Эдгар Дега (1834-1917) "Я до сих пор не встречал человека, который умел бы лучше изображать современную жизнь, душу этой жизни", - так писал о Дега Эдмон Гонкур, один из самых чутких к изобразительному искусству французских писателей второй половины XIX века.
Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра - Ламотта. Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией, и парадоксально сочетавшаяся с "классицизмом" острота видения действительности, проникающая зоркость взгляда. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" - в традиционно-академическом понимании - темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др.). Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой, близкой Э. Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой...
1860 - 1870-е годы - во многом переломные для французской культуры XIX века. Стремление к современности художественного языка, поиски новых средств выразительности пронизывали в это время поэзию Бодлера, романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других молодых художников, вошедших вскоре в историю искусства под именем импрессионистов. Дега присоединился к этому движению с самого начала его возникновения. Он посещает кафе Гербуа и "Новые Афины" - место постоянных встреч Мане и его друзей, принимает участие в большинстве выставок импрессионистов. Как для всех них, "быть современным" означало для него прежде всего воплощать в искусстве непосредственные "впечатления" (отсюда название течения), а также быть демократичным, черпать сюжеты из гущи простонародной парижской жизни. Аристократически замкнутый, язвительный, необычайно скрытный в личной жизни, Дега был одержим настоящей страстью к изучению окружающей действительности. В отличие от других импрессионистов, он писал только фигурные композиции, но на смену ранним портретам теперь приходят жокеи на лошадях, скачки, сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки, балерины и женщины "за туалетом". Во всех этих образах утверждалась новая, чисто современная красота, неотъемлемыми чертами которой были правдивость, непосредственность, демократизм и острота характерного. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Дега в одном из сонетов, посвященном его излюбленным персонажам - балеринам: ... Пляшите, красотой не обольщая модной, Пленяйте мордочкой своей простонародной, Чаруйте грацией с бесстыдством пополам, Вы принесли в балет бульваров обаянье, Отвагу, новизну. Вы доказали нам, Что создают цариц лишь грим да расстоянье. Цель своего творчества французский художник видел в воплощении правды жизни, которая была для него слишком значительной, чтобы нуждаться в приукрашивании. Но постижение жизни достигалось не подражанием, а условными средствами искусства. Дега подчеркивает эту условность живописного языка, контраст между "вульгарностью" натуры и утонченной гармонией и красотой колорита, рисунка, ритмического узора. Он противопоставляет также бесстрастную объективность в обрисовке персонажей - и чувство, разлитое в самой живописи, несущей в себе и иронию художника, и его глубокую нежность к моделям.
"Не было искусства, менее непосредственного, чем мое", - писал Дега. Каждое его произведение - итог длительных наблюдений и такой же упорной работы по их претворению в законченный образ. В его творчестве не было ничего от экспромта, продуманность его композиций заставляла порой вспомнить Пуссена. Но в результате возникали образы, казавшиеся олицетворением мгновенного и случайного. Во французском искусстве конца века Дега в этом отношении являлся диаметральной противоположностью Сезанну. Если у последнего картина вмещала в себя всю непреложность миропорядка и выглядела завершенным в себе микрокосмом, то у Дега она всегда содержала лишь часть срезанного рамой потока жизни. Сами его образы были исполнены динамизма, воплощали убыстрившиеся ритмы современной художнику эпохи. Именно страсть к передаче движения - этой, по словам Ренуара, "болезни века" - определила сами сюжеты Дега: изображения пробега лошадей, репетиций и представлений балета, прачек, несущих белье, гладильщиц за работой, моющихся, одевающихся или причесывающихся женщин. Произведения французского мастера - настоящая энциклопедия человеческих поз и "моментов" движений. Но также - смелых ракурсов и всегда динамичных точек зрения, лишавших даже статичный мотив замкнутости и стабильности. В отличие от других импрессионистов, Дега никогда не включал в свои композиции изображения японских гравюр, но он, как никто другой, проник в свойственный этим гравюрам принцип динамичного видения мира. Его искусство перебрасывало мост и в будущее - к современной документальной фотографии и кино. Персонажи Дега кажутся при этом снятыми не простой, а "скрытой камерой". О своих женщинах "за туалетом" он писал: "До сих пор нагота изображалась в позах, которые предполагают наличие свидетелей. Мои же женщины - честные человеческие существа, они не думают ни о чем другом, а заняты своим делом".
В своем стремлении постичь интимные тайны жизни Дега был одновременно трезвым наблюдателем и романтиком, умевшим "заворожить истину". (Романтичной была уже сама его устремленность к жизненным тайнам.) В его работах "поэзия и правда" всегда сосуществуют.
Особенно наглядно это в многочисленных балетных композициях, где закулисные "трудовые будни" театра соседствуют с волшебной феерией, происходящей на сцене. Грубоватые, плебейские танцовщицы становятся на наших глазах романтическими сильфидами; чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни...
В живописи импрессионистов Дега занимал особое место - прежде всего из-за той роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и пластической определенности формы. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым. При этом именно цвету - свободной, горящей, переливающейся оттенками красочной стихии - принадлежит в позднем творчестве художника ведущая роль. В колористических "симфониях" на темы танцовщиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах импрессионистической фиксации отдельного мгновения, уже делает решительный шаг в сторону более обобщенного видения XX века, кажется непосредственным предшественником фовистов.
На протяжении почти всего творческого пути художник занимался также скульптурой: лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся лошадей, балерин в позициях классического танца и женщин "за туалетом". (После смерти Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были переведены в бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей болезни глаз скульптура стала единственным видом творчества мастера. Конец его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим.
Использованы материалы статьи Н. Апчинской в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.
Литература:
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971
Другие работы по теме:
Серрано, Франциск
План Введение 1 Биография Список литературы Серрано, Франциск Введение Франциск Серрано (фр. Francis Serrano OP [1], 4 декабря 1695(16951204), Гренада, Испания — 25 октября 1748, Фучжоу, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, монах из монашеского ордена доминиканцев, епископ епархии Фучжоу (26.05.1747 - 28.09.1748), миссионер, мученик.
Уойд, Карл Годфри
Введение 1 Биография 2 Работы Список литературы Введение Карл Годфри Уойд (Чарльз Годфри Уойд) (англ. Carl Gottfried Woide) род. в 1725 г. в Польше, умер в 1790 г., священник в Германской Королевской Капелле, библиотекарь, востоковед.
Каралли, Вера Алексеевна
Введение 1 Биография 2 Смерть Распутина 3 Фильмография 4 Художественная биография Список литературы Введение Вера Алексеевна Каралли (27 июля 1889 — 16 ноября 1972) — русская балерина, хореограф и актриса немого кино. Эмигрировав из России, работала в Европе.
Бадичкин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Озвучивание Введение Сергей Александрович Бадичкин (род. 4 апреля 1966) — советский и российский актёр. 1. Биография
Аветян, Григор Карапетович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Григо́р Карапе́тович Аветя́н (20 января 1870—15 мая 1946) — армянский советский актёр,народный артист Армянской ССР (1935).
Гусев, Андрей Германович
Введение 1 Биография 2 Театральные работы 3 Фильмография Введение Андрей Германович Гусев (род. 1973, Рыбинск) — российский актёр театра и кино. 1. Биография
Гольцман, Абрам Зиновьевич
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Абра́м Зино́вьевич Го́льцман (1894, Одесса — 1933, Москва) — советский хозяйственный и партийный деятель, первый начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР (сокращенно — Аэрофлот).
Авельянеда, Флореаль
Введение 1 Биография Список литературы Введение Флореаль Эдгардо Авельянеда (исп. Floreal Edgardo Avellaneda, 14 мая 1960, Росарио — май 1976, Буэнос-Айрес) — аргентинский коммунист, член Молодёжной коммунистической федерации, стал жертвой «грязной войны» в Аргентине.
Куинси, Джозайя III
Введение 1 Краткая биография 2 Творчество Список литературы Введение Джозайя Куинси III (англ. Josiah Quincy III; 4 февраля 1772 — 1 июля 1864) — американский государственный деятель. Мэр г. Бостона (1823—1828), Президент Гарвардского университета (1829—1845) Сын публициста Джозайи Куинси II.
Фейгенбаум, Эдвард Альберт
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Эдвард Альберт Фейгенбаум (англ. Edward Albert Feigenbaum, 20 января 1936 года, Уихокен, США) — учёный в области теории вычислительных систем, награждён в 1994 году премией Тьюринга за достижения в исследовании искусственного интеллекта, в частности экспертных систем.
Бобрищев, Иван Дмитриевич
Введение 1 Биография Список литературы Введение Ива́н Дми́триевич Бобри́щев (также Иван Бобров, Бобр, упомянается и как Юшка) (годы рождения неизвестен — год смерти не позже 1556) — постельничий или печатник (по разрядным книгам), основатель палат в Зарядье, переданных позже англичанам.
Гейфман, Анна Аркадьевна
Введение 1 Биография 2 Труды 3 Мнения Список литературы Введение Анна Аркадьевна Гейфман (р. 1962) — американский историк. 1. Биография Родилась в 1962 году в Ленинграде в еврейской семье. В 1976 году вместе с семьёй эмигрировала в США. В 1985 году окончила Бостонский университет, получив степень магистра.
Маккензи, Эндрю
Введение 1 Биография 2 Особенности стиля Список литературы Введение Эндрю МакКензи (англ. Andrew Mackenzie) — британский модельер, живет и работает в Милане.
Бордуков, Александр Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Александр Сергеевич Бордуков (род. 1946) — советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр, заслуженный артист России.
Ренау, Жозеп
Введение 1 Биография 1.1 Краткая биография 1.2 Роль в искусстве 1.2.1 Спасение ценностей Прадо Список литературы Введение Жозеп Ренау (исп. Josep Renau Berenguer, 1907, Валенсия, Испания — 11 октября 1982, Берлин, ГДР) — испанский революционер, художник, муралист, фотограф. Основатель Союза пролетарских писателей и артистов.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Байков, Виктор Алексеевич
Виктор Алексеевич Байков (10 ноября 1922 года — 3 июля 1993 года) — актёр театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1974). Биография С 1950 года — играет в театре Сатиры.
Беккер, Борис Израилевич
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Ленком 3.2 Фильмография Список литературы Введение Борис Израилевич Беккер (1929—2011) — советский и российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (1993)[1].
Рента, Оскар де ла
Введение 1 Биография Список литературы Введение Оскар де ла Рента (англ. Oscar de la Renta) — американский модельер доминиканского происхождения. 1. Биография
Бассэль, Валерий Михайлович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актер Список литературы Введение Валерий Михайлович Бассэль — украинский и советский актер, театральный режиссер, заслуженный артист Украины.
Кардин, Бен
Введение 1 Биография 2 Дело Hermitage Capital Список литературы Введение Бенджамин (Бен) Кардин (англ. Benjamin Louis Cardin; род. 5 октября 1943) — американский политик, сенатор США от штата Мэриленд, член Демократической партии.
Славин, Морис
Введение 1 Биография 2 Сочинения 3 Эссе 4 Публикации Введение Морис Славин (1913, Киев — 2006) — американский историк. 1. Биография Родился в Киеве, на Украине. Жил и преподавал в Огайо, США. Ученый Национального университета Янгстауна, специалист в области истории Франции, работы по истории Французской революции.
Барков, Дмитрий Дмитриевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Фильмография Введение Барко́в Дми́трий Дми́триевич (род. 1972) — советский и российский актёр кино.
Кейль, Альфредо
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание и наследие Введение Альфре́до Кейль (порт. Alfredo Keil; 3 июля 1850, Лиссабон — 4 октября 1907, Гамбург) — португальский поэт, композитор, художник, коллекционер немецкого происхождения, автор мелодии государственного гимна Португалии.
Левине, Евгений
Введение 1 Биография 2 Цитаты Список литературы Введение Евге́ний Левине (нем. Eugen Levinй, 23 мая 1883(18830523), Санкт-Петербург — 5 июня 1919, Мюнхен) — коммунист, политик Баварской Советской республики.
Аймар де Бурбон
План Введение 1 Биография 2 Брак и дети Список литературы Введение Аймар (Адемар, Эмар) (фр. Aymar, Adhйmar, Ademar, ум. около 953), первый сеньор де Бурбон, сеньор де Сувиньи, родоначальник первого дома де Бурбон.
Ардов, Борис Викторович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Актёр Введение Борис Викторович Ардов (14 февраля 1940 — 23 августа 2004) — советский актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
Пезенти, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Антонио Пезенти (итал. Antonio Pesenti, 1910—1973) — итальянский марксистский экономист, общественный и политический деятель, министр финансов в 1945 г.
Лугайд мак Кон
План Введение 1 Биография 2 Семья Список литературы Введение Лугайд Мак Кон (англ. Lugaid mac Con) также известный просто как Мак Кон (Сын Пса) — легендарный верховный король Ирландии II века.[1]
Кисленко, Валерий Кириллович
План Введение 1 Биография 2 Роли в театре (текущий репертуар) 3 Роли в кино Введение Валерий Кириллович Кисленко — российский актёр театра и кино. 1. Биография
Луго, Бернардо де
Введение 1 Биография 2 Произведения Список литературы Введение Луго, Бернардо де (исп. Bernardo de Lugo) (конец XVI века, Луго, Испания — середина XVII века, Санта-Фе, Нью-Мехико) — испанский лингвист, доминиканский священник, миссионер. Составил первый словарь и грамматику языка чибча-муисков.
Антоненко, Григорий Николаевич
Введение 1 Биография 2 Почетные звания и награды 3 Творчество 4 Роли в театре 4.1 Роли в кино Список литературы Введение Григорий Николаевич Антоненко — актёр театра и кино театра, народный артист Украины (1996)[1].
Юшневский, Алексей Петрович
Алексей Петрович Юшневский (12 [23] марта 1786 г. Петербург — 10 [22] января 1844 г.) — декабрист. Биография Родился в Подолии (по другим сведениям в Петербурге) в семье польского дворянина Петра Христофоровича Юшневского и Наталии Ивановны Матвеевой. Учился в Московском университете (курса не окончил).
Саблиер, Маргарита
Введение 1 Личность и биография 2 Посетители салона 3 Лафонтен и мадам де Саблиер Введение Маргарита Сабльер (фр. de la Sabliиre, урождённая Hessein, 1636—93) — хозяйка известного салона в Париже, в котором собирались выдающиеся учёные и светские люди того времени.
Эдгар Дега
Эдгар Дега - французский живописец, график и скульптор. Творчество Дега.