Введение
1 История
2 Текст
3 Источник
Введение
Святовацлавский Хорал — чешский церковный гимн, корни которого прослеживаются вплоть до XII века. Оригинальная версия состояла из трех пятистрочных строф с рефреном Kyrie eleison (греч. — литургический возглас «Господи помилуй»). Содержание — простая молитва к святому Вацлаву, князю и святому покровителию Чехии, чтобы он молил Бога о своем народе и его спасении, оградил от бед.
1. История
Соглано традиции, гимн возник в XIV веке, авторство приписывается первому пражскому архиепискому Арношту из Пардубиц. Вацлав Гаек (Vбclav Hбjek) из Либочан приписывает ее архиепископу Яну Очку (Jan Očko) из Влашими. Богуслав Балбин обе теории скомбинировал и предположил, что Арношт гимн написал, а Очко отредактировал. Однако Святовацлавский хорал намного старше: структура стиха, языковые особенности, волнистая мелодия и гармонизация этой песни скорее указывают на XIII век. В конце-концов, мольба в песне «утеши печали, отжени напасти» свидетельствует скорее о тревожных временах, которыми могли быть года бранденбургского правления в Чехии (1278—1283). Текст, однако, изменялся постепенно, а его первооснова возникла уже в XII веке. Где-то между XIV и XV веками, во времена гуситов, были добавлены две новые строфы: «Ты — наследник земли чешской» и «Мария, мати желанная». В литомержицкой рукописи конца XV века записано еще несколько новых строф, в том числе и строфа с обращением к остальным чешским святым, однако позже из стандартного текста они исчезли. Хорал, написанный изначально на старочешском языке, современный вид приобрел в XVIII—XIX веков. И спустя несколько сотен лет со времени возникновения хорал до сих часто поется, обычно после воскресной мессы или по большим христианским праздникам. Во времена возникновения Чехословакии были предложения сделать хорал государственным гимном, а политическая партия «Чешская Корона» требует этого до сих пор.
2. Текст
Текст старочешской версии
Svatэ Vбclave, vйvodo českй země,
kněže nбš, pros za ny Boha, svatйho Ducha!
Kyrieleison.
Nebeskйť jest dvorstvo krбsnй,
blazě tomu, ktož tam pуjde,
v život věčnэ, oheň jasnэ svatйho Ducha.
Kyrieleison.
Pomoci tvй žбdбmy,
smiluj sě nad nбmy.
Utěš smutnй, otžeň vše zlй, svatэ Vбclave!
Kyrieleison.
Текст современной версии
Svatэ Vбclave,
vйvodo českй země,
knнže nбš,
pros za nбs Boha,
svatйho Ducha,
Kriste eleison.
Ty jsi dědic českй země,
rozpomeň se na svй plйmě,
nedej zahynouti nбm,
ni budoucнm,
Svatэ Vбclave,
Kriste elesion.
Pomoci my tvй žбdбme,
smiluj se nad nбmi,
utěš smutnй,
zažeň vše zlй,
Svatэ Vбclave,
Kriste eleison.
Перевод
Святой Вацлаве,
воевода земель чешских,
князь наш,
моли Бога за нас,
Святого духа,
Господи помилуй.
Царство небесное прекрасно,
Блажен тот, кто туда вступит,
Жизнь вечная,
Огонь ясный,
Святого духа,
Господи помилуй.
О помощи твоей молимся,
Смилуйся над нами,
Утешь печали,
Отведи зло всякое,
Святой Вацлаве,
Господи помилуй.
3. Источник
Obrazovб, P. - Vlk, J. (1994): Maior Gloria - Svatэ knнže Vбclav. Nakladatelstvн paseka, vydбnн prvnн, Praha a Litomyšl, s. 152-3. ISBN 80-85192-94-2
Источник: ru./wiki/Святовацлавский_Хорал
Другие работы по теме:
Верлибризация
Сущность верлибризации в стихотворении начала ХХ в. заключается в том, что метр в рамках неомифологического сознания возвращается к своим праистокам, к архаическому "первобытному синкретизму".
Дионис-Либер, бог свободных
Древнегреческого бога Диониса римляне называли не только Вакхом, но и Либером, отождествив его по своему обыкновению с местным божеством, имевшим опять-таки, как это водилось у латинян, мужскую и женскую ипостась.
Музыкальная культура Средневековья
Основные очаги профессиональной музыки раннего Средневековья – соборы, певческие школы при них, монастыри – единственные центры образования того времени. В них изучали греческий язык и латынь, арифметику и музыку.
Атональная музыка Средневековья
Понятие атональности обычно связывают с современной музыкой. Ни один из композиторов ХХ века, даже те, кто отрицал её значение, не мог просто проигнорировать, "не заметить" её.
Общая характеристика музыкальной культуры Возрождения
Основой искусства Возрождения был гуманизм (от лат. «humanus» - человечный, человеколюбивый) – воззрение, которое провозглашает человека высшей ценностью, отстаивает право человека на собственную оценку явлений действительности.
Иоганн Себастьян Бах
Характеристика творческого стиля И. С. Баха. Жизненный и творческий путь И. С Баха. Органное творчество Баха. Клавирная музыка Баха. Вокально-инструментальное творчество.
Испанские танцы. Музыкальная литература
Фарандола (франц. farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. farandola, испан. farбndula) - провансальский нар. танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), к-рые иногда чередуются. Происхождение танца и этимология его названия не вполне ясны.
Иоганн Себастьян Бах
Краткий очерк жизни и начало творчества выдающегося немецкого композитора и музыканта И.С. Баха, его первые шаги в сфере церковной музыки. Карьерный рост Баха от придворного музыканта в Веймаре до органиста в Мюльхаузене. Творческое наследие композитора.
Иоган Себастьян Бах
Биография Иоганна Себастьяна Баха. Творческое наследие включает сочинения для солистов и хора, органные композиции, клавирную и оркестровую музыку. Духовные кантаты Баха - пять циклов на каждое воскресенье и на церковные праздники. Сочинения для органа.
Рихард Вагнер
Творческий путь. Жизненный путь. 1849-1859 гг. 1866-1872 гг. Оперные реформы Вагнера.
Фридерик Шопен
Шопен – основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик, но особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.
Гимн возрожденной России
Существуют две версии по поводу истории создания и самого смысла «Патриотической песни». Согласно одним сообщениям, «Патриотическая песня» была одним из вариантов национального гимна, созданного М. Глинкой в 1833 г.
«Славься» — династический гимн М. Глинки
Созданный в традициях петровских виватных кантов-молитв, с опорой на церковный хорал и юбиляционный мелос, простой и доступный по музыке, хор «Славься» восхитил всех присутствующих небывалым зарядом патриотизма, воплощенным в русской опере.
Церковная музыка
Вплоть до 17 в. Церковь оставалась главным. Центром музыкального профессионализма; были созданы высокие художественные ценности, складывались музыкальные развивались теория музыки.
Музыка вокруг нас
(30 ч) Тема первого полугодия « Музыка вокруг нас » 16 ч Содержание: Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений
Славильные песни Русского Средневековья (Х-ХVII вв.)
В Киевской Руси еще до принятия христианства существовала традиция исполнения славословий (в том числе — вокальных) в адрес князя и его доблестной дружины по случаю смотра войска, выступления в поход, возвращения с победой.
по Культорологии 3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира
3. Достижения и потери мировой культуры в период западноевропейской колонизации мира. С редине века — это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско-классической, античной культуры, а конец — с ее возрождением в новое время. В основе средневековой культуры лежат традиции Западной Римской империи, представляющие т.н. «романское начало».
Порівняльна характеристика різних редакцій інтенцій Й.С. Баха
Реферат на тему: Порівняльна характеристика різних редакцій інтенцій Й.С. Баха Критичні епохи в історії народів майже завжди викликали до життя велике мистецтво, яке стриміло осмислити сучасність і висвітлити шлях в майбутнє. Представником такого мистецтва є Й.С.Бах. Його думка, втілена в одрази, текст повільніше, але русло її було глибоке.
Господи, помилуй ны Чешский хорал
Господи, помилуй ны! (чеш. Hospodine, pomiluj ny!) — старейшая известная чешская духовная песня, написанная, по всей видимости, в X—XI вв. Хорал простой формы, состоит из восьми нерифмованных строк. Текст явно восходит к наследию миссии свв. Кирилла и Мефодия, окончательный же вариант сложился в эпоху, когда старославянский язык в Чехии вытеснялся латинским и заимствовал элементы чешской речи.
Античная литература 2
План Введение 1 Общие сведения 2 Эстетика античной литературы 2.1 Мифологичность 2.2 Публичность 2.3 Музыкальность 2.4 Стихотворная форма 2.5 Традиционность
Иоганн Себастьян Бах
Род Бахов славился потомственными музыкантами. За два столетия из семейства Бахов по Тюрингии расселилось множество органистов, композиторов, трубачей, скрипачей и капельмейстеров.
Иоганн Себастьян Бах
Трагическое историческое положение Германии (крестьянская война, тридцатилетняя война, Вестфальский мир, окончательно закрепивший раздробленность страны) дало Баху наилучшую возможность почувствовать трагические противоречия своего времени.
СЕЗАР ФРАНК (Franck)
По воле отца, который хотел, чтобы сын стал концертирующим пианистом-виртуозом, Франк в возрасте 11 лет принял участие в конкурсе в Льеже и получил первую премию.