Организация общественного диалога — дело непростое. Отсутствие четких “правил игры”, известных и понятных для всех участников, затрудняет поиск взаимоприемлемых решений. Ошибки в этой игре могут совершить все стороны. Но на ошибках, как известно, учатся. И здесь важно вовремя проанализировать допущенные ошибки и научится избегать их в будущем.
В 1997 г. в Костроме состоялись общественные слушания, посвященные проекту строительства нового людского кладбища. Проект был разработан по заказу городской Администрации. Проектный институт, выигравший конкурс на разработку этого проекта, КостромаГражданПроект, действовал точно в соответствии с полученным техническим заданием. Тем не менее, уже после окончания проектных работ было выяснено обстоятельство, существенно осложнившее принятие решения по этому проекту: недалеко от выбранной площадки было разведано месторождение подземных вод, утвержденное как стратегический запас пресной воды. После этого открытия мнения относительно возможности организации ритуального объекта в четырех километрах от нового водозабора резко разделились: часть специалистов полагали, что эти объекты могут соседствовать (учитывая определенную удаленность и местные условия). Другие, напротив, подобное соседство считали недопустимым. Научный спор специалистов не привел к выработке приемлемого для всех решения. Попытка достигнуть компромисса была предпринята на общественных слушаниях, организованных проектным институтом КостромаГражданПроект по просьбе Администрации г. Костромы. К сожалению, общественные слушания также не позволили выработать общего решения и фактически не привели к сколько-нибудь существенному сближению позиций.
Справедливости ради следует отметить, что процесс принятия решений по проекту с самого начала не отличался должной демократичностью. С одной стороны, решения принимались на основе конкурса предложений. С другой стороны, условия конкурса были сформулированы недостаточно продуманно и в дальнейшем создали почву для некачественной подготовки проекта. В частности, эти условия заранее обусловили выбор спорного места расположения объекта. Поэтому впоследствии все действия проектировщиков были направлены не на поиск лучшего решения, а на оправдание уже принятого.
Костромская область известна как регион, где весьма сильно развито экологическое движение. Первый в России референдум по атомной станции, организованный и выигранный движением «Во имя жизни», и одна из первых успешных общественных экологических экспертиз (см. выше) входят в актив зеленого движения. Благодаря неравнодушию местной общественности общественные слушания и экологические экспертизы в последние годы стали уже традиционным явлением в жизни региона. Поэтому в рамках проекта «Центр общественной экологической экспертизы: распространение опыта» была поставлена более сложная задача: научить использовать механизмы общественного участия для корректировки и «экологизации» проектов не только общественные организации, но и проектные институты, функционирующие в городе. В качестве партнеров по проекту были выбраны общественная организация «Веста», движение «Во имя жизни» и проектный институт КостромаГражданПроект. Был проведен установочный семинар Сети социально-экологической информации, менеджмента и консалтинга на тему: «Прединвестиционная стадия хозяйственной деятельности. Участие в инвестиционном проекте различных структур общества». Большое внимание на семинаре было уделено выявлению возможных форм участия общественности в обсуждении готовящихся проектов и способов учета общественного мнения в принятии проектных решений на ранних стадиях проектного цикла. |
Ситуация стала тупиковой: люди, фактически разделившись на два лагеря, отстаивали свои позиции, не видя возможности найти компромисс. Заметим, что эта проблема отнюдь не уникальна и характерна не только для г. Костромы. Поэтому анализ действий различных участников этого процесса, проведенный общественной организацией “Веста”, представляет общий интерес. Следует сразу оговориться, что анализ не претендует на полноту или абсолютную объективность, поскольку его авторы не были полностью независимы в данной ситуации. И тем не менее, попытка проанализировать корни конфликта и найти пути его решения (или, по крайней мере, недопущения подобных ситуаций в будущем) представляется весьма важной.
Основные выводы проведенного анализа можно свести к следующему:
Существующие противоречия носят объективный характер и связаны в первую очередь с конкурирующими интересами двух крупных проектных организаций. Однако, возникновения конфликта можно было бы избежать. Многие из возникших проблем обусловлены отсутствием четко регламентированных процедур, позволяющих согласовывать интересы различных групп. Процесс согласования проектных решений с общественностью был организован институтом КостромаГражданПроект методически неверно и вызвал серьезное возмущение общественности. Характерной ошибкой было отсутствие доступа к материалам проекта или хотя бы к материалам оценки воздействия на окружающую среду, попытка ограничится иллюстративными материалами скорее рекламного, нежели информативного характера, отсутствие альтернатив проекту. Мнения, высказанные общественностью на слушаниях, не были адекватно отражены в итоговом документе. Не удивительно, что многие усмотрели в этом процессе манипуляцию общественным мнением.
Попытка поддержать свой личный имидж и конкуренция участвующих сторон повлекли за собой значительную часть ошибок. К сожалению, во всем вышеперечисленном практически не было заметно готовности к сотрудничеству и поиску компромиссных решений. Надеемся, что проведенный анализ поможет каждой из сторон, втянутых в конфликт, сделать объективные выводы из сложившейся ситуации.
Другие работы по теме:
Формула успеха
Существует ли "преуспевающая личность" - некое выигрышное сочетание черт характера, почти неизменно приводящее к успеху? Если да, то какова же конкретно таинственная формула успеха и доступна ли она каждому из нас?
Неписаные правила строительства карьеры
В итоге 20-летнего исследования послужных списков тысяч управленцев и профессионалов был получен сборник практических советов, способов продвижения и тактических маневров для достижения быстрого карьерного роста.
Шагая по дороге знаний
Раннее осеннее утро. На улице большое оживление, потому что девочки и мальчики, маленькие и почти уже взрослые спешат в школу. В тот день 1 сентября 1991 года я тоже была среди них. В красивой, совсем новой форме, с огромным белым бантом на голове, с большим букетом в руках. Потом была линейка, первый звонок и одиннадцатиклассники, разводящие нас по классам.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 1
Учиться необходимо! Каждому человеку нужны знания в повседневной жизни. Надо уметь читать, писать, считать. Современного человека окружает много техники не только на производстве, но и в быту. Нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира.
Сочинения на свободную тему - Зачем нужно учиться 2
Трудно в учении легко в бою. А. СуворовУчиться трудно необходимо но интересно. Трудно в учении легко в бою. В школе мы получаем знания из разных областей жизни человека природы точных наук истории культуры.
Деловая корреспонденция
Деловые письма составляют до 80% входящей и исходящей документации компании. Письма составляются по самым различным вопросам деятельности, их предметом могут быть запросы, уведомления, соглашения, претензии, разъяснения, отзывы, изменения и т п
Кто такие бездельники
В толковом словаре есть такое определение слова «бездельник»: «Человек, который не любит работать; ленивый. Употребляется как бранное слово». Т.е. практически всем людям понятно, что не очень хорошо уклоняться от работы, стыдно ничего не делать, если вокруг тебя все трудятся, и некрасиво подводить других, если они рассчитывают на твою помощь, а ты ее не предоставляешь.
Учителя господина Журдена. Какими я их вижу
Господин Журден — мещанин, но стремится стать благородным дворянином. Для этого он и учится, нанимает учителей музыки, танцев, философии, фехтования. В том, что человек хочет получить образование, нет ничего плохого. Когда мы читаем сцены учебы Журдена, видим, что герой «ничего не понимает», но с другой стороны, Журден хочет учиться, даже жалеет, что его родители не дали ему настоящего образования.
Сочинение-размышление
Поймите меня Вот уже второй год подряд я занимаюсь в городском танцевальном клубе «Юность». Не все мои близкие довольны этим. Мама говорит, что у меня остается мало времени для учебы и домашних дел, а подружка упрекает, что почти не уделяю ей внимания. Почему они не хотят понять меня? Ведь мне нравятся танцы, это интересно и полезно.
Источник народной мудрости
(Сочинение по теме: пословицы) Наверное, каждый человек с детства знает народные пословицы и поговорки. Эти короткие, но точные выражения слышали мы от бабушки или дедушки, мамы или отца.
Честность
Сочинение-размышление Родители учат нас быть человечными, опрятными, уважать работу, хорошо учиться. И им очень нелегко общаться с нами, когда мы говорим неправду. Поэтому они стараются убеждать нас, что надо быть честными: «Честность - лучшая добродетель».
Сказка об учебнике
Автор: Сочинения на свободную тему Жил-был учебник. Был он не новый, а достаточно потертый. По нему занимались ребята старательные, оборачивали в обложку, не рисовали на страницах. А учебник в благодарность открывал свои тайны, помогал школьникам учиться и получать хорошие оценки.
Рассказ о том, как Ленин учился
Автор: Зощенко М.М. Рассказ о том, как Ленин учился Ленин учился очень хорошо, даже замечательно. Он получил золотую медаль за окончание гимназии. Вероятно, и в высшем учебном заведении он учился бы тоже отлично. Но, к сожалению, начальники исключили его из университета, потому что он был революционер.
Кем я хочу стать
Автор: Сочинения на свободную тему Я часто мечтаю о своем будущем: какое оно будет? Надо много и упорно учиться, чтобы стать капитаном дальнего плавания. Я уже сейчас готовлюсь к этой профессии: изучаю карту, читаю литературу о великих мореплавателях и географических открытиях. Мой любимый герой — капитан Немо Жюля Верна.
Уроки доброты По рассказу В.Г. Распутина Уроки Французского
Уроки доброты (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского") Автор: Распутин В. В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье.
Ломоносов Михаил Васильевич 2
Ломоносов Михаил Васильевич 08 ноября 1711 - 04 апреля 1765 Великий русский ученый, естествоиспытатель, поэт Ломоносов Михаил Васильевич родился в 1711 году в деревне Денисовка, в семье государственного крестьянина-помора. Мальчик рос в суровой обстановке, рано начал помогать отцу. Мать умерла, когда Ломоносову было 9 лет.
Что и как читали герои русской классики
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль». Центральная тема произведения была озвучена недорослем Митрофаном Простаковым: «Не хочу учиться, хочу женится!» И пока Митрофан безрезультатно пытается по настоянию учителя Цыфиркина разделить 300 рублей на троих, его избранница Софья занимается самообразованием посредством чтения. «Горе от ума» А.
О мальчике, который не хотел учиться сказка
Автор: Сочинения на свободную тему В одном большом городе жил да был мальчик Ваня. Он учился в первом классе. Там нужно было читать, писать, считать, учить стихи и даже рисовать.
Мой выходной день
Автор: Сочинения на свободную тему Большинство людей в нашей стране работают пять дней в неделю, но студенты и школьники всегда работали шесть дней в неделю. Только недавно некоторые школы начали учиться только пять дней в неделю, но это в основном относится к начальной школе. Я учусь в одиннадцатом классе, так что мне приходится ходить в школу шесть дней в неделю.
Сочинение про робота
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды, придя с работы, мама принесла большую коробку. Фоме было интересно, что в ней. - Мама, а что там внутри? – спросил мальчик.
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя Мертвые души
Тема воспитания в поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Отец литературного героя даёт сыну, уезжающему учиться, наказ, который настолько западает отпрыску в душу, что предопределит будущую его судьбу. Выше всего на свете главный герой поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков ставит деньги и всю жизнь посвятит сколачиванию капитала.
Кем быть?
Все работы хороши выбирай на вкус. Значит это общество нуждается в коренной перестройке. И перестраивать его придётся нам, молодым людям. А для этого необходимо учиться. Так может быть стать профессиональным революционером чтобы разорвать этот круг?
Маттик, Пауль
Пауль Маттик (нем. Paul Mattick, 13 марта 1904 — 7 февраля 1981) — марксистский политический обозреватель и активист. Биография В 1918 году он начал учиться на слесаря-инструментальщика и во время революции был избран в качестве делегата от рабочего совета подмастерий компании Сименс.
Кастильо, Отто Рене
Отто Рене Кастильо (исп. Otto Renй Castillo, 25 апреля 1934 — 19 марта 1967) — гватемальский поэт и революционер. Биография Родился в городе Кесальтенанго. Окончив школу, переехал в столицу, где поступил в университет. С восемнадцати лет начал сотрудничать с различными прогрессивными журналами и студенческими организациями, в том числе и со связанными с Гватемальской партией трудящихся.
Школа в моей жизни
Залог получения хороших знаний - внимание, старание и любовь к учебе. Обучение культуре, поведению в общественных местах, общению со сверстниками, старшим поколением, терпению трудностей. Влияние личности учителя на отношение учеников к предмету.
Почему бы я посоветовала учиться PR
Почему бы я посоветовала учиться Ещё пару лет назад при вопросе «что такое PR?» многие пожимали плечами. В наши же дни сложно найти человека, который бы не знал значения этого слова.
Карл Черни (Czerny)
Австрийский композитор, педагог и пианист. Родился 20 февраля 1791 в Вене. Начал учиться музыке в возрасте 5 лет под руководством отца, известного педагога и высокообразованного музыканта.