Служба занятости населения

Рефераты по экономике » Служба занятости населения

Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросы управления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда. Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системы распределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись: - распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений; - организованный набор рабочих; сельскохозяйственное переселение семей; - общественные призывы; самостоятельный прием предприятием работника; - деятельность органов трудоустройства населения. Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силы себя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службе занятости населения.

Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройству населения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем, что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления в местной печати и давали направления на предприятия для трудоустройства обратившимся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном, информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегда заканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать.


В обязанности служб занятости входит:


анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,

информация о состоянии рынка труда;

учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости;

оказание услуг по трудоустройству;

регистрация безработных, оказание им помощи, включая выплату пособий;

организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения;

организация профессионального обучения и переобучения граждан.

Службы занятости имеют право:


запрашивать от всех структур информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;

направлять на все виды предприятий трудящихся по вопросам трудоустройства; разрабатывать и выносить на рассмотрение органов исполнительной власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;

направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;

выдавать пособия по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.

Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита. В России создан государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, обязательных страховых взносов с заработка работников, средств республиканских и местных бюджетов, добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций и граждан и других поступлений. Средствами этого фонда распоряжается Федеральная служба занятости населения.


Можно выделить три канала трудоустройства:


коммерческая служба занятости

государственная служба занятости

через Internet.

Из Федерального "Закона о занятости".


Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.


Функции службы занятости многообразны: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также представляется создание распределительных информационных систем, сети локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве.


Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Томска» является некоммерческой организацией социальной сферы. Центр создан в результате реорганизации путем выделения из Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Томской области на основании приказа Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 11.09.2000 г. №1000/61-рк для оказания услуг на территории города Томска в сфере содействия занятости и защиты от безработицы, трудовой миграции. Деятельность Центра занятости осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Административными регламентами Федеральной службы по труду и занятости и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Томской области.


Цель и виды деятельности Центра занятости


Цель деятельности – обеспечение государственных гарантий в области занятости населения. Для достижения цели Центр осуществляет следующие виды деятельности:

регистрация граждан в целях содействия им в поиске подходящей работы и безработных граждан;

оказание государственных услуг по вопросам:

содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

информирование о положении на рынке труда;

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

организация психологической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

организация и проведение оплачиваемых общественных работ;

организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан от 14 до 18 лет в период летних каникул и в свободное от учебы время;

организациия временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

организация временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;

содействие самозанятости населения;

организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;

содействие самозанятости безработных граждан;

выдача предложений для получения работодателями заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников;

содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;

участие в подготовке предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

участие в работе призывных комиссий по вопросам альтернативной гражданской службы;

организация приема граждан, рассмотрение обращений граждан;

комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Центра занятости;

формирование, ведение и использование банка данных о наличии и использовании вакантных рабочих мест (должностей) и свободных учебных мест для профессионального обучения;

реализация территориальных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.