Реферат: Демократическое государство 2 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Демократическое государство 2

Рефераты по государству и праву » Демократическое государство 2

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3 стр.

Понятие демократического государства и методы осуществление государственной власти при данном политическом режиме………..…4-5 стр.


Основные принципы демократического государства………………..……6 стр.

Признаки демократического государства…………………………... .......7-8стр.

Формы демократии………………………...……………………………..9-15 стр.

Социалистическая демократия…………………………………………16-18 стр.

Россия, как демократическое государство…………………………….19-24 стр.

Проблемы демократического режима…………………………………….25 стр.

Заключение………………………………………………………………….26 стр.

Список используемых источников………………………………………..27 стр.


Введение

Что такое демократическое государство и что такое демократия, как форма правления? Какие виды демократических режимов существуют? Как осуществляется демократия в России? Каковы принципы демократии? На эти и многие другие вопросы я постараюсь ответить в своем реферате.

Для начала, следует выяснить, что же такое - демократия.

Понятие "демократия" происходит от греческого слова "demos", означающего "народ" и krбtos — власть .

Демократия - форма политической организации общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

В демократических странах именно народ обладает суверенной властью над законодателем и правительством.

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей.

Демократия основана на признании принципа равенства всех людей. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т. е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод.


Понятие демократического государства и методы осуществления государственной власти при данном политическом режиме


Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей..

В демократическом государстве народ является источником власти. И это становится не просто декларацией, а фактическим положением дел. Представительные органы и должностные лица в демократическом государстве, как правило, избираются, но меняются критерии избрания. Критерием избрания того или иного человека в представительный орган являются его политические взгляды, профессионализм. Профессионализация власти – отличительный признак государства, в котором существует демократический политический режим. В основе деятельности народных избранников должны лежать и моральные начала, гуманизм. Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы, объединяют людей по различным интересам и склонностям.

Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют и в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиями: выборы управленцев- профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления.

Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.

На новый уровень поднимается система разграничения полномочий между центральными и местными органами. Центральная государственная власть берет на себя только те вопросы, от решения которых зависит существование общества в целом, его жизнеспособность: экология, разделение труда в мировом сообществе, предотвращение конфликтов и т. д. Остальные вопросы решаются децентрализовано, в том числе на уровне местных властей, местного самоуправления. В результате этого снимается вопрос о концентрации, монополизации власти.

Нормативное регулирование приобретает качественно новый характер. В идеале, поскольку демократическое общество характеризуется достаточно высоким уровнем сознания и, кроме того, граждане сами принимают прямое и непосредственное участие в выработке решений, снимается вопрос о массовом применении принуждения при неисполнении решений. Люди, как правило, добровольно подчиняют свои действия воле большинства.


Основные принципы демократического государства


Демократические государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и местный уровень. При этом государства с демократической формой правления отдают себе отчет в том, что местные органы власти должны в максимально возможной степени быть доступными народу и откликаться на его нужды и чаяния.


Демократические государства понимают, что одной из их основных функций является защита таких основных прав человека, как свобода слова и вероисповедания; право на равную защиту со стороны закона и право на создание организаций и полномасштабного участия в политической, экономической и культурной жизни общества.


Государства с демократической формой правления регулярно проводят свободные и справедливые выборы, право участия в которых предоставляется всем гражданам. Выборы в демократическом обществе не могут быть лишь ширмой, за которой скрываются диктаторы или одна единственная партия, а представляют собой подлинные соперничества за завоевание поддержки народа.


Государства с демократической формой правления основываются на основополагающих принципах, а не на единообразной практике. В условиях демократии граждане не только имеют права, но и берут на себя обязательство участия в политической системе, которая в свою очередь защищает права и свободы этих граждан.


Признаки демократического государства


Важнейшие признаки демократического государства:

Реальная представительная демократия.

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы (парламенты, выборные органы местного самоуправления ) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа( объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др. ). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина.


Формы демократии


В зависимости от того, какое участие народ принимает в осуществлении власти, выделяют следующие виды демократии – прямая, плебисцитарная и представительная.

Прямая (непосредственная) демократия характеризуется отсутствием любой формы посредничества между желаниями народа и их реализацией - народ принимает непосредственное участие в обсуждении и принятии решений. В настоящее время прямую демократию можно встретить в организациях и небольших сообществах (городах, общинах) в качестве самоуправления. Распространение прямой демократии сдерживает территориальный фактор, а именно насколько децентрализован процесс принятия решений. Еще одна форма прямой демократии – всем известный процесс голосования, в ходе которого происходит прямое волеизъявление народа в отношении своих представителей в органы государственной власти.

Плебисцитарная демократия также является способом выражения воли народа. Некоторые исследователи считают ее разновидностью прямой демократии и не выделяют в самостоятельную группу.

Практика плебисцитарной демократии зародилась в античных полисах, где важнейшие решения по вопросам государственной и общественной жизни принимались на народных собраниях посредством голосования всех граждан. В Европе ХХ в. плебисциты активно применялись для решения вопросов территориального размежевания (к примеру, отделение Норвегии от Швеции).

На сегодняшний день классической страной с плебисцитарной демократией считается Швейцария, где референдумы проводятся постоянно.

Главный признак непосредственной демократии, чрезвычайно актуальный ныне, — сопоставление воли народа и формируемого им органа власти, а также регулятивная функция в системе социального управления, сконструированная на

принципах представительного правления и народного суверенитета.

Народ, обладая государственной властью во всей ее полноте, не отчуждает ее от себя, наоборот, он создает надежные механизмы, при помощи которых может высказать, исходя из собственного понимания своих интересов, мнение относительно целесообразности и результативности осуществления государственной власти ее институтами: народ всегда волен внести коррективы в систему власти, в ее функционирование и направленность.

К субъектам непосредственной демократии следует отнести: отдельную личность (прежде всего гражданина); различного рода объединения граждан: общественные организации, инициативные группы, собрания; граждан, проживающих на территории одного субъекта Российской Федерации, обладающих избирательным правом; весь многонациональный народ Российской Федерации.


При прямой демократии народ изъявляет свою волю в форме:

• референдума;

• выборов;

• всенародных и иных обсуждений проектов законов, других важных вопросов

государственной жизни;

• правотворческой инициативы;

• участия в управлении делами общества через органы местного

самоуправления, общественные организации, собрания и сходы граждан;

• индивидуальных или коллективных обращений (петиций) в органы

государственной власти и местного самоуправления.


Референдум

Референдум — это всенародное голосование российских граждан по законопроектам, действующим законам и наиболее важным вопросам государственного и местного значения. Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов принято называть формулой референдума. Она предполагает положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Принятым считается то решение, которое собрало наибольшее число голосов.

На федеральном уровне было проведено три российских референдума. 17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о введении поста Президента Российской Федерации, проводившийся одновременно с референдумом СССР о будущем Союза. 25 апреля 1993 г. на референдум были вынесены вопросы о доверии Президенту Российской Федерации и социально- экономической политике Президента и Правительства Российской Федерации, о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации и народных депутатов Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. проводился референдум о принятии новой Конституции Российской Федерации.


Право каждого гражданина Российской Федерации участвовать в референдуме закреплено в ст. 32 Конституции РФ, в которой это право рассматривается как форма реализации права граждан на участие в управлении делами государства. Согласно ст. 84 Конституции РФ Президент Российской Федерации назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Возведение правового регулирования проведения референдумов на уровень конституционного федерального закона подчеркивает значимость этого института непосредственной демократии. Эта значимость подтверждается также положением ст. 92 Конституции РФ, согласно которой в тех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, временно исполняющий их Председатель Правительства не может назначать референдум.

На референдум Российской Федерации не могут выносится вопросы:

- изменения статуса субъектов Российской Федерации;

- досрочного прекращения или продления полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, а равно о проведении досрочных выборов этих органов либо отсрочки таких выборов;

- принятия или изменения федерального бюджета, исполнения и изменениявнутренних финансовых обязательств государства;

- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья ибезопасности населения;

- амнистии и помилования


Существует три вида референдума:

1) обязательные - если вновь принятый Закон связан с изменением Конституции страны;

2) условные, - проводимые по любому Закону в течение 3 месяцев со дня его принятия, если за референдум удается собрать необходимое количество подписей;

3) совещательные - проводимые Правительством или парламентом в том случае, когда они не уверены, что большая часть населения поддерживает тот или иной законопроект, или когда необходимо получить поддержку этого большинства.


Выборы

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает (скорее, и не может быть) полного единодушия на выборах. Смысл выборов не в том, чтобы продемонстрировать мнимый консенсус между всеми гражданами и социальными слоями, который никогда, кроме чрезвычайных ситуаций, не может быть достигнут в развитом обществе, а в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть — быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете достигается стабильность и порядок в общественной жизни.

Во время избирательных кампаний обычно наблюдается подъем эмоциональной активности людей, порой сопровождаемый разного рода эксцессами. В развитых обществах поэтому вырабатываются определенные стандарты политического поведения, подкрепляемые соответствующими требованиями закона. Выборы дают выход накопившемуся у известной части населения недовольству действиями властей, они открывают единственно возможный путь демократического разрешения противоречий в обществе, исключая физические столкновения людей и путь навязывания большинству мнения меньшинства или отдельных политиков. Выборы, таким образом, это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление

Под выборами понимается участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды путем голосования представителей для выполнения в государственных органах или органах местного самоуправления принадлежащих им функций по осуществлению власти в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах.

Формы непосредственной демократии можно классифицировать,во-первых, по функциям: формы прямого правления, выполняющие императивную функцию — референдум, выборы, общее собрание населения; формы прямого правления, выполняющие регулятивную функцию — митинги, шествия, демонстрации, пикетирования; формы прямого правления, выполняющие комплексную функцию — народная инициатива, общественные объединения (политические партии), отзыв. Во-вторых, по результатам деятельности (или по способу воздействия на общественные отношения): на правообразуюшие — конституционный и законодательный референдум, и не образующие норм — выборы, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т. д. В третьих, по масштабам действия: общероссийские, региональные, субъектов Федерации, местные (в том числе микрогородские и микросельские). В четвертых, по субъектам: всенародные, коллективные (групповые) и индивидуальные.


Представительная (репрезентативная) демократия характеризуется не прямым выражением воли народа, а через институт посредников, поэтому другое ее название делегируемая демократия. Депутаты, политические лидеры, получив доверие от народа, должны защищать интересы своих избирателей в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и самим народом устанавливаются отношения, основанные на полномочиях и доверии.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации


Социалистическая демократия


Исторически высшим типом политической демократии является социалистическая демократии. Это единственно возможная форма социалистического государства. Она возникает, как революционное отрицание буржуазной демократии. Вместе с тем социалистическая демократия воспринимает и развивает те прогрессивные элементы и институты, которые явились результатом общественно-политического творчества трудящихся классов ещё при капитализме и утвердились в обществе. Принципиальное качественное отличие социалистической демократии от предшествовавших типов демократия состоит в полном соответствии формы и содержания демократических учреждений, законов и т.д. власти трудящихся, следствием чего являются: реальность, гарантированность и полнота политических прав и свобод, их органическое единство с социально-экономическими и культурными правами; единство прав и обязанностей граждан; полновластие представительных учреждений; реальность принципа подчинения меньшинства большинству; равноправие наций и народностей, социалистический интернационализм и др. институты и нормы политической жизни, базирующиеся на экономическом фундаменте социализма. Социалистический демократизм — универсальный принцип всей социалистической политической организации общества, т. е. принцип организации и деятельности органов государства, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, принцип взаимодействия всех составных частей системы власти трудящихся, принцип, определяющий единство фактического и правового положения личности в обществе, положение гражданина социалистического государства.

Вместе с новым общественным строем социалистическая Д. непрерывно развивается, проходя ряд основных этапов: пролетарская Д. как форма диктатуры пролетариата — в условиях переходного периода от капитализма к социализму; Д., перерастающая в общенародную (вместе с перерастанием государства диктатуры пролетариата в общенародное), — в условиях создания развитого социалистического общества; общенародная Д. как форма общенародного государства, общенародной политической власти — в условиях развитого, зрелого социализма и строительства коммунизма. На всех этапах своего развития социалистическая демократия имеет классово-пролетарскую природу и направленность. Демократия для трудящихся объективно означает ограничение для эксплуататоров (как элемент подавления их сопротивления) в переходный период, подавление классово-враждебных, преступных, антиобщественных элементов на всех этапах становления и развития социализма.

Социалистическая демократия включает требование общественной дисциплины и сознательной самодисциплины трудящихся (производственной, государственной и т.д.).

Социалистическая демократия развивается как результат научно обоснованного марксизмом политического творчества трудящихся, руководимых пролетарской революционной партией. Расширение и совершенствование демократии — планомерный процесс, направляемый марксистско-ленинской партией — руководящей силой в системе организаций социалистической демократии Всестороннее развёртывание и совершенствование социалистической демократии как главного направления развития социалистической государственности определено Программой КПСС.

Формы социалистической демократии разнообразны. Государственное и общественно-политическое строительство в странах мировой социалистической системы выявило ряд специфических черт, способов организации и функционирования социалистической демократии при сохранении её главных общих существенных черт.


Марксисты-ленинцы решительно выступают как против реформистских и право-ревизионистских требований "чистой", "внеклассовой" демократии, фактически означающих перепев взглядов буржуазных идеологов по этому вопросу, так и против леворевизионистских стремлений к отрицанию социалистической демократии и замене её военно-бюрократическим режимом.


Россия, как демократическое государство

Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Его демократизм находит выражение прежде всего в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, политическом многообразии; местном самоуправлении.

Конституционные нормы и институты свидетельствуют о восприятии основных демократических ценностей. Конституция закрепляет основные политические права человека и гражданина на уровне международных стандартов (свобода слова, право на объединение, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным и т.д.), многопартийность и идеологический плюрализм (статья 13), выборность основных органов государства и органов местного самоуправления (статьи 81, 96, 130 и др.), использование референдума в общегосударственном и местном масштабах (статьи 84 и 130), разделение властей (статья 10), равенство всех форм собственности как основу свободной экономической деятельности и т.д.

Разделение властей — один из основных признаков демократии и принципов действующей Конституции Российской Федерации. В ст. 10 предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией Российской Федерации и законом.

Таким образом, согласно Конституции, разделение властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна

из трех властей не может ущемить или подчинить себе другие и вынуждена действовать в условиях взаимопонимания и взаимосотрудничества.

В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особенно важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Принцип разделения властей предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Рассматриваемый принцип призван обеспечить, в конечном счете, рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами.

Демократия в Российской Федерации осуществляется и на основе принципа политического многообразия.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально- политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.

Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения.

Политический плюрализм — это свобода политических мнений и политических действий, что проявляется в деятельности независимых объединений граждан.

Демократизм Российской Федерации означает наличие в ней местного самоуправления. Это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации, самостоятельная и под свою ответственность,

деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Московском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. На сегодняшней день большинство в стране относится к демократии позитивно и видит в ней необходимость.

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России. 1500 респондентов. Дополнительный опрос населения Москвы - 600 респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

Слово 'демократия' – один из наиболее часто употребляемых терминов современного политического лексикона – понимается рядовыми россиянами отнюдь не однозначно. Об этом, в частности, свидетельствуют ответы респондентов на открытый вопрос: 'Как Вы понимаете слово «демократия», что оно, по Вашему мнению, означает?'. С 'демократией' люди соотносят несколько разных, нередко противоположных друг другу смыслов (при этом 33% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос). Как правило, респонденты ассоциируют со словом 'демократия' позитивные смыслы. Так, 35% опрошенных, расшифровывая это понятие, говорят о правах и свободах граждан – о свободе слова и мнений, свободе выбора и действий, о защите прав человека, равноправии, возможности участвовать в политической жизни страны и в целом – о возможности 'быть свободным человеком'. 10% наших сограждан понимают 'демократию' как власть народа: 'власть у народа через представителей'; 'народное самоуправление', 6% – как главенство закона, как порядок и дисциплину. Отметим, что некоторые из участников опроса описывают 'демократию' в 'советском' ключе: как заботу власти о простых людях (3%) и полное равенство ('все люди должны жить одинаково'; 'всем все поровну – и блага, и деньги' – 2%).

Но для довольно значительной части респондентов (14%) слово 'демократия' имеет отчетливо выраженную негативную окраску. В одних случаях их эмоции вызваны неприятием самого идеала демократического устройства общества ('одна из наиболее несовершенных форм правления'; 'демократия дает разврат'), в других – неприятием тех явлений, которые они наблюдали (и наблюдают) в нашей стране, где демократия, по их мнению, вылилась в анархию, разгул преступности, отсутствие законности и правопорядка ('беспорядок, бандитизм, нет законов – демократия в России'), развал страны и обнищание народа. Некоторые крайне резко отзывались о российских демократах ('демократы – это вот наши кулаки, хамы, у которых совести нет').


Каждый третий участник опроса (34%) считает, что сегодня в России демократии слишком мало, – потому как, поясняли респонденты в ответ на открытый вопрос, не соблюдаются демократические права и свободы, отсутствуют законность и порядок, власть не принадлежит народу, простым людям живется плохо. А каждый пятый участник опроса (21%), напротив, уверен, что сегодня в России демократии слишком много. При этом некоторые из них ссылаются на те же явления, что и респонденты, говорившие о недостатке демократии: отсутствие законности и порядка, безответственность и неподотчетность политиков. Другие же говорили о низком уровне культуры и морали, о социальной несправедливости, некоторые – об отсутствии жесткой руки. Как видим, отрицательное мнение россиян о демократии опирается, как правило, на недовольство ее сегодняшним российским вариантом, хотя часть респондентов и в принципе считает демократическую модель неприемлемой.

Любопытно, что наиболее демократической эпохой в жизни нашей страны опрошенные называют эпоху Путина (29%), а на второе место по этому критерию ставят эпоху Брежнева (14%). О том, что демократии в нашей стране было больше всего при Горбачеве или при Ельцине, говорят соответственно 11% и 9%.


Проблемы демократического режима

Разумеется, и демократический режим имеет свои проблемы: чрезмерное социальное расслоение общества, временами своеобразную диктатуру демократии (авторитарное господство большинства), а в некоторых исторических условия этот режим ведет к ослаблению власти, нарушениям порядка, даже скатыванию к анархии, охлократии, порой создает условия для существования разрушительных, экстремистских, сепаратистских сил. Но все же социальная ценность демократического режима намного выше его некоторых негативных конкретно-исторических форм.

Следует также иметь в виду, что демократический режим появляется зачастую в тех государствах, где социальная борьба достигает высокого накала и правящая элита, господствующие слои общества вынуждены идти на уступки народу, другим социальным силам, соглашаться на компромиссы в организации и осуществлении государственной власти.

Кроме того, демократический режим в устройстве государств становится

наиболее адекватным тем новым проблемам, которые ставит перед человечеством современное состояние цивилизации с его глобальными противоречиями, возможными кризисами.


Заключение.

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Демократия требует от государственных органов выполнения законов и обеспечивает такое положение, при котором все граждане получают одинаковую защиту в рамках закона и все их права защищаются правовой системой. Демократические государства отличаются разнообразием, отражая уникальную политическую, общественную и культурную жизнь каждой страны. Демократические общества привержены таким принципам как проявление терпимости, налаживание сотрудничества и достижение компромисса. Демократические государства признают, что достижение консенсуса требует компромисса, а также что он не всегда может быть достигнут. Говоря словами Махатмы Ганди, "нетерпимость сама по себе является одной из форм насилия и препятствием на пути роста истинного демократического духа".

Делая вывод о демократии, как форме правления, можно сказать следующие:

Она помогает предотвратить деспотизм

Она помогает людям защитить их интересы

Она позволяет политическому руководству получать более полную информацию

Она предоставляет людям максимальную возможность жить согласно их собственным законам

Она гарантирует широкий диапазон личной свободы и прав человека

Она наделяет граждан моральной ответственностью за их политические решения

Она способна обеспечить политическое равенство


Список используемых источников.

Конституция РФ, 1993г

ru./wiki/Демократ

Основы государства и права, под редакцией О. Е. Кутафина, М, 1996г.

ФЗ от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. - М.: Феникс, Комарова В. Ф

Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Конституционное право России. М., 1997.

Ковешников Е. М. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций. – М.: НОРМА, 2001.

Кельзен Х. О сущности и значении демократии. М., “Проспект”, 1996


27