Здесь камни похожи на мыло,
А сталь похожа на жесть…
И слабость – как сила,
И правда – как лесть…
В. Цой
Нельзя жить в этом мире не ощутив на себе его пагубного влияния. Творчество А.А. Блока тому подтверждение. А как же иначе объяснить, что поэт покинул небесный мир Прекрасной Дамы и спустился на землю, населённую простыми людьми? Тут сыграла свою роль и эпоха. Войны, революции, всколыхнувшие всё тогдашнее общество; ломка векового уклада жизни, переоценка ценностей – вот неполный перечень испытаний, раздиравших нашу страну. Но, как мне кажется, сильнее всего повлиял переезд Блока из «благоуханной глуши» Шахматова в мрачный Петербург, где поэт своими глазами увидел всю грязь так называемого «реального мира», его противоречивые ужасы и ужасные противоречия. Неудивительно, что тема Прекрасной Дамы уступила место «Страшному миру».
«Страшный мир» действительно страшен. Это мир серых безжизненных громад зданий; укрытых тьмой улиц, площадей и периулочков, чёрных коробок фабрик («Пётр», «Вечность бросила в город…», «Поднимаясь из тьмы погребов…», «Фабрика»); мир прогнивших окраин и вонючих канав («Незнакомка»).
Притом крайне сложно вглядеться во что-либо, словно пелена ужаса застит глаза. Населён он нищими, пьяницами «с глазами кроликов», гуляками, продажными женщинами, беспокойным морем гнущих спину рабочих. Этим «униженным и оскорблённым» Блок противопоставляет «сытых» - хотя и богатых материально, но весьма недальких и духовно нищих людей. И вообще, все обитатели «страшного мира» нищи духовно. Лирический герой выглядит досадным (для мира) исключенем. Он ещё сохранил в своей душе Человека. Лучше всего это отражено в «Незнакомке»: трудности заставили героя опуститься на дно жизни, но вместе с тем он не может смириться с этим. Он пытается вырваться из этого мира, ибо чувствует его ложь.
Кстати, о лжи. Она самая доподлинная правда «страшного мира». И, как бы это ужасно не звучало, люди, точно паяц из «Баланчика», ничуть не скрывают этого. И не только не скрывают, но и смиряются с участью раба «страшного мира». А кто смирился, тот и вправду раб. В противоположность им, лирический герой не может предать своей правды, своей воли. Смирение для него равно поражению.
«Страшный мир» полон страшных контрастов и противоречий. Кажется, понесёшь спичку – будет взрыв. Это противопоставление правды и лжи, сгорбленных от непосильного труда рабочих и «сытых», векового порядка и закипающего моря революции. Но самое главное противоречие - несовместимость «страшного мира» и всего прекрасного. Таковое или вообще отсутствует, или же резко выделяется на фоне остального зла. К тому же, если что-то прекрасное каким-то чудом и окажется в этом мире, оно будет неумолимо раздавлено, словно та девушка из стихотворения «На железной дороге». Любви уж тем более нет места в этом мире. Она исчезает под гнётом повседневности, словно цветок под асфальтоукладочным катком(“Холодный день”), становиться “прекрасным далёко”(“Незнакомка”), опошляется, становиться предметом купли-продажи (“В ресторане”).
Время здесь может плестись “пергаментными речами” “сытых”, может колыхаться в такт моря рабочих, может стоять на месте (“Барка жизни стала…”), но самое страшное – все события катастрофически повторяются, время замыкается в кольцо (“Живи ещё хоть четверть века – всё будет так. Исхода нет.”). Смерть здесь не конец, а лишь начало новым мучениям (“Умрёшь – начнёшь опять сначала…”). Короче: “Смерти нет. И жизни нет.”
Раз уж зашёл разговор о смерти, надо отметить, что «страшный мир» - самая настоящая клетка для человека, и многие, кому мир стал слишком тесен, вырываются из него примерно как герой песни Ю. Шевчука «Чёрно-белые танцы»:
Уйду на волю,
Бензин канистра…
Дайте спички!...
Да будет свет!!!
«Но разве это выход?»- спросят многие. Конечно нет! Лирический герой как раз и занимается поиском выхода. Он как и автор видит и понимает действительность и так же непримирим с нею. И именно поэтому он и борется как может. И в конце концов, выбирается, вернувшись туда, откуда пришёл в «страшный мир»… И пусть Прекрасную Даму вернуть невозможно, но остаются вечные светлые чувства. «И гибель не страшна герою, пока безумствует мечта…»
Мечта – вот он, осколок Бога в современном человеке. «Я дышу и значит я люблю, я люблю и значит я живу…» К словам Высоцкого мне нечего добавить. «Красота спасёт мир»- вот третья часть великой правды. Самоубийство – путь для слабых и отчаявшихся. А остальным Блок протягивает руку помощи: «Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен». В любви, красоте, «вечной женственности» поэт видел спасение человечества.
В заключении мне хотелось бы сказать, что я не зря в начале моей работы взял в кавычки слова «реальный мир».
Я это сделал по той простой причине, что под воздействием творчества Блока я понял, что реален мир прекрасного, а ирреален окружающий нас мир повседневной жизни. А «вечная женственность» - это энергия жизни, любви, мечты способная вырвать человека (и в конечном итоге и человечество) из когтей «страшного мира», когтей Системы и открыть истиный мир, истиный смысл жизни…
Другие работы по теме:
Ильин Иван Александрович
Исследователь и интерпретатор Гегеля, Ильин создал затем оригинальную концепцию, в который обосновал необходимость "верующей мысли" и бесплодность "мышления баз сердца".
Блок а а Страшный мир он для сердца тесен
Блок... "Имя твое - птица в руке. Имя твое - льдинка на языке. Одно-единственное движение губ. Имя твое - пять букв..." И как бы вторя пронзительным строкам Цветаевой, звучит у Блока:
Антонолини, Фердинанд
План Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Семья Список литературы Введение Фердинанд (Фердинандо) Антонолини (2-я половина XVIII века — 1824) — композитор, дирижёр, музыкальный педагог, итальянец по национальности[1].
Мерцательная аритмия
На сегодняшний день мерцательная аритмия сердца является одним из наиболее распространенных заболеваний, связанных с нарушением сердечного ритма. Этот вид аритмии сердца может быть постоянным или проявляться повторяющимися приступами.
Остановка сердца
Нередко искусственное дыхание не имеет успеха и пострадавший, несмотря на его проведение, погибает. Это бывает в тех случаях, когда оказывающий помощь забывает о сердце и о пульсе - главном проявлении деятельности организма и основном проявлении жизни.
Массаж сердца
Рис. 1. Место соприкосновения руки и грудины при непрямом массаже сердца. Рис. 2. Положение больного и оказывающего помощь при непрямом массаже сердца.
Сердце (cor)
Строение сердца. Строение стенки, наружный слой-перикард, защитная функция. Свойства миокарда. Внутренний слой-эндокард. Кровоснабжение эндокарда. Отделы сердца. Средняя масса сердца. Волокна вегетативной нервной системы. Артерии, вены, капилляры.
Сердечно-легочная реанимация
Понятие терминального состояния, его сущность и особенности. Клиническая смерть и ее критерии, порядок диагностирования и методика восстановления жизнедеятельности. Искусственная вентиляция легких и непрямой массаж сердца. Признаки биологической смерти.
Терапия (пороки сердца)
Этот файл взят из коллекции Medinfo doktor/medinfo medinfo.home.ml E-mail: medinfo@mail.admiral or medreferats@usa
Миокардиодистрофия вследствие физического перенапряжения
Никто сегодня не отрицает возможность развития достаточно серьезных изменений, вызываемых чрезмерной физической нагрузкой. Эти изменения могут касаться как чисто обменных процессов в сердце, так и изменений коронарных сосудов.
Сердечно-сосудистая система
(сокращенно — ССС) — система органов, которые обеспечивают циркуляцию крови по организму животного. В состав сердечно-сосудистой системы входят кровеносные сосуды и главный орган кровообращения — сердце. Основной функцией сердечно-сосудистой системы человека является распространение по организму крови, содержащий питательные и биологически активные вещества, газы, продукты метаболизма.
Электротравма
Поражение может произойти при одновременном касании двух проводов электропроводки; в большинстве случаев один из полюсов заземлен, при этом достаточно касания незаземленного полюса при хорошем контакте с землей.
Немного о нормальном сердце
Итак, сердце представляет собой полый орган, располагающийся в грудной клетке больше с левой стороны (иногда встречается и правосторонее расположение сердца - декстракардия). Оно выполняет насосную функцию и обеспечивает ток крови по сосудам.
Утверждение ценности жизни в балладе Шиллера Перчатка
Баллада известного немецкого поэта Ф. Шиллера «Перчатка» переносит нас в эпоху благородных рыцарей и прекрасных дам. В дворце короля Франции развлекаются, наблюдая бой зверей на арене. Выходит «лев страшный с гривой густой во всей красоте». Потом смело выпрыгнул тигр, но побоялся зацепить короля зверей.
Нам всем необходимая воля к жизни
(По рассказу О. Довженко «Воля к жизни») Годы Великой Отечественной войны — это страшный, грозный и в то же время славный период нашей истории. В это время весь народ стал на защиту своей земли. Александр Довженко видел горечь поражений и отступлений начала войны. В письме к своей жене от 4 июня 1942 года он пишет: «Я буду писать о страдании, и героизме, и трагедии своего народа».
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва Не обвиняя меня
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва» написано в 1829 (1830) году. Автору этого стихотворения 15 лет, но он уже многое испытал. Юный поэт в первой части стихотворения-молитвы, перечисляя свои грехи, обращается к Богу всесильному с мольбою о милосердии. На первом месте в перечне оказалась любовь к жизни, с ее страстями, желаниями, соблазнами.
Монологи Катерины и их роль в раскрытии характера героини по драме Островского Гроза
Драма «Гроза» —одно из прекрасных произведений Александра Николаевича Островского. В пьесе Островский показал извечную борьбу «темного царства» с людьми «горячего сердца», среди которых и глазная героиня драмы — Катерина Кабанова. Именно в конфликтах между людьми взгляды и убеждения которых расходятся, четко показана вся власть царства диких и кабановых над людьми, которые не могут смириться с жизнью в рабстве.
Тема «страшного мира» в поэзии Блока
Александр Александрович Блок – поэт – символист. Заставляют читателя задуматься, домыслить до конца, постараться самостоятельно найти ответы на жизненно важные вопросы, которые автор задает себе и людям.
Образ Петра в поэме Александра Пушкина Медный всадник
Образ Петра в поэме Александра Пушкина 8220 Медный всадник 8221 В поэме “Медный всадник” Пушкин пытается оценить роль Петра в истории России и в судьбах людей. Образ Петра в поэме “раздваивается”: он становится не только символом движения жизни, ее изменения и обновления, но прежде всего воплощает устойчивость, непоколебимость государственной власти.
Характеристики героинь Островского
Катерина - истинно трагическая героиня, восстающая против законов старого общества. Лариса- жертва обмана, ищущая любви, но не расчета.
Тема горячего сердца в пьесе Бесприданница
Вот красота-то куда ведет (показывает на Волгу). Вот, вот, в самый омут. А. Н. Островский. “Гроза” Через все творчество А. Н. Островского проходит образ великой русской реки Волги как символ красоты, силы и мощи родного края. Точно в кошмаре, обступают нас в пьесах Островского страшные лики “темного царства”, и лишь Волга вольно несет свои воды, вбирая в себя и красоту, “какая в природе разлита”, и красоту “горячего сердца”, измученного неволей, жаждущего света, воздуха, освобождения.