Реферат: Международно - правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Международно - правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков

Рефераты по государству и праву » Международно - правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков

Московский Государственный Университет Путей Сообщения (МИИТ)

Юридический институт


Курсовая Работа По дисциплине: Международное таможенное право

На тему: Международно - правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков


МОСКВА 2009

Содержание:

Введение

Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Заключение


Введение.


Злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, их незаконный оборот приобрели в последние десятилетия глобальный масштаб и вызывают серьезную озабоченность мирового сообщества.

Организация Объединенных Наций, признавая, что отсутствие эффективных мер контроля над наркотиками способно превратить их незаконное распространение в широкомасштабную угрозу здоровью людей и общественному прогрессу, приняла три международные конвенции: 1961 г. (о наркотических средствах), 1971 г. (о психотропных веществах) и 1988 г. (о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ). Участницей этих конвенций сегодня стала и Российская Федерация. Они составляют правовую основу международного контроля над наркотиками.

Указанные конвенции предлагают для государств-участников систему обязательных или рекомендуемых правил контроля законного оборота наркотических средств и противодействия их нелегальному обороту.
При этом Российская Федерация, как и любое другое государство-участник указанных конвенций, обязана иметь соответствующее законодательство и систему контроля, которые должны быть не слабее, чем предусмотренные на международном уровне.

Значительное увеличение в последнее десятилетие незаконного оборота наркотиков, негативные тенденции развития наркотической ситуации в стране в целом свидетельствуют о том, что применяемые правоохранительными органами меры противодействия недостаточно результативны. Одной из основных причин такого положения являлось несовершенство законодательства, неадекватного сложившейся ситуации и потребностям правоприменительной практики. Все это свидетельствует об актуальности выбранной мной темы курсовой работы.

В ходе написания данной работы было проанализирована масса нормативно-правовых актов и иных источников, в том числе монографии известных ученых, таких как: Клименко Т.М., Базаров Р.А., Турышев А.Д., Соловьев А.В., Ажакина Т.А., Искужин Р.К., Пластовец Ю.Г., Осмоналиев К.М., Меретуков Г.М., Корнев С.А., Осипов Ю.Ю., Ковалев Ю.В., Лазарева Л.В., Баяхчев В.Г. и мн. др.

Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не смогу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.

Задачи моего исследования можно сформулировать в соответствии с целью: обобщить результаты исследований нормативно-правовых актов, регулирующих данные общественные отношения, исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных практики.


I. Развитие международных отношений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Необходимость выработки и принятия универсального международного договора о контроле над наркотическими средствами была признана еще специальными органами Лиги Наций. С образованием Организации Объединенных Наций одной из основных задач, поставленных перед вновь созданной Комиссией по наркотическим средствам, являлась разработка единой конвенции о наркотиках.

Эту задачу выполнила нью-йоркская конференция, проходившая с 24 января по 25 марта 1961 года (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., - Издание ООН, Нью-Йорк, 1991 г.), которая приняла Единую конвенцию о наркотических средствах (далее - Конвенция 1961 года).

Новый международный договор призван был решить ряд задач, стоящих перед государствами:

— заменить единым документом существующие многосторонние договоры в этой области;

— сократить число договорных международных органов;

— упростить сложившуюся систему международного контроля, привести ее в соответствие с происшедшими в мире социально-экономическими изменениями;

— сократить число международных органов, занимающихся контролем над наркотиками;

— создать эффективную систему контроля за производством продуктов (опийного мака, необработанного опия, листьев коки и каннабиса).

В качестве главного постулата Единой конвенции служит необходимость получения разрешения на импорт и экспорт наркотических средств, а также система оценок этой деятельности и статистических отчетов по ней. В качестве глобального наблюдателя стал функционировать один основной орган — Международный комитет по контролю над наркотиками. Его уникальность в том что существуя в рамках ООН, Комитет по статусу является независимым.

Среди других нововведений следует отметить то, что систему контроля над выращиванием мака распространили на кокаиновый куст и коноплю.

Благодаря принятию Единой конвенции 1961 года в ряде стран было юридически запрещено немедицинское употребление опия, листьев коки и гашиша. Новым направлением в области борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами стали специальные положения о лечении и реабилитации наркоманов.

Единая конвенция в качестве составного элемента имеет 4 списка наркотических средств - классификацию препаратов по степени их вредности и запрета к немедицинскому распространению. Наиболее опасные и вредные для употребления вещества содержаться в первом списке, чуть меньше – во втором. К веществам, внесенным в эти списки применяются наиболее жесткие меры контроля. Контроль за веществами, внесенными в 3 список, гораздо мягче. Однако Конвенция сохранило за сторонами право переносить вещества из одного списка в другой и вообще изменять содержимое списка, однако для этого требуется произвести достаточно сложную процедуру с участием Комитета.

В Протоколе 1972 года о поправках к Единой конвенции содержатся поправки и уточнения ко всем четырем спискам наркотических средств, включая новые вещества.

Необходимо подчеркнуть, что названные списки периодически подвергаются корректировке и дополнениям, так как появляются все новые препараты, становится более ясным механизм их вредоносного воздействия на здоровье человека. При этом базисное значение первоначальных списков не подвергается сомнению со стороны специалистов.

Единая конвенция имеет довольно сложную систему отчетности государств-участников перед Международным комитетом ООН по контролю над наркотиками. (ст. 19—21. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1970 г.). Ежегодно каждая сторона должна направлять в Комитет предварительную оценку предполагаемой общей потребности во всех контролируемых веществах на ее территории (на медицинские и научные цели, на изготовление других веществ, на запасы и добавки к ним). Кроме того, стороны обязаны информировать о площади и месте расположения культивируемого опийного мака, о примерном количестве произведенного опия; о числе промышленных предприятий, занятых изготовлением синтетических наркотических средств и о количестве каждого средства, изготовленного предприятием.

В конце года и не позднее 30 июня следующего года стороны должны предоставлять Комитету на специальных бланках статистические отчеты о фактическом изготовлении, международной торговле и потреблении, складских запасах наркотиков. Международный комитет производит сравнение предварительных и окончательных показателей и дает оценку складывающейся ситуации.

С учетом того, что реализация положений Конвенции в национальном плане требует централизации и координации деятельности внутригосударственных органов, ст. 17 Единой конвенции предусматривает, чтобы каждая Сторона имела особое управление для целей применения постановлений настоящей Конвенции. В Единой конвенции не указывается конкретно, на какой правительственный орган должен возлагаться контроль. Этот вопрос всецело относится к внутренней компетенции каждого государства.

В соответствии со ст. 31 участники Конвенции должны применять систему специальных свидетельств на ввоз и разрешений на вывоз наркотических средств.

Каждый участник Единой конвенции может производить опий в количествах, достаточных для его собственных потребностей (ст.24 п.5).

Согласно ст. 29, если в качестве производителя таких препаратов намеревается выступить негосударственное предприятие, оно обязано получить лицензию. В дополнение к этому все производители наркотических средств, имеющие лицензии, должны получать периодически правительственные разрешения на производство с точным указанием видов и количеств наркотических средств.

Что касается опия, предназначенного для международной торговли, то в Единой конвенции об этом есть специальные постановления.

Контроль за законными торговыми сделками по наркотикам дополняется соответствующими мерами против нелегальных сделок.

Любой ввоз и вывоз наркотических препаратов должен быть также санкционирован правительствами обеих сторон с указанием вида и количества этих препаратов, а также точного определения сроков поставок (ст. 31). Для организации ввоза и вывоза наркотических средств, а так же осуществления транзита через территорию государств предусмотрена сложная процедура получения разрешений, призванная исключить незаконный оборот наркотиков между государствами – участниками Конвенции.

Государства—участники Единой конвенции взяли на себя обязательство принять меры по обеспечению признания в качестве наказуемых правонарушений, связанных с наркотиками.

В ст. 36 (п. 1) говорится о культивировании, производстве, изготовлении, извлечении, приготовлении, хранении, предложении, предложении с коммерческими целями, распределении, покупке, продаже, доставке на любых условиях, маклерстве, отправке, переотправке транзитом, перевозе, ввозе и вывозе наркотических средств. Необходимо сразу же отметить, что этот перечень не является исчерпывающим и государства могут объявлять преступными и иные действия. Перечисленные действия наказуемы только в случае, если они производятся без надлежащего на то разрешения.

В дополнение к этому преступления, перечисленные в Единой конвенции, должны включаться в число преступлений, за которые виновные подлежат выдаче по любому договору о выдаче или на каких-либо других основаниях. Конвенция дает только общие установления о преступности тех или иных деяний, конкретные же составы преступлений определяются, преследуются и караются в соответствии с внутренним правом каждой договаривающейся стороны (п. 4 ст. 36). При этом если преступления были совершены в разных странах, они рассматриваются как отдельные преступления (п. 2 ст. З6).

По состоянию на февраль 2001 года сторонами Единой конвенции являлись 172 государства.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года (далее – Конвенция 1971 года).

Еще до принятия и вступления в силу Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года на международном уровне обсуждались новые вопросы, связанные с предупреждением вредных для здоровья людей последствий употребления психотропных веществ. В последние годы список их немедицинского потребления в странах Северной Америки и некоторых государствах Европы привлек к этой проблеме внимание широкой международной общественности.

С 12 по 30 января 1970 года на первой специальной сессии Комиссии по наркотическим средствам состоялось всестороннее рассмотрение подготовленного рабочей группой о психотропных веществах. Окончательный вариант многостороннего договора об установлении контроля над психотропными средствами был принят на Венской конференции, проходившей с 11 января по 21 февраля 1971 года.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года устанавливает международную систему контроля за такими веществами, как галлюциногены, симпатомиметические средства амфетаминного типа, барбитураты, а также снотворные, транквилизирующие и анальгезирующие средства. Некоторые из этих веществ вообще запрещены к использованию, другие выдаются лишь по рецептам. В Конвенции зафиксированы положения, согласно которым рецепты должны выписываться в строгом соответствии с медицинской практикой, этикетки препаратов снабжаться указаниями об их употреблении и необходимыми предостережениями. Конвенция предусматривает меры против злоупотребления и указывает на необходимость лечения, реабилитации и социальной реинтеграции наркоманов.

Предусмотрено также, что в качестве альтернативы наказанию или дополнительно к нему лица, злоупотребляющие психотропными веществами, могут быть подвергнуты принудительному лечению.

По данным Международного комитета по контролю над наркотиками, по состоянию на февраль 2001 года Конвенцию 1971 года подписали 166 государств.


Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года (Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., - Издание ООН, Нью-Йорк, 1991 г.) (Далее — Конвенция 1988 года) принята специальной конференцией ООН в декабре 1988 года и вступила в силу в ноябре 1990 года. Основным побудительным мотивом ее принятия явилась необходимость укрепления и дополнения мер, предусмотренных двумя предыдущими Конвенциями ООН. Цель – уменьшение масштабов незаконного оборота наркотиков, т.к. он представляет собой международную преступную деятельность, пресечение которой требует первоочередного внимания. При этом основной упор сделан на повышение эффективности юридических средств международного сотрудничества.

Конвенция 1988 года учитывает различные аспекты проблемы и, в частности, те из них, которые не предусмотрены или недостаточно полно отражены предыдущими документами (например, сокращение спроса).

Одним из наиболее важных положений этой конвенции является установление контроля за веществами, часто используемыми при изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

В отличие от положений Конвенций 1961 и 1971 гг., где подробно изложены меры контроля над наркотическими средствами и психотропными веществами, в Конвенции 1988 года обозначены лишь общие меры контроля.

Большое значение в этой Конвенции отводится налаживанию межгосударственных связей в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

Стороны, подписавшие Конвенцию 1988 года, должны предоставлять друг другу самую широкую юридическую помощь (ст. 5 и 6). Это в первую очередь, касается расследования, уголовного преследования и судебного разбирательства уголовных правонарушений (ст. 7). Положения этой статьи не влияют на обязательства, вытекающие из любых других двусторонних или многосторонних договоров, которые регулируют предоставление взаимной юридической помощи по уголовным делам.

Согласно Конвенции, стороны устанавливают друг с другом различные деловые связи, сотрудничают в расследовании правонарушений, подготовке соответствующих кадров (ст.9), обмениваются информацией о транзите (ст. 10), осуществляют меры по проведению контролируемых поставок (ст.11), создают систему мониторинга международной торговли веществами по таблицам № 1 и2 (ст. 12).

В соответствии с Конвенцией 1988 года государства соглашаются изменить свои национальные законы, чтобы облегчить конфискацию доходов от незаконного оборота наркотиков. Предусмотрено:

— разрешить судам раскрывать тайну банковских вкладов в ходе расследования дел, связанных с наркотическими средствами;

- облегчать выдачу и судебное преследование обвиняемых торговцев

наркотиками;

- содействовать использованию метода «контролируемых поставок», прослеживания и перехвата незаконных партий наркотических средств;

- предотвращать незаконные пересылки по почте.

Наряду с этим Конвенция предписывает государствам принимать соответствующие меры по предупреждению незаконного производства наркотических средств и психотропных веществ, а также их утечки из легального оборота.

Каждая сторона принимает надлежащие меры для предотвращения незаконного культивирования и осуществляет шаги по уничтожению растений (ст. 14); обеспечивает неиспользование транспортных средств коммерческих перевозчиков при совершении правонарушений (ст. 15); требует, чтобы экспортируемые партии наркотических средств, психотропных веществ не были неправильно маркированы (ст. 16); сотрудничает с другими сторонами в целях пресечения незаконного оборота на море (ст. 17); взаимодействует с другими участниками Конвенции в вопросах пресечения использования почтовых отправлений для незаконного оборота (ст. 19).

Конвенция (ст.3) внесла несколько принципиально новых составов преступлений, а именно:

- изготовление, транспортировку или распространение оборудования, материалов или веществ, указанных в приложениях к данной Конвенции, если известно, что они предназначены для использования в целях незаконного культивирования, производства, изготовления наркотических средств или психотропных веществ;

- организацию, руководство или финансирование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

- конверсию или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате любого правонарушения, связанного с вопросами, рассматриваемыми данной конвенцией;

- сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении собственности или ее принадлежности, если известно, что такая собственность получена в результате преступления или в результате участия в нем.

Каждая Сторона, подписавшая Конвенцию 1988 года, обязана принять такие меры, которые потребуются для признания уголовными преступлениями согласно своему внутреннему законодательству вышеперечисленные преднамеренные действия.

На усмотрение Сторон осталось также признание уголовно наказуемыми деяниями, совершаемые преднамеренно, хранение, приобретение или культивирование любого наркотического средства или психотропного вещества для личного потребления в нарушение условий Конвенции 1961 года, Конвенции 1961 года с поправками, Конвенции 1971 года.

В качестве санкции за данное деяние, учитывающей серьезный характер и негативные последствия данных правонарушений, предусмотрены:

— лишение свободы, в том числе тюремное заключение;

— штрафные санкции;

— конфискация.

Важным нововведением Конвенции 1988 года явилось определение обстоятельств, отягчающих наказания за преступления, касающиеся незаконного оборота наркотиков. Конвенция обязала стороны обеспечивать принятие во внимание национальными судами и другими имеющими юрисдикцию компетентными органами таких фактических обстоятельств, как:

— участие в правонарушениях организованной преступной группой в состав которой входит правонарушитель;

— участие правонарушителя в других видах международной организованной преступной деятельности

— участие правонарушителя в других незаконных видах деятельности, которые содействовали совершению данного правонарушения;

— применение правонарушителем насилия или оружия и другие обстоятельства, перечисленные в п. 5 ст. 3.

Впервые в международной практике Конвенцией 1988 года предусмотрены контролируемые поставки, которые представляют собой метод, при котором допускается вывоз, провоз, ввоз на территорию одной или нескольких стран незаконных или вызывающих подозрения партий наркотических средств и психотропных веществ или заменяющих их веществ, с ведома и под надзором компетентных органов с целью выявления лиц, участвующих в совершении преступлений, связанных с распространением наркотических средств.

Что касается отчетности, то статья 12 Конвенции является наиболее значимой. В ней сформулированы требования, согласно которым каждая сторона предоставляет Международному комитету по контролю над наркотиками в предусмотренной им форме и в установленном порядке на соответствующих бланках следующую информацию: а) об объеме изъятых веществ, включенных в таблицы №1 и 2 Конвенции, и, когда это известно, об их происхождении; б) о любом веществе, не включенном в таблицы № 1 и 2, которое, по имеющимся данным, использовалось при незаконном изготовлении наркотических средств или психотропных веществ, и которое, по мнению стороны, представляет собой достаточно серьезную проблему, заслуживающую внимание Комитета; в) о видах утечки и способах незаконного изготовления веществ.

По состоянию на февраль 2001 года участниками этой Конвенции стали 158 государств, а также Европейский Союз.


II. Практическое осуществление мер по борьбе с незаконным оборотом наркотиков

Наряду с отработкой правовой основы формируется и постоянно совершенствуется механизм практической реализации антинаркотических мер.

Основой сложившейся системы международных формирований по контролю за производством движением и потреблением наркотиков являются специализированные учреждения ООН:

1 Комиссия ООН по наркотическим средствам (КНС), определяющая политику международного сообщества в области международного контроля над наркотиками.

Этот орган вправе давать не только предложения руководству ООН, но и рекомендации отдельным странам по всем вопросам антинаркотической деятельности, включая правовую. В его компетенцию, кроме того, входит инициативная работа по совершенствованию соответствующих международных документов.

2. Международный Комитет по контролю за наркотическими средствами (МККН), состоящий из 13 членов-экспертов, назначаемых ЭКОСОС для наблюдения за действиями системы международных договоров о контроле над наркотическими и психотропными веществами. Ежегодно он представляет доклад о положении в области контроля над наркотиками.

3. Пpoгpaммa ООН по международному контролю за наркотическими средствами (ЮНДКП), в рамках которой ГА ООН ежегодно заслушивает доклад ГС ООН об осуществлении всемирной программы действий по борьбе против незаконного производства, предложения, спроса, оборота и распространения наркотических средств и психотропных веществ.

В уставе Организации Объединенных Наций Экономическому и Социальному Совету было вверено руководство международными отношениями в экономической, социальной, культурной, образовательной, здравоохранения сферах. Чтобы эффективно выполнить эти функции, Совет, согласно статье б8 Устава ООН, образовал различные комиссии. Одна из них — Комиссия по наркотическим средствам была образована в 1946 году резолюцией ЭКОСОСа № 9 (I).

Комиссия — центральный орган в системе ООН, определяющий политику по всем вопросам, связанным с наркотиками; орган, который анализирует ситуацию по злоупотреблению наркотическими средствами в мире и разрабатывает предложения по усилению международного контроля над наркотиками.

Членство в Комиссии возросло с 15 государств в 1946 году до 21— в 1961 году; 24 - в 1986 году; 30 - в 1972 году; 40 - в 1983 году и 53 - в 1991 году. Этот рост отразил потребность в расширении представительной основы Комиссии, чтобы соответствовать увеличивающимся во всем мире масштабам злоупотребления наркотиками.

В 1991 году, когда аппарат международного контроля за наркотическими средствами был силен учреждениями ЮНДКП, было решено, что Комиссия должна действовать как правящий орган для ЮНДКП. Комментарии и директивы, принятые на сессиях Комиссии (часто в форме резолюций), оказывают воздействие на политику и действия ЮНДКП.

В ответ на потребность в более тесном региональном сотрудничестве Комиссией были созданы вспомогательные органы такие как:

— Подкомиссия по незаконному обороту наркотиков на Ближнем и Среднем Востоке (1974 год);

- с 1974 года регулярно проводятся совещания Глав Национальных Органов по борьбе с наркотиками стран Азиатско-Тихоокеанского региона (ХОНЛЕА стран АТР);

- совещания ХОНЛЕА стран Африки;

- совещания ХОНЛЕА стран Латинской Америки и Карибского бассейна;

- с 1990 года совещания ХОНЛЕА стран Европы.

Утвержденная в 1990 году для повышения эффективности структур Организации Объединенных Наций, занимающихся контролем над наркотическими средствами, ЮНДКПЛ была введена в действие в 1991 году. В настоящее время ЮНДКП имеет 24 региональных представительства и выступает в качестве международного центра обмена опытом и передачи информации относящейся к вопросам контроля над наркотическими средствами, играет важную роль в контроле за ситуацией с целью выработки рекомендации относительно дальнейших действий и оказания технической помощи правительствам.

Одним из важных аспектов деятельности ЮНДКП является установление диалога с международными финансовыми учреждениями, особенно со Всемирным банком и региональными банками развития, с тем чтобы они, по возможности, учитывали проблему наркотиков в рамках их общей политики в области кредитования и разработки программ.

Следует отметить, что ЮНДКП принимает участие также в разработке и осуществлении региональных и субрегиональных программ.

На одной из последних сессий КНС ООН на ее пленарном заседании обсуждался вопрос укрепления в ООН механизма контроля над наркотиками, то есть по существу обсуждался вопрос об организационной перестройке работы Комиссии и ЮНДКП.

Ожидается, что эти изменения коснутся финансирования ЮНДКП, организационных вопросов совершенствования функционирования Комиссии по наркотическим средствам, совершенствования функционирования Международного комитета контролю над наркотиками, как основного органа в мониторинге выполнения международных обязательств по контролю наркотиков, механизма руководства ЮНДКП и ряда других.

В соответствии с решением генерального секретаря ООН в январе 1999 года ЮНДКП в качестве структурной единицы вошел в состав Управления по контролю над наркотиками и предупреждению преступности (УКНПП ООН)

Международный комитет по контролю над наркотиками является преемником ряда организаций по контролю над наркотиками, первая из которых была учреждена в соответствии с международными договорами более 60 лет назад. Ряд договоров возлагает на Комитет конкретные обязанности. В соответствии со ст.4 Единой Конвенции о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в нее Протоколом 1972 года, Комитет стремится ограничить «исключительно медицинскими и научными целями производство, изготовление, вывоз, ввоз, распределение наркотических средств, торговлю ими и их применение и хранение». При выполнении своих обязанностей Комитет сотрудничает с правительствами и поддерживает с ними постоянный диалог в целях содействия достижению целей договоров. Этот диалог осуществляется с помощью регулярных консультаций и специальных миссий, организуемых по договоренности заинтересованными правительствами.( Единая Конвенция о наркотических средствах 1961 г.: Сб. действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М., 1970 г.).

Комитет был учрежден Конвенцией 1961 года, а начал функционировать в 1968 году. Комитет состоит из 13 членов, избираемых ЭКОСОС. Три члена избираются из списка кандидатов предоставленного Всемирной Организацией Здравоохранения, а десять — из списка, предложенного правительствами. Членами Комитета должны быть лица, которые, «в силу своей компетентности, беспристрастности и незаинтересованности», будут пользоваться общим доверием. Они состоят в своей должности в течение трех лет и могут быть переизбраны. Периодичность сессий определяется самим Комитетом, но не реже двух сессий в каждом календарном году.

В соответствии с международными договорами о контроле над наркотиками Комитет должен ежегодно предоставлять доклад о своей работе. В ежегодном докладе дается анализ положения в области контроля над наркотиками во всем мире, с тем чтобы правительства были постоянно информированы о существующих и потенциальных ситуациях, которые могут поставить под угрозу достижение целей Конвенции 1961 года, Конвенции 1972 года и Конвенции 1988 года.

В Конвенциях предусмотрены специальные меры, которые Комитет может принимать в целях обеспечения осуществления своих полномочий. В частности если Комитет имеет основание считать, что осуществление целей международных договоров по контролю над незаконным оборотом наркотиков ставится под серьезную угрозу в результате невыполнения какой-либо страной или территорией постановлений этих международных договоров, то Комитет имеет право запросить объяснения и потребовать принятия мер по исправлению положений от правительства страны или территории, о которых идет речь. Комитет может также рекомендовать странам приостановить ввоз наркотических средств в определенную страну. Кроме того, Комитет рассматривает и подтверждает ежегодные оценки потребности в разрешенных наркотических средствах, представляемые правительствами, которые ограничивают производство наркотических средств и торговлю ими в медицинских и научных целях. Он также контролирует разрешенное движение психотропных веществ.

Ежегодный доклад Комитета дополняется подробными техническими докладами. Кроме того, в соответствии с положением ст.12 Конвенции 1988 года Комитет ежегодно направляет Комиссии по наркотическим средствам доклад о выполнении этой статьи. Этот доклад публикуется также в качестве дополнения к ежегодному докладу.

Помимо участия в работе вышеупомянутых организаций в последние годы заметно активизировалось участие Российской Федерации в рамках других международных инициатив, в том числе на региональном и субрегиональном уровнях.

Одним из таких региональных объединений является Группа по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом в рамках совета Европы («Группа Помпиду»). В мае 1999 года Российская Федерация стала полноправным ее членом.

Продолжается участие в практическом сотрудничестве правоохранительных органов стран участниц Совета„государств Балтийского моря (СГБМ) в области борьбы с международной преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков.

В последние годы проблема наркомании и незаконного оборота наркотиков становится сферой внимания многих международных организаций, сформированных по территориальному, профессиональному и другим принципам (ВОЗ, UNAIDS, СИКАД и др.). Практически все они проявляют заинтересованность в налаживании сотрудничества в этой сфере с Российской Федерацией.

Одним из приоритетных направлении международного сотрудничества у является взаимодействие на многосторонней основе в рамках Содружества Независимых Государств.

Постоянно совершенствующаяся нормативно-правовая база международного сотрудничества и развивающиеся связи между правоохранительными органами позволяют в последние годы активнее осуществлять практическую деятельность по разоблачению наркогруппировок, располагающих международными связями.

За последние годы совместно с зарубежными подразделениями по борьбе с наркотиками проведено более 150 контролируемых поставок, что позволило выявить сотни наркодельцов, располагающих международными связями. Такие операции проводились совместно с правоохранительными органами Германии, Великобритании, Израиля, США, Румынии, Польши, Латвии, Литвы, Казахстана, Узбекистана и других государств.

Таким образом, на протяжении последних десяти—двенадцати лет наблюдается переход международной политики нашего государства на сочетание целевой работы по контролю над наркотиками с участием в работе всеобщих международных организаций (ООН, ИНТЕРПОЛ), субрегиональных союзов (ЕС, СНГ) с работой с зарубежными правительствами и МВД конкретных стран мира на двусторонней основе. Это объясняется рядом причин. Во-первых, инициативы подобного рода можно отнести к выполнению рекомендаций ранее упомянутых конвенций ООН. Во-вторых, установлению более тесного дипломатического и ведомственного контакта с государствами, накопившими богатый опыт борьбы с организованной преступностью в сфере наркобизнеса и с государствами, практическое взаимодействие с которыми позволяет более эффективно пресекать факты контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию и их транзита через нашу страну. В-третьих,— это частная линия глобальной стратегии России по активному включению различные стороны жизни мирового сообщества.

Вместе с тем, описанные аспекты международной деятельности Российской Федерации надо признать еще молодыми, требующими дальнейшего развития и совершенствования.


III. Международное сотрудничество Российской Федерации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков

Если говорить, о ситуации сложившейся в Росси, касаемо незаконного оборота наркотиков, следует отметить ряд важных аспектов, отличающих нашу страну от ряда других государств.

Во-первых важную роль играет огромная территория нашей страны. Это усложняет управление государством в целом, и контроль за незаконным оборотом наркотических средств в частности. На такой большой по площади территории достаточно сложно уследить за незаконной деятельностью по производству и распространению наркотиков, в частности в областях, удаленных от административных центров, хотя наибольшая доля таких преступлений совершается в непосредственной близости от них, конкретнее в Москве и Санкт-Петербурге, ряде других крупных городов. Еще одна проблема, связанная с масштабами страны – это большая протяженность таможенной границы, на большой части которой не возможно установить тотальный контроль за ввозом и вывозом товаров.

Еще один аспект, касающийся ввоза наркотических средств в Россию – соседство с множеством государств, являющихся центрами незаконного производства и распространения наркотиков. Это так же не лучшим образом сказывается на ситуации в стране. Во многих из них существуют налаженные каналы переправления наркотических средств в нашу страну, а так же в страны Европы через нее (часть этого транзита так же оседает на территории России).

Не смотря на все сложности, Российская Федерация принимает активное участие в международном сотрудничестве в области борьбы с незаконным оборотом наркотических средств. В январе 1998 года Российская Федерация присоединилась к Меморандуму о взаимопонимании и сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между Туркменией, Узбекистаном, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном по программе ООН по контролю за наркотиками (ЮНДКП).

В рамках этого проекта Россия принимает участие в реализации программ по Центрально-Азиатскому региону.

В 1998 году между Правительством Российской Федерации и Секретариатом ООН заключено Соглашение об оказании срочного технического содействия в сфере контроля над наркотиками и организованной преступностью.

При МВД России в 1998 году создан Центр межведомственного взаимодействия в сфере пресечения незаконного оборота наркотиков. В настоящее время под эгидой ЮНДКП ведется работа по созданию телекоммуникационной автоматизированной информационной системы, объединяющей в себе информационные ресурсы не только региональных подразделений, но и взаимодействующих ведомств (ГТК России, ФСБ России, ФПС России, НЦБ Интерпола), которая позволит централизовывать информацию оперативного характера с целью дальнейшего ее использования в оперативной и аналитической работе сотрудниками по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

С 1999 года в Москве функционирует офис представительства ЮНДКП в России и Белоруссии.

В рамках СНГ Россией подписаны Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах 1994 года и Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ 1992 года, которые оформили механизм взаимодействия в этой сфере с органами внутренних дел стран СНГ. Следующим шагом в развитии сотрудничества на данном направлении стало подписание 30 ноября 2000 года в Минске Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Правоохранительными органами стран Содружества используется единый центральный банк данных, созданный совместными усилиями на базе МВД России.

На базе ЭКЦ МВД России создана центральная коллекция наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ для государств Содружества. Коллекция содержит более сотни образцов наркотиков и постоянно пополняется новыми образцами, изымаемыми в различных регионах России и стран СНГ.

В ноябре 1997 года на Межпарламентской Ассамблее утвержден для стран СНГ Рекомендательный законодательный акт «О борьбе с производством и незаконным оборотом веществ, находящихся под контролем, и со злоупотреблением наркотическими средствами и психотропными веществами». В настоящее время идет работа по унификации антинаркотического законодательства стран-участниц Содружества.

В целях улучшения взаимодействия, обмена опытом, повышения профессионального мастерства сотрудников, занимающихся этой спецификой работы в России и странах Содружества, между министерствами внутренних дел постоянно осуществляется обмен нормативно-правовыми документами, методической литературой и статистической информацией

Все это позволяет оценивать и прогнозировать развитие наркоситуации, а также разрабатывать совместно единую стратегическую линию в борьбе с международной наркопреступностью с учетом условий, складывающихся на всем пространстве СНГ.

По просьбе министров внутренних дел стран Содружества МВД России оказывает содействие в подготовке и повышении квалификации сотрудников подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в Домодедово, где планируется открытие Международного центра подготовки специалистов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков, что позволит осуществлять обучение сотрудников правоохранительных органов стран Центрально-Азиатского региона и в целом государств СНГ.

Взаимодействие по линии борьбы с незаконным оборотом наркотиков осуществляется также с Международной Организацией Уголовной Полиции -Интерполом.

Генеральный секретариат ИНТЕРПОЛа регулярно извещает страны о новых способах транспортировки и сокрытия наркотиков, используемых курьерами, перевалочных базах и пунктах перепродажи. Эти сведения регулярно публикуются интерполом в его специализированных изданиях.

Большое внимание уделяется осуществлению взаимодействия на двусторонней основе. В настоящее время заключено свыше 80 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященные сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков с 57 государствами.

С рядом государств, с которыми не заключены двусторонние соглашения, налажены рабочие контакты. Они осуществляются с 70 зарубежными подразделениями. Наиболее тесно сотрудничество установлено с государствами, в которых уже накоплен определенный опыт борьбы с незаконным оборотом наркотиков (Великобританией, Германией, США, Италией и рядом других), а также со странами, взаимодействие с которыми позволяет пресекать факты контрабанды наркотиков в Российскую Федерацию и их транзита через страну.


Заключение

Наркотическая зависимость стала чумой XX века. И с тех пор, как мировое сообщество заметило и оценило масштабы этой трагедии, во всем мире непрерывно ведется борьба с чрезмерным потреблением наркотических средств. Конвенции 1961, 1971 и 1988 годов – наглядный тому пример. Сотни стран принимают участие в этих конвенциях, тем самым показывая, что им не безразлично здоровье нации. Ведется непрерывная деятельность по развитию сотрудничества и интеграции между таможенными и другими правоохранительными органами этих государств.

Однако, не смотря на все старания деятельность наркодиллеров продолжает процветать и огромные потоки наркотических средств следуют через границы из одной страны в другую, огромные объемы наркотиков продолжают производиться, ломая жизни и подрывая безопасность государств.


Список использованной литературы

Единую конвенцию о наркотических средствах 1961 г.

Конвенция о психотропных веществах 1971 года

Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения: Учебное пособие. СПб., 2000.

Борисов К.Г. Международное таможенное право: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М., 2001.

narcom/law/system/21.html