Михаил Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии.
Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет
как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия,
но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк
"Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский
факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание
"лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия
Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой
войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета,
летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте.
Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где
стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г. - Вяземской
городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов
писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925-1927).
После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был
мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь
появилась первая его публикация ? газетная статья под заглавием "Грядущие
перспективы" (1919). Написана она с позиции неприятия "великой
социальной революции" (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в
пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не
принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него
крушение самой России, родины ? как истока всего светлого и дорогого в его
жизни.
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков
готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г.
он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он
сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни
своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для
Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он
брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при
содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со
временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет:
"Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу"
вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей),
"Рупора", "Рабочего", "Голоса работника
просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном
приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были
опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная
корона", "Чаша жизни" (все? 1922). Среди множества ранних произведений,
написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим
художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). В его
творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной
литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе
многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и
популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие
эксперименты (отсюда ? сатирические колкости в его произведениях по адресу В.
Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин.
Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с
раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая
инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием
"Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и
прямо называл его своим учителем. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от
зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были
опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман
вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью
писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал
пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является
самостоятельным произведением.
Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из
мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный
сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И.
Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к
"контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на
мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном
аншлаге.
В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него
изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его
произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со
сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь
удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и
пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина
квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический
памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным
театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.),
впоследствии запрещались.
На рубеже 1920-30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля
в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой
ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо
правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и,
следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За
упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову
(1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил
работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического
выживания. В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится
тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных
исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая
повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса
"Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита").
Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую
известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти
на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966).
Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в
себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также
художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой
судьбы. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы
"Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной
заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была
запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление
писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова,
привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в
Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта russia.rin/
Другие работы по теме:
Булгаков м. а. - Допрос во дворце ирода великого
Роман Мастер и Маргарита над которым. Булгаков работал с конца х годов до самой смерти принес ему посмертную мировую славу. Булгаков писал свой роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях и потому роман.
Гоголевские традиции в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков — талантливый русский писатель, творивший в начале XX века. В его творчестве особо выделялась такая тенденция русской литературы, как «борьба с чертом». В этом смысле М. А. Булгаков является как бы продолжателем традиций Н. В. Гоголя в изображении черта и ада — места его обитания. Сам автор говорил о романе «Мастер и Маргарита»: «Пишу роман о дьяволе».
Тема города в русской литературе по произведениям Михаила Булгакова
Тема города является одной из самых характерных тем для русской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и многих других писателей. Раскрытие данной темы можно проследить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его романов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита 2
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» Автор: Булгаков М.А. “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. И. В. Гёте. “Фауст” Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни.
Булгаков Михаил
(1891 — 1940) Прозаик, драматург. Родился 3 мая (15 н.с.) в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии. "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная, музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.
Булгаковская Москва.
Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” принес Булгакову посмертную мировую славу. Автор писал роман как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, всю душу и весь талант отдал он этому роману,
Булгаковская Москва. 2
Булгаковская Москва. Автор: Булгаков М.А. Тонкий психолог — Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов.
Задачи и Сны М. Булгакова в романе Белая гвардия
Автор: Булгаков М.А. «…Стать бесстрастно над белыми и красными»,- так определял Булгаков свою писательскую задачу. Для Булгакова и большевики, и петлюровцы на деле равнозначны и выполняют одну и ту же функцию, поскольку «нужно было вот этот самый мужицкий гнев подманить по одной какой-нибудь дороге, ибо так уж колдовски устроено на белом свете, что, сколько бы он ни бежал, он всегда фатально оказывается на одном и том же перекрестке.
Тема любви и прощения в романе М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила Булгакова они — смыслообразующие принципы, лежащие в фундаменте здания его романа. Писатель воплощает в прозе идеи, которыми на протяжении 50 лет грезила русская культура.
Размышления о романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. В начале 20-х годов Булгаковым был задуман роман “Инженер с копытом”, но с 1937 года он полу чает другое название — “Мастер и Маргарита”. Все, что пережил Булгаков на своем веку — и счастливого, и тяжелого, — все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отдавал он этому роману. “Мастер и Маргарита” — творение необыкновенное, невиданное даже в русской литературе.
Путь к истине по творчеству М. А. Булгакова
Автор: Булгаков М.А. О, боги мои! Я спрашиваю его о чем-то не нужном на суде... Мой ум не служит мне больше... М. Булгаков. “Мастер и Маргарита” Евангелические образы и мотивы возникают на протяжении всего романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Сын профессора Киевской духовной академии, Михаил Булгаков хорошо знал историю христианства.
«У времени в плену...»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник своеобразного и глубокого таланта. Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное — они интересны читателям.
М.А.Булгаков Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сочинение Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и Маргарита” На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.
Писательская трагедия Мастера.
Автор: Булгаков М.А. Одним из главных героев романа Булгакова “Мастер и Маргарита” является Мастер. Жизнь этого человека, как и его характер, сложна и необычна. Каждая эпоха в истории дает человечеству новых талантливых людей, в деятельности которых отражается, в той или иной степени, окружающая их действительность.
Писательская трагедия Мастера. 2
Писательская трагедия Мастера. Автор: Булгаков М.А. Роман “Мастер и Маргарита” — вершина творчества Булгакова. В романе автор затрагивает множество разных проблем. Одна из которых — писательская трагедия человека, жившего в ЗО-е годы. Для настоящего писателя самое страшное — не иметь возможности писать про то, о чем думаешь, свободно высказывать свои мысли.
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
Мастер в романе М.А. Булгакова Мастер и Маргарита
Мастер в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" Автор: Булгаков М.А. Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический «Театральный роман» и роман «Жизнь господина де Мольера», обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение этот вопрос приобретает в главном произ-ведении писателя – «Мастер и Маргарита».
Фаустовская тема в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. Булгаков сразу задумал роман, через который бы на всем его протяжении прошла заметной линией фаустовская тематика. Это ему помогло и дало роману прочный фундамент. Под такой фундамент на подкопался бы ни один человек, так как он поместил свой роман под знак европейской литературной традиции.
«Был такой писатель...»
Михаил Афанасьевич Булгаков относится к той группе писателей, творчество которых не увядает с годами, а приобретает современное звучание.
М. А. Булгаков и театр
Человек, принесший русской литературе XX века всемирную славу, свой жизненный путь окончил скромным либреттистом-консультантом Большого театра.
Булгаков Яков Иванович
Дипломат; образование получил в гимназии Московского университета. В 1761 г. Булгаков был записан на службу в Коллегию иностранных дел.