Во все времена существует и будет существовать понятие общественной морали — определенный набор правил и норм поведения, он во многом определяется той эпохой, в которую выпало жить. Все мы живем в обществе, зависим от него, приспосабливаемся к нему и с детства впитываем те устои, которые в данном обществе существуют. Но вместе с общественными нормами всегда существовали и будут существовать люди, которые не хотят согласиться с существующими правилами, восстают против них и стремятся создать правила новые — для всех людей или для себя одного. Проблемы общественной морали, взаимоотношений человека и общества всегда находились в центре внимания русской литературы. Ф. М. Достоевский является одним из тех писателей, которые заставляют читателей задуматься об общественной природе человека.
Тонкий психолог, философ, исследователь человеческой души, Федор Михайлович Достоевский непрерывно анализирует поступки и мотивы поступков своих героев. Что таится в потаенных уголках души человека? Каждый из людей — это средоточие, загадочное сочетание хорошего и плохого, доброго и зловещего, честного и подлого. Писатель старается понять, насколько сильно среда влияет на человека и что может помочь человеку противиться влиянию окружающей среды.
Герои Ф. М. Достоевского — люди, чувствующие себя “униженными и оскорбленными”, обиженными на жизнь. В душе наиболее сильных героев — таких, как Родион Раскольников, — возникает стремление взять от жизни то, что они недополучили, то, чего они были лишены в силу внешних обстоятельств. Писатель согласен: нищета, общественная несправедливость настолько велики, что нельзя осудить Соню, продающую свое тело ради своей семьи, или Дуню, собирающуюся выйти замуж за нелюбимого человека во имя благополучия брата. Можно простить внешний грех, если он оправдан внутренней чистотой, ибо только великие страдания приводят к очищению души, к познанию Бога. Да, общество называет поведение Сонечки преступным, но не закрывает ли оно при этом глаза на другие, более серьезные преступления?
Родион Раскольников тоже задумывает свое преступление — убийство старухи — ради счастья других людей. Но даже он сам в какой-то момент начинает понимать, что это лишь отговорка, способ успокоить свою совесть. ТЕОРИЯ — вот что на самом деле движет им: проверить, может ли он совершить этот поступок, относится ли он к числу тех великих людей, которым дозволено в жизни больше, чем обыкновенным людям, тем “тварям дрожащим”, которых так презирает герой Федора Достоевского. И.писатель убедительно, шаг за шагом, доказывает всем нам, что никакое убийство не может быть оправдано теорией, какой бы красивой и стройной она ни казалась. Только одна теория, один великий закон может быть мерилом поступков человека — великий закон нравственности, основанный на христианской религии, на стремлении к поиску в себе Бога. Кто вправе решать, имеет ли ценность жизнь конкретного человека, или нет? А вдруг этой ничего не значащей, с точки зрения другого человека, личностью, которую можно безболезненно убить, окажется твоя мать, сестра, ребенок? Только Бог, считает Достоевский, имеет право распоряжаться судьбами людей. Ставить себя на место Бога — это ли не величайшее из преступлений, ведь следствие этого — полная безнаказанность, вседозволенность и потеря человеком всех моральных норм. И людей, которые это не понимают, ждет страшный конец. Мучится от угрызений совести Родион Раскольников, не находя сил простить себе самому содеянное. Кончает жизнь самоубийством Ставрогин из романа “Бесы”, чтобы по крайней мере таким образом доказать себе, что он может “распорядиться” хотя бы своей жизнью.
Да, заела “среда” жизнь многих героев Федора Достоевского. Но разве нищета и обездоленность то главное зло, которое видит писатель в обществе? Не гораздо ли страшнее падение общественной морали, возникающее в людях ощущение всеобщей вседозволенности, которое Ф. М. Достоевский связывал главным образом с развитием в обществе социалистических идей? Ведь, по сути, что такое революция? Все то же стремление принести в жертву определенное количество людей ради счастья всех остальных. Но кто дал право лишать человека величайшего дара — его жизни — даже ради высокой и красивой цели?
Все мы еще долгое время будем испытывать ужас от того, что в XX веке в России победила именно та идеология, которой так боялся великий русский мыслитель Ф. М. Достоевский и от ужасов которой предостерегал он нас своими произведениями. Лихорадка, зуд вседозволенности во время революции, братоубийство во время гражданской войны, массовые репрессии, превратившие всю страну в тюремный лагерь, — вот следствие того, что для нескольких поколений людей России представления о христианской нравственности, о вечных человеческих ценностях подменили идеалами “светлого коммунистического будущего”, ради достижения которого не только можно, но и должно пожертвовать миллионами людей.
Произведения Федора Достоевского ставят перед читателями ряд вечных вопросов. Это и вопросы ответственности за свои мысли и поступки, и вопросы признания ценности жизни другого человека, и вопросы стремления каждого человека к духовному совершенству. Но не менее важно обращение писателя к обществу в целом. По мнению Ф. М. Достоевского, именно общество должно стремиться к нравственному, христианскому отношению к личности, именно общество должно задуматься, какие устои царят в нем и каковы последствия тех ужасных “теорий”, которые могут стать источником бед для многих поколений. А потому, читая произведения Ф. М. Достоевского, мы должны извлекать уроки из жизни его героев, чтобы, быть может, предотвратить многие непредсказуемые зловещие преступления в самих себе.
Другие работы по теме:
Лермонтов м. ю. - что такое свобода1
Мне очень нравится читать стихотворения М. Ю. Лермонтова. В них нет навязчивой поучительности, жалостливости, слезливости, зато не занимать внутренней силы, мощи, мятежа, стремления действовать. Читая произведения поэта, понимаешь, что понятия честь, родина, свобода для него не просто слова. Так что же такое свобода в понимании М.
Литературный герой ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ
ДМИТРИЙ КАРАМАЗОВ - герой романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» (1878-1880), старший сын помещика Федора Павловича Карамазова, двадцативосьмилетний поручик. Прообразом Д.К. послужил Дмитрий Ильинский, историю которого Достоевский узнал на каторге и описал в «Записках из Мертвого дома»: «Он был из дворян, служил и был у своего шестидесятилетнего отца чем-то вроде блудного сына.
Тема Кол-во страниц
Особенности перевода художественного произведения с русского языка на английский (на примере романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»)
Достоевский ф. м. - Последняя встреча раскольникова с порфирием петровичем.
Роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" - "одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга...
Униженные и оскорбленные в романе Достоевского Преступление и наказание 1
Этот роман относится к наиболее сложным произведениям русской литературы и занимает особое место в творчестве Достоевского. Повествование ведется неспешно, неторопливо, но оно держит нас в постоянном напряжении. Достоевский никогда раньше не изображал так широко страшную картину жизни людей в России середины XIX века, нищету и страдания обездоленных.
Достоевский художник бездны человеческой, человеческой бездонности
Достоевский художник 8230 бездны человеческой, человеческой бездонности В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском «талант необыкновенный и самобытный», который «резко отделился от всей толпы наших писателей». Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том, что писатель продемонстрировал удивительное умение войти в глубину психологии героя.
Любовь к людям у Достоевского это живая и деятельная христианская любовь
Давно признано, что в основе мировоззрения Достоевского лежат христианские идеи. Недаром вопросы веры, христианской любви, добра и милосердия так или иначе возникают во всех его произведениях. И главным при этом оказывается то, что только вера в Бога и безграничная любовь к людям, способная на самопожертвование во имя других, может поддержать человека, придать его жизни глубокий смысл и противостоять страшным «болезням» века, утратившего христианскую основу. «Покупается счастье страданием» - вот та сквозная идея, которая проходит через все романы Достоевского.
Проблема добра и зла в романе Достоевского Преступление и наказание
Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке.
Проблематика ранних произведений Достоевского
Из произведений раннего периода творчества Ф.М. Достоевского мною были прочитаны такие повести, как «Елка и свадьба», «Белые ночи», «Маленький герой», «Мальчик у Христа на елке». И хотя они составляют лишь незначительную часть всего творческого наследия Достоевского, уже по этим повестям можно судить об идейном и художественном своеобразии произведений великого русского писателя.
Гуманизм романа Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Гуманизм романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Гуманизм романа Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в разных аспектах. Прежде всего, все содержание романа пронизано гуманистической идеей сострадания. Оно выступает ведущей силой, заставляющей героев переживать, мыслить, действовать.
Добро, зло и свобода в понимании и изображении Достоевского
Автор: Достоевский Ф.М. Противостояние между добром и злом – основной конфликт в романе Достоевского «Преступление и наказание». По мнению писателя, зло порождается действительностью; например, яростной, ожесточенной реакцией на несправедливые жизненные условия. Добро же сосредоточено в духовном начале человека, «натуре», сопротивляющиеся проникновению идеи зла и насилия.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание 3
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Автор: Достоевский Ф.М. “…На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу”. Такое отвратительное, страшное, мрачное и жалкое описание моего самого любимого города меня поразило, напугало и даже немного оскорбило.
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Достоевского. Петербург строился при Петре 1 на «крови и жертвах» простого народа. В нём сошлись Европа и Россия. Писатель не говорит о великолепной архитектуре и красоте города.
Тема любви в повести И.С.Тургенева Ася
Тема любви в повести И.С. Тургенева “Ася” Читая повесть И.С.Тургенева “Ася” мы видим, что когда Ася влюбилась в Н.Н., то она готова была забыть о себе. Автор пишет, что для её любви “нет завтрашнего дня”. К тому же у неё “ни одно чувство не бывает вполовину”.
Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы, связанные с библейскими мотивами и образами в художественных произведениях.
Психологический портрет в русской литературе
В художественном произведении многое зависит от умения автора нарисовать словесный портрет своего героя. В нашей литературе почти все писатели мастерски этим искусством владели.
Мое восприятие Достоевского
Сила и величие русских классиков XIX века заключались в глубоком демократизме, в бескомпромиссном служении правде жизни. Неослабевающий интерес к творчеству Достоевского во всем мире не случаен.
«Оригинальность» поздних героев Достоевского
Герои ранних романов Достоевского ординарны: это «бедные люди», «мечтатель», «неизвестный», «одна женщина», «обитатели Степанчикова», «униженные и оскорбленные», «молодой человек».
Роль образа Сони Мармеладовой в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание
Автор: Достоевский Ф.М. Соня Мармеладова - центральный женский образ в романс Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Эта героиня входит в число тех персонажей Достоевского, в которых писатель выразил свое представление о совершенном человеке. Сопя наделена особым даром: евангельские истины любви, бескорыстия, ненасилия даны ей от Бога, запечатлены в ее душе - они определяют ее отношение к миру, каждый из ее поступков.
Петербург Ф. М. Достоевского 2
Петербург Ф. М. Достоевского Автор: Достоевский Ф.М. При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи... Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.
Моё отношение к И.С.Тургеневу
Автор: Тургенев И.С. Тургенев-один из известнейших русских писателей.Читая его произведения,мы видим не только персонажей, но и в чём-то самого автора.
Достоевский и мировая культура
Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.
Андреев-Бурлак, Василий Николаевич
Василий Николаевич Андреев-Бурлак (наст. фамилия Андреев ; 1 января 1843, Симбирск, ныне Ульяновск — 10 мая 1888, Казань) — русский актёр, чтец и писатель.