Введение
1 Биография и творчество
1.1 Начало пути
1.2 Расцвет творчества
1.3 Прибытие в Париж
1.4 Последние годы
1.5 Особенности поэтической манеры
1.6 Переписка
2 Мнения Буало и Пушкина
3 Значение творчества Малерба
4 Интересные факты
Список литературы
Введение
Франсуа де Малерб (фр. Franзois de Malherbe; 1555, Кан — 16 октября 1628, Париж) — французский поэт XVII века, чьи произведения во многом подготовили поэзию классицизма. В то же время многие сочинения Малерба тяготеют к стилю барокко.
1. Биография и творчество
1.1. Начало пути
Малерб происходил из знатной семьи. Учился в университетах Базеля и Гейдельберга. Первые стихи Малерба относятся к 1575 («Слёзы на кончину Женевьевы Руссель», Les Larmes sur la mort de Genevieve Roussel). В 1576 оставил семью и попытался самостоятельно сделать карьеру. Перебрался в Прованс и поступил на службу к герцогу Генриху Ангулемскому (бастарду Генриха II) в качестве секретаря. Через год после гибели своего покровителя — в 1587 — представил королю Генриху III свою первую поэму «Слёзы Святого Петра» (Les Larmes de Saint-Pierre), выдержанную в традициях уходящего с литературной сцены петраркизма и написанную под прямым влиянием итальянского поэта Луиджи Тансилло. В свою очередь Генрих III был убит в 1589 году.
1.2. Расцвет творчества
В 1590-х годах Малерб попеременно жил то Кане, то в Провансе; сблизился с Антуаном Монкретьеном, побудил его к существенной переработке трагедии «Софонисба». Осуществил переводы двух произведений Сенеки: «Нравственные письма к Луцилию» и трактат «О благодеяниях»; позднее, в 1616 году, Малерб опубликовал выполненный им перевод 33 книги «Истории» Тита Ливия. К 1598 году относится одно из лучших стихотворений Малерба — философские стансы «Утешение господину Дюперье на кончину его дочери» (Consolation а M. du Pйrier sur la mort de sa fille), в которых сильно ощущается влияние неостоицизма. Как указывал Ю. Б. Виппер,
«в стансах нет ни малейшего намека на описание умершей, не отмечено ни одной конкретной, индивидуальной черточки. Поэт стремится смягчить страдания друга с помощью логических доводов о необходимости подавить горе и вернуться к созидательной деятельности, прибегая к проповеди стоической философии, проникнутой пафосом самообуздания и самоотречения»[1]
В ноябре 1600 г. Малерб преподнёс своё сочинение находившейся в тот момент в Экс-ан-Провансе Марии Медичи. То была перекликающаяся с произведениями Ронсара хвалебная ода «Королеве по случаю ее благополучного прибытия во Францию» (Sur sa bienvenue en France). Ода была встречена молодой королевой благосклонно и обеспечила в дальнейшем Малербу высочайшую протекцию.
1.3. Прибытие в Париж
В Париж Малерб прибыл в 1605 году, уже заслужив репутацию известного поэта. Он был представлен королю Вокленом Дез Ивето и получил придворную должность постельничего. Свои обязанности он исполнял с большим рвением; не упускал возможности сочинить стихотворение по случаю тех или иных событий из жизни двора. Малерб стал официальным поэтом складывающегося абсолютизма и одновременно разработчиком поэтического языка, способного достойно воспеть деяния монарха. К официальной поэзии Малерба принадлежат, например, посвященные Генриху IV оды «На счастливое и успешное окончание Седанского похода» (Au roi Henri le Grand sur le succиs du voyage de Sedan) и «Молитва за здравие короля Генриха Великого, направляющегося в Лимузен» (Au roi Henri le Grand allant en Limousin, 1605). При этом Малерб не просто отдавал дань хвалебной риторике, но вполне искренне верил в заслуги непомерно возвеличиваемых им «сильных мира сего». Ревниво относился к соперникам вроде Филиппа Депорта, подвергал их уничтожающей критике. После смерти Генриха IV Мария Медичи, став регентшей, назначила ему пенсию. Малерб воспевал в льстивых одах Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля Рамбулье, в котором он был постоянным посетителем. Тем не менее первый сборник его стихов вышел лишь в 1630 году.
1.4. Последние годы
Одно из последних сочинений Малерба — «Ода королю, отправившемуся покарать мятеж ларошельцев» (Pour le Roy allant chastier la rйbellion des Rochelois) — было написано по случаю осады Ла-Рошели в 1627—1628 годах и заслужило благодарность со стороны Ришелье. Последние годы жизни Малерба оказались омрачены драматическими событиями, связанными с уголовным преследованием его сына, а затем его гибелью на дуэли (1627). Малерб добился вынесения смертного приговора убийце, но в исполнение он приведен не был (из-за противодействия Людовика XIII). Все эти события подорвали его еще недавно казавшееся железным здоровье. Говорят, что на смертном одре Малерб упрекнул ухаживавшего за ним человека за не вполне французское слово[2].
1.5. Особенности поэтической манеры
Франсуа Малерб фактически порвал с традицией поэзии гуманизма ренессансного типа, хотя разрабатывал популярные в XVI веке жанры: ода, стансы, сонет, песня. Среди античных авторов он отдавал предпочтение Сенеке, Овидию, Марциалу и особенно Стацию. Малерб обрабатывал с необычайной — и даже маниакальной, с точки зрения Таллемана де Рео — тщательностью каждый стих. Введенные им реформы относятся главным образом к фактуре стиха: он изгонял зияние, цезуры, затемняющие смысл, слишком легкие составные рифмы вроде temps — printemps и требовал, чтобы поэты одолевали трудности, искали сочетания отдаленных слов для рифмы, не довольствуясь тем, что приходит в голову по аналогии (как, напр., montagne-campagne). В общем его требования сводились к ясности, точности и виртуозности стиха. Критерий рационализма, положенный Малербом в основу творчества, в дальнейшем стал краеугольным камнем эстетики классицизма.
1.6. Переписка
Большой историко-культурный интерес представляет переписка Малерба с его другом, литератором Никола Пейреском, охватывающая собой обширный период с 1606 года и до самой кончины поэта.
2. Мнения Буало и Пушкина
Никола Буало в первой главе своего «Поэтического искусства» воспел Малерба как творца французского стиха; уничижительно охарактеризовав Ронсара, он произносит следующую знаменитую похвалу Малербу («Enfin Malherbe vint…», перевод Э. Линецкой):
Но вот пришел Малерб и показал французам
Простой и стройный стих, во всем угодный музам,
Велел гармонии к ногам рассудка пасть
И, разместив слова, удвоил тем их власть.
Очистив наш язык от грубости и скверны,
Он вкус образовал взыскательный и верный,
За легкостью стиха внимательно следил
И перенос строки сурово запретил.
Его признали все; он до сих пор вожатый;
Любите стих его, отточенный и сжатый,
И ясность чистую всегда изящных строк,
И точные слова, и образцовый слог![3]
Мнение Буало цитирует в своей статье «О ничтожестве литературы русской» Пушкин, сопровождая его следующим критическим комментарием:
Но Малерб ныне забыт подобно Ронсару, сии два таланта, истощившие силы свои в усовершенствовании стиха… Такова участь, ожидающая писателей, которые пекутся более о наружных формах слова, нежели о мысли, истинной жизни его, не зависящей от употребления! ([1])
В то же время в статье «О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова» Пушкин сочувственно цитирует строки из «Эпистолы о стихотворстве» Сумарокова, где дается следующая характеристика поэзии Ломоносова: «Он наших стран Мальгерб, он Пиндару подобен»[4].
3. Значение творчества Малерба
Явно тенденциозное отношение к Малербу как к первому после эпохи «грубости и скверны» настоящему поэту было распространено в XVIII веке (Д'Аламбер, Вольтер, Лагарп, Мармонтель). Даже в XIX веке Ламартин и Де Мюссе писали стихи в русле заветов Малерба. Между тем Малерб не создал в полном смысле слова поэтической школы и вообще в систематическом виде не запечатлел свою доктрину (по крупицам ее восстанавливали на основе созданного поэтом Онора Раканом жизнеописания, а также на основе составленного поэтом в 1606 году комментария к стихам Депорта).
Его последователями в XVII веке можно считать Пьера де Демье, Ракана, Франсуа Менара, Антуана Годо, Франсуа Ожье, Никола Фаре и Геза де Бальзака.
4. Интересные факты
Как отмечал русский поэт и критик Михаил Дмитриев, Лафонтен «при чтении од Малерба в первый раз почувствовал в душе своей присутствие пиитического гения»[5]. Считается, что переломную роль в судьбе Лафонтена сыграла ода — а точнее, стансы — Малерба на смерть Генриха IV (Sur la mort de Henri Le Grand, 1610).
.
По сведениям Таллемана де Рео, в доме Малерба «имелось всего семь-восемь соломенных стульев; а поскольку к нему нередко и в большом количестве захаживали любители изящной словесности, то он, когда все стулья бывали заняты, запирал дверь; если же кто-то начинал стучать, он кричал: „Обождите, свободных стульев больше нет“, полагая, что лучше вовсе не принять гостя, нежели заставить его стоять»[6].
Малерб является автором нескольких стихотворений эротического характера[7].
Список литературы:
ФЭБ: Виппер. Становление классицизма во французской литературе XVII в. — 1987 (текст)
«Но вот пришёл Малерб…», Игорь Шайтанов, Французский классицизм
Буало. Поэтическое искусство —
Сумароков А.П. Стихотворения. «Эпистола II »
Lib/Классика: Дмитриев Михаил Александрович. Второй разговор между Классиком и Издателем "Бахчисарайского фонтана"
Gйdйon Tallemant des Rйaux - Historiettes - texte intйgral - In Libro Veritas
The Search Engine that Does at InfoWeb
Источник: ru./wiki/Малерб,_Франсуа_де
Другие работы по теме:
Gong
Творчество "Gong" оказало огромное влияние на всех современных исполнителей, работающих на стыке джаза и арт-рока. Группа которую основал композитор, певец и гитарист Дэвид Аллен, всегда отличалась редкой неустойчивостью состава.
Балада прикмет
Автор: Франсуа Вийон. Я знаю - мухи гинуть в молоці, Я знаю добру і лиху годину, Я знаю - є співці, сліпці й скопці, Я знаю по голках сосну й ялину, Я знаю, як кохають до загину,
Франсуа Буше
Text Text Во второй половине 50-х годов 18 столетия творчество Буше стало чересчур отвлеченным и холодным, живопись жесткой, в композициях проявился ложный пафос. Творческий кризис Буше отражает деградацию стиля рококо, вызванную общим упадком аристократической культуры.
Жилле, Николя-Франсуа
Николя-Франсуа Жилле (фр. Nicolas-Franзois Gillet; 2 марта 1709, Мец — 7 февраля 1791, Пойзи) — французский скульптор, занявший видное место в истории русского искусства.
Франсуа Жирардон
Жирардон, Франсуа (Girardon, Francois) (1628–1715), французский скульптор, родился в Труа 17 марта 1628.
Келлерман, Франсуа Кристоф
Франсуа-Кристоф Келлерман (герцог де Вальми , фр. Franзois-Christophe Kellermann, duc de Valmy; 28 мая 1735, Страсбург — 23 сентября 1820, Париж) — французский военачальник Революционных войн, при Наполеоне I — почётный маршал Франции.
Захват Маракайбо 1666
Был произведён в 1666 году французским флибустьером Франсуа Олоне совместно с г-ном д’Артиньи (Мигелем Баском). В начале похода они захватили два испанских галиона; один на северном побережье Эспаньолы, 16-пушечный торговый корабль, направляющийся из Пуэрто-Рико в Новую Испанию с грузом какао и драгоценностей.
Партия Патриотов
Canadian patriot support pamphlet Движение Патриотов — политическое движение, организованное в Нижней Канаде (современный Квебек) в конце XIX века. Движение было реакцией против колониального контроля правительства в Нижней Канаде и националистической реакции против британского присутствия и доминирования над бывшей территорией Франции.
Французская революция фильм
Введение 1 Сюжет 2 Реакция на фильм 3 В ролях 5 Ccылки Введение «Французская революция» — высокобюджетный кинофильм в двух частях, с участием международного состава актёров, совместного производства Франции, Германии, Италии, Великобритании и Канады. Фильм был снят в 1989 к 200-летию Великой французской революции.
Дюгомье, Жак Франсуа
Жан-Франсуа (Кокилль) Дюгомье (фр. Jacques Franзois Dugommier) (1738—1794) — французский генерал эпохи революционных войн. Родился 1 августа 1738 года на острове Гваделупе в богатой плантаторской семье Кокиль и рано избрал себе военную карьеру.
Битва при Абукире 1798
Сражение при Абукире (битва у Нила в заливе Абу-Кир (Aboukir Bay)) 1-2 августа 1798 года — решающее морское сражение между флотами Великобритании под командованием адмирала Горацио Нельсона и Франции под командованием адмирала Франсуа де Брюи, у острова Абукир в дельте Нила, на Средиземноморском побережье Египта, после того как французские корабли прорвались из Тулона, где были блокированы англичанами.
Конти, Франсуа де Бурбон
Франсуа де Бурбон, принц де Конти (фр. Franзois de Bourbon-Conti; 19 августа 1558(15580819) — 3 августа 1614) — второй сын первого принца Конде от брака с племянницей адмирала Колиньи. При разделе отцовских владений ему досталась сеньория Конти под Амьеном. Благодаря браку с Жанной де Коэм он также унаследовал Боннетабль в области Мэн.
Лакруа, Сильвестр Франсуа
Сильвестр Франсуа Лакруа (фр. Sylvestre Franзois de Lacroix; 1765 — 1843) — французский математик. Профессор парижских нормальной и политехнической школ, декан факультета наук, профессор в Collиge de France и член института. Был известен по составленному им курсу дифференциального и интегрального исчисления: «Traitй du calcul diffйrentiel et intйgral», по которому училось несколько поколений.
Тонтон-макуты
(Tonton Macoutes)— гаитянская гвардия (добровольцы национальной безопасности — Milice de Volontaires de la Sйcuritй Nationale, название с 1971 г.), служившие опорой режима Франсуа Дювалье. Отличительной особенностью тонтон-макутов были солнцезащитные очки, джинсовые рубашки и соломенные шляпы.
Саванье, Франсуа Карл Фридрих Август
Франсуа-Карл-Фридрих-Август Саванье (фр. Savagner, 1808—1849) — французский писатель, историк. Будучи офицером национальной гвардии, Саванье принимал участие в революции 24 февраля 1848 года. Во время июньского восстания он старался препятствовать кровопролитию и помешал даже устройству одной баррикады, тем не менее, он был приговорён к ссылке на остров Бель-Иль.
Французская Ост-Индская компания
Французская Ост-Индская компания (фр. Compagnie des Indes Orientales) — французская торговая компания. Основана в 1664 году министром финансов Жан-Батистом Кольбером. Первым генеральным директором компании стал Франсуа Карон, тридцать лет проработавший в Голландской Ост-Индской компании, в том числе 20 лет в Японии.
Прони, Гаспар де
Гаспа́р Клер Франсуа́ Мари́ Риш , барон де Прони́ (фр. Gaspard Clair Franзois Marie Riche, baron de Prony, 22 июля 1755(17550722), Шамле — 29 июля 1839, Аньер-сюр-Сен) — французский математик и инженер-гидравлик.
Ришелье, Франсуа дю Плесси де
Ришельё, Франсуа дю Плесси де (1548(1548) — 19 июля 1590) — французский государственный деятель времен правления Генриха III, отец кардинала Ришелье.
Отель-де-Виль Париж
План Введение 1 История 2 Скульптуры на фасаде 3 Фотогалерея Список литературы Введение Фасад Отель-де-Виля В парижской ратуше Отель-де-Виль (фр. Hфtel de Ville) с 1357 г. размещаются парижские муниципальные органы власти. Отель-де-Виль[1] с фасадом длиной 110 м расположен на бывшей средневековой Гревской площади (place de Grиve), ныне площади Отель-де-Виль в 4-м округе Парижа на правом берегу Сены.
Костюшко-Моризе, Натали
Натали Костюшко-Моризе (фр. Nathalie Kosciusko-Morizet; род. 14 мая 1973(19730514)) — французский политический деятель. Родом из семьи с большим политическим прошлым. Дальний предок Костюшко-Моризе был братом Тадеуша Костюшко. Её дед Жак Костюшко был послом Франции в США, прадед Андре Моризе — сенатором, отец, Франсуа Костюшко-Моризе (род. 1940), является мэром Севра.
Карл IV Теодор
Карл Филипп Теодор (нем. Karl (oder Carl) Philipp Theodor (10 декабря 1724, замок Дрогенбуш, около Брюсселя — 16 февраля 1799, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Карл Теодор был сыном Иоганна Христиана Пфальц-Зульцбахского и Марии Генриетты де ла Тур, дочери Франсуа Эгона де ла Тур д'Овернь и Марии Анны де Линь из герцогского дома Аренберг.
Лувуа, Франсуа-Мишель маркиз де
Франсуа-Мишель Летелье (фр. Franзois-Michel Le Tellier, marquis de Louvois; 18 января 1641(16410118) — 16 июля 1691 — маркиз де Лувуа, граф де Тоннер с 1684 года, французский государственный деятель, сын Летелье. В 1668 году назначен государственным секретарем по военным делам (военным министром).
Вильруа, Франсуа де Нёвиль
Франсуа де Нёвиль, герцог Вильруа (фр. Franзois de Neufville, duc de Villeroi; 7 апреля 1644(16440407) — 18 июля 1730, Париж) — маршал Франции, командовавший французскими войсками в войне за испанское наследство.
Елизавета де Бурбон
(16 августа 1614 – 19 мая 1664) была внучкой короля Франции Генриха IV и предком многих королевских семей Европы. Ее потомками являются: король Испании Хуан Карлос I, король Бельгии Альберт II, великий герцог Люксембурга Анри и сын последнего короля Италии Виктор-Эммануил Савойский.
Ламбер, Жозеф-Франсуа
Жозе́ф-Франсуа́ Ламбе́р (фр. Joseph-Franзois Lambert; 1824(1824), Редон, Бретань, Франция — 1873, Коморские острова) — французский авантюрист, работорговец, промышленник и французский дипломат. Во второй половине XIX века Жозеф-Франсуа Ламбер принимал участие в развитии промышленности Магадаскара.
Франциск Феб
Франциск (Франсуа) Феб (фр. Franзois Phйbus, исп. Francisco Febo; 1467(1467) — 30 января 1483, Памплона) — король Наварры с 1479, граф де Фуа и де Бигорр, виконт де Беарн и пэр Франции с 1472, сын Гастона де Фуа, виконта де Кастельбон и принца Вианского, и Мадлен Французской, дочери короля Франции Карла VII.
Франсуа Шампольон
Краткая автобиография. В начале 1790 года жена Жака Шампольона лежала полностью парализованной. Врачи отказались от лечения, считая, что дни ее сочтены. Тогда Жак призвал на помощь местного знахаря-колдуна по имени Жаку. Колдун приказал положить больную на разогретые целебные травы и дал ей выпить горячего настоя, объявив при этом (это потрясло всех присутствующих), что она выздоровеет и родит младенца который покроет себя немеркнущей славой.
Бонивар, Франсуа
Франсуа Бонивар (фр. Franзois Bonivard или Bonnivard; 1496—1570) — швейцарский патриот и историк, история жизнь которого послужила основой для поэмы Байрона «Шильонский узник»[1].
Ребеки, Франсуа Трофим
Франсуа Трофим Ребеки (фр. Franзois Trophime Rebecqui, в некоторых источниках встречается транскрипция Ребекки; 1760 (или 1744)—май 1794[1]) — марсельский негоциант, деятель Великой французской революции, депутат Конвента, жирондист. Покончил жизнь самоубийством, утопившись в море.
Конти, Франсуа Луи
Франсуа-Луи де Бурбон-Конти́ (фр. Franзois Louis de Bourbon-Conti; 30 апреля 1664(16640430), Париж — 9 февраля 1709, Париж) — граф де Ла Марш, граф де Клермон, принц де Ла Рош-сюр-Ион, затем 3-й принц де Конти (1685), известен как
Лабурдонне, Бертран Франсуа де
Памятник мореплавателю Бертран Франсуа Маэ де Лабурдонне (фр. Bertrand-Franзois Mahй de La Bourdonnais; 11 февраля 1699(16990211), Сен-Мало, Франция — 10 ноября 1753, Париж, Франция) — французский мореплаватель и военачальник.
Мари Франсуа Биша
Биша, Мари Франсуа Ксавье (Bichat, Marie Fran ois Xavier) (1771–1802), французский анатом, физиолог и врач, один из основоположников гистологии и патологической анатомии.
Ибер, Жак Франсуа
Ибер, Жак Франсуа (Ibert, Jacques Franсois) (1890–1962), французский композитор.
Даниэль Франсуа Обер (Auber)
Французский композитор, один из основоположников жанра французской комической оперы (opera comique). Родился 29 января 1782 в Кане.