В Италии, которую принято считать родиной кружева, в XVI в. печатались специальные сборники узоров для вышивок шов по прорези и кружев с орнаментом ретичелла (шитых иглой и плетеных), изготовлявшихся в то время как женщинами из народа, так и знатными дамами. Такие сборники печатались и в других европейских странах.
Первые кружева представляли собою скромную узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, употребляющуюся для обрамления больших накрахмаленных воротников; последние обычно были такие ажурные, но выполнялись в технике вышивки шов по прорези с орнаментом ретичелла. Такими же кружевами обрамлялись манжеты длинных рукавов, обшивались передники, носовые платки, а также полотняные скатерти и салфетки.
В дальнейшем, по мере совершенствования технических приемов, кружево становилось шире, удлинялись его зубцы, усложнялся его узор. Наряду с геометрическим орнаментом, наиболее характерным для вышивок шов по прорези и ранних кружев, довольно большое распространение получили узоры с изображением человека и различных животных. Обычно это были геометризованные фигуры дам в платьях с длинными широкими юбками и кавалеров, вкомпанованные в расположенные рядами квадраты и образующие как бы одну общую цепочку. Подобные изображения иногда располагались в шахматном порядке, чередуясь с вышитыми гладью квадратами полотна.
К концу XVI и в начале XVII в. появляются кружева с изображением библейских и мифологических сцен и персонажей, причем в одном и том же изделии часто комбинируются приемы вышивки и шитого иглой или плетеного кружева. Вообще на раннем этапе своего развития кружево тесно смыкалось с вышивкой шов по прорези. Это проявлялось в применении обеих техник на одном и том же изделии, в общности и преемственности развития орнамента. Так, характерный в дальнейшем для шитого иглой и плетеного кружева растительный орнамент появляется еще на вышивках шов по прорези. К концу XVI — началу XVII в. широкое распространение получает гипюр, т.е. кружево, состоящее из шитого иглой или плетеного на коклюшках узора, кое-где соединенного тонкими связками. Производством гипюра особенно славилась Венеция. Орнамент венецианского гипюра с течением времени значительно видоизменяется. Первоначально он представляет собою сложные переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек, соединенные тонкими связками с шипами. Длинные острые зубцы, являющиеся отличительной чертой кружева XVI в., постепенно исчезают, и кружево XVII в. заканчивается фестонами, которые образуются расположенными по краю цветами. Края и детали орнамента подчеркиваются тонким рельефным контуром, выполненным петельным швом. На кружевах XVI — XVII в. узор еще сохраняет симметрию и своеобразный строгий ритм, присущий орнаментам эпохи Возрождения, растительные орнаменты часто дополняются мотивами ваз и гротесками.
К середине XVII в. узор венецианских гипюров становится крупнее и теряет строгость, приобретая большую динамичность. Появляются характерные для стиля барокко пышные орнаментальные завитки, преобладающим мотивом становится растительный побег с большими стилизованными плодами граната и цветами лилии. Увеличивается, делаясь массивнее, рельеф контуров, появляется много разнообразных ажурных сеток. Край кружев делается почти прямым и заканчивается мелкими зубчиками.
В конце XVII и в начале XVIII в. орнамент венецианского гипюра становится гораздо мельче и состоит из узких извивающихся растительных побегов и мелких цветков и листьев, соединенных перетяжками с мелкими розетками и зубчиками — пико. Рельефные контуры остаются, но становятся менее выпуклыми. Этот вид гипюра получил название point de rose.
Кроме Венеции гипюры производились и в других городах Италии. В Милане делался плетеный гипюр. Его пышный растительный орнамент поражает разнообразием ажурных сеток, но в отличие от венецианских гипюров не имеет рельефного контура.
Наиболее дешевый сорт гипюра, производившийся в итальянских городах, а также во Фландрии, делался при помощи узких плетеных или тканых ленточек, из которых компоновался контур орнамента, а середина его заполнялась различными ажурными сетками, выполненными иглой.
Итальянские кружевницы славились своими изделиями далеко за пределами страны, и итальянские гипюры вывозились в большом количестве в другие страны Европы. Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом употреблялись в первой половине XVII в. главным образом для украшения мужского костюма. Из них делались воротнички, уже не накрахмаленные, а мягко лежащие на плечах, жабо, манжеты, краги перчаток; широкими кружевами украшались облачения католических священников, кружевными волнами отделывались даже раструбы ботфортов и перевязи, надевавшиеся поверх металлических доспехов. К концу XVII в., когда орнамент гипюра становится более мелким и кружево приобретает большую легкость, делается воздушнее, его употребляют уже преимущественно для украшения женского наряда.
Шитые иглой и плетеные итальянские гипюры ценились очень высоко. Для того чтобы при помощи тонкой льняной нити воспроизвести сложный узор, требовалось очень много времени. Над изготовлением одного воротника или волана трудилось обычно несколько мастериц. Каждая из них делала какую-либо часть узора, а затем эти части соединялись, образуя законченную вещь.
Наряду с шитыми и плетеными гипюрами в городах Италии, главным образом в Генуе, изготовлялось кружево, плетенное из золоченых и серебряных нитей. Золотое и серебряное кружево шло на украшение мужской и женской одежды: его нашивали в виде каймы, часто в несколько рядов, на широкие юбки из гладкого атласа и бархата, или на узкие корсажи, а также на мужские камзолы и кафтаны. Кроме того, золотым кружевом украшали бархатную и парчовую обивку стульев и кресел, балдахины над кроватями, даже внутреннюю обивку парадных карет.
Если в XVI — XVII вв. ведущей страной по изготовлению кружев была Италия, то в XVIII в. она теряет свое значение и на первое место выступают Фландрия и Франция.
В XVIII в. в Италии не было создано новых оригинальных сортов кружев. Последним самостоятельным этапом развития итальянских гипюров было кружево point de rose. Развитие французских центров кружевного производства нанесло непоправимый удар искусству итальянских кружевниц, привело их к потере творческой самостоятельности. В Венеции и Бурано в XVIII в. изготовлялись кружева, ничем не отличавшиеся от алансонских, аржантанских и седанских французских кружев.
Другие работы по теме:
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Лимон
Родовое название от греческого “kitrea” — лимонное дерево; итальянское “Hmone” — лимон. Согласно древнегреческим мифам, Геспериды — дочери Атласа — стерегли в своих садах золотые яблоки.
Внутренний мир героини в повести Карамзина Наталья, боярская дочь
Н.М. Карамзин в повести «Наталья, боярская дочь» обращается к историческому прошлому России. Наталья, главная героиня повести, живет в эпоху допетровской России. Ее отец, боярин Матвей, – богатый человек, верный советник царя. Мать Натальи умерла и ее воспитывала няня. Тогда в личной жизни людей главными были правила «Домостроя», и жизнь Натальи полностью подчиняется этому укладу.
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Гольдони Карло
(1707 - 1793) итальянский драматург Гольдони родился в Венеции в 1707 г. В доме деда своего, большого любителя театра, он уже ребенком знакомился с сценическими представлениями. Изучая, по приказанию отца, медицину, он больше читал Плавта, Теренция, Аристофана, Менандра и вместе с тем усердно посещал театр, водил компанию почти исключительно с актерами и актрисами.
Развитие макраме
Макраме (фр. Macramй, от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Культура итальянского Возрождения 2
Итальянское Возрождение Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.
Алпатов Михаил Владимирович
Алпа́тов Михаил Владимирович (10 декабря 1902, Москва - 9 мая 1986, там же) - российский искусствовед, действительный член Академии художеств СССР (1954), заслуженный деятель искусств РСФСР (1958). Лауреат Государственной премии СССР (1974).
Явление Брюллова
Одним из счастливцев, сумевших добиться прижизненной славы и признания не только за рубежом, но и в России, - Карл Павлович Брюллов (1799 - 1852).
Русское коклюшечное кружево
Классификация и особенности коклюшечного кружева. История кружевоплетения в Европе и на Руси. Рекомендации по выбору и изготовлению инструментов и материалов для рукоделия (валик, коклюшки, сколок, булавки, нити). Основные используемые приемы плетения.
Известные и великие лыжники мира
Известные и великие лыжники мира Натали́ Санте́р-Бьёрнда́лен (Nathalie Santer Bjшrndalen; 28 марта 1972, Иннихен, Больцано) — итальянская и бельгийская биатлонистка. Имеет двойное бельгийское и итальянское гражданство, так как её мать родом из восточной Бельгии. Участница 5 зимних Олимпиад.
Маньеризм
Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль), течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения.
Брюллов К.П.
Произведения Брюллова отмечены утверждением чувственно-пластической красоты человека, драматической напряженностью образов, реалистическими тенденциями, тонким психологизмом. Блестящий мастер парадного портрета.
Кадомская вышивка
Россия, которая при Петре буквально ворвалась на европейский рынок, по мнению государя, не могла позволить себе такой роскоши: ввозить из-за границ все необходимое - от пушек до "розоватых брабантских манжет".
Осип Эмильевич Мандельштам. Четвёртая проза
Одни люди пытаются спасти других от расстрела. Но действуют они при этом по-разному. Мудрая расчетливость одесского ньютона-математика, с которой подошел к делу Веньямин Федорович, отличается от бестолковой хлопотливости Исая Бенедиктовича.
Итальянское Сомали
Герб Итальянского Сомали Итальянское Сомали — колониальные владения Итальянского королевства на востоке Африки, которые были призваны, по замыслу итальянского правительства, стать ядром более широкой зоны Итальянской Восточной Африки. На юге Итальянское Сомали граничило с британской Кенией, на севере — с Британским Сомали, на западе — с независимой Эфиопией.
Англо-польский военный альянс
Введение 1 Подписание 2 Анализ Введение Англо-польский военный альянс 1939 года (польск. Polsko-brytyjski układ sojuszniczy, англ. Anglo-Polish military alliance)) — межгосударственные соглашения между Польшей и Великобританией, заключённые в 1939 году, определяющие взаимопомощь в случае агрессии одной из «Европейских держав».
Фламандское кружево
Введение 1 История 2 Разновидности 2.1 Кружево малин 2.2 Антверпенское кружево 2.3 Брюггское кружево 2.4 Брюссельское кружево Введение Фламандское кружево — разновидность кружева, производимого в бельгийском регионе Фландрия.
Губертусбургский мир
Въезд Фридриха II в Берлин 30 марта 1763 года после подписания Губертусбургского мира Аллегорическое изображение Губертусбургского мира, слева направо: Швеция, Франция, Россия, Саксония, Австрия, Пруссия
Британское Сомали
Территория Британского Сомалиленда. Британское Сомали Британский Сомалиленд (англ. British Somaliland) — в XIX-XX веках британский протекторат на севере Африканского Рога. Территория протектората после обретения независимости от Великобритании вошла в состав Сомали. В настоящее время на большей части территории бывшего Британского Сомали существует самопровозглашённое государство Сомалиленд.
Альянс восьми держав
Введение 1 Ход событий 2 Оценка альянса Список литературы Введение Альянс восьми держав (кит. 八國聯軍) — военный альянс, в который вошли Российская империя, США, Германская империя, Великобритания, Франция, Японская империя, Австро-Венгрия и Итальянское королевство, чьи войска вторглись в Цинский Китай в ответ на осаду нескольких дипломатических миссий в Посольском квартале в Пекине.
Египет во Второй мировой войне
Во время Второй мировой войны Королевство Египет формально оставалось нейтральным, однако Союзники использовали его как военную базу и вели на его территории бои с вооружёнными силами стран Оси.
Новейшая история Италии
Новейшая история Италии включает историю Италии от окончания Второй мировой войны по настоящее время. XX век В начале XX века Италия, формально заключившая союз с Австро-Венгрией и Германией (Тройственный союз 1882), всё больше сближалась с державами Антанты. У неё были территориальные претензии и к Франции, и к Австро-Венгрии, так что новоизбранное итальянское правительство не знало, к какому из военных союзов присоединиться.
Мазуччо Салернитанец
(итал. Masuccio Salernitano; литературный псевдоним; настоящее имя — Томмазо Гуардати , итал. Tommaso Guardati; в ЭСБЕ его называли Мазуччио (итал. Tommaso Masuccio); 1410 / 1420, Салерно — около 1475, Салерно) — итальянский писатель.
Мулир Младший, Питер
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Интересные факты Введение Питер Мулир Младший (Пьетро Темпеста) (Pieter Mulier the Younger, il Cavalier Pietro Tempesta) (1637, Харлем – 29 июня 1701, Милан) – голландский и итальянский художник. Прозвище «Темпеста» (ит. tempesta – «буря, шторм, гроза») получил за свои пейзажи, на которых изображал бурное море.
Взятие Рима
План Введение 1 Предыстория 1.1 Вторая война за независимость Италии 1.2 Франко-прусская война 1.3 Письмо Папе 2 Взятие Рима 3 Последствия Введение Взятие Рима (20 сентября 1870 года) — завершающее событие процесса объединения Италии в XIX веке.
Русско-итальянское соглашение 1909
План Введение 1 Причины подписания договора 2 Подписание договора 3 Итог Введение Русско-итальянское соглашение или соглашение в Раккониджи — соглашение между Российской империей и Италией, подписанное в итальянском городе Раккониджи между императором Николаем II и королём Виктором-Эммануилом III.
Итальянская война 1536 1538
Итальянская война (1536—1538) ПротивникиФранция Османская империяСвященная Римская империя ИспанияКомандующие Франциск I Хайр-ад-Дин Барбаросса Карл V
Австрийское Приморье
Австрийское Приморье Австрийское Приморье (слов. Primorska; ит. Litorale; нем. Kьstenland) — коронная земля Габсбургской монархии с 1813 по 1918 годы, заключавшая в себе вольный имперский город Триест с предместьями, маркграфство Истрия и окняженное графство Горица и Градишка. Управление коронной землёй осуществлял императорский наместник, резиденция которого находилась в Триесте.
Франциск II король Обеих Сицилий
Франциск II , Франческо II (итал. Francesco II; 16 января 1836, Неаполь — 27 декабря 1894, Арко, Италия), последний король Обеих Сицилий в 1859—61, представитель династии Бурбонов.
Борромини
Борромини Франческо (Borromini, Francesco) (25.09.1599 / Биссон, Ломбардия, Италия–02.081667 / Рим, Италия), итальянский архитектор.
архитектура Брунеллески в период Раннего Возрождения
В культуре итальянского Возрождения архитектура занимает выдающееся место. По обилию талантливых мастеров, размаху и многообразию художественного творчества, а главное, по его смелому новаторству Италия опередила в 15 в. все другие страны Европы. Итальянское искусство Кватроченто развивалось в рамках локальных школ.