Система
экономических воззрений Н. Гянджеви в "Хамсе"
Низами Гянджеви (1141– предпол. 1204) –
азербайджанский поэт, мыслитель, философ, писал на языке фарси.
Низами, или
«Нанизывающий слова» (подлинное имя поэта – Ильяс сын Юсуфа) жил и творил в 12
в. на Кавказе – в Гяндже (отсюда псевдоним – «из Гянджи»). Город этот, стоявший
на Великом шелковом пути, по свидетельству арабского путешественника Ибн
Азрака, посетившего его почти за сто лет до рождения поэта, «является великой
столицей тюрков», имея в виду государство Арран, где «тюрки – как отмечал
другой знаменитый историк Насави, – неисчислимы, словно муравьи».
Низами Гянджеви отразил
свои философские, социально-экономические мысли в своей бессмертной "Хамсе"
- пятью поэмами: "Сокровищница тайн", "Хосров и Ширин",
"Лейли и Меджнун", "Семь красавиц",
"Искендернаме" - внес в мировую литературу новый поэтический голос,
новый дух. В эпоху Низами отмечается существенными изменениями в экономике,
социально-политической и культурной жизни.
Творчество Низами,
которого мир воспринял как "Гений из Гянджи", явилось глобальным
событием еще и потому, что в наследии азербайджанского поэта нашли свой блестящий
синтез нашли отражения не только художественно-культурные ценности Востока, но
и социально-экономические ценности. В сущности Низами можно считать новым
этапом классического периода в полном смысле этого слова. Потому что в глубоких
гуманистических мыслях Низами мы видим разумный подход к отторжению от мистики
средних веков, ясное осознание событий и предметов, рациональный, логичный
подход к человеку, смыслу и сущности жизни общества. Человек создан для
счастливой жизни, дарованная ему судьба не может подвержена изменению ни какими
злыми силами. Именно эта идея проходит красной нитью через все творчество
Низами. И эта идея впоследствии проявит себя в мировой литературе, в творчестве
мастеров европейского Ренессанса.
Бессмертие творчества
Низами заключается в том, что своим исследованием экономических проблематики он
указал пути их решения. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества
Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать
пути их решения. По мыслям поэта, во главе общества должен стоять умный,
увлеченный просветительством правитель, который мог бы обеспечить гармоничность
человеческих отношений в обществе. Здоровая атмосфера общественной среды во
многом зависит от личных качеств человека, стоящего во главе общества. Ведущая
проблема, поставленная во всех его произведениях состоит в том, что глава
государства обязан достояно справляться с обязанностями, наделенными ему
Всевышним, он должен без устали трудиться для счастья, благополучия граждан,
судьбы которых вверены ему. Лишь при таком положении может быть обеспечено
развитие всех слоев общества, осуществлены задачи, поставленные при создании
человека Всевышним.
Азербайджан принимал
активное и участие в транзитной торговле между Востоком и Западом, азербайджанские
купцы ввели широкую торговлю с Ираном, арабскими странами, русскими городами, а
также с Италией. В те же времена город Гянджа был развитым центром ремесла и
торговли. Низами неоднократно подчеркивал роль торговли в развитии общества. Было
уже развито денежное обращение. Чеканились золотые и медные монеты.
В повествованиях Низами
рассматриваются так же случаи, когда наряду с денежной формой существуют и
другие более простые меновые отношения. Так, в "Искендернаме"
(1203г.) он показывает, что шкуры животных играли роль денег и и сравнивает эту
роль с той ролью, которую играют золото и серебро. Золото и серебро, как и
шкуры животных, выполняют роль всеобщего эквивалента, потому, что являются
продуктами человеческого труда. Согласно Низами ,золото и серебро,
драгоценности ценны, тем ,что они редко встречаются в природе и на их добычу
затрачивается много труда. В 12 веке накопление драгоценных камней и
благородных металлов, превращение их в сокровище и закапывание в землю было
обычным явлением. Низами пытается вскрыть сущность функции денег, как средства
накопления сокровищ.
Анализ творчества Низами
свидетельствует о том, что в отличие от дворцовых поэтов, он выражал интересы
трудового населения. Он не ограничивался признанием эксплотациив федалном обществе,
он советует людям труда не смиряться с насилием и унижением. Эту идею Низами
приводит в произведении "Хосров и Ширин". Поэма "Хосров и
Ширин" (1180) - первая из произведений Низами. Тема поэмы из истории
династии иранских правителей - Сасанидов, однако многие проблемы, выдвинутые
поэтом в этом произведении, автор связывает с родной средой, определенными
личностями.
Большой интерес в
экономических взглядах Низами представляет вопрос о соотношении труда и
богатства. В отличие от некоторых философов древности и современников, Низами насчитал
физический труд лишь уделом одной группы людей и призывал всех трудиться.
Последния поэма Низами - "Искендернаме"
(1203г.) явились логическим исходом многолетних наблюдений и научных
исследований, проведенных им в библиотеках. Темы произведения определил сам
Низами и на пути воплощения идеала общества использовал их как
философско-поэтическое средство. Образом Искендера Низами особенно показал,
какими большими возможностями обладает просветительный и справедливый шах для
достижения благополучия и гармоничного общества. В этом отношении мы видим, как
созданные Низами образы правителей совершенствуются из произведения в
произведение, и все больше отвечают пожеланиям и надеждам общества.
Низами с первой своей
поэмы "Сокровищница тайн" (1174) и до последнего крупного
произведения - "Искендернаме" (1203г.) не оставлял без внимания
актуальные проблемы времени и вечные вопросы человечества, из произведения в
произведение совершенствовал их темы. Они составляли гуманистическую концепцию
творчества Низами. Многие последователи школы Низами старались подражать
"Хамсе" своего бессмертного учителя, однако лишь некоторые сумели
приблизиться к этому гениальному творению.
Другие работы по теме:
Типы экономических систем
СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 Введение 3 Традиционная система 4 Административно-командная система (централизованно-плановая) 5 Рыночная система 7 Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства. 7
Отделение по выработке бисквитного полуфабриката
смотреть на рефераты похожие на "Отделение по выработке бисквитного полуфабриката" | | |Департамент образования города Москвы | |Московский пищевой колледж | | | | | | | | | | | | | |Расчет экономических показателей производства торта «Бисквитно-кремового» П=1,71| |т/смену | |Предусмотреть замену сырья | | | | | | | | | | | |Курсовая работа по дисциплине | |«Экономика и управление предприятием» | |специальность 2702 | |«Хлебопекарное, макаронное и кондитерское производство» | |с дополнительной подготовкой в области предпринимательства | | | | | | | | | | | |РК. 07. 00. 00. 00. 00 99 – ТП – 44 | | | | | |Студент Д.В.
Философия и энциклопедия права
Философия и энциклопедия права Учение естественного права стало проникать в Россию с начала XVIII века. По приказанию Петра I была переведена книга Пуффендорфа "О должности человека и гражданина по закону естественному" (Санкт-Петербург, 1726); ее же придерживались профессор Академии Наук Гросс и первый московский профессор Дильтей ; самостоятельное изложение теории естественного права сделано В.
Философия Ирана
Древнейшим памятником философской мысли Ирана являются тексты, отражающие космологические представления индоиранских племен и включенные в состав "Авесты" - собрание священных книг зороастризма.
Лопухин Иван Владимирович
Отрицал возможность рационального знания о мире. Критиковал философские системы равенства, противопоставляя им философию мартинистов. В защиту русских масонов Лопухиным был написан "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов" (1790).
Новгородцев Павел Иванович
Новгородцев Павел Иванович - юрист и социолог, философ. Основа морально-правовых воззрений Новгородцева - трансцендентальный идеализм. В основе естественного права лежат априорные основания.
Философия Швеции
В средние века развитие философской мысли в Швеции было тесно связано с христианской мистикой и схоластикой. С конца 16 в. распространяется учение французского философа П. Раме, последователи которого выступали против схоластического метода.
Ушу - воинское искусство или философия?
Ушу (от япон. "воинское искусство") — это боевое искусство с гимнастическим уклоном. Термин "ушу" настолько широко сегодня используется, что тяжело выделить какие-то общие критерии для определения видимых границ этого термина.
Адопцианство
Адопцианство, учение о том, что Христос обладал двумя последовательными природами, которое в 8 в. отстаивали испанцы Элипанд, архиепископ Толедский, и Феликс, епископ Ургельский.
Сравнительный анализ политической культуры
Сергей Мельников, группа М1-42 Сравнительный анализ политической культуры Человек, его роль о обществе и государстве. Доминирующие представления о динамике общественного развития.
Музыкальное искусство Древнего Рима
Истоки древнеримской музыки (8-6 вв. до н.э. – 3-5 вв. н.э.) - в триумфальных, свадебных, застольных, поминальных песнях, сопровождавшихся тибией (латинское название авлоса), в архаических воинских песнях и плясках.
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Что я открыл для себя в древнеклассической восточной поэзии
Настоящим открытием для меня в этом году стало знакомство с произведениями персидского ученого и поэта Омара Хайяма и азербайджанского мыслителя и поэта Низами Гянджеви. Открытием, потому что в их творчестве отражается особенный менталитет восточных народов, особенная духовность, особенная атмосфера.
Живопись Азербайжана
О богатых художественных традициях азербайджанских мастеров говорят прекрасные образцы ремесла древности, античная глиптика и торевтика Кавказской Албании, средневековая керамика Байлакана и Гянджи.
Лейли и Меджнун
Из «Хамсе» («Пятерицы» ). Поэма (1181). Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви ок. 1141 — ок. 1209. Азербайджанская литература.
Вольнодумство
Вольноду́мство вольноду́мие свободомы́слие фармазо́нство (уст., перен.) — скептическое отношение к религиозным верованиям или к господствующим идеям; течение общественной мысли, отвергающее религиозные запреты на рациональное осмысление догматов веры и отстаивающее свободу разума в поисках истины.
Агиография
Введение 1 Структура 2 Стиль Введение Агиогра́фия (от греч. ἅγιος — святой; γράφω — пишу) — изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости. Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Тургенев Отцы и дети
В романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" изображена Россия конца пятидесятых годов 19 века, в то время когда демократическое движение только-только набирало свою силу. И в результате этого возникает конфликт между разными слоями общества- между теми, кто был сторонником либеральных взглядов и между теми, кто придерживался демократических воззрений.
Зоология как наука. Разделы зоологии
Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру.
Возникновение естествознания
Иногда отстаивается позиция, что естествознание возникло в каменном веке, когда человек стал накапливать и передавать другим знания о мире.
Афанасьев Александр Николаевич
Исследователь народного творчества. Еще учась в Московском университете, Афанасьев написал статьи: “Государственное устройство при Петре Великом” и в “Отечественных Записках” (1848) “О вотчинах и поместьях”.
Аль-Газали Абу Хамид Мухаммад Ибн Мухаммед
Иранский теолог и философ ислама. Был мистиком в духе суфизма, оспаривал общезначимость закона причинности, затем стал ярым противником философии ("Опровержение философов") и новооснователем ортодоксальной теологии.
Бруно Джордано
Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.