Художественные произведения Константина Симонова названы мною в одном ряду со строго документальными потому, что в фундамент их автор тоже заложил колоссальный фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем, военным корреспондентом на фронтах от Баренцева до Черного моря (писатель избегал пользоваться документами). Пройдет десяток лет, и читатели получат военные дневники писателя с его позднейшими комментариями в виде двухтомника, озаглавленного «Разные дни войны».
Но даже и эти дневники не отразят полностью всего богатства наблюдений, мельчайших деталей, пусть и увиденных с некоторого, порой очень небольшого расстояния и поэтому входящих на страницы трилогии «Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето» (которую Ньота Тун назвала «ярким свидетельством сурового и тернистого пути к победе») не изнутри, как у Михаила Шолохова или писателей «второй волны», а как бы со стороны, но все равно придающих произведению неотразимость. Пишущему эти строки, в 1941 году волею судеб строившему военные сооружения под Смоленском, вплавь перебиравшемуся через Березину, наблюдавшему первый залп «катюш» под Оршей, выходившему по лесам из немецкого окружения, участвовавшему в обороне Москвы, при чтении романа «Живые и мертвые» – не раз приходилось удивляться, с какой точностью, непосредственностью, свежестью воссоздает Константин Симонов, рисуя политрука Синцова, «маленькую докторшу» — военврача Таню Овсянникову, все, что они могли видеть и видели вокруг себя, что думали и пережили в первые месяцы войны. Поэтому для меня останется загадкой отношение к первым двумстам с лишним страницам романа, прочитанным в рукописи А. Твардовским. «Начало моего романа Твардовскому не понравилось, как он выразился— «не погляделось», — вспоминал Симонов. — Придя к нему через день, я сидел напротив него, и он, переворачивая рукопись лист за листом, огорченно говорил мне о своем недовольстве ею». Если судить по тем же воспоминаниям, А. Твардовскому не понравилось «раздвоение» писателя «между романом и рассказом от первого лица», то, что одно и то же видится «разными глазами». На мой взгляд, это достоинство, а не просчет.
Ровно двадцать лет работал Константин Симонов над трилогией, сделав первые наброски к роману «Живые и мертвые» в 1950 году и поставив завершающее многоточие в «Последнем лете» з 1970 году. В письме к одному из своих американских корреспондентов он так характеризовал замысел и сущность собственного художественного повествования о войне: «Я видел свой долг в том, чтобы в меру сил написать войну такою, какой она была, с ее тяжелыми сторонами и трагедиями, — а война в личном человеческом плане остается трагедией до своего последнего часа. Для нас же война была глобальной трагедией, — вопрос стоял просто-напросто о существовании нации, страны: существовать нам дальше на земле или нет?..
…Я хотел, всего-навсего рассказать правду о войне — такой, какой я ее видел. Мне казалось и продолжает казаться, что правда о ней свидетельствует о справедливости этой войны и о справедливом, в принципе, характере нашего общества, хотя при том — и до войны, и на войне, и после войны — обнаружилось множество наших бед, несовершенств, ошибок — в том числе и ошибок, которые граничили с преступлениями, если говорить о нарушениях законности в предвоенные годы. Я держал это в памяти, когда писал свои книги о войне, в которой участвовал, веря в то, что наше дело правое, а наше общество заслуживает того, чтоб его защищать до последней капли крови».
Автор не раз признавался также, что с первых дней войны на него сильнейшее влияние оказывали две книги — «Война и мир» Льва Толстого и «Тихий Дон» Михаила Шолохова. «…Мне нравится мужская жесткая рука Шолохова, пишущего и жизнь, и смерть во всей их сложности и грубости», — говорил он, и сам стремился так писать последнюю войну в своей трилогии.
Внимательный и строгий исследователь русской литературы Эдвард Павляк в книге «Память и постоянство» (Варшава, 1980) назвал трилогию К. Симонова «произведением как о судьбах людей, так и о самой истории, вторгающейся и в жизнь отдельного человека, и в жизнь всего народа». Критики единодушно признают достоинством трилогии то, что французский писатель Пьер Гамарра выразил понятиями: монументальность, панорамность, энциклопедичность.
Герои трилогии проходят через самые трагические, самые грандиозные и самые славные события прошлой войны, такие, как жесточайшие сражения на Смоленщине и под Москвой, Сталинградская битва, Минская операция. На страницах западногерманской газеты «Дойче фольксцайтунг» М. Штютц назвала эту трилогию «всеобъемлющим эпосом о Великой Отечественной войне, о второй мировой войне, увиденной глазами русских людей». И добавила: так же, как других русских писателей, «К. Симонова война не интересует сама по себе, вместе с собратьями по перу он на новой философской основе рассматривает традиционный для русской литературы вопрос о «войне и мире». Во всем не соглашаясь с такой оценкой, рецензент из «Новой цюрихской газеты» тем не менее вынужден был признать: «…произведение Симонова делает убедительной истину, что действительно только героическое напряжение всех сил могло привести к изгнанию врага».
Другие работы по теме:
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Церковь Константина и Елены Кишинёв
Церковь Константина и Елены памятник архитектуры Кишинёва (построена во второй половине XVIII века). История храма Православная церковь Константина и Елены была построена в 1777 году. Изначально называлась Рышкановской[1]. Деньги на её строительство выделил спатар Константин Рышкану (родом из Ясс), владелец села Рышкань, на месте которого в настоящее время распологается сектор Рышкановка.
Симонов k. - Человек на воине в трилогии к. симонова живые и мертвые
Здесь нет ни одной персональной судьбы. Все судьбы в единую слиты. В. Высоцкий Константина Симонова считают основателем “панорамного” романа о Великой Отечественной войне. Теме Отечественной войны посвятили свои произведения такие известные авторы, как Ю.Бондарев, В.Быков, А. Ананьев, Г. Бакланов, В.
Симонов k. - Образ войны в произведениях константина симонова
Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта - мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.
Симонов k. - Константин симонов и его лирика
Константин (Кирилл) Симонов родился в 1915 году в Петрограде в семье военного. Отец его погиб на фронте в первую мировую войну. Константин отца не помнил. Вырастивший мальчика отчим А. Г. Иванишев был преподавателем в военных училищах, поэтому вся жизнь семьи была связана с армией...
О великой отчественной войне - Проза военных лет
На страницах прозаических произведений мы находим своеобразную летопись войны достоверно передававшую все этапы великой битвы советского народа с гитлеровским фашизмом. Традиции литературы. Великой Отечественной войны это фундамент творческих поисков современной советской прозы.
Кондратьев Вячеслав
(30.10.1920 - 23.09.1993) Родился 30 октября 1920 в Полтаве в семье инженера-путейца. С 1922 жил в Москве. В 1939 поступил в Московский автодорожный институт, был призван в армию, служил на Дальнем Востоке. В 1942–1944 – на фронте, участвовал в тяжелых затяжных боях, в т.ч. под Ржевом, был комиссован после ранения.
Спор о герое в романе «Живые и мертвые»
Критик, которого никто не упрекнет в недооценке художественного дарования К. Симонова, но который еще в 1964 году с сожалением отмечал, что Синцов исчерпал себя раньше, чем закончился роман «Живые и мертвые».
Аврелий Валерий Валент
(Валент I, лат. Aurelius Valerius Valens, ?-317 г.) — римский император с конца 316 года по 1 марта 317 года. Единственное, что известно об этом человеке до его прихода к власти — что он был командующем на границе (лат. dux limitanis) в Дакии[1] (которая в то время контролировалась Лицинием). После того как во время первой своей войны с Константином I Лициний потерпел сокрушительное поражение в битве при Цибале 8 октября 316 года[2] (некоторые исследователи её относили к 314 г.[3]), он бежал к Адрианополю, где с помощью Валента собрал новую армию.
Аккола, Кэндис
Введение 1 Биография 2 Карьера 3 Личная жизнь 4 Фильмография Список литературы Введение Кэ́ндис Акко́ла (англ. Candice Accola; род. 13 мая 1987 года, Орландо, Флорида, США) — американская актриса, певица и активист ЛГБТ движения. Известна ролью Кэролайн Форбс из телесериала «Дневники вампира» (2009).
Миланский эдикт
Введение 1 Хронология 2 План Введение Список литературы Введение Миланский эдикт (лат. Edictum Mediolanensium) — письмо императоров Константина и Лициния, провозглашавшее религиозную терпимость на территории Римской империи.[1] Миланский эдикт явился важным шагом на пути превращения христианства в официальную религию империи.
Аржанов, Пётр Михайлович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Реалистический театр 2.2 Московский театр драмы 2.3 Камерный театр 2.4 Театр им. Маяковского 3 Фильмография Введение
Константин II король Греции
Введение 1 Биография 2 Спортивная карьера 3 Семья 4 Связи с другими династиями Список литературы Введение Константин II (греч. Κωνσταντίνος Β΄, род. 2 июня 1940, Психико, Афины, Греция) — сын Павла I и Фредерики Ганноверской, бывший король Греции в 1964—1973 годах, из династии Глюксбургов.
Ипсиланти, Дмитрий Константинович
Дми́трий Константи́нович Ипсила́нти (Demetrius Ypsilanti, 1793 — 3 января 1832, Вена) — второй сын Константина Ипсиланти, брат Александра Ипсиланти. Офицер русской службы. Член Филики Этерия.
Восстание Косинского
Введение 1 Причины 2 Ход событий 3 Последствия 4 Источники Введение Восстание Косинского 1591—1593 гг. — крупное национально-освободительное восстание против польского господства на Украине, возглавленное гетманом реестровых казаков Криштофом Косинским. Основной двигающей силой восстания были запорожские казаки, мелкое дворянство и крестьяне.
Дневник Николая II
Николай II с 9 лет начал вести дневник. В архиве (рукописные оригиналы находятся в так называемом Новоромановском архиве) хранятся 50 объёмистых тетрадей — подлинник дневника за 1882—1918 гг. Часть их была опубликована и переведена в электронный вид, каждая тетрадь представлена в виде отдельного PDF-файла с электронными закладками по годам, месяцам и датам.
Великий князь Николай Павлович
Глава I. Великий князь Николай Павлович § 1. Родители Жизнь Екатерины II клонилась к закату, когда 6 июля 1796 г. она была извещена о рождении третьего внука. У великого князя Павла Петровича и великой княгини Марии Федоровны родился сын Николай. Новорожденный выглядел этаким маленьким богатырем: с первых дней он удивлял окружающих своим физическим развитием: «Голос у него бас; и кричит он удивительно; длиною он — аршин без двух вершков, а руки немного поменьше моих.
Константин из Островицы
Константин Михайлович (серб. Константин Михаиловић; II половина XV века) — серб из Островицы , попавший в плен к туркам и служивший в османской армии. Автор антитурецкого сочинения «Хроника о турецких делах Константина, сына Михаила Константиновича из Островицы раца, который был взят турками среди янычар», более известного как «Записки янычара».
Государственный переворот
План Введение 1 Государственные перевороты Древнего мира до 476 г 2 Государственные перевороты Средних веков с 476 по 1600 3 Государственные перевороты Нового времени 1600—1900
Княжества средневековой Далмации
План Введение 1 Пагания 2 Захумье 3 Травуния 4 Дукля Список литературы Княжества средневековой Далмации Введение Княжества средневековой Далмации: Пагания, Захумье, Травуния и Дукля.
Константин II Асень
План Введение 1 Споры относительно Константина II 2 Происхождение Константина II 3 Правление 4 Смерть Константина II Список литературы Введение Константин II Асень (болг. Константин II Асен ) — царь Болгарии, последний болгарский правитель Второго болгарского царства и последний правитель из династии Шишманов.
Военные районы НРА
План Введение 1 Изначальная организация 2 Организация после падения Нанкина 3 Организация после сражения при Ухани 4 Другие военные районы Введение Военные районы (кит. 軍區) — крупнейшие воинские соединения Национально-революционной армии Китайской республики в годы войны с Японией.
Magister equitum
(лат.) (Магистр конницы либо начальник конницы) — экстраординарная магистратура в Древнем Риме, заместитель диктатора[1]. Должность магистра конницы восходит к времени царского Рима.
Константин VI Слепой
Константин VI (14 января 771 — 797 или 805), византийский император с 780 по 797 годы. После кончины своего отца Льва IV и до 790 года за малолетнего василевса правила мать Ирина. Ещё при жизни отца в 776 году Константин по настоянию толпы был коронован как соправитель Льва IV.[1]
Особенности проблематики одного из произведений военной прозы По роману Ю Бондарева Горячий снег
Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли не долюбив, Не докурив последней папиросы. Н. Майоров Серпилин, Ильин, Синцов из трилогии Константина Симонова «Живые и мертвые» ,артиллеристы из романа Ю. Бондарева «Горячий снег», девушки из повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и тысячи, тысячи других не родились ни героями,ни солдатками, они стали ими, когда над Родиной нависла смертельная опасность.
Constantine Cotsiolis
Константин Кочолис /Constantine Cotsiolis/ - греческий гитарист, родился в 1957 году. В одиннадцатилетнем возрасте дал свой первый сольный концерт в афинском зале “Парнассос”.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.
Симонов К.М.
Поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября (28 н.с.) в Петрограде, воспитан был отчимом, преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.