Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.
Понятие войны в форме метафоры встречается у Симонова, но не очень часто. Это бывает, когда нужно сказать о неотвратимой неизбежности войны, когда она еще не наступила. Об этом думает в романе "Товарищи по оружию" Климович: "Для него, военного человека, война была экзаменом, который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь". Или когда автору необходимо дать собирательный образ войны: "Война — не новгородское вече"; или: "Война все равно никогда не сахар, особенно если не выпускать из памяти, что люди умирают каждый день и час". Все свое внимание Симонов концентрирует на тяготах войны: "Выходит, так на так, везде война людей по хребту бьет", — пишет он в романе "Солдатами не рождаются".
Перу писателя принадлежит знаменитый роман-эпопея "Живые и мертвые". В нем все время ощущается противоборство двух сил: "Война вообще палка о двух концах — и ты за нее схватился, и противник из рук не выпускает". Это противоборство подчеркивается удачной метафорой: "Все висело на волоске и у нас, и у немцев. Но наш волосок оказался крепче. Немцы — противник такой, его и при последнем издыхании шапками не закидаешь".
Константин Симонов представляет войну в виде механизма, бездушного, перемалывающего все живое. Так, в романе "Последнее лето", посвященном 1944 году, часто употребляются метафоры "машина войны", "машина наступления". Война идет уже давно, и в ней что-то автоматизировалось. Искусство ведения войны заключалось в овладении этой "машиной войны". Серпилин постоянно думает, что нужно "раскручивать машину наступления". У него возникает ощущение, что "машина войны" на участке его армии "отлажена, заправлена, смазана, теперь остается пустить ее в ход".
Движение войны выражается в виде длительного действия какого-то существа, с которым нужно бороться, что и делали наши солдаты, такие, как Синцов, Артемьев и другие. Они "сначала, как могли, останавливали войну, когда она катилась и хотела перекатиться через них и через миллионы других людей. А теперь, остановив, катили ее обратно, туда, откуда она началась" ("Последнее лето"). Война здесь олицетворяется при помощи развернутой и повторяющейся метафоры — "война катилась", "ее катили", и это одушевление не случайно у Симонова.
В образной форме показано, что Синцов и Артемьев не просто участники войны. Они ведут борьбу против нее самой, и в этом содержится глубокий смысл, так как, еще продолжая воевать, наша страна, уничтожая фашизм, вела борьбу за мир.
Писатель рисует обобщенный образ воины, ее обычное, характерное состояние. "Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и коленях, и с хриплым "ура", с матерщиной, с шепотом "мама", проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу" ("Солдатами не рождаются").
Олицетворение войны дает образ чудовища, хищника. "Конечно, война большая, это верно, и жрет людей много, нынче тут, завтра там...", — думает Серпилин. В романе "Последнее лето" образ чудовища относится и к немецкой армии: с надрубленными клещами, с перерезанными венами — железными дорогами.
Противостоящей силой чудовищу войны в романе является собирательный образ гиганта, русского богатыря, олицетворяющего народ. В частности, появляется образ большой человеческой руки. "Вчера все глубже загребали правой рукой", — думает Серпилин о правом фланге своей дивизии. "И два соседних фронта... сегодня к утру сомкнули руки позади оставшихся в мешке немецких армий"
Описывая будничную работу Серпилина, Симонов создает образ человека на войне. "На фронте думал, как говорится, о душе, а про тело думать было некогда. Оно ездило на "виллисах", ходило по окопам, говорило по телефону... Исполняло все, что от него требовалось, не напоминая о себе". Одушевляется также в романе и серпилинская дивизия, причем о ней говорится, как о едином существе, вмещающем в себя судьбу каждого бойца. "... Она отступала и контратаковала, оставляла, удерживала и снова оставляла рубежи, она истекала кровью и пополнялась и снова обливалась кровью".
"Последнее лето" демонстрирует нам образец армии и ее командиров. В подтверждение этого автор пишет афористические фразы: "Армия, как человек, — без головы не живет"; "Командир полка, как хозяйка, — всегда в заботах"; "Хороший командир роты — это рота. Без него на батальоне сидеть, как на стуле без ножки".
При индивидуальной оценки командующих — Серпилина, Бойко, Кузмича — Симонов использует необычные сравнения. Например, Синцову "... Серпилин в эти дни чем-то напоминал хирурга. Наступление было похоже на операцию, когда хирург торопит: "Тампон! Зажим! Тампон! Шелк! Проверьте пульс!" Командует людьми, которые помогают, а у самого нет времени ни на что постороннее..." Это сравнение Серпилина с хирургом не случайно, так как военную операцию он старался подготовить как можно искусней и провести ее для своей армии как можно безболезненней.
В описании боя у Симонова обычно преобладает зрительное или слуховое восприятие его очевидцами. При передаче грохота боя возникает такой звуковой образ: "Казалось, у тебя над ухом кто-то все время с треском грызет огромные орехи". Это олицетворение боя опять повторяется: "Над ухом один за другим треснули два последних ореха, и наступила мгновенная пауза".
Писатель отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное. В то же время Симонов подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Этим и объясняется использование военной символики даже там, где речь не идет непосредственно о войне. Например, переживая гибель жены, Синцов думает: "Страшно привыкать к мысли, что умерла. Но, может, еще страшней, затолкав эту смертельную мысль в глубь себя, жить с нею так, словно годами идешь по минному полю, не зная, где и когда под тобою рванет".
У Симонова образ-символ нигде не выступает навязчиво. Он скрыт, и в него нужно проникнуть. Например, изображая "черную кашу" взрывов, автор обращает внимание на соломинку, которая становится символом человеческой судьбы на войне. "Там, впереди, дымы разрывов так закручиваются, как будто ложкой мешают черную кашу, от земли до неба. А здесь, прямо перед глазами, ледяная кромка окопа с одной вмерзшей соломинкой. Торчит, словно ее нарочно втолкнули измерять силу ударов, и подрагивает перед глазами то сильней, то слабей..." Образ соломинки, подрагивающей от взрывов, такой маленькой, но стойкой — она одна выстаивает против всей махины вражеской техники, — это и есть образ человека на войне.
Константин Симонов, создавая образ войны, использует разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя.
Другие работы по теме:
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Симонов k. - Человек на воине в трилогии к. симонова живые и мертвые
Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю.Бондарев, В.Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В.
Симонов k. - Образ войны в произведениях константина симонова
Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта - мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.
Симонов k. - Константин симонов и его лирика
Константин (Кирилл) Симонов родился в 1915 году в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну. Константин отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим А. Г. Иванишев был преподавателем в военных училищах, поэтому вся жизнь семьи была связана с армией...
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
Бедная Лиза Н.М. Карамзина и Барышня-крестьянка А.С. Пушкина
Бедная Лиза” Н.М. Карамзина “Барышня-крестьянка” А.С. Пушкина Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений XVIII века в России, ярчайшим представителем которого стал Н.М. Карамзин. Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чьей-либо любви, а величайшей ценностью – чувствительность, возведённая в ранг объекта поклонения и преклонения, появлялись и до Карамзина, но именно его “Бедной Лизе” предстояло стать лучшим произведением сентиментализма, а её героям и идеям прочно войти не только в литературу, но и в саму культуру, быт людей. (Предположительное место гибели Лизы – Лисин пруд около Симонова монастыря стал местом паломничества поклонников Карамзина: “В струях сих бедная скончала Лиза дни.
Кондратьев Вячеслав
(30.10.1920 - 23.09.1993) Родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом, был комиссован после ранения.
Военные дневники Константина Симонова
Художественные произведения Константина Симонова названы мною в одном ряду со строго документальными потому, что в фундамент их автор тоже заложил колоссальный фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем.
Проблема нравственного выбора человека По одному из произведений современных писателей о войне
Тема Великой Отечественной войны стала одной из центральных тем в русской литературе второй половины ХХ века. Война явилась не только величайшим бедствием, но и тягостным испытанием, которое возложило на плечи людей груз моральной ответственности за дальнейшую судьбу России. Перед каждым человеком встала, по сути, проблема нравственного выбора: пойти на смерть ради освобождения родины или отсиживаться за спинами других, чтобы сохранить себе жизнь.
Все начинается с любви... 2
«Все начинается с любви...» Автор: Сочинения на свободную тему Любить — значит жить жизнью того, кого любишь. Л.Н. Толстой Тема любви неисчерпаема. Каждый человек на протяжении жизни нуждается в любви, ждет ее, стремится. Любовь одолеть не может ни страх, ни жадность, ничто.
Военная тема в современной литературе В. Быков, К. Воробьев 2
Военная тема в современной литературе (В. Быков, К. Воробьев) Автор: Разное Нет, наверное, такой семьи, где война не затронула бы жизни людей. За годы Великой Отечественной войны в стране погибло около двадцати семи миллионов человек. Война оставила глубокую рану в душе каждого человека. И те люди, которые прошли через суровые испытания войны, через пекло и ад, будут помнить эти страшные тысяча четыреста восемнадцать дней, которые перевернули весь мир.
Проблема насилия и гуманизма в русской литературе 20 века
Автор: Бабель И.Э. Так в горький смертельный час гражданской войны многие писатели 20 века в своих произведениях подымали проблему насилия и гуманизма. Особенно ярко это можно проследить у И.Бабеля в “Конной армии”, у М.Шолохова в “Донских рассказах”.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Тип величавой славянки в произведениях Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. «Величавая славянка» - образ русской женщины, который воспел в своих произведениях Некрасов. Именно он впервые ввел такое понятие в литературу и дал ему определение. Образ русской женщины – это символ жизни, символ национального характера, который в некоторых произведениях внимательно и тщательно анализируется и рассматривается поэтом с помощью разговора, различных ситуаций и поступков.
К. Пауствоский "Снег"
В новелле "Снег" писатель представил нам то, что выпало тогда немногим, но было желанным для всех. Действие происходит в маленькой пустынном городке, где поселились эвакуированная из Москвы актриса с дочерью.
Спор о герое в романе «Живые и мертвые»
Критик, которого никто не упрекнет в недооценке художественного дарования К. Симонова, но который еще в 1964 году с сожалением отмечал, что Синцов исчерпал себя раньше, чем закончился роман «Живые и мертвые».
Аврелий Валерий Валент
(Валент I, лат. Aurelius Valerius Valens, ?-317 г.) — римский император с конца 316 года по 1 марта 317 года. Единственное, что известно об этом человеке до его прихода к власти — что он был командующем на границе (лат. dux limitanis) в Дакии[1] (которая в то время контролировалась Лицинием). После того как во время первой своей войны с Константином I Лициний потерпел сокрушительное поражение в битве при Цибале 8 октября 316 года[2] (некоторые исследователи её относили к 314 г.[3]), он бежал к Адрианополю, где с помощью Валента собрал новую армию.
Миланский эдикт
Введение 1 Хронология 2 План Введение Список литературы Введение Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.[1] Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
Аржанов, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Реалистический театр 2.2 Московский театр драмы 2.3 Камерный театр 2.4 Театр им. Маяковского 3 Фильмография Введение
Ипсиланти, Дмитрий Константинович
Дми́трий Константи́нович Ипсила́нти (Demetrius Ypsilanti, 1793 — 3 января 1832, Вена) — второй сын Константина Ипсиланти, брат Александра Ипсиланти. Офицер русской службы. Член Филики Этерия.
Константин из Островицы
Константин Михайлович (серб. Константин Михаиловић; II половина XV века) — серб из Островицы , попавший в плен к туркам и служивший в османской армии. Автор антитурецкого сочинения «Хроника о турецких делах Константина, сына Михаила Константиновича из Островицы раца, который был взят турками среди янычар», более известного как «Записки янычара».
Изображение народного характера в произведениях АТТвардовского и МАШолохова
Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова (Василий Теркин и Андрей Соколов) Вспомним время, в которое создавались произведения Твардовского и Шолохова. В стране уже торжествовала бесчеловечная сталинская политика, всеобщий страх и подозрительность проникли во все слои общества, коллективизация и ее последствия разрушили вековое сельское хозяйство и подорвали лучшие силы народа.
Особенности проблематики одного из произведений военной прозы По роману Ю Бондарева Горячий снег
Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н. Майоров Серпилин, Ильин, Синцов из трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» ,артиллеристы из романа Ю. Бондарева «Горячий снег», девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и тысячи, тысячи других не родились ни героями,ни солдатками, они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.
Шолом-Алейхем
В своих многочисленных произведениях разных жанров, которые он писал на русском, идише и иврите, Шолом-Алейхем запечатлел в художественных образах трагические судьбы обездоленных евреев, в массе своей оторванных от родных корней.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.
Симонов К.М.
Поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.