Нефедов С.А.
В IX-VIII тысячелетии до н. э. в мир охотников пришла неолитическая революция: были одомашнена ячмень и пшеница, охотники и собиратели стали переходить к земледелию. Освоение земледелия резко изменило условия существования людей: ведь для пропитания одному охотнику требуется 10 кв. км угодий, на этой территории могут прокормиться тысячи земледельцев! Экологическая ниша расширилась в сотни, в тысячи раз!
Начался Золотой Век в истории человечества. Средняя продолжительность жизни увеличилось почти на 10 лет; обычаи детоубийства были забыты, войны прекратились.
Как долго продолжался Золотой Век? При минимальном естественном приросте в 0,1% для заполнения новой экологической ниши требуется около тысячи лет. После этого начинается расселение земледельцев на земли окружающих охотничьих племен. Первоначальный очаг земледелия находился на Ближнем Востоке. В VII тысячелетии земледельцы появились на Балканах, в VI тыс. - в долинах Дуная, Инда и Ганга, а к концу V тыс. - в Испании и Китае. Из старых районов земледелия выходили все новые и новые миграционные волны. Финикийцы и греки осваивали берега Средиземного моря, индийцы - берега Индокитая.
Миграционные волны не могли компенсировать быстрый естественный рост населения - хотя бы потому, что старые земледельческие районы уже окружали области с достаточно плотным населением и эмиграция была возможна лишь морем. На Ближнем Востоке началось перенаселение и Сжатие.
В период колонизации и изобилия родовые общины не считали нужным менять традиционные принципы коллективного труда: также как и охота, обработка земли совершалась совместно на общем поле и урожай делился равномерно между сородичами. Такой порядок землепользования зафиксирован источниками во многих древнейших общинах Азии. Другой традицией, унаследованной земледельцами от охотников было народное собрание и родовая демократия.
Перенаселение проявлялось поначалу редкими голодовками в период больших неурожаев. Община отвечала на него применением ирригации и удобрений. Постепенно стало выявляться, что, в отличие от охоты, коллективный труд в земледелии не дает преимущества перед индивидуальным трудом. “При коллективном труде многие ленятся и имеется возможность неполной отдачи сил”, - говорится в старинном трактате “Люйши чунцю”. Наиболее трудолюбивые крестьяне стали требовать выделения участка своей земли и ушли на “хутора”. Первое время крестьянские наделы подлежали систематическому перераспределению, однако в областях более высокого демографического давления система наделов быстро привела к появлению частной собственности на землю - прежде всего потому, что переделы сдерживали применение удобрений и местной ирригации. Частная собственность появилась в Двуречье примерно 2600 лет до н. э., а в других регионах - по мере того, как давление там достигало соответствующего уровня. В Китае это произошло в VI-VII веках до н. э., в Индии и в Италии - в середине I тысячелетия до н.э.
Появление частной собственности вызвало расслоение общины на богатых и бедных. Разделы участка в многодетных семьях приводили к тому, что наделы не могли прокормить земледельцев. Крестьяне брали зерно в долг - так появились ростовщичество - и в конце концов теряли свой надел. Безземельные батрачили у кулаков, просили подаяние на дорогах, промышляли разбоем, крали в одном месте - продавали в другом. Постепенно они заметили, что товары в разных местах ценятся по-разному и красть не обязательно, достаточно покупать и продавать. Так, по мнению бельгийского историка Анри Пиренна, появилась частная торговля. Другая часть безземельных занялась профессиональным ремеслом. Ремесленники собирались вокруг рынков, чтобы менять свои изделия на хлеб - так появились города.
Сжатие обусловило развитие городов, торговли, ремесел, искусств и науки - одним словом, вызвало к жизни цивилизацию. В большинстве регионов это произошло примерно в одно время с появлением частной собственности.
Демографическое давление между тем продолжало нарастать, в деревне появились крупные землевладельцы, скупавшие или захватывавшие земли разорившихся крестьян, в городах - крупные предприниматели, эксплуатировавшие бежавших из деревни изгоев. Голод приходил все чаще, бедняков становилось все больше. Начались крестьянские восстания; восставшие требовали переделить землю и установить более справедливые социальные отношения. Крупные восстания выливались в гражданские войны, вожди крестьян захватывали власть и становились тиранами и диктаторами.
Таково происхождение диктатуры и царской власти. Царь призывается народом в годы голода, чтобы установить и поддерживать справедливость - прежде всего в распределении земли и пищи. Социальная революция сопровождается переделом земли и ограничением крупного землевладения; во многих случаях землю объявляют государственной и запрещают ее продавать. Иногда на государственной земле создаются коллективные хозяйства, иногда ее делят на равные наделы. Самодержавный монарх регулирует всю жизнь людей, не считаясь с правами частной собственности. Таким образом, на свет рождается новое общество, которое обычно называют восточной деспотией.
Революция и гражданская война обычно сопровождается голодом и эпидемиями – происходит демографическая катастрофа, завершающая демографический цикл. Численность населения уменьшается иногда в несколько раз, и земли теперь хватает для всех. Начинается новый демографический цикл, население начинает расти, потом снова наступает перенаселение, снова начинаются восстания, происходит новая революция и новые цари свергают старых бессильных царей. История повторяется снова и снова; на Ближнем Востоке с начала истории имели место 24 демографических цикла, в Китае – 13 циклов. Основатель коммунистического Китая Мао Цзе-дун был седьмым крестьянским императором, который переделил землю в результате очередной революции (надо сказать, что революции побеждали не всегда).
Таким образом, для восточных обществ характерна цикличность экономического развития, которая обусловлена механизмом демографических циклов.
Выйти из этого замкнутого круга можно лишь путем технологической революции, которая расширяет экологическую нишу, дает новые средства для существования и коренным образом изменяет жизнь людей. Такая революция произошла в XIX веке на Западе – поэтому закономерности демографического цикла, о которых мы говорили выше уже не определяют жизнь людей. На Западе построено новое общество, живущее совсем по другим законам, и позже мы поговорим о реалиях этого нового общества.
Другие работы по теме:
Производство и экономика
На житейском уровне принято считать, что производственная деятельность человека - это и есть экономика экономическая жизнь людей. Из этого принято делать вывод, что экономическая теория изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях. Что не правильно.
Переходная экономика 5
Переходная экономика — экономика, осуществляющая переход из одного состояния в другое, в процессе которого происходит радикальное преобразование всей социально-экономической системы, трансформируются отношения собственности, институты и инструменты управления, цели и средства экономического развития.
Интегральная социология П. Сорокина
Доминирование социокультурного начала Человеческая личность, по П. Сорокину, формируется под воздействием ряда факторов - космических, биологических, социально-психологических, но прежде всего - социокультурных. При рождении человек еще не является ни личностью, ни творцом общественной жизни.
Социология культур
Социология культуры как социальная и историческая культурология. Культура как система духовного производства, ее сущность, типология, динамика. Основные типы социокультурной регуляции. Анализ взаимодействия культур и социокультурных характеристик России.
Теория ролей
Теория ролей, или социально-психологическая теория символ, интеракционизма рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей и утверждает, что социальная среда есть решающий фактор развития личности.
Концепция "человекознания" (Б.Г.Ананьев)
Концепция построена на теоретических и экспериментальных исследованиях индивидуального развития человека в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеческая эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний.
Понятие общества. Исторические типы общества и его структура
Общество - сверхсложная саморазвивающаяся система , включенная в суперсистему Космоса и Земли, обладающая собственной спецификой в своем генезисе и функционировании. Философский и общесоциологический подходы к изучению общества. 1) Общество как
Политические идеи древнего востока
Государство и право Политические идеи древнего востока Реферат РГГУ 2007 Координаты: электронная почта acher@wiseowl Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl
Скуратов, Алексей Иванович
Введение 1 Память Введение Русская карта Дальнего Востока (1745). Алексей Иванович Скуратов — один из первых русских исследователей Арктики. Участник Великой Северной экспедиции.
Брэстед, Джеймс Генри
Джеймс Генри Брэстед (англ. James Henry Breasted) (27 августа 1865 – 2 декабря 1935) — американский археолог и историк, занимавшийся вопросами египтологии, а также влияния цивилизаций Древнего Ближнего Востока на становление западной и православной цивилизации. Его труды также затрагивали другие важные аспекты истории Древнего Востока (в частности, он предложил термин «Плодородный полумесяц»).
Зыонг Бать Май
(вьетн. Dương Bạch Mai, 1904(?) — 1964) — деятель вьетнамского революционного движения. Жизнь и деятельность В 1919—1922 годах учился в колледже Шасселю-Лоба, потом поступил в Высшую коммерческую школу в Ханое.
Охотники и собиратели
Наскальная живопись в Тассилин-Аджер в алжирской Сахаре Бушмен, изготовляющий ядовитые стрелы Термином охотники и собиратели обозначают определённый уровень развития человеческих обществ. Общество охотников и собирателей характеризуется присваивающей экономикой (присваивающее хозяйство) и высокой горизонтальной мобильностью.
Ленски, Джерард
Джерард Эммануэл Ленски (англ. Gerhard Lenski, р. 13 августа 1924(19240813) г.) — американский социолог. Родился в Вашингтоне. Почетный профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл.
Таунгу
Введение 1 Династия Таунгу (1486—1752) 2 Современность 3 Достопримечательности Введение Таунгу (бирм. တောင်ငူမြို့; MLCTS: taung ngu mrui.) — город в округе Пегу (округ) в Бирме, находится в 220 км от Рангуна, в северной части округа, окружённый с запада и востока горными хребтами.
Традиционное общество
План Введение 1 Общая характеристика 2 Трансформация традиционного общества и литература Введение Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях.
Николаев, Александр Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Рисунки Введение Николаев Александр Васильевич (1887—1957), русский, советский художник, заслуженный работник искусств Узбекской ССР, живописец, график.
Покорение Сибири
План Введение 1 Ход 2 Вопрос о колонизации 3 Последствия Введение Покорение Сибири — процесс заселения и освоения Сибири и Дальнего Востока русскими во второй пол. XVI-XIX веках. Традиционно считается начатым в 1580 году походом Ермака Тимофеевича с казаками, положившем конец Сибирскому Ханству. Об окончании покорения Сибири судить сложно — даже в XX веке здесь оставались неосвоенные и незаселённые территории (отдельные условно белые пятна, например, южные и восточные склоны плато Путорана на Таймыре есть и сейчас).
Культура Илама
Введение 1 Происхождение 2 Экономика 3 Социальная структура Введение Культура Илама — древняя культура, находившаяся на территории современной Колумбии, департамент Валье-дель-Каука, в долинах Калима (муниципалитет Дарьен) и Эль-Дорадо (муниципалитет Рестрепо). Согласно археологическим данным, существовала в 15-1 вв. до н. э. и постепенно эволюционировала в культуру Йотоко, существовавшую в 1-12 вв. н. э.
Мир-системный анализ
Введение 1 Подход Иммануила Валлерстайна 2 Подход Андре Гундер Франка 4 Выдающиеся представители мир-системного анализа Введение Миросистемный анализ исследует социальную эволюцию систем обществ, а не отдельных социумов, в отличие от предшествующих социологических подходов, в рамках которых теории социальной эволюции рассматривали развитие прежде всего отдельных обществ, а не их систем.
Донской Тульская область
План Введение 1 География 1.1 Климат 1.2 Природа 2 История 3 Население 4 Экономика 5 Социальная сфера 6 Телевидение Список литературы Введение Донско́й — город в Тульской области России, образует одноименное муниципальное образование со статусом городского округа.
Магадан
Магадан - административный центр Магаданской области, один из самых удаленных (7110 км) от столицы России и самый молодой областной центр Дальнего Востока.
Арсеньев Владимир Клавдиевич
Владимир Клавдиевич Арсеньев — известный русский исследователь Дальнего Востока, этнограф, педагог и писатель — родился в Петербурге. Желание странствовать зародилось у него после прочтения книг, которые с детства окружали его.