.
Сократ. Филеб утверждает, что благо для всех живых существ - радость, удовольствие, наслаждение и все прочее, принадлежащее к этому роду; мы же оспариваем его, считая, что благо не это, но разумение, мышление, память и то, что сродни с ними: правильное мнение и истинное суждение. Все это лучше и предпочтительнее удовольствия для всех существ, способных приобщиться к этим вещам, и для таких существ... ничто не может быть полезнее этого приобщения. Итак, что же есть тождественного в дурных и хороших удовольствиях, позволяющего тебе все удовольствия называть благом? Мы утверждаем, что тождество единства и множества, обусловленное речью, есть всюду, во всяком высказывании; было оно прежде, есть и теперь. Это не прекратится никогда и не теперь началось, но есть, как мне кажется, вечное и не стареющее свойство нашей речи. Юноша, впервые вкусивший его, наслаждается им, как если бы нашел некое сокровище мудрости; от наслаждения он приходит в восторг и радуется тому, что может изменять речь на все лады, то закручивая ее в одну сторону и сливая все воедино, то снова развертывая и расчленяя на части Рассмотрим же и обсудим жизнь в удовольствии и разумную жизнь - каждую порознь.
Пусть жизнь в удовольствии не будет содержать разумения, а разумная жизнь - удовольствия. В самом деле, если удовольствие или разумение - это благо, то они не должны нуждаться решительно ни в чем; если же окажется, что они в чем-либо нуждаются, то они уже не будут для нас подлинным благом. Однако, не приобретя ни разума, ни памяти, ни знания, ни правильного мнения, ты, будучи лишен всякого разумения, конечно, не знал бы прежде всего, радуешься ты или не радуешься.
Не приобретя, таким образом, памяти, ты, конечно, не помнил бы и того, что некогда испытывал радость; у тебя не оставалось бы никакого воспоминания об удовольствии, выпадающем на твою долю в данный момент. Опять-таки, не приобретя правильного мнения, ты, радуясь, не считал бы, что радуешься, а будучи лишен рассудка, не мог бы рассудить, что будешь радоваться и в последующее время. И жил бы ты жизнью не человека, но какого-то моллюска...
Не природа беспредельного, а нечто иное сообщает удовольствиям некоторую меру блага. Скажем ли мы, что совокупность вещей и это так называемое целое управляются неразумной и случайной силой как придется или же, напротив, что целым правит, как говорили наши предшественники, ум и некое изумительное, всюду вносящее лад разумение? Не скажем ли мы, что в нашем теле есть душа? Откуда же, дорогой П-, оно взяло бы ее, если бы тело Вселенной не было бы одушевлено, заключая в себе то же самое, что содержится в нашем теле, но, сверх того, во всех отношениях более прекрасное? Скажем, что во Вселенной... есть и огромное беспредельное, и достаточный предел, а наряду с ними - некая немаловажная причина, устанавливающая и устрояющая в порядке годы, времена года и месяцы. Эту причину было бы всего правильнее назвать мудростью и умом. И не считай, П-, что мы высказали это положение необдуманно: оно принадлежит тем мудрецам, которые некогда заявляли, что ум - их союзник - вечно властвует над Вселенной. Оно же дает ответ на мой вопрос: ум относится к тому роду, который был назван причиной всех вещей. Ум оказался родственным причине и даже почти одного с нею рода, удовольствие же и само по себе беспредельно и относится к тому роду, который не имеет и никогда не будет иметь в себе и сам по себе ни начала, ни середины, ни конца.
П-. Да, это, конечно, другая идея удовольствия и страдания, возникающая благодаря ожиданию самой души, помимо тела. С-. Ты правильно понял. Если при разрушении возникает боль, а при их восстановлении - удовольствие, то поразмысли в таком случае, когда они и не разрушаются, и не восстанавливаются: какое состояние должно быть при этих условиях у каждого из живых существ. Ты знаешь: ничто не мешает избравшему разумную жизнь проводить ее таким образом. П-. Ты имеешь в виду жизнь без радости и без горя? С-. Раньше, при сравнении жизней, было сказано, что человеку, избравшему жизнь рассудительную и разумную, нисколько не следует радоваться. П-. Да, именно так было сказано. С-. Когда душа сама по себе, без участия тела, наилучшим образом воспроизводит то, что она испытала когда-то совместно с телом, мы говорим, что она вспоминает.
А все это было сказано ради... того, чтобы как можно лучше и яснее понять удовольствие души помимо тела, а также вожделение: вследствие сказанного, как мне кажется, отчетливее обнаруживается природа обоих этих состояний. Стало быть, это рассуждение, указав на память, приводящую к предметам вожделения, открывает, что всякое влечение и вожделение всех живых существ, а также руководство ими принадлежит душе. По-моему, и удовольствия мы считаем дурными по тем же причинам, по каким они бывают ложными.
П-. Нет, С-, дело обстоит как раз наоборот. Ведь страдания и удовольствия считаются дурными отнюдь не из-за их ложности, но из-за того, что их сопровождает другая, большая и многообразная порочность.
С-. Отвечай же, где ты усматриваешь большие удовольствия - я говорю большие не числом, но силой и величиной - в разнузданности или же в разумной жизни. Будь внимателен при ответе.
П-. Ведь к разумным людям приложимо вошедшее в поговорку изречение: "Ничего сверх меры"... Что же касается неразумных и разнузданных до неистовства, то чрезмерное удовольствие, завладевая ими, доводит их до исступления. С-. Прекрасно. Но если все это так, то ясно, что величайшие удовольствия и величайшие страдания коренятся в некой порочности души и тела, а не в добродетели. П-. Совершенно верно. Становление для бытия или бытие для становления?
С-. Я утверждаю, что лекарства и всякого рода орудия и вещества применяются ко всему ради становления, каждое же определенное становление становится ради определенного бытия, все же становление в целом становится ради всего бытия. Удовольствие, если только оно - становление, необходимо должно становиться ради какого-либо бытия. то, ради чего всегда становится становящееся ради чего-то, относится к области блага; становящееся ради чего-то нужно отнести, к другой области. Удовольствие - это становление и никакого бытия у него нет Но противоположностью становления все мы назвали бы разрушение, не так ли? Стремящийся к удовольствию избирает, следовательно, разрушение и становление, а не ту третью жизнь, в которой нет ни радости, ни печали, а только разумение, сколь возможно чистейшее. Разве не нелепо думать, что блага и красоты нет ни в телах, ни во многом другом и что они заключены только в душе?
Другие работы по теме:
Определение понятий
Определение — логическая операция, раскрывающая основное содержание понятия. Платоновское определение человека.
Сократ и Платон
Введение Философия-это всё единосущее и схваченное в мыслях : это квинт эссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Здесь мы рассматриваем двух величайших философов древности Сократа и Платона их неоценимый вклад в науку и культуру.
Идеальное государство Платона 2
Идеальное государство Платона В своих воззрениях на государство Платон исходил из того ,что существует идеальное государство, идеальный образец и его многократные повторения - искажения в реальном мире вещей.
Платон Диалог Федон
Что понимает Платон под истинным познанием? Как Платон характеризует душу и тело, их роль в познании истины? Какие аргументы приводит Платон, доказывая бессмертие души?
Учение Платона об идее
Учение Платона об «идее» Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с человеческим».
Образ софиста в диалогах Платона
Софисты - платные преподаватели красноречия, представители философского направления, распространенного в Греции в V-IV вв. до н. э. Образ софиста в диалогах Платона как великий и тягостный вид заблуждения; мысли о связи души человека и идеального бытия.
Демокрит и Платон
Демокрит из Фракии Материалист, человек энциклопедических знаний. Работал во всех направлениях: в этике, математике, физике, астрономии, медицине, теории музыки.
Платоновский идеализм
Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сом-
Аналіз діалогу Платона Гіппій Більший в контексті метафізики.
Платон(Platon)(род. 427 — ум. 347 гг. до н.е.) – грецький філософ, родом з Афін (справжнє ім`я – Арістокл). В 407 році до н.е. став учнем Сократа, що визначило все його життя та творчість. До нас дійшли, очевидно, всі твори Платона (більшість з них написана в формі діалогу). Повне їх зібрання нараховує 36 праць, розділених на дев`ять тетралогій, які наочно демонструють розвиток філософії Платона.
Политические взгляды Платона
Платон (427-347до н.э.), ученик Сократа, изложил свои взгляды на государство , демократию, политические режимы и формы правления в своем известном произведении “Государство”.
Жизнь и философия Платона
1.1. Жизнь Платона. 1.2. Сочинения Платона. 2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»). 2.2. «Идеи» 2.3. «Идея» как понятие. 3.1. Теория познания Платона.
Понятие материи
Платон - родоначальник понятия о материи. Аристотель о материи.
: Государственный строй в понимании Платона
Наиболее значимым для нас стал труд Платона посвященный государственному строю. По его теории государство возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей
Платон об управлении
Платон (427 – 347 гг. до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистического направления в философии. Платон – первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются «Апология Сократа», «Пармелид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Платон Каратаев и Тихон Щербатый по роману Толстого Война и мир
Одной из важнейших проблем в романе «Война и мир» является проблема национального характера. В огне Отечественной войны 1812 года русский народ проявил, по мнению Толстого, все свои важнейшие черты. Главной из них писатель считал «скрытую теплоту патриотизма», которая привела к сплочению всей нации в борьбе с французскими захватчиками. «Дубина народной войны», захватившая не только армию, но и поднявшая самые широкие народные слои, соединившиеся в партизанских отрядах, выявила в русском человеке черты яркого, активного, деятельного характера, готового мстить врагам до конца.
Бал в доме Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Бал в доме Фамусова играет большую роль для понимания комедии. Первым прибывает Чацкий, ищущий новой встречи с Софьей, и он уже успевает каждому дать «ненужный» совет, послать в чей-нибудь адрес очередную колкость, ненароком оскорбить кого-нибудь.
Фамусов и его окружение. 2
Фамусов и его окружение. Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС. Грибоедов В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века.
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
Образ Платона Каратаева в романе Война и мир
Автор: Толстой Л.Н. С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”.
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Горин-Горяйнов, Анатолий Михайлович
Анатолий Михайлович Го́рин-Горя́йнов (настоящая фамилия Горяйнов) (1 сентября 1850 года[1] — 5 декабря 1901 года) — русский актёр. В 1870 году окончил коммерческое училище. Неоднократно участвовал в любительских и полупрофессиональных спектаклях (Карлуша — водевиль «Булочная» П. А.
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Абалдуев, Платон Никитич
Платон Никитич Абалдуев (?—1788) — генерал-майор, герой войны против польских конфедератов. В военную службу вступил 21 апреля 1748 года, служил по армейской кавалерии.
Платон
Казанский государственный педагогический университет ПЛАТОН Руководитель: Колитвинова Н.Д. Выполнила: ст. 724 гр. ФРФ Фаттахова Д.И. Оглавление
Политико-правовое учение Платона
Основные функции государства, по Платону, сводились к следующему: • Социальная (удовлетворение потребностей) – достижение равного уровня удовлетворения потребностей и, как следствие, искоренения бедности и богатства. • Воспитательная – воспитание моральных качеств в человеке. • Защитная (Платон отрицал захватнические войны). • Обеспечение условий для развития философии.
Краткая характеристика диалога Платона Государство
"ГОСУДАРСТВО" — один из наиболее известных диалогов Платона, относящийся к расцвету его творческой деятельности (70—60-е, 4 в. до н.э.). Создававшееся в течение многих лет «Государство» впитало в себя все стороны учения мыслителя, включая его представления о справедливости, искусстве и художественном воспитании; проект идеального государства как осуществление идеала справедливости; учение об идеях и ряд вытекающих отсюда конкретных выводов; концепцию беспредпосылочного знания, развитую затем в неоплатонизме.
Апулей
Апулей (Apuleius) Люций (ок. 125 — ок. 180) — римcкий ритор, писатель, философ-платоник. Учился в Карфагене, затем в Афинах и Риме; путешествуя, посетил Самос и Фригию, был посвящен в мистерии Исиды и др. таинства.
Аристотель
В Древней Греции в 4-м в. до н. э. существовала удивительная школа, где собирались лучшие умы, для того чтобы обсудить важные проблемы: как устроена природа? Каким должен быть человек? Как надо управлять государством? Что есть прекрасное?