Петр
Великий,
его
наружность,
привычки,
образ
жизни и характер.
ПЛАН
:
1.
Образ Петра
Великого.
2.
Царь-мастеровой.
3.
Нравы Петра.
4.
Обращение с
людьми. Семья.
5.
Заключение.
Литература
:
В.О.Ключевский
"Исторические
портреты"
Петр
Великий по
своему духовному
складу был один
из тех простых
людей, на которых
достаточно
взглянуть,
чтобы понять
их.
Петр
был великан,
без малого трех
аршин ростом,
целой головой
выше любой
толпы, среди
которой ему
приходилось
когда-либо
стоять. Христосуясь
на пасху, он
постоянно
должен был
нагибаться
до боли в спине.
От природы он
был силач; постоянное
обращение с
топором и молотком
еще больше
развило его
мускульную
силу и сноровку.
Он мог не только
свернуть в
трубку серебрянную
тарелку, но и
перерезать
ножом кусок
сукна на лету.
Петр уродился
в мать и особенно
походил на
одного из ее
братьев, Федора.
Он был четырнадцатое
дитя многосемейного
царя Алексея
и первый ребенок
от его второго
брака - с Натальей
Кирилловной
Нарышкиной
. У Нарышкиных,
живость нервов
и бойкость
мысли были
фамильными
чертами. Впоследствии
из их среды
вышел ряд остряков,
а один успешно
играл роль
шута-забавника
в салоне Екатерины
второй. Очень
рано уже на
двадцатом году,
у него стала
трястись голова
и на красивом
лице в минуты
раздумья или
сильного внутреннего
волнения появлялись
безобразившие
его судороги.
Все это вместе
с родинкой на
правой щеке
и привычкой
на ходу широко
размахивать
руками делало
его фигуру
всюду заметной.
Его обычна
походка, особенно
при понятном
размере его
шага, была такова,
что спутник
с трудом поспевал
за ним. Ему трудно
было долго
усидеть на
месте: на продолжительных
пирах он часто
вскакивал со
стула и выбегал
в другую комнату,
чтобы размяться.
Эта подвижность
делала его в
молодых летах
большим охотником
до танцев. Он
был обычным
и веселым гостем
на домашних
праздниках
вельмож, купцов,
мастеров, много
и недурно танцевал,
хотя не проходил
курса танцевального
искусства.
Если
Петр не спал,
не ехал, не пировал
или не осматривал
чего-нибудь,
он непременно
что-нибудь
строил. Руки
его были вечно
в работе, и с
них не сходили
мозоли. За ручной
труд он брался
при всяком
представлявшемся
к тому случае.
В молодости,
когда он еще
много не знал,
осматривая
фабрику или
завод, он постоянно
хватался за
наблюдаемое
дело. Ему трудно
было оставаться
простым зрителем
чужой работы,
особенно для
него новой. Ему
все хотелось
работать самому.
С летами он
приобрел необъятную
массу технических
познаний. Уже
в первую заграничную
его поездку
немецкие принцессы
из разговора
с ним вывели
заключение,
что он в совершенстве
знал до 14 ремесел.
Успехи в разных
ремеслах поселили
в нем большую
уверенность
в ловкости
своей руки: он
считал себя
и опытным хирургом
и опытным зубным
врачом. Бывало,
близкие люди,
заболевшие
каким-либо
недугом, требовавшим
хирургической
помощи, приходили
в ужас при мысли,
что царь проведает
об их болезни
и явится с
инструментами,
предложит свои
услуги. Говорят,
после него
остался целый
мешок с выдернутыми
им зубами - памятник
его зубоврачебной
практики.
Добрый
по природе как
человек, Петр
был груб как
царь, не привыкший
уважать человека
ни в себе, ни в
других; среда,
в которой он
вырос, и не могла
воспитать в
нем этого уважения.
Природный ум,
лета, приобретенное
положение
прикрывали
потом эту прореху
молодости; но
порой она
просвечивала
и в поздние
годы. Любимец
Алексашка
Меньшиков* в
молодости не
раз испытывал
на своем лице
силу петровского
кулака. На большом
праздненстве
один иноземный
артиллерист,
назойливый
болтун, в разговоре
с Петром расхвастался
своими познаниями,
не давая царю
выговорить
слова. Петр
слушал-слушал
хвастуна, наконец,
не вытерпел
и, плюнув ему
прямо в лицо
молча отошел
в сторону.
------------------------------------------------------------------------------------
*
Меньшиков
Александр
Данилович (
1673 - 1729 ) - госу-дарственный
и военный деятель
генералисимус
( 1727 г.). Сын придворного
конюха, с 1686 г. -
денщик Петра
I. Сопровождал
царя в азовских
походах 1695 - 1696 гг.
Руководил
строительством
Петербурга.
Он
умел свое чувство
царского долга
развить до
самоотверженного
служения, но
не мог уже отрешиться
от своих привычек,
и если несчастья
молодости
помогли ему
оторваться
от кремлевского
политического
жеманства, то
он не сумел
очистить свою
кровь от единственного
крепкого
направителя
московской
политики, от
инстинкта
произвола. До
конца он не мог
понять ни
исторической
логики, ни физиологии
народной жизни.
Впрочем, нельзя
слишком винить
его за это: с
трудом понимал
это и мудрый
политик и советник
Петра Лейбниц*,
думавший и,
кажется, уверявший
Петра, что в
России тем
лучше можно
насадить науки,
чем меньше она
к тому подготовлена.
Вся преобразовательная
его деятельность
направлялась
мыслью о необходимости
и всемогуществе
властного
принуждения;
он надеялся
только силой
навязать народу
недостающие
ему блага и,
следовательно,
верил в возможность
своротить
народную жизнь
с ее исторического
русла и вогнать
в новые берега.
Потому, радея
о народе, он до
крайности
напрягал
------------------------------------------------------------------------------------
*
Лейбниц Готфрид
Вильгельм (
1646 - 1716 ) - немецкий
философ-идеалист,
математик,
физик, юрист,
историк, языковед.
В 1711-1712 и 1716 гг. встречался
с Петром I, предлагал
ему ряд проектов
по развитию
образования
и государственного
управления
в России.
его
труд, тратил
людские средства
и жизни безрасчетно,
без всякой
бережливости.
Петр был честный
и искренний
человек, строгий
и взыскательный
к себе, справедливый
и доброжелательный
к другим; но по
направлению
своей деятельности
он больше привык
общаться с
вещами, с рабочими
орудиями, чем
с людьми, а потому
и с людьми обращался,
как с рабочими
орудиями, умел
пользоваться
ими, быстро
угадывал, кто
на что годен,
но не умел и не
любил входить
в их положение,
беречь их силы,
не отличался
нравственной
отзывчивостью
своего отца.
Петр знал людей,
но не умел или
не всегда хотел
понимать их.
Эти особенности
его характера
печально отразились
на его семейных
отношениях.
Великий знаток
и устроитель
своего государства,
Петр плохо знал
один уголок
его, свой собственный
дом, свою семью,
где он бывал
гостем. Он не
ужился с первой
женой, имел
причины жаловаться
на вторую и
совсем не поладил
с сыном, не уберег
его от враждебных
влияний, что
привело к гибели
царевича и
подвергло
опасности самое
существование
династии.
Так
Петр вышел
непохож на
своих предшественников.
Петр был великий
хозяин, всего
лучше понимавший
экономические
интересы, всего
более чуткий
к источникам
государственного
богатства.
Подобными
хозяевами были
и его предшественники,
цари старой
и новой династии;
но те были
хозяева-сидни,
белоручки,
привыкшие
хозяйничать
чужими руками,
а из Петра вышел
хозяин-чернорабочий,
самоучка,
царь-мастеровой.
Хохлов
Т. 11"Б"
Другие работы по теме:
Струве Петр Бернгардович
Струве Петр Бернгардович - экономист, философ, публицист, общественный деятель. Стоял на позициях индетерминизма, ратовал за воспитание христианского уважения к достоинству личности.
Лавров Петр Лаврович
Лавров Петр Лаврович - философ и социолог, революционер, теоретик народничества.
Послание Иуды
Составитель послания называет себя "рабом Иисуса Христа'' и "братом Иакова" (ст. 1). Ссылка на Иакова без дальнейшего определения может относиться только к Иакову, Брату Господню. Будучи братом Иакова, Иуда оказывается и сам братом Господним.
Русское духовенство при Петре Первом
После водворения на престол энергичной фигуры Петра в России начинается энергичная ломка старого строя и обновление его по за- падным образцам. Петр не был религиозным человеком в том смысле,
Санс-и-Йорда, Петр
Санс-и-Йорда, Петр Петр Санс-и-Йорда́ (исп. Pedro Sanz i Yordа, 3.09.1680 г., провинция Таррагона, Испания — 26.05.1747 г., Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, мученик, член монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу, миссионер, мученик.
Толстой а. н. - женские образы в романе петр первый
Большая заслуга А. Н. Толстого состоит в том что он в своем историческом романе создал правдивые образы. Петра Первого и его сподвижников но еще более велика заслуга писателя в том что он попытался раскрыть женские образы в их развитии.
Гринев в Белогорской крепости
Главный герой повести Петр Гринев. Он предстает перед нами молодым человеком из небогатой дворянской семьи. Отец его – Андрей Петрович Гринев- был простым военным. Еще до рождения Гринев был записан в полк. Петр получил домашнее образование.
Образ Петра I в поэме Пушкина Полтава
(1 вариант) Обращаясь к исторической тематике, Александр Сергеевич Пушкин пишет поэму «Полтава». Произведение написано в 1828 году. В этот период поэт был увлечен личностью Петра I, его военными победами.
Образ Петра Первого в творчестве А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. На протяжении всей жизни А.С. Пушкин интересуется личностью Петра Первого, анализирует его историческое значение. Поэтому образ Петра довольно часто встречается в творчестве Пушкина. Проблема оценки этого монарха в начале девятнадцатого века становится необычайно важной.
Роль личности в истории по роману Алексея Толстого Петр Первый
Создавая роман, А.Н.Толстой меньше всего хотел, чтобы он превратился в историческую хронику царствования прогрессивного царя. Толстой писал: "Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории. Нужна прежде всего композиция…, установление центра… зрения. В моем романе центром является фигура Петра I".
Образ Евгения Онегина 4
Образ Евгения Онегина Автор: Пушкин А.С. Роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» является величайшим произведением первой половины девятнадцатого века. Пушкин исследует вопрос жизни на примере Евгения Онегина. Роман “Евгений Онегин” создавался Пушкиным в течение восьми лет (с 1823 по 1831 год).
Пугачев Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Образ Пугачева в повести Пушкина «капитанская дочка» является одним из центральных. Пугачев похож на героя казацких песен и былин. Офицеры царской армии представляли Пугачева злодеем, занятым грабежами и разбоями. «Донской казак и раскольник Емельян Пугачев, собрал злодейскую шайку, произвел возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей, производя везде грабежи и убийства.
Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Образ Петра Гринева в повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина Медный всадник
Образ Петра Великого в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" Автор: Пушкин А.С. В поэме «Медный всадник» Пушкин в образной форме противопоставляет государство олицетворенное Петром Первым и обычного человека с его желаниями и потребностями.
Повесть В.Г.Короленко Слепой музыкант
Автор: Короленко В.Г. Владимир Галактионович Короленко в своей повести «Слепой музыкант» пытается раскрыть перед читателем горе человека, родившегося слепым. Он хочет показать нам, как трудно человеку, родившемуся слепым, найти свое предназначение в жизни. Петр представляет весь мир в звуках и ощущениях.
Пьеса «Мещане»
Пьеса Алексея Максимовича Горького “Мещане” — не просто дебют писателя в драматургии,— ею открывается новая общественно-политическая линия”,— писал видный режиссер К. С. Станиславский.
Неизвестный друг Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Жил такой человек, Петр Петрович, с супругой своей, Катериной Васильевной. Жил он на Малой Охте. И жил хорошо. Богато. Хозяйство и гардероб, и сундуки полные добра... Было у него даже два самовара. А утюгов -- и не счесть -- штук пятнадцать.
Становление личности в эпохе образ Петра Первого по роману Петр Первый
Автор: Толстой А.Н. То академик, то герой. То мореплаватель, то плотник. Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. А. С. Пушкин Алексей Николаевич Толстой пришел в литературу в сложное, переломное время, когда рушились вековые устои, страна переживала сложнейший период своей истории: происходили социальные революции, проносились войны.
Образ Петра в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Образ Петра в поэме Александра Пушкина 8220 Медный всадник 8221 В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
Привычки и манеры
Привычки служат исходной клеточкой одновременно социальной и культурной жизни людей. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от всех других. Существуют коллективные привычки, усвоенные в процессе социализации, и индивидуальные.
Азиатский ябиру
Введение 1 Описание 2 Среда обитания 3 Повадки и привычки Список литературы Введение Азиатский ябиру[1] (лат. Ephippiorhynchus asiaticus) — один из двух видов рода седлоклювых ябиру (Ephippiorhynchus).
Осада Выборга 1706
Осада Выборга — неудачная операция русских войск во время Великой Северной войны, предпринятая в 1706 году царем Петром I по захвату шведского города-крепости Выборг.
Петр I великий реформатор или крепостник-консерватор
Петр I – великий реформатор или крепостник-консерватор? Личность и действия Петра I были очень противоречивы: с одной стороны, это новатор, производящий реформы, а с другой – консерватор, не желающий менять старые уклады крепостничества.
Анна Петровна
Дочь Петра Великого и Екатерины I, цесаревна и герцогиня Голштинская.
Петр II (1715-30)
Российский император (с 1727), сын царевича Алексея Петровича. Фактически правили государством при нем А. Д. Меншиков, затем Долгоруковы. Объявил об отмене ряда преобразований, проведенных Петром I.