История человечества - это, можно сказать, история войн. Многими опорными датами в истории являются даты начала или завершения войны, решающие сражения. Важное место, как в истории вооружения, так и в истории человеческой культуры занимают метательные машины. Они нашли применение в различных частях света, различных странах с разными культурами и развитием: Северная Америка, Европа, Азия, Восток, Африка.
Временем появления первого метательного оружия можно условно считать 1500 г. до н. э. В это время появился лук. Праща же появилась задолго до появления лука.
Есть мнение, что метательные машины были изобретены ассирийцами приблизительно в VII в. до н.э. и позднее через персов и финикийцев заимствованы греками, однако точно не известно кому принадлежало новаторство этого изобретения. В дальнейшем метательные орудия усовершенствовались: увеличивалась их собственная масса и масса метаемых ими снарядов, скорострельность, точность и дальность выстрела. Нужно отметить, что за всю историю существования метательных машин было изобретено такое множество оригинальных орудий и их модификаций, что возникают споры и даже путаница при их классификации. Иногда граница между классами метательных машин настолько прозрачна, что нельзя определенно сказать принадлежит ли рассматриваемый объект к данному классу или его следует относить сразу к нескольким.
Далее речь будет идти о конкретном виде орудий требюше. Эта машина представляет собой массивное сооружение основная часть которого изготавливается из дерева. Существовали различные модификации данного вида метательных орудий, но говоря о требюше я буду подразумевать классическое орудие осадного типа, т. е. требюше с противовесом. Существовали и меньшие по размерам противопехотные орудия данного вида, которые приводились в действие мускульной силой людей, так называемые ручные требюше.
Итак требюше – это машина метающая снаряды, мишенью для которых были неприятельские крепости. Как правило требюше – это сборное сборное сооружение, не мобильное в развернутом виде. Сооружали требюше на холме или возвышенности, на расстоянии выстрела, перед вражеской крепостью.
Основой этого орудия была опорная рама, изготавливаемая как правило из дубовых бревен, на которой находились вертикальные стойки, соединенные осью. Ось продета через метательный рычаг. К одному концу которого прикреплен массивный противовес, а к другому, длинному, - праща, в которую кладется снаряд. Длинный конец балки-рычага снабжен канатом, при помощи которого его можно опускать вниз и тем самым приводить орудие в заряженное состояние, и метательным кольцом. Это кольцо вместе с подвижным крюком, вделанным в опорную раму, является спускным устройством.
Современные реконструкторы так и не определили с абсолютной достоверностью, какой механизм использовали в средневековье. На некоторых миниатюрах “пуск” осуществляет человек с молотком, на других он держит в руках веревку, но сам механизм нигде не виден. На опорной раме встроен механизм взвода, приводящийся в действие при помощи мускульной силы людей.
Основным снарядом требюше является сферическое каменное ядро. Например, когда английский король Эдуард I в 1288 г. осаждал уэльскую крепость Эмлин, для большого требюше было изготовлено 480 ядер. Однако, если требюше используется не для прицельного разрушения стен, а для произвольного обстрела внутренней части крепости, можно применять необработанные камни любой формы. Широко использовались также своеобразные "разрывные" снаряды из глины с вделанными в нее булыжниками (их называли "ульями", beehives). Такой снаряд разрушался при ударе о землю и булыжники разлетались во все стороны. Если ставилась задача поджечь вражеский город, метались зажженные бочки со смолой. Особенно широко использовали зажигательные снаряды арабы, снаряжавшие их различными составами на основе нефти. Чтобы вызвать болезни в осажденном городе, требюше метали полуразложившиеся останки животных. Tребюше использовались и для ведения "психологической" войны, например, для забрасывания в осажденную крепость отрубленных голов противников, как показано на миниатюре из "Заморской истории" ("Histoires d'Outremer") XIII века. При помощи требюше могли возвращать в осажденную крепость перехваченных гонцов и лазутчиков. Например, по сообщению известного французского хрониста Фруассара, при осаде крепости Оберош (Auberoche) в 1334 г. французы перехватили английского гонца и, привязав ему к шее письма, отправили таким образом обратно. Наконец, арабам случалось использовать требюше для метания горшков с ядовитыми змеями и скорпионами.
Масса использовавшихся для требюше снарядов варьировалась от десятков до сотен килограмм. Любые же крайности более опасны, чем может показаться. Если снаряд будет слишком тяжел, он не сможет преодолеть силу тяжести и, поднявшись вертикально вверх, способен обрушится на сам требюше. Именно такая печальная судьба постигла машину, которую соорудили в 1519 г. люди Кортеса во время осады столицы ацтеков, Теночтитлана. Если снаряды будут слишком легки это приведет к быстрому разрушению конструкции.
Для ручных требюше масса снарядов была значительно меньше. В XII веке пытались использовать и очень большие ручные требюше, способные метать камни до 90 кг (200 фунтов) на 120 м со скорострельностью до 1 выстр./мин. Например, во время осады англо-голландскими крестоносцами Лиссабона в 1147 г. (известный эпизод II крестового похода) использовались два больших ручных требюше, каждый из которых обслуживало несколько смен по 100 человек. За 10 часов каждая из них запустила около 500 камней. Однако вскоре подобные машины были вытеснены требюше с противовесом, превосходящими их по всем характеристикам (мощности, точности, дальности, количеству обслуги), кроме скорострельности.
Требюше является самой большой и мощной метательной машиной из изобретенных когда либо человечеством неогнестрельных орудий.он стал венцом творения боевой техники средневековья. Последний раз в Европе всерьез обсуждали возможность военно-прикладного применения требюше в 1575 г. в последствие метательные машины были вытеснены огнестрельными орудиями, прекращается использование требюше, как морально и технически устаревшей боевой техники. Многие требюше были уничтожены самым банальным образом. Во Франции последние два средневековых требюше погибли в 1830 г. во время пожара в городе Аррас. В целом по Европе в последний раз требюше был найден в 1890-х годах, когда решили снести старую церковь в Либенмюле (Liebenmuhl) в Восточной Прусси. Судьба ее характерна: местные жители сразу же распилили его на дрова.
До наших дней не сохранилось ни одной целой машины. Уже в наше время на юге Франции были найдены остатки требюше, установленного во время осады замка Монсегюр в 1243 г. Из подлинной “технической документации”, практически использовавшейся при строительстве требюше, до нас дошла только “Записная книжка” Виллара де Онкура, ок. 1250 г. (Париж). Именно она является отправной точкой для всех современных реконструкций требюше.
В целом метательные машины, в том числе и требюше, как самая сложная из них, сыграли важнейшую роль не только в военном деле но и в развитии науки и техники, вообще. Механизмы и устройства разрабатываемые для метательных машин нашли широкое применение в мирной технике будущего. Так развилось и усовершенствовалось применение системы блоков, полиспасты, рычагов, появились первые редукторы, которые применялись в том же требюше, и многие другие узлы и механизмы. Развитие военной техники средневековья во многом дало мощный толчок развитию механики, как науки.
Другие работы по теме:
Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья — в античной философии, затем некоторое время она формировалась одновременно с религией христианства, возникшей в I—II вв. н. э.
Место и роль философии в культуре 3
3. место и роль философии в культуре Назначение и функции философии в культуре Во-первых, философия проявляет самые распространенные идеи, представления, формы опыта, на которых базируется культура и общественная жизнь в целом. Эти общие идеи, являющиеся граничными основами культуры, называют универсалиями культуры.
Святой Исидор Севильский
Южный Федеральный Университет Физический факультет РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИОВЕДЕНИЮ Святой Исидор Севильский Студент 4 к. 3 гр. Кан М. Н. Святой Исидор Севильский (лат. Isidorus Hispalensis, исп. San Isidoro de Sevilla; ок. 560, Картахены, Испания — 4 апреля 636, Севилья, Испания) — архиепископ Севильи в вестготской Испании, один из крупнейших ученых и писателей раннего Средневековья.
Вооружение кыргызского воина в позднем средневековье
В свое время весьма важная тема характеристики военного дела в кочевом обществе средневековья, имеющая значение и для определения времени создания самого эпоса или его отдельных частей, уже привлекала внимание исследователей.
Разное - песнь роланде героический эпос средневековья
Песнь о Роланде принадлежит французскому героическому эпосу средневековья. В ее основе лежат легенды о походе. Карла Великого французского короля. Главный герой этой поэмы. Роланд. В его образе воплотились представления французского народа о рыцарс Вас защитить увы я не был в силах.
Контрапункт
Контрапункт (от лат. punctum contra punctum, буквально - точка против точки) - одновременное сочетание 2-х или нескольких самостоятельных мелодических голосов.
Мир поэзии Сайгё
Мы знаем Сайге как выдающегося японского поэта средневековья. Еще при жизни он был окружен великой славой, которая в дальнейшем продолжала расти. И не зря, потому что ясная и простая поэзия Сайге вмещает в себя сложнейший мир мыслей и чувств.
Времена года в поэзии Сайгё
Удивительного японского поэта Сайге, жившего в далекую эпоху средневековья, не зря называют «поэтом для всех времен». Свежесть, острота чувств, трепетная взволнованность Сайге близка и понятна и современному читателю.
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Советская гаубица М-10
К основным конструктивным особенностям ствольной группы гаубицы М-10 относятся переменная длина отката, затвор поршневого типа, гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник.
Жонглёр
(старофранцузское — «jougleor», «jongleur», из латинского «joculator» — «потешник») — странствующий сказитель, профессиональный певец, часто также музыкант или фокусник. Как правило, такие музыканты были и композиторами, и исполнителями (часто песен, сочинённых другими), отлично владевшими искусством игры на многих музыкальных инструментах.
Фустат
Эль- (الفسطاط) — один из крупнейших по площади и населению городов раннего Средневековья, столица Египта при Омейядах и Аббасидах, исторический предшественник современного Каира.
Иоанн Солсберийский
(лат. Johannes Saresberiensis) (1115/1120 Салисбери — 1180) — англо-французский богослов, схоластик, писатель, педагог, епископ Шартра (1176—1180).
Достояние Уппсалы
(др.-исл. Uppsala auрr или Uppsala шрr) — собирательное название имений шведской короны в период средневековья[1], в чью задачу входило содержать конунга и его свиту и обеспечивать всем необходимым во время его путешествия по стране[2].
Майер должность
Майер (нем. Meier, Mehre, Meyer, Maier, Mдher, Mдger, Major, Meiur, Mayr) — первоначально означал должностное лицо, служившее у дворянина- или священо служителя-землевладельца в качестве управляющего его недвижимым имуществом. Начиная с позднего средневековья термин приобрел значение «арендатор» или «независимый фермер».
Батори
Развалины замка в Шомьё Батори (венг. Bбthory, польск. Batory) — семейство венгерских феодалов, которое играло значительную роль в Восточной Европе во времена позднего средневековья.
Штерн, Авраам изобретатель
Авраам Штерн (польск. Abraham Stern, ивр. אברהם שטרן) (между 1762 и 1769 годом в Грубешове – 3 февраля 1842 года в Варшаве) – польский еврей, часовщик, самоучка-математик, изобретатель вычислительных машин, прадед Антона Слонимского.
Меркет
(англ. merchet) — в средневековой Англии и Шотландии плата, уплачиваемая лично зависимым крестьянином (вилланом в Англии, хазбендменом в Шотландии) своему сеньору в случае выхода его дочери замуж.
Цели Петровских реформ
Петровские реформы открывают собой эпоху Нового времени в русской истории и прежде всего – эру русского Просвещения, которой задают тон и идейную направленность. Заметим попутно, что термин “Петровские реформы” понимается нами не буквально как реформы, проводившиеся Петром I, но как условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного “первотолчка” модернизационных процессов в России, которые вывели страну и русскую культуру из эпохи Древности и Средневековья (с конца Х до конца XVII в.) в нововременную парадигму.
Сан-Уотч
Археологический парк «Индейский посёлок Сан-Уотч» — воссозданное поселение индейцев, относившихся к археологической культуре Форт-Эйншент. Расположено у побережья Большой реки Майами у г. Дейтон в штате Огайо.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
US 66
План Введение 1 История 2 Шоссе 66 в современной культуре 2.1 Фильмы 2.2 Музыка US 66 Введение Route 66 (U.S. Route 66, также известное как Шоссе Вилла Роджерса (Will Rogers Highway, в разговорной речи также известно как «Главная улица Америки» или «Мать Дорог») — одно из первых шоссе в системе шоссе США.
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Пояс для чулок
По́яс для чуло́к — деталь нижнего женского белья — пояс, к которому крепятся чулки. Пояс для чулок — результат эволюции шосс (колгот-чулок, характерных для позднего Средневековья, носившихся как мужчинами, так и женщинами). Шоссы изготавливались из неэластичных тканей (лён, сукно) и не могли держаться самостоятельно: было необходимо использовать подвязки или привязывать шоссы к поясу.
Данилов, Александр Иванович
Введение 2 Основные работы 4 Категории Введение Алекса́ндр Ива́нович Дани́лов (1916—1980) — доктор исторических наук, профессор, действительный член АПН СССР (с 1967 г.), заслуженный деятель науки РСФСР, министр просвещения РСФСР (с 1967 г.). Родился в Тамбовской области, закончил Тамбовский педагогический институт в 1936 г.
Бутан
Страной Дракона грома называет себя экзотическое королевство, на государственном флаге которого изображено это мифическое животное. В середине XX в. «гималайский отшельник» шагнул из глубокого средневековья в современность…