РЕФЕРАТ
Арабский Халифат
Содержание
1. Образование Халифата. 3
2. Общественный строй Халифата. 5
3. Государственный строй. 6
Образование Халифата
В VII веке у арабских племен, центром расселения которых
являлся Аравийский полуостров, началось разложение родоплеменного строя. Усилилась
имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейх (глава племен) и саиды
(племенные старейшины) захватывают лучшие земли оазисов. В их собственность
переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать
общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно
далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов
концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но
и земледелием. В этом районе были торгово-ремесленные города: Мекка, Ясриб,
через которые пролегал большой караванные путь с юга на север. В городах
доминировали богатые купцы-ростовщики. Особившись в привилегированную группу,
они, тем не менее, не порывали родственных связей с определенными племенами и
их знатью. В этих районах находилось большое количество обездоленных бедуинов.
Рушились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, связавшие всех
соплеменников. Бедствием для простых людей была усилившаяся межплеменная рознь.
Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического
кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место у других
народов, идеология общественного движения, объективно выступившего за новый
строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение
новой религии – Ислама – связано с именем Мухаммеда (приблизительно 570-632
гг.). Мухаммед провозглашал необходимость нового порядка, исключавшего прежнюю племенную
рознь. Все арабы вне зависимости от своего племенного происхождения призваны
были составить единую народность. Их главой должен быть Пророк – «наместник
Бога на земле». Единственным условием вступления в эту общность являлось признание
новой религии и строгое соблюдение ее предписаний.
Среди
простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Они приняли Ислам, т.к.
давно потеряли веру в могущество племенных божков, не защитивших их от бедствий
и разорений.
Народный характер первоначального движения отпугнул
богатых, но это продолжалось не долго. Наблюдая за действием приверженцев
Ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам.
Вскоре представители родоплеменных и торговых верхов вошли в состав правящей
элиты мусульман.
К
этому времени (20-30 гг. VII века) было завершено организационное оформление
религиозной мусульманской общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные военные
отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем Ислама. Деятельность этой
религиозной военной организации постепенно приобретала политический характер.
Возникшее
государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной –
преодоление племенного сепаратизма. К середине VII века объединение Аравии было
в основном завершено.
Общественный строй Халифата
Смерть Мухаммеда поставила вопрос о его приемниках на
посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и
сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную
группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман –
халифов («заместителей Пророка»).
Под
их руководством в VII-VIII веках были завоеваны огромные территории, включая
Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из
важнейших стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность
Аравии. Коренные жители завоеванных земель почти не оказывали сопротивление
пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их
эксплуатировавших. Они не были заинтересованные в защите старых господ и их
порядков.
В
итоге на завоеванных землях возникло новое большое государство - Арабский
Халифат. В его состав вошла и Аравия. Дав своей новой родине новую религию,
арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно
высокой степени развития. Вступив в районы древней культуры (Месопотамию,
Сирию, Египет), они оказались во власти развертывающегося здесь глубокого
социального переворота, основным направлением которого было формирование
феодализма.
Одновременно
с образованием Халифата формировалось и его право – шариат. Право изначально
формировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками стали
Коран – священная книга ислама, содержащая предписания, носящие характер
морально-нравственных установок; сунна – сборник преданий о поступках и
изречениях Мухаммеда, содержащая предписания семейно-наследственного и
судебного права; иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими
правоведами, по вопросам, не отраженным в Коране и сунне, фетва – письменное
заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей
относительно отдельных вопросов общественной жизни.
Под
воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов было
быстро завершено.
Арабский
феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны
чертами, имел важные особенности.
Степень
развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она
находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их
социально-экономического развития. Если в Сирии, Ираке, Египте феодализм
господствовал практически безраздельно, то в большей части Аравии сохранились
значительные пережитки родоплеменного строя.
Государственный строй
Государственный аппарат Халифата был достаточно
централизованным. Этому значительно способствовало концентрация в руках главы
государства значительной части земельного фонда страны. Высшая власть: духовная
(имамат) и светская (эмират) – находилась в руках халифа. Первые халифы
избирались мусульманской знатью из своей среды. Однако довольно быстро власть
Халифата стала наследственной. Арабское государство приобрело формы
централизованной теократической монархии. Власть Халифа в принципе признавалась
неограниченной. В действительности он должен был считаться с крупнейшими
феодалами страны, которые нередко организовывали дворцовые перевороты, свергали
неугодных им правителей.
Центральными
органами государственного управления считались следующие ведомства (диваны):
1)
Диван-ал-Джуид, ведавший
оснащением и вооружением войска. Под его контролем работали чиновники,
составлявшие списки ополченцев и наемников, а также определявшие размеры оплаты
и земельных пожалований за службу.
2)
Диван-ал-Харадж, контролировавший
деятельность центральных финансовых органов, занятых учетом налоговых и иных
поступлений в казну.
3)
Диван-ал-Барид – управление дорог
и почты, руководившие также строительством дорог, колодцев и т.д. Являясь
фактически единственной организацией, способной наиболее быстро обеспечит
передачу информации, это ведомство осуществляло и тайное наблюдение за деятельностью
и политическим настроением местных властей и населения. Это определяло его
значимость. Чиновники почты не подчинялись должностным лицам в провинциях.
Высшие чины ведомств назначались халифом и были
непосредственно перед ним ответственны. Среди них первое место принадлежало
визиру (или визирю). Опираясь на поддержку знати, визиры постепенно
сосредоточили в своих руках управление и тем самым оттеснили в определенной
мере халифов от их реальной власти.
В конце 8 века наметились новые тенденции в развитии
арабского государства. Местная знать, укрепившись на завоеванных территориях,
теряет былую заинтересованность в единстве Халифата. К этому времени эмиры
получили возможность создавать свое, в ряде районов весьма многочисленное
войско. Они удерживают в свою пользу налоговые платежи. Раскол Халифата на
отдельные независимые государства стал вопросом времени.
Другие работы по теме:
Музыкальная культура арабов
В основе музыкальной культуры современных стран Арабского Востока (Египет, Сирия, Ирак, Йемен, Судан, Бахрейн и др.) лежит древнеарабская цивилизация.
Хуррамиты
Хуррами́ты (перс. خُرّمدينان - Xorrвm-Dinвn «последователи счастливой религии», араб. خُرَّميه Khurrāmīyah, азерб. Xьrrəmilər) — приверженцы ряда антиисламских, антихалифатских религиозно-политических движений в Иране, Средней Азии, а также на территории современного Азербайджана, действовавших в начальный период правления Аббасидов.
Арран область в Закавказье
Арран (азерб. Ar(r)an), — историческая и географическая область в Закавказье, которая располагалась на северо-западе современного Азербайджана. Главными городами были Барда и Гянджа (ср.-перс Гандзак, от гандз [сокровище], ак [источник]).[1][2][3][4][5] Название Арран происходит от персидского варианта названия Кавказской Албании.
История Саудовской Аравии
Введение 1 Основание Арабского халифата 2 Завоевание Османской империей 3 Первое Саудовское государство 4 Второе Саудовское государство 5 Третье Саудовское государство
История Объединённых Арабских Эмиратов
Древняя и средневековая история В VII веке небольшие шейхства, располагавшиеся вдоль южного побережья Персидского залива и северо-западного побережья Оманского залива вошли в состав Арабского халифата, распространившего среди местных жителей ислам. В этот период возникли города Дубай, Шарджа, Эль-Фуджейра.
Джафар ибн Яхья
Джафа́р ибн Яхья , также Джа’фар бин Яхья Бармаки (перс. جعفر بن یحیی برمکی, араб. جعفر بن يحيى, ja’far bin yaḥyā) (767–803) – визирь при дворе пятого халифа арабской династии Аббасидов Харуна ар-Рашида.
Сельджук
Сельджу́к (тур. Selзuk Bey Сельчу́к-бей), — Сельджук ибн Дукак (Токак), или Малик ал-Гази ("Султан газиев" получил это прозвище сражаясь с язычниками.). Отцом Сельджука был Токак происходившего из рода Тугшермыша из огузского родового племени Кынык, находился на военной службе у ябгу или (йабгу) Али правителя Дженда.
Аглабиды
Введение 1 Вали Мисра 2 Вали Ифрикийи 3 Вали Арминийи 4 Вали Заба 5 Вали Сикилийи Введение Аглабиды — арабская династия, правившая Ифрикией. Происходила из племени Бану Тамим, правившего в ряде провинций Арабского халифата, в том числе в Северной Африке в 800—909 гг. Правители династии Аглабидов носили титул амира и формально признавали сюзеренитет аббасидских халифов, фактически эмират Аглабидов со столицей в Кайруане был независимым.
Тбилисский эмират
— исламское государственное образование под эгидой Арабского халифата, существовавшее в Восточной Грузии с 736 по 1122 годы (фактически — до 1080 года). Эмират управлялся сперва династией Шуабидов (ветвь династии Омейядов), а затем после отступничества эмира Саака, ее сменила династия Джафаридов.
Египет в составе Арабского халифата
Введение 1 Хронология и основные события 2 Тулуниды 3 Ихшиды 4 Общая характеристика исторической динамики средневекового Египта 5 Источники Список литературы
История Тбилиси
Введение 1 Ранняя история 2 Тбилиси как столица 3 Нашествия 4 Столица объединенной Грузии 5 Монгольское нашествие и период нестабильности 6 Тбилиси в составе России
Города-государства хауса
Европейская карта начала XVII в. на которой обозначен город-государство Замфара В Средние века на территории хаусаленда (север Нигерии, юг Нигера) существовали города-государства (Кано, Зария, Замфара, Кадуна, Даура и пр.). Их расцвет пришёлся на XV—XIX вв., когда они стали важными торговыми центрами на пути караванщиков, задействованных в транссахарской торговле.
Аль-Амин
Абу Абдаллах Мухаммад (араб. أبو عبد الله محمد الأمين,
Ихшиды
Ихшидиды (Икшиды, Акшиды) — одна из династий, царствовавших в Египте и Сирии в период распадения халифата. Родоначальник ее — ферганский тюрок Джефф (ум. 861), служивший в наемном войске халифа Му`тасима.
Персидские цари
Введение 1 Цари Парсы (Персиды) 2 Мифические цари Арийского мира 2.1 Пишдадиды (Парадата) 2.2 Кейяниды Старшие (цари Дрангианы) 2.3 Кейяниды Младшие (цари Бактрии)
Андалузский диалект арабского языка
используется в странах Испания, Языки Евразии, его письменность арабский алфавит Андалузский диалект арабского языка , также андалусийско-арабский язык
Битва за Мекку
Введение 1 Предпосылки 2 Ход битвы 3 Результат Битва за Мекку Введение Битва за Мекку произошла в исламском священном городе Мекка в июне-июле 1916 года. 10 июня шериф Мекки Хусейн бен Али, лидер клана Бину Хашим, начал революцию против Османского Халифата с этого города. Битва за Мекку стала частью Арабской революции Первой мировой войны.
Абу Муслим
Абу Муслим — вождь хорасанского восстания, которое свергло с престола Арабского халифата Омейядов и привело к власти Аббасидов. Сведения о происхождении Абу Муслима разнятся. Наиболее вероятно, что, будучи рабом-тюркомом, он принадлежал к социальной группе «неарабов», которая подвергалась особой дискриминации со стороны Омейядов.
Барда город
План Введение 1 География 2 История 2.1 Захват города русами 2.2 Монголы и ильханы 3 Экономика 4 Достопримечательности Список литературы Введение Барда (азерб. Bərdə) — город, центр Бардинского района Азербайджана.
Михраниды
План Введение 1 Михран 2 Потомки Михрана 3 Князья Албании Список литературы Введение Михраниды (Mihrani’e) — династия правителей[1] (великие князья) в Кавказской Албании, с конца VI по начало VIII века. Иранского (парфянского) происхождения. Михраниды, являясь изначально владетелями области Гардман на западе Кавказской Албании, в первой трети VII века усилиями великих князей Вараз-Григора и Джеваншира сумели фактически воссоздать Албанское царство, после более чем столетия управления Албанией персидскими марзбанами.
Джеваншир
План Введение 1 Приход к власти 4 Источник Список литературы Введение Джеваншир (или Джаваншир, от перс. Ğaьān Şir/Javān Šīr — молодой лев[1][2], ? — 670) — князь Кавказской Албании из династии Михранидов, правитель феодального владения Гардман в Кавказской Албании, являвшегося личным доменом династии.
Арабское завоевание Египта
План Введение 1 Предыстория 2 Поход Амра 3 В Египте 4 Сдача Александрии 5 Последствия 7 Сноски Арабское завоевание Египта Введение Арабское завоевание Египта — военная операция арабской армии в декабря 639 года. Небольшой, всего 3 500 человек, отряд полководца Амра ибн Аль-Аса вторгся в Египет из Палестины и примерно за год завоевал всю большую и густонаселенную страну.
VI век
Шестой (VI) век длился с 501 по 600 годы по григорианскому календарю. События 525 — Дионисий Малый ввёл летоисчисление от рождества Христова. 532 — восстание Ника, крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии.
Анийское царство
План Введение 1 История 1.1 Возникновение 1.2 Расцвет 1.3 Падение Список литературы Введение Ани́йское царство (или Багратидская Армения, Армянское Царство Багратидов)— феодальное государство армян, существовавшее с 860-х годов по 1045 год. С 961 столицей царства был город Ани, ныне находящийся на территории Турции.
Тунисская коммунистическая партия
План Введение 1 История 2 Руководители ТКП Список литературы Введение Тунисская коммунистическая партия (ТКП; араб. الحزب الشيوعي التونسي, Хизб аш-Шуюий ат-Тунисий) — коммунистическая партия, действовавшая в Тунисе с 1934 по 1993 год.
Харакена
Харакена — древнее царство на берегу Персидского залива, одно из первых арабских государств. Оно являлось вассалом по отношению к Парфянской империи. Столица Харакены находилась в городе Спасину Харакс — крупном центре торговли с Южной Аравией и Индией.[1] Царство было образовано примерно в 130 году до н.э. и просуществовало до завоевания региона империей Сасанидов в 222 году н.э.
Арабское завоевание Северной Африки
План Введение 1 Первое вторжение 2 Второе вторжение 3 Третье вторжение 4 Завершение завоевания Введение Завоевание Омейядами Северной Африки продолжило столетнюю арабскую экспансию, которая началась после смерти Мухаммеда в 632 году. В 640 г. арабы управляли Месопотамией, вторглись в Армению, и завершили завоевание Византийской Сирии.
Юсуф Баласагуни
Образование получил в признанных культурных центрах того времени - Фарабе, Кашгаре, Бухаре. В совершенстве владея арабским и персидским языками, он проработал философские и научные сочинения по различным отраслям знания. Светские люди того времени отличались многосторонностью интересов, увлекаясь наряду с философией и наукой, поэзией и политикой, игрой в шахматы.
Аббасиды
Аббасиды, вторая великая династия арабских халифов, обосновывавшая свое право на престол происхождением от Аббаса, дяди Мухаммеда.
Аббасиды 2
Введение 1 История 2 Распад Введение Аббасиды (араб. العبّاسيّون, Abbāsīyūn) — вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750—1258), происходившая от Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда.
Гарсия II Санчес король Наварры
Гарси́я II Са́нчес Дрожащий (баск. Gartzia II, исп. Garcнa Sбnchez II El Temblуn) (около 964—29 июля 1000[2]) — король Наварры[3] (994—1000). Принимал активное участие в Реконкисте и, вероятно, погиб в битве при Сервере.
История государства и права средневекового Арабского халифата
Особенности правового развития Арабского халифата - теократического государства во главе с халифом, которое возникло на Аравийском полуострове после появления ислама в начале VII в. и оформилось в результате военных походов в середине VII-начале IX в.
Афганистан
Государство находится в Юго-Западной Азии и не имеет выхода к морю. На севере граничит с Туркменией, Узбекистаном и Таджикистаном, на востоке - с Китаем, Индией и Пакистаном, на юге - с Пакистаном, на западе - с Ираном.
Абу Дулаф
Абу Дулаф (Мисал ибн Аль-Мухалхил), арабский поэт и путешественник 10 века. Начиная с 930-х годов, объехал значительные территории Халифата и сопредельных стран. Его литературное наследие состоит из двух записок о путешествиях.