Критик, которого никто не упрекнет в недооценке художественного дарования К. Симонова, но который еще в 1964 году с сожалением отмечал, что Синцов исчерпал себя раньше, чем закончился роман «Живые и мертвые», а Серпилин, как характер, полностью завершен в романе «Солдатами не рождаются», тоже позднее заключал: «Вообще трилогия К. Симонова показала, что ее автору не очень дается изображение характера развивающегося, изображение внутренней эволюции героя, изменений его нравственно-психологического облика.
Толстовская «диалектика души», — а Толстой для Симонова был и есть, по его собственному признанию, «самый важный учитель» — воспринята им только как стремление докопаться «до причин человеческих поступков, до оснований нравственных правил человека», — конечно, и это очень хорошо и не так уж мало; но другое свойство толстовского искусства — изображение внутреннего мира человека как реки, вечно движущейся, изменяющейся, постоянно обновляющейся, — в гораздо меньшей степени отозвалось в творчестве К. Симонова. Впрочем, до поры до времени — в рассказах, в повестях «Дни и ночи» и «Дым отечества» — это не особенно ограничивало, да и не могло ограничивать писателя: для сколько-нибудь существенной эволюции героев в этих вещах просто не хватало временной протяженности, повествовательного пространства.
Иное дело трилогия, здесь это ощущается как недостаток, здесь и протяженность действия, и пережитые главными героями потрясения требовали изображения перемен в их духовном мире. Однако и в этих романах К. Симонова характеры, раскрывшись, остаются затем в принципе неизменными».
Новейшие исследователи трилогии «Живые и мертвые» тоже склоняются к заключению, что ей недостает «сопряжения» разных сторон жизни народа, динамичного развития характеров, их «текучести». Они отмечают некоторую непроясненность ряда конфликтов, неполноту решения поставленных проблем, между тем как жанр эпопеи (романа-эпопеи) предполагает «завершение всех психологических, нравственных, социальных и философских конфликтов в некоем историческом свершении, имеющем общенародное значение».
Вскоре после того как увидел свет роман «Живые и мертвые», пишущий эти строки выступил со статьей «Спор о герое — спор о человеке». В ней говорилось и о достоинствах нового произведения, и о его недостатках. Константина Симонова она очень раздражила, особенно в той части, где говорилось о неумении или нежелании писателя индивидуализировать речь персонажей, о том, что она мало, чем отличается от авторской, о недооценке пейзажа и т. п. Свое недовольство он выразил со всей откровенностью на одном из заседаний секретариата Московской организации писателей весной 1965 года. А какое-то время спустя неожиданно для меня предложил выступить на его вечере. А еще через год или два в беседе с Л. Лазаревым с мужественной откровенностью говорил: «Свои слабые и сильные стороны в какой-то мере я, наверное, знаю. Знаю, скажем, за собой такую слабость, как использование одной и той же фразеологии для выражения собственных мыслей и мыслей героя, для перехода из его речи, его размышлений к своим, стараюсь это преодолеть… Мой недостаток — неумение давать резкую речевую характеристику. Но мне кажется, что изобилие разнообразных речевых характеристик иногда идет и во вред прозе».
Перебирая в памяти все то, о чем рассказано в симоновской трилогии, воссоздавая мысленно характеры и судьбы населяющих ее людей, невольно вспоминаешь строки одного из ранних стихотворений поэта:
Да, нам далась победа нелегко. Да, враг был храбр. Тем больше наша слава».
«Брестская крепость» Сергея Смирнова, три романа Константина Симонова явились убедительным художественным решением спора о соотношении «окопной» и «масштабной» правд. Трилогия Константина Симонова типична для нового этапа в поступательном развитии русской литературы, когда на первый план снова выдвигается эпический роман, широко захватывающий жизнь во всем многообразии ее событий, роман, в котором интерес к изображению личных отношений между людьми не закрывает от писателя социальных событий, великих дел, грандиозных свершений, но, напротив, является средством углубленно го их раскрытия, роман, в котором гармонически сочетаются анализ и синтез.
Список литературы
Другие работы по теме:
Гоголь н. в. - Две россии в поэме гоголя
Две России в поэме Гоголя "Мертвые души". "Мертвые" и "живые" души в поэме Гоголя. В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому: "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произведения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрицательные, так и положительные стороны жизни России той эпохи.
Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина Евгений Онегин.
Автор и главный герой в романе А.С.Пушкина "Евгений Онегин". Автор: Пушкин А.С. Кто главный герой романа "Евгений Онегин"? Ответ на этот вопрос кажется вполне ясным: конечно, тот, чьим именем назвал Пушкин свою книгу, конечно, Евгений — кто же еще? Даже Татьяна и Ленский играют в романе менее важную роль, а уж тем более Ольга, старики Ларины, соседи-помещики, светские денди, крестьяне..
Смысл названия поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Название поэмы Гоголя “Мертвые души” многозначно. Несомненно влияние на поэму “Божественной комедии” Данте. Название “Мертвые души” идейно перекликается с названием первой части поэмы Данте — “Ад”.
Татьяна в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
Автор: Пушкин А.С. В пушкинском романе возникает парадоксальная ситуация: «дева красоты», которую Ленский призывал «слезу пролить над ранней урной», «не долго плакала»: ею «памятник унылый забыт». Память о Ленском живет в Татьяне и Онегине: «О нем два сердца, может быть, Ещё грустят… »
Авторская позиция в романе И. С. Тургенева Отцы и дети
Автор: Тургенев И.С. Читая роман Тургенева “Отцы и дети”, мы постоянно встречаем авторские характеристики и описания героев, ремарки автора и различные комментарии. Следя за судьбами персонажей, мы чувствуем присутствие самого автора. Автор глубоко переживает все то, о чем пишет. Однако отношение его к происходящему в романе неоднозначно и не так уже просто, как это может показаться на первый взгляд.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в.
Мотив дуэли в произведениях отечественной классики XIX в. Дуэль как социальное явление целой эпохи является одной из проблем, поднимаемой в классической литературе. Для того чтобы дать ей объективную оценку сегодня, следует воспринимать данное явление с позиций особенностей эпохи, нравственных и эстетических ценностей времени.
Чичиков - живая или мертвая душа
Автор: Гоголь Н.В. Чичиков – главный герой поэмы «Мертвые души». Вообще, автор назвал ее так, чтобы показать, что сердца помещиков уже не живы, они умерли. А мертва ли душа самого главного героя? Попробуем разобраться.
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого Война и мир 3
Тема жизни и смерти в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Одной из самых ярких особенностей романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является глубокий психологизм и внимание автора к чувствам и мыслям героев. Сам жизненный процесс становится главной темой его творчества. Он показывает всего человека так, что перед нами выступают не остовы и схемы, которыми зачастую грешит типичность, а те неповторимые, единственные, интимные движения определенной души, которые представляют собою и самое дорогое, и самое несомненное в каждом из нас.
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова "Обломов"
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре.
Б.Л. Пастернак "Доктор Живаго"
Б.Л.Пастернак начал писать роман "Доктор Живаго" в 1945 году и закончил его в декабре 1955 года. О чем же этот роман? Что такого Пастернак написал в нем, что Симонов, редактор журнала "Новый мир", отказался печатать роман.
Роль личных отступлений в поэме Гоголя Мертвые души
Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы «Мертвые души» как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который бы дал возможность обнажить скрытые явления действительности. В этом смысле Гоголю как нельзя лучше подошел сюжет, предложенный А.
Жанровое своеобразие поэмы Н. В. Гоголя Мертвые души
Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь всегда считал поэму “Мертвые души”, работа над которой длилась около 17 лет, главным произведением своей жизни. В письмах В. Жуковскому он восклицает: “Клянусь, я что-то сделаю, чего не сделает обыкновенный человек... Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то... какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!” Действительно, замысел произведения был чрезвычайно сложен и оригинален.
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Смех сквозь слезы в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. Н. В. Гоголь вошел в литературу как непревзойденный мастер смеха. Повести Гоголя, его поэма "Мертвые души" просты по сюжету, прозрачны по разборке характеров. И тем не менее существует неразгаданная и не поддающаяся разгадке тайна Гоголя и тайна этого смеха.
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки по поэме Н.В. Гоголя Мертвые души
Анализ эпизода Чичиков у Коробочки (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души") Автор: Гоголь Н.В. В поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголь, по его словам, стремился изобразить «всю Русь», но с «одного боку». И у него это получилось: он очень точно и правильно сумел показать как отрицательные, так и положительные стороны жизни России того времени.
Почему стала возможной авантюра Чичикова
Приступая к работе над поэмой «Мертвые души» Н.В. Гоголь хотел показать «хотя бы с одногобоку всю Русь». В основе сюжета — похождения Чичикова, скупающего «мертвые души». Такая композиция позволила писателю показать последовательно помещиков, к которым заезжал Чичиков, показать их индивидуальные и типические черты.
Евгений Онегин - герой своего времени. 3
Евгений Онегин - герой своего времени. Автор: Пушкин А.С. “Евгений Онегин” — первый русский реалистический роман и единственный в русской литературе роман в стихах.
Образ Чичикова
Автор: Гоголь Н.В. Осенью 1835 года Гоголь принимается за работу над поэмой “Мертвые души”, сюжет которой был ему подсказан Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать роман о России, и был очень благодарен Пушкину за идею. “Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь”, — признавался писатель Пушкину.
Две России в поэме Гоголя Мертвые души Мертвые и Живые души в поэме Гоголя
На мой взгляд, Гоголь отразил в своей поэме не две, а три России: Россию "мертвых душ" - помещиков и чиновников, Россию крестьян, и в конце поэмы проявляется прекрасный художественный образ Руси-тройки, птицы-тройки. Сделано это настолько искусно и полно, что "Мертвые души" можно назвать исследованием русской жизни второй четверти прошлого века.