Египетский пантеон богов
Внешний вид
Египетские боги отличаются необычным, порой весьма причудливым видом. Это связано с тем, что религия Египта складывалась из множества локальных верований. Со временем некоторые боги приобрели аспекты, а некоторые сливались друг с другом, например, Амон и Ра образовали единого бога Амона-Ра. Всего египетская мифология насчитывает около 700 богов, хотя большинство из них почитались лишь в определенных местностях.
Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным, хотя у некоторых об их природе напоминают только украшения, как скорпион на голове богини Селкет. Несколько богов представлены абстракциями: Амон, Атон, Нун, Бехдети, Кук, Ниау, Хех, Герех, Тенему.
Виды
В египетском пантеоне можно выделить несколько категорий богов:
Главное божество. Несмотря на разнообразие богов Египта, существовали особенно могущественные и прославленные боги, которым подчинялись остальные. Главным среди них становился бог-покровитель города, из которого происходила правящая династия. В Древнем царстве таковым был Ра, начиная со Среднего царства — Амон (при фараоне Эхнатоне временно был введен культ бога Атона).
Местные боги. Боги, почитавшиеся лишь в определенных городах или областях и считавшиеся их покровителями, как, например, Упуаут в Ассиуте.
Атум — древнейшее божество г. Гелиополя, бог-творец, глава гелиопольской эннеады. Обычно изображался в виде человека с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Как это следует из гелиопольской теогонии, Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма, и затем, оплодотворив себя, породил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, от которых затем произошли остальные боги эннеады. Был рано отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополе.
Геб — бог земли, сын Шу и Тефнут, породивший вместе со своей сестрой и супругой, богиней неба Нут, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду. Входил в гелио-польскую эннеаду богов. Зооморфные изображения практически отсутствуют, наиболее характерный облик — человек с короной Верхнего или Нижнего Египта на голове. Считался одним из первых мифологических царей Египта, затем передал власть над Египтом Осирису. Специальных центров почитания не имел, но являлся активным действующим лицом большого числа мифов, в частности был главным судьей в разрешении спора о праве на престол между Гором и Сетом, участвовал в суде Осириса над умершими.
Исида — богиня плодородия, воды и ветра, «великая чарами», «госпожа волхований»; в сложившемся мифологическом каноне дочь Геба и Нут, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сета, мать Гора, одна из самых почитаемых богинь в Египте. Ее культ был в эпоху эллинизма широко распространен и в других государствах.
Исида — одно из главных действующих лиц всех мифов, связанных с именем Осириса. В последующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери. Первоначальный центр почитания Исиды — г. Буто в северной части Дельты.
Нефтида (греч.), Небетхет (егип., букв, «владычица дома») — младшая сестра Исиды, участвующая с ней во всех заупокойных обрядах и мистериях, связанных с Осирисом. Изображалась как женщина с иероглифом на голове, соответствующим ее имени. Считалась женой Сета, хотя тексты, делающие эту связь не эфемерной, практически отсутствуют.
Осирис — одно из центральных божеств египетского пантеона, бог производительных сил природы, позднее почитавшийся и как царь загробного мира, в сложившемся мифологическом каноне старший сын Геба и Нут, брат Сета, Исиды (которая была одновременно и его женой) и Нефтиды. Первоначально отождествлялся, видимо, с водами разлива Нила, несущими жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами, но главным культовым центром стал для него г. Абидос — место погребения фараонов. Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».
Ра — бог солнца, один из наиболее почитаемых богов Древнего Египта. Изначально бог-творец в теогони-ческой модели жрецов г. Гелиополя, однако в период правления V династии, происходящей из Гелиополя, культ Ра распространяется по всему Египту. Ра отождествляется с более древним гелиопольским богом-творцом Атумом и объявляется отцом богов, творцом мира и людей. Позднее Ра составил «один комплекс» с Гором (Ра-Гарахти), с Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами. Подробнее см. статью «Культурное пространство Древнего Египта».
Сехмет (Сахмет, Сохмет) ( букв, «могучая») — жена главного бога Мемфиса Пта, изображавшаяся обычно как женщина с головой львицы. Воинственная богиня, защитница фараона в битвах, уничтожающая его врагов пламенем своего дыхания. Также богиня-целительни-ца, покровительствующая врачам, которые считались ее жрецами. Отождествлялась с Тефнут и Хатхор.
Тефнут — в гелиопольской космогонии сестра и супруга Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Нут. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнут почиталась также как дочь Ра и одновременно как Око, сияющее на лбу Ра, восходящего над горизонтом, и уничтожающее его арагов. Отождествлялась с Хатхор. Известен миф об уходе обиженной Хат-хор-Тефнут из Египта и последующем возвращении ее обратно и связанный с этим событием ре-лигозный праздник, происходящий в период разлива Нила. Культовый центр — г. Гелиополь. — бог луны, бог мудрости, счета и письма, «владыка Истины», судья в мире богов, покровитель писцов и судей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых — доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса. Культовый центр — г. Гермополь. Шу — бог воздуха, заполняющего пространство между небом и землей, супруг Тефнут, отец Геба и Нут. Входил в гелиопольскую эннеаду. Специальных храмов в честь Шу не зафиксировано, известны лишь места почитания его в Гелиополе. Эннеада — девять первых богов в теогонической системе г. Гелиополя: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Оси рис, Исида, Сет, Нефтида. Позднее подобные эннеа-ды (или октады) возникли и в других городах Древнего Египта.
Другие работы по теме:
Цели и пути языческой философии
Язычники - дети Рода (божественность, Правь). Их цель - продолжение Творения, каковое не закончено (люди для этого и предназначены, для продолжения оного).
В поисках Небесного Отца индоевропейцев
Многие современные неоязычники хорошо знакомы с концепцией Матери-Земли, в которой она предстает либо как непосредственно планета Земля, либо более конкретно – как богиня верховной власти.
Теогония
"Теогония" ("О происхождении богов") - поэма Гесиода. Написана в начале VII века до н.э. Своей целью античный поэт ставил систематизацию греческой мифологии, четкое изложение родственных связей между богами, стихиями, божествами, чудовищами.
Иерархия духовенства у инков
У инков было очень много богов, и их пантеон постоянно расширялся по мере завоевания ими все новых народов, чьи языческие идолы перекочевывали на территорию растущей империи.
Синтоизм
Синто (яп. "путь богов") - исконная религия японцев, которая исповедуется ими наряду с буддизмом. В основе синто лежат два культа: культ обожествления предков и культ одухотворения природы.
Андрогин
В мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские и женские половые признаки.
Египетская мифология
Египетская мифология - одна из самых древних. Она начала формироваться около 5 тысяч лет до нашей эры, задолго до возникновения развитой цивилизации. В каждой области складывался свой собственный пантеон богинь и богов, свои мифы.
Мифология Индии
Мифология Индии представляет собой сложное явление из-за того, что Индийский субконтинент стал родиной для самых разных народов очень непохожего происхождения с совершенно разными культурными и мифологическими истоками.
Хурриты
Мелкие хурритские царства стали возникать в начале 2 тысячелетия до н. э. Самым известным из них было государство Митанни, (XVII — XIII вв. до н. э.) на территории Северной Месопотамии и прилегающих областей. Столицей его был город Вашшукканне.
Стрибог
Язычество как религиозно–идеологическая основа для поддержания власти киевских князей и подкрепления государственности. Религиозная реформа Владимира, проведенная в 980 году. Противопоставление христианскому Богу-Отцу небесного бога-отца Стрибога.
Религия в Древнем Египте и Древней Месопотамии
Политеистический характер религии древних египтян. Роль жрецов – исполнителей и организаторов культовых действий. Обожествление фараона и заупокойный культ. Религия Древней Месопотамии. Функции храма в деятельности государства как последней инстанции.
Титаномахия
..Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки. Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа.
Богиня Аматэрасу
Аматэрасу, в японской мифологии богиня солнца и глава пантеона синтоистских богов; полное имя Аматэрасу-о-ми-ками, что значит "величественная, которая заставляет небеса сиять".
Египетский бог Анубис
Ласнамяэская гимназия Реферат по истории искусств: Египетский бог Анубис. Исполнитель: ученик 10 Г класс Хасанов Павел Таллинн 1999 Представление людей о некоторых главных египетских богах и священных животных.
Святой Антоний
Антоний Великий, Св. (ок. 251 – ок. 356), также Авва Антоний, Антоний Египетский, основатель первых монашеских общин.
Этрусская мифология
Восточными чертами этрусской мифологии является наличие в ней представлений о сакральном характере царской власти, религиозные атрибуты - сложная космогоническая система, во многом близкая космогонии Египта и Вавилонии.
Мифология древних славян
Язычество древних славян просуществовало до Х века, когда в 988 году князь Владимир Святославич принял решение о крещении своей земли. Однако и после этого многие черты народной мифологии сохранялись в обрядах, поверьях, сказках, загадках.
Публий Вергилий Марон и его Энеида
Время правления императора Октавиана Августа ознаменовано привлечением к возрождению могущества империи Рима талантливейших писателей нового поколения, среди которых были лирик Гораций и эпик Вергилий.
Творчество Эмиля Золя
Graphics Эмиль. Золя. Дата рождения: 2 апреля 1840 Место рождения: Париж, Франция Дата смерти: 29 сентября 1902 (62 года) Место смерти: Париж, Франция Род деятельности: писатель Graphics
Кельтская мифология 2
Кельтская мифология Никто не может с полной уверенностью сказать, откуда в самом центре современной Западной Европы, на стыке Франции, Германии и Швейцарии, на рубеже 2-го тысячелетия до нашей эры появились воинственные племена, называвшие себя кельтами. Первоначально эти племена ничем особенным не выделялись на фоне своих соседей.
Англо-египетский договор 1936
Англо-египетский договор был подписан в 1936 году и определял отношения между Соединенным Королевством и Королевством Египет. Официально был известен как «договор о союзе Его Величества из Соединенного Королевства, и Его Величества Царя Египта».
Религия Древнего Египта 2
Религия Древнего Египта – весьма интересное и многообразное явление. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д.
Багаран
(арм. Բագարան, дословно «обиталище богов») — исторический город в области Айрарат Великой Армении, одна из 13 столиц Армении. Располагался на правом берегу реки Ахурян у её впадения в Аракс.
Мухаммед Саид-паша
(1822—1863) (араб. محمد سعيد باش) — египетский вице-король, четвёртый сын Мухаммеда Али; в 1854 г. наследовал своему племяннику Аббасу-паше. Получил образование во Париже, во внешней политике ориентировался на Францию.
Птолемей XIII Теос Филопатор
(др.-греч. Πτολεμαίος Θεός Φιλοπάτωρ, 61 — 47 гг. до н. э.) — царь Египта из династии Птолемеев, правивший в 51—47 до н. э. Сын Птолемея XII, младший брат Клеопатры VII.
Англо-Египетский Судан
Введение 1 Союз с Египтом 1.1 Британское участие 1.2 Восстание махдистов 2 Англо-египетский кондоминиум 1899 — 1956 3 Отмена кондоминиума и путь к независимости
Религиозная вера древних славян
Во что верили древние славяне? Предки русского народа - восточные славяне - были язычниками. Языческая религия не признавала единого Бога. Как и другие древние народы, славяне поклонялись силам природы и почитали предков. Силы природы воплощались у них в образы божеств. Первое место в этом многобожии занимало божество солнца - Даж-бог (иначе Даждьбог, Дажебог).
Рифаа ат-Тахтави
ат-Тахтави Рифаа Рафи (1801, Тахта, Египет, — 27.5.1873, Каир) — египетский просветитель, общественный деятель и писатель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире; в 1826—31 находился в Париже. В 1837—49 возглавлял Школу перевода (позднее — Школа языков) в Египте, с 1863 — Бюро переводов.
Ибрахим-паша
Ибрахим-паша (1789–1848), египетский полководец, сын Мухаммеда Али, родился в Кавалле (нынешняя Греция) в 1789.