Н.С.Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. В своих произведениях он создает вереницу социальных типов, человеческих характеров. Среди них много сильных натур, неординарных личностей. Такова главная героиня очерка Н.С.Лескова «Леди Магбет Мценского уезда», написанного в 1865,- Катерина Львовна Измайлова.
В этом образе автор показал, как мещанка пытается бороться против поработившего ее мира собственности. Любовь превращает героиню в страстную, пылкую натуру.
«Скучною жизнью жилось Катерине Львовне в богатом свекровом доме».
Еще молоденькой девушкой ее выдали замуж, «но не по любви или какому влечению, а так, потому что Зиновий Борисыч Измайлов (ее супруг) к ней присватался.» В замужестве Катерина не видела счастья. Дни она проводила в тоске и одиночестве, «от которых весело, говорят, даже удавиться»; ни друзей, ни близких знакомых у нее не было. Прожив с мужем целых пять лет, судьба так и не подарила им детей, тогда как Катерина видела в младенце средство от постоянной тоски и скуки. Ей, также как и Зиновию Борисычу, хотелось нянчить, ласкать и воспитывать будущих наследников.
«На шестую весну Катерины Львовниного замужества» судьба, наконец, осчастливила героиню, подарив ей возможность испытать самые нежное и возвышенное чувство – любовь, которое, к сожалению, оказалось для Катерины губительным.
На земле многие любили и любят, но для каждого любовь – нечто свое, личное, загадочное. Кто-то испытывает романтическую, а кто-то страстную любовь. Можно выделить еще очень много типов этого прекрасного чувства, но Катерина любила так страстно и сильно, на сколько позволила ей ее пылкая и горячая натура. Ради любимого она была готова на все, на любые жертвы, могла совершить необдуманный, даже жестокий поступок. Героиня сумела убить не только мужа и свекра, но и маленького, беззащитного ребенка. Жгучее чувство не только уничтожило в душе Катерины страх, сочувствие и жалость, но и породило жестокость, необычайную храбрость и хитрость, а также огромное желание бороться за свою любовь, прибегая к любым методам и средствам.
Как мне кажется, Сергей тоже был способен на все, но не потому, что любил, а потому, что целью общения с мещанкой имел получение некоторого капитала. Катерина привлекала его как женщина, которая может обеспечить всю последующую веселую жизнь. Его план сработал бы на сто процентов после смерти мужа и свекра героини, но вдруг появляется племянник умершего супруга – Федя Мемин. Если раньше Сергей участвовал в преступлениях как сообщник, человек, только помогавший, то теперь он сам намекает на убийство невинного малыша, заставляя Катерину поверить в то, что Федя – реальная угроза для получения причитающихся денег. Говорилось, «что не будь этого Феди, то родит она, Катерина Львовна, ребенка до девяти месяцев после пропажи мужа, достанется ей весь капитал мужи, и тогда их счастью конца-меры не будет». Катерина, расчетливая и холодная, слушала эти высказывания, которые действовали словно колдовские чары на ее мозг и психику, и начинала понимать, что эту помеху необходимо устранить. Реплики эти засели глубоко в ее уме и сердце. Она готова сделать все (пусть без пользы и смысла), что скажет Сергей. Катя стала заложницей любви, рабой Сережи, хотя по социальному положению она занимала более высокую ступень, чем ее любимый мужчина.
При допросе, на очной ставке, она открыто признала, что именно ею совершены убийства из-за Сергея, «для него!», из-за любви. Любовь эта не распространялась на кого-то, кроме героя, потому и ребенка своего Катерина отвергла: «любовь ее к отцу, как любовь многих страстных женщин, не переходила никакою своею частию на ребенка». Ничто и никто уже не был ей нужен, лишь ласковые слова или взгляд могли возродить ее к жизни.
По дороге на каторгу Катерина пыталась с ним свидеться, «отдавая самый ей нужный четвертачок из ее тощего кошелька». Сергей же ее за такой поступок лишь упрекал. Он утверждал, что ему самому не помешали бы деньги, «лучше б ему отдала, полезней было бы». С каждым днем он становился все холодней и равнодушнее к Катерине. Начинал приставать к женщинам, окружавших его в поездке. Никакой надежды на скорое освобождение и дальнейшую счастливую жизнь он не имел. Свою цель также не достиг: денег ему от Кати не видать. Все усилия, которые он приложил для достижения положительных результатов, оказались напрасными.
Открыто встречаясь с Сонеткой и нарочно оскорбляя Катю на пароме, Сергей, как мне кажется, мстил героине за то положение, в котором оказался, как он думал, из-за нее. Катерина же, видя, как любимый мужчина заигрывает с другой, начинает ревновать, а ревность страстной женщины губительна не только для героини, но и для окружающих ее людей.
Издевательства со стороны Сергея и Сонетки для разума Кати не доступны, не могла она понять их смысл, но они ясно и четко действовали на нервную систему и психику женщины. Перед ней начинают появляться образы убитых ею людей. Катерина не могла говорить, думать, понимать что-либо: «блудящий взор ее сосредотачивался и становился диким». Она дичала от жестокого равнодушия Сергея, ничего, кроме самоубийства, она не смогла осуществить, так как пережить или побороть в своей душе такую сильную и страстную любовь ей было не по силам. Наверно, Катя считала, что Сонетка увела у нее возлюбленного, потому без труда сумела убить и ее. Любя Сергея, она не причиняла ему зла, лишь решила уйти из его жизни.
Мне кажется, умирая, Катерина в душе испытывала разочарование и огорчение, потому что любовь ей оказалась бесполезной, несчастной, не принесла она людям добра, лишь погубила несколько ни в чем неповинных людей.
Другие работы по теме:
Литературный герой КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА
КАТЕРИНА ИЗМАЙЛОВА - героиня повести Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (1864, авторское обозначение жанра - очерк). Никаких сведений о возможных реальных прототипах К.И. не сохранилось. Скорее всего Лесков, некоторое время работавший в судебной уголовной палате, создал этот образ, воспользовавшись материалами уголовных дел.
"Народный глас" в творчестве Н.С. Лескова
Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он "изучал народ не но разговорам с петербургскими извозчиками", а "вырос в народе".
Образ Левши в рассказе Лескова Левша
Образ Левши в рассказе Лескова 8220 Левша 8221 Отличительные свойства прозы Н.С. Лескова – сказочные мотивы, сплетение комического и трагического, неоднозначность авторских оценок персонажей – в полной мере появились в одном из самых известных произведений писатель “Левше”. Заглавный герой, внешне ничем особенным не выделяющийся (”на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”), является в то же время, по утверждению самого автора, самым искусным среди тульских оружейников.
В чём очарование Ивана Флягина поповести Н.С. Лескова Очарованный странник
В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н.С. Лескова "Очарованный странник") Автор: Лесков Н.С. Повесть "Очарованный странник" была написана Н. С. Лесковым в 1873 году. Главной в творчестве Н. С. Лескова, в том числе и в "Очарованном страннике", является тема личности, освобождающейся от сословных уз.
Смысл названия повести Н. С. Лескова Очарованный странник
Автор: Лесков Н.С. Не всегда в литературном произведении очевиден смысл названия. Прочитав повесть Лескова, я сначала не поняла, что именно хотел писатель сказать словами «очарованный» и «странник»? Первоначальное название повести "Очарованный странник" - "Черноземный Телемак".
Тема любви в повести Н.Лескова Леди Макбет Мценского уезда
Тема любви в повести Н.Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Автор: Лесков Н.С. Главная тема, которую затрагивает Н.С.Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство.
"Положительный тип" русского человека в творчестве Лескова
Среди русских классиков Горький указывал именно на Лескова как писателя, который с величайшим напряжением всех сил своего таланта стремился создать "положительный тип" русского человека, найти среди "грешных" мира сего кристально чистого человека.
Любовь и боль за Россию в сказке Н. С. Лескова "Левша"
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом.
Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова
От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы раннехристианской литературы «Скоморох Памфалов», «Гора" «Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине».
Жизнь одного сюжета Н. С. Лескова в искусстве
Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое время сенсацию, а иногда и равнодушие современников, не умирают, ибо в них есть нечто такое, что тревожит человека другой эпохи.
Что такое любовь в представлении леди Макбет?
Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, названную самим автором очерком, часто истолковывали как мелодраму с грубым эротизмом, с натуралистическими подробностями в описании уголовных преступлений.
Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине XX столетия.
Сцена с ключом анализ эпизода из второго действия драмы А.Н. Островского Гроза
Автор: Островский А.Н. В жизни людей бывают моменты, когда им предоставляется выбор пути, одного из двух; он может вести к успеху или к проблемам, или значительнее – к спасению или гибели, к раю или аду. Сказать «да» или «нет» бывает сложно противоречивой человеческой личности, но выбор все же приходится делать.
Две Катерины сравнительная характеристика
Две Катерины: сравнительная характеристика Приблизительно в одно и тоже время, «Леди Макбет» Лескова в 1865 и «Гроза» Островского в 1859 годах, были написаны две книги, на первый взгляд очень похожие между собой: удивительно схожи сюжеты (в обоих произведениях в центре несчастная любовь, и главной героине необходимо преодолевать жизненные препятствия ради своего счастья).
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова Левша
Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.
Астрахан, Дмитрий Хананович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Театр 2.2 Фильмография Список литературы Введение Дмитрий Хананович Астрахан (род. 17 марта 1957, Ленинград) — российский режиссёр театра и кино, заслуженный деятель искусств России (2009) [1]
Финн, Павел Константинович
Па́вел Константи́нович Финн (настоящая фамилия — Финн-Хальфин) (род. 28 июня 1940, Москва) — советский и российский киносценарист, актёр.
Грей, Мария
Введение 1 Биография 2 Генеалогия Список литературы Введение Мария Грей (англ. Mary Grey, употреблялось также написание Marie; 1545 — 20 апреля 1578), младшая сестра леди Джейн Грей, известной как «королева на девять дней», и Катерины Грей.
Первая леди
(англ. First Lady) — жена главы государства. Первоначально термин First Lady использовался для обозначения супруги президента США, однако в дальнейшем перешёл и в другие языки и теперь используется для обозначения супруги главы любого государства. В некоторых странах (в том числе и в России) термин переводят на государственный язык, так, например, в Испании говорят о Primera Dama, во Франции — Premiиre Dame.
Брэндон, Элеонора
План Введение 1 Биография 2 Притязания на трон 3 Генеалогия Список литературы Введение Элеонора Клиффорд, графиня Камберленд (англ. Eleanor Clifford, Countess of Cumberland; ок. 1519/1520 — 27 сентября 1547)[1]; урождённая леди Элеонора Брэндон, младшая дочь Чарльза Брэндона, 1-го герцога Саффолка, и Марии Тюдор.
Кинастон, Эдвард
Эдвард Кинастон (приблизительно 1640 — январь 1706) — английский актёр. Биография и творчество Кинастон был одним из последних т. н. «мальчиков-исполнителей» в эпоху Реставрации: молодых актёров, игравших на сцене женские роли. Благодаря привлекательной внешности, ему удавалось выглядеть убедительным в образах героинь: Сэмюэл Пипс после спектакля «Верный подданный» по пьесе Джона Флетчера, ставившейся в театре Кокпит, назвал его «прекраснейшей леди, которую я когда-либо встречал в своей жизни, лишь её (!) голос был не очень хорош».
Любовь и боль за Россию в сказке Н С Лескова Левша
У "Левши" удивительная литературная судьба. Появившись в печати, эта вещь сразу приобрела популярность, а вот критика встретила ее неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и "состряпал" из них своего "Левшу".
Лесков Н.С.
Родился в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской гимназии. С 16 лет начал работать чиновником в Орле, затем в Киеве. Несколько лет был помощником управляющего крупными имениями, много ездил по стране. В 1861 переселился в Петербурге.