Подводнаяч лодка "Сом" (б. "Fulton")
Тип "Сом"
Подводная лодка "Fulton" спущена на воду 2 июня 1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. "Fulton" вышла из Нью-Йорка в Вашингтон в сопровождении парохода "Норфолк". В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв, при котором пострадали несколько членов экипажа. Лодка повреждений не получила. Испытания лодки в рекламных целях продолжались до 1904 г. По свидетельству современников эта лодка "обладала большими достоинствами... Она в течение восьми с половиной часов прошла девяносто верст в такую сильную бурю, что матросам пришлось себя привязать к судну, т.к. они не в состоянии были держаться на ногах. При этом лодка находилась в море около 12 часов". 28 апреля 1904 г. с Невским заводом, как с представителем фирмы "Голланд", был заключен договор на покупку "Fulton" с доставкой ее в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря. 31 мая 1904 г. приказом Морского ведомства эта лодка получила название "Сом". Она была отправлена из Америки на пароходе "Менатик" под названием "паровой котел" 13 июня 1904 г. и прибыла в Кронштадт 1 июля в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта "груз" отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы. Сборка лодки закончилась 6 сентября. Командиром лодки был назначен лейтенант В.В. Трубецкой. 26 сентября подводная лодка "Сом" перешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны". 10 октября подводная лодка перешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей.
15 ноября подводная лодка была погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г. Во Владивостоке подводная лодка была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию 1 февраля 1905 г., однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. Русским правительством для подводных лодок иностранного производства были заказаны на заводе Шварцкопфа в Берлине 75 торпед калибром 45 см и длиной 355 см. 9 февраля к Владивостоку близко подошли японские корабли. Подводной лодке "Сом" был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи, принимала участие в учении по преодолению противолодочных сетей.
Командир подводной лодки "Сом" в своем рапорте писал: "27 марта снялся с якоря, погрузился на глубину 16 ф. и, идя со скоростью 6 узлов, прорвал сеть, причем лодка быстро стала подниматься, не слушая горизонтальных рулей, но, увеличив ход до 7 узлов, заставил слушаться рулей. Всплыв по своему желанию на поверхность, оказалось, что я сеть прорвал и всю ее вместе с буйками тащил за собой...". Торпеды прибыли во Владивосток только 29 марта. Боевая деятельность подводной лодки "Сом", как и других подводных лодок, сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. Подводная лодка "Сом" за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов. При ведении разведки и несении дозорной службы русским подводным лодкам в районе Владивостока лишь в одном случае удалось обнаружить японские военные корабли. Это произошло 28 апреля 1905 г., когда подводные лодки "Дельфин", "Касатка" и "Сом" находились в районе бухты Преображения, расположенной в 70 милях от Владивостока.
Подводная лодка "Сом", несколько отставшая от других, обнаружила 2 японских миноносца. Во время погружения для начала атаки "Сом" была обнаружена и обстреляна одним из миноносцев. Попаданий в лодку не было. Погрузившись на глубину 12 метров, "Сом" начала маневрировать для выхода в атаку. Подняв через несколько минут перископ, командир увидел, что миноносцы уходят. Лодка всплыла, чтобы продолжить атаку в позиционном положении, но неожиданно опустившийся туман скрыл миноносцы.
В декабре 1914 г. подводные лодки "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда они прибыли в первой половине января. "Сом" и "Щука" совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта. "Сом" и "Щука" поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту, вплоть до июля 1915 г.
В июле 1915 г. "Сом" была погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтику в Петроград, откуда своим ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариехамн. "Сом" неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Ингерманланд". Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов.
Тактико-технические элементы
Длина, м |
19,8 |
Ширина, м |
3,6 |
Осадка, м |
2,9 |
Водоизмещение надводное/подводное, т |
105 / 124 |
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. |
1х160 / 1х70 |
Скорость надводного/подводного хода, узл. |
8,5 / 6,0 |
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль |
500 / 30 |
Глубина погружения, м |
30 |
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено по прибытии на Балтику) |
1 |
Торпеда в носовом трубчатом торпедном аппарате |
1 |
Другие работы по теме:
Устройство Подводных лодок
Лунин Александр Сергеевич 7 класс «Б» 05.04.2000 Подводные лодки. По закону Архимеда на любое тело, погружённое в жидкость действует выталкивающая сила, равная весу жидкости, которую это тело вытесняет.
Небесный флот Григоровича
История одной из самых успешных летающих лодок - модели М-5 конструкции Григоровича - началась летом 1913 года.
Подводная лодка К.А. Шильдера
Работы Шильдера в ракетной и минной технике, мостостроении, бурового инструмента для подземной проходки, создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков далеко не полный перечень его изобретений и идей.
Подводная лодка В. Бауэра
В 1854 году баварский уроженец Вильгельм Бауэр (Bauer, Sebastian Wilhelm Valentin, р. 23 дек. 1822, Диллинген, Германия - ум. 20 июня 1875, Мюнхен, Германия) обратился к русскому правительству с предложением построить подводную лодку.
Подводная лодка "Акула"
Первоначальный проект подводной лодки "Акула" водоизмещением 400 тонн, первой "большой" подводной лодки, был представлен в Главный морской штаб в январе 1905 года.
Подводная лодка "Форель"
Построена в 1902-1903 гг. на верфи Ф.Круппа "Германия" в Киле по собственной инициативе в качестве "живой" рекламы для привлечения внимания германского правительства к подводным лодкам, как новому средству борьбы на море.
Подводная лодка "Аллигатор"
С началом первой мировой войны приняла активное участие в боевых операциях флота. В 1914 году совершила 4 кратковременных боевых выхода. 10 октября 1914 г. совместно с ПЛ "Акула" лодка была направлена в район Дагерорта.
Подводная лодка И.Ф. Александровского
1 мая 1862 года художник-фотограф И.Ф.Александровский представил на рассмотрение Морского министерства "проект устройства подводной лодки для действий против неприятельских кораблей".
Подводная лодка "Минога"
Опыт использования подводных лодок в русско-японской войне показал, что подводные лодки небольшого водоизмещения могут быть использованы только в прибрежных районах.
Подводные лодки О.Б. Герна
Двадцатью годами позже К.А. Шильдера, осуществляя мероприятия по обороне Ревеля, ввиду ожидавшегося нападения англо-французской эскадры, идею активной подводной мины-лодки начал разрабатывать военный инженер-фортификатор Оттомар Борисович Герн.
Подводная лодка "Святой Георгий"
Индекс Итальянской фирмой "FIAT" на судостроительной верфи Сан-Джорджио в г. Специи строились небольшие подводные лодки, конструктором которых был Чезаре Лауренти.
Подводная лодка "Почтовый"
В 1903 году инженер С.К. Джевецкий предложил построить подводную лодку с "единым" двигателем для надводного и подводного хода. В качестве единого двигателя предполагались два четырехтактных бензиновых двигателя фирмы "Панар и Левассор"
Полуподводные лодки
Еще И.Ф. Александровский, убедившись в малой мощности пневматического двигателя своей подводной лодки и малой подводной скорости, решил выступить с идеей полуподводной лодки - малозаметного надводного судна, большая часть которого находится под водой.
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Стивенс, Тэд
Теодор Фултон (Тэд) Стивенс (англ. Theodore Fulton (Ted) Stevens;18 ноября 1923, Индианаполис, Индиана, США — 9 августа 2010, недалеко от Алекнагика, Аляска, США) — американский политик, сенатор США от штата Аляска c 1968 по 2009 год. Представитель Республиканской партии, председатель Сената (2003—2007).
Подводная лодка Касатка
Подводная лодка "Касатка" Заложена на Балтийском заводе 18 марта 1904 года, спущена на воду 24 июня того же года. До 11 марта 1906 года все эти подводные лодки числились в классе миноносцев. Испытания подводной лодки "Касатка" в сентябре - октябре 1904 года были выполнены лишь частично, так как было принято решение об отправке подводных лодок во Владивосток, для чего были заказаны Путиловскому заводу специальные транспортеры.
John Gotti Essay Research Paper email PPMafUnBosaolcomtitle
John Gotti Essay, Research Paper email: PPMafUnBos@aoltitle: “The King of New York:” The Life and Times of the “Dapper Don,” John GottiJohn Gotti was born John Joseph Gotti, Jr. on October27, 1940 to Fannie nd John Joseph Gotti Sr. He is ofNeapolitan background, not Sicilian like most people think.His grandparents immigrated from a small village in thevicinity of Naples which was inhabited by Teutonic maraudersin the sixth century, the Goths.
Gibbons V Ogden Decision Fair Or Unfair
Essay, Research Paper The decision in the Gibbons v. Ogden case is, in my opinion, a very just and fair one. Many believe it to be the first anti- trust decision in U.S.
Jack Dempsey Essay Research Paper
##Jack Dempsey Jack Dempsey was born William Dempsey in 1895, Jack Dempsey was called the hardest puncher in the history of boxing. He started street fighting when he was 7, his power came from strong back and shoulder muscles, made from working in the copper mines and as a lumberjack. He turned pro at 19 and flattened all opposition.
Pele Essay Research Paper Little is known
Pele Essay, Research Paper Little is known about the origin of soccer. The modern game is very different from it’s accent origins this paper will explore those origins and show how modern day soccer evolved.
Steamboats In Louisiana Essay Research Paper STEAMBOATS
Steamboats In Louisiana Essay, Research Paper STEAMBOATS IN LOUISIANA Robert Fulton started the very first commercially successful steamboat service in America. His steam-powered paddleboat, the Clermont, sailed up the Hudson River from New York City to Albany in August of 1807. This trip lasted 32 hours
Federalism Essay Research Paper Federalism the balanced
Federalism Essay, Research Paper Federalism, the balanced division of state and federal powers, is an essential principle of the United States Government. On occasion this balance is contested or violated and court cases ensue. These court cases over time have shaped and defined federalism and the powers, rights, and position of state and national governments.
Steam Engine 2 Essay Research Paper The
Steam Engine 2 Essay, Research Paper The steam engine was invented by Thomas Newcomen in 17121. It was a very important invention and helped give way to the Industrial Revolution. It was very useful
Hamish Fulton Essay Research Paper When most
Hamish Fulton Essay, Research Paper When most people conceive of what visual art is, an image of a beautifully painted vase, an amazingly real sketch of a model or a peculiar but eye-pleasing piece composed of abstract lines and brushstrokes is usually what comes to mind. From the sensual, beautiful works of the Rococo movement to the emotional and expressive works of the Post-Impressionism movement, the finished piece is seen as the result of an artist s imagination, the product of a skilled hand working on a surface.
Minority Discrimination In A Work Place Essay
, Research Paper This current issue is based on the articles in the National Post on June 16,2000 “Coca Cola Hit With New Race Bias Suit”. This article refers to the employment discrimination on the basis of race and colour. Coca cola company was slapped with a new racial discrimination lawsuit filed against the company, after its settlement involving a similar discrimination suit.
Cold War Essay Research Paper The Cold
Cold War Essay, Research Paper The Cold War was a war of words, not violence, that began in 1946. This was signified by competition, tension, and conflict between the Soviet Union, and the United States. In 1946, Sir Winston Churchill gave an address at Westminster College in Fulton, Mo, about foreign affairs of the time.
The Myth Of The Robber Barons Book
Review Essay, Research Paper “The Myth of The Robber Barons” by Burton W. Folsom, JR. tells a unique story about entrepreneurs in early America. The book portrays big businessmen as being behind America’s greatness.
Джевецкий Степан Карлович
Степан Карлович Джевецкий, один из выдающихся изобретателей подводного кораблестроения XIX века, родился в 1843 году в богатой и знатной дворянской семье. Образование получил в Париже в Центральном инженерном училище.