Контраст побежденной и порабощенной буржуазной Германии и Октябрьской России, контраст бульварной еврейской прессы Америки и Польши, к которой ему приходится приспособляться, и советской еврейской прессы и книги помогают ему изжить свой кризис. В 1925 в эмиграции Б. организует журнал «In span» (В запряжку), в котором зовет еврейскую интеллигенцию тащить «телегу революции». Продолжая жить в Берлине с небольшими перерывами — дважды приезжал в СССР на несколько месяцев — Б. за эти годы создал роман «Midas Hadin» (Судимы по делам), сборник рассказов «In sturm täg» (Во дни бури) и драму «Oiben und Unten» (Верх и низ).
Роман и рассказы изображают встречу с революцией погибающей еврейской буржуазии, интеллигенции, из которой худшие погибают, а лучшие возрождаются. «Midas Hadin» (русск. перев. подготовляется «Молодой Гвардией»), — провозглашающее справедливость того, что революция должна была судить не по милосердию, а в соответствии с жестокими деяниями прошлого, ибо только так она могла осуществить свои великие исторические задания, — принадлежит к лучшим произведениям, посвященным гражданской войне в СССР. Драма «Oiben und Unten» — переработка его раннего рассказа «Der toiber» (Глухой) — отображает стихийную борьбу еврейских рабочих с предпринимателем до 1905. Драма принята театром Пискатора в Берлине и Белоруским гос. Еврейским театром в Минске. За последнее время Б. опубликовал ряд рассказов, посвященных жизни рабочих в СССР («Юбиляр» и др.) и выявляющих новую идеологическую устремленность писателя. Сейчас Б. печатает два своих последних произведения: повесть «Af beide seiten» (По обоим берегам), изображающую оторванный от СССР городок, лежащий на берегу реки: на противоположном берегу СССР — там жизнь, здесь в оккупации — тень жизни.
Роман «Birger Woli Brener» (Гражданин Воли Бренер) изображает старика еврея, всю жизнь проведшего в лесу в качестве служащего у лесопромышленников; сейчас он продолжает работать на государственных лесозаготовках. Революция — цепь испытаний для его народа, семьи и вековых традиций и убеждений. Но опыт народа, страны, семьи привел его к сознанию, что справедлив закон революции. Он больше не служащий, а «акционер» своих лесов, СССР, мира.
Список литературы
Литваков М., Umruh, т. I, Киев, 1918; т. II, М., 1925
Добрушин И., Unser Impressionism, «Strom», № 4, М., 1923
Ойслендер Н., Weg-ein, weg-ois, Киев, 1925.
Другие работы по теме:
Схема школ экономической теории
Классическая школа политэкономии, Адам Смит 1776 Давид Рикардо 1817 Джон Милль, 1848, “Исследования о причинах богатства” “Принципы полит. экономии”, Физиократы, Франсуа Кенэ, 1758 г. “Экономическая таблица”, Меркантелисты, XV-XVII вв., Монкретьен, Томас Манн, Философия индивидуалистического утилитаризма
Жак Луи Давид основные биографические данные
Жак Луи Давид (1748 - 1825) – французский художник. В сущности, Давид был диктатором для своего поколения. Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций.
Комитет общественной безопасности Франция
Комитет общественной безопасности (фр. Le Comitй de sыretй gйnйrale, переводится также как Комитет общей безопасности ), один из комитетов Национального конвента в период Великой французской революции, отвечал за полицию и правосудие.
«Давид Белль родоначальник и основатель Паркура»
Воспитываемый дедом Гильбертом Киттеном бывшим старшим сержантом, некогда служившим в пожарных войсках Парижа, Давид был впечатлен рассказами о героизме, и с раннего возраста в нем проснулся интерес ко всему, что подразумевало под собой движение и активность
Экономические учения Рикардо
Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией
Царь Давид в итальянской скульптуре
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет факультет технологии и исследования материалов Доклад Дисциплина: Культурология
Жак Луи Давид
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи.
Неоклассицизм
Неоклассицизм (Neoclassicism), эстетическое направление, господствовавшее в европейском искусстве в конце 18 века - нач. 19 века, которому было присуще обращение к античности, и отличавшееся от классицизма 17 века - нач. 18 века.
Витторио Альфьери. Саул
Давид приходит ночью в стан израильтян в Гелвуе. Он вынужден скрываться от царя Саула, к которому питает сыновние чувства. Раньше и Саул любил его, он сам избрал Давида в супруги для любимой дочери Мелхолы.
Амнон
— Библейский персонаж; перворожденный сын второго царя Израильское царство Давида от его супруги Ахиноамы, родившийся ещё в бытность Давида в Хевроне (ок. 1056 года до Рождества Христова).
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Гинцбурги баронский род
, ведущий начало от коммерции советника Евзеля Гинцбурга, возведенного в баронское достоинство грамотою великого герцога Гессен-Дармштадтского в 1874 г. Его сыновьям, Горацию и Соломону-Давиду Гинцбургам, Высочайше разрешено было пользоваться этим титулом в России, в 1879 г. Из этого рода: Гораций Осипович Гинцбург (1833—1909), известный еврейский общественный деятель и филантроп; сын его, Давид Горациевич (1857—1910) — ориенталист, автор многих работ в специальных изданиях, соредактор «Еврейской Энциклопедии», еврейский общественный деятель; собрал ценную библиотеку редких книг и рукописей по еврейской и арабской письменности.
Зигерт, Август Фридрих
Авгу́ст Фри́дрих Зи́герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец.
Эдуард король Шотландии
Эдуард Баллиол (Бэллиол) (англ. Edward Balliol, ок. 1283—1367) — король Шотландии в 1332—1336 г. Его претензии на престол спровоцировали английские вторжения и возобновление войны за независимость Шотландии.
Аитов, Давид Александрович
Введение 1 Биография 2 Аитов в Масонстве Список литературы Введение Давид Александрович Аитов (1852, Оренбург — 1933) — русский революционер. 1. Биография
Абашидзе, Давид Иванович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография 3.1 Актёрские работы 3.2 Режиссёрские работы Список литературы Введение Дави́д Ива́нович Абаши́дзе (груз. დავით აბაშიძე) (1 мая 1924(19240501) — 26 января 1990) — советский актёр театра и кино, кинорежиссёр.
Давид I
Введение 1 Король Стратклайда 2 Король всей Шотландии 2.1 Восстания 2.2 Участие в английской гражданской войне 3 Внутренняя политика 4 Семья Список литературы
Юм, Дэвид
Введение 1 Биография 2 Философия 3 Сочинения Введение Дэвид Юм (Давид Юм, Дейвид Юм, англ. David Hume; 7 мая (26 апреля по старому стилю), 1711 Эдинбург, Шотландия — 25 августа 1776, там же) — шотландский философ, представитель эмпиризма и агностицизма, один из крупнейших деятелей шотландского Просвещения.
Данбар, Джордж, 3-й граф Марч
Джордж Данбар (англ. George Dunbar ) (ок. 1338—1423), 10-й граф Данбар 3-й граф Марч (с 1368), — шотландский барон, активный участник войн между Англией и Шотландией в конце XIV—начале XV века.
Давид Сасунский танковая колонна
Введение 1 Формирование 2 Боевой путь Список литературы Введение Танковая колонна «Давид Сасунский» (арм. «Սասունցի Դավիթ» տանկային շարասյուն) — танковая колонна, созданная во время Великой Отечественной войны на средства, собранные армянской диаспорой и переданная 119-му отдельному танковому полку, воевавшему в составе 2-го Прибалтийского фронта.
Список правителей Грузии
Содержание 1 Династия Фарнавазидов (299—90 годы до н. э.) 2 Династия Арташесидов (90—30 годы до н. э.) 3 Династия Фарнавазидов (вторично) (30—1 годы до н. э.)
Ташир-Дзорагетское царство
План Введение 1 История 2 Культура 3 Правители Список литературы Введение Ташир-Дзорагетское царство (арм. Տաշիր-Ձորագետի թագավորություն), также Царство Кюрикидов или Лорийское царство —- армянское[2][3] феодальное княжество на севере Восточной Армении, существовавшее с 978 года[4] до 1118 года.
Грузинское царство
План Введение 1 История Грузинского царства 1.1 Давид Строитель и усиление Грузии 1.2 Царица Тамара и Золотой век 1.3 Грузинское царство в период наибольшего расцвета
Давид, Жак-Луи
План Введение 1 Ранний период 2 Знаменитые работы Введение Жак Луи́ Дави́д (фр. Jacques-Louis David; 30 августа 1748, Париж — 29 декабря 1825, Брюссель) — французский художник, основоположник французского неоклассицизма.
Багаберд
Багаберд (арм. Բաղաբերդ) (Капани берд) — крепость в Армении в области Сюник, между городами Капан и Каджаран, недалеко от села Давид Бек и места слияния рек Гехи и Вохчи. Крепость располагалась на высоте 200 метров над уровнем реки.[1]
Шраер-Петров, Давид
План Введение 1 Биография 2 Книги 3 Избранные научные публикации Список литературы Введение Давид Петрович Шраер-Петров (настоящее имя — Давид Пейсахович Шраер; англ. David Shrayer-Petrov; род. 1936(1936), Ленинград) — русский поэт, прозаик, мемуарист, эссеист, переводчик; врач и учёный-медик.
Давид-Бек
Давид-Бек (арм. Դավիթ Բեկ, ? — 1728) — деятель освободительного движения против иранских и турецких завоевателей Армении.
Давид
Второй царь Израиля; но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10).
Давид Рикардо 3
Давид Рикардо / David Ricardo (1772-1823) Давид Рикардо - наиболее известный последователь Адама Смита - по праву считается одним из самых глубокомыслящих и серьезных экономистов за всю историю экономической науки.
Нильс Хенрик Давид Бор
Нильс Бор - выдающийся датский физик, лауреат Нобелевской премии. Его научные работы, в основном, относятся к теоретической физике, но благодаря им появились новые направления развития химии.
Давид Бурлюк
"И тут из провинции приехал Давид Бурлюк... Гениальный организатор, художник большого мастерства, человек, сознательно изменяющий живопись. Человек в ободранных брюках, одноглазый, остроумный и с лорнетом."
Василько Ростиславич
Князь теребовльский, сын тмутараканского князя Ростислава Владимировича. Малолетним Ростилавичам был дан Владимир-Волынский.