Русский характер
(по А. Т. Твардовскому и М. А. Шолохову)
«Судьба человека» и «Василий Теркин» — произведения известные, любимые, написанные давно, но и по сей день не теряют своей выразительной силы в изображении характера русского человека. Они несут в себе неповторимую атмосферу далеких военных лет, того времени, когда весь народ сплотился перед лицом смертельной опасности. Русские люди почувствовали свое духовное и национальное единство, и это помогло им вынести тяжелейшие испытания, какие когда-либо выпадали на долю человека. Трагедия раскрыла важнейшие черты русского характера, отбросив все наносное и второстепенное.
Андрей Соколов и Василий Теркин — образы большого обобщающего значения, истинно русские, сумевшие пройти огонь, воду и медные трубы и сохранить в себе духовность, мужество, патриотизм, любовь к родному дому.
Соколов и Теркин — люди разных поколений. Андрею сорок пять лет, войну он встретил уже зрелым, сложившимся мужчиной. Василий — двадцатилетний юноша, не имеющий жизненного опыта, но и тот, и другой несут в себе черты русского характера, национальные черты, которые присутствуют в каждом, независимо от возраста.
Андрей Соколов родился в Воронежской губернии. Во время гражданской войны воевал в Красной Армии; пережил голод; потеряв семью, уехал в Воронеж, работал слесарем на заводе. Женился, стал строить свою жизнь. Семнадцать счастливых лет подарила ему судьба, и за эти годы он научился любить, научился отвечать за себя и за своих близких. Война, отнявшая у Андрея все, чего он достиг, не отняла у него главного — силы духа и верности своей семье, своему дому. Тяжелые испытания вынес этот человек, его убивали, он терял друзей и свободу, но страшнее этого — расставание с семьей, с любимой женой: «Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...» И когда на расстрел шел, думал о тех, кого любил и ради кого жил: «...что-то жалко стало Иринку и детишек...», и в плену почти каждую ночь разговаривал с ними. Когда же все рухнуло в единый миг, Андрей нашел в себе силы выстоять и выжить, потому что знал: если упадет, то уже не поднимется. Андрей взял себе «в дети» маленького сироту, и сразу стало у него легко на душе, потому что русский человек не может жить без дома, без семьи, потому что всю войну он «шел к простому человеческому счастью».
Та же тема — тема дома и любви — пронизывает и поэму «Василий Теркин». Главный герой ее еще молод, ни семьи, ни детей у него нет, но он уже понимает, что
На земле всего дороже,
Коль имеешь про запас
То окно, куда ты сможешь
Постучаться в некий час.
На походе за границей,
В чужедальней стороне,
Ах, как бережно хранится
Боль-мечта о том окне!
Размышляя о долге, о чести, о том, что на войне каждую минуту может прийти смерть, молодой солдат говорит:
...Мы к тому готовы,
Лишь бы дети, говорят,
Были бы здоровы...
Каждый русский человек «меж иных любых тревог» берег в душе свой «угол отчий», мечту о домашнем очаге.
Другая характерная черта, которая подчеркивается в героях произведений, — это патриотизм, преданность своему отечеству, любовь к своему народу. Трагедию Родины, родной земли человек воспринимает как личное горе, и чужая боль так близка ему, что «сердце уже не в груди, а в глотке бьется и трудно становится дышать». Русские люди платили невероятную цену за каждую пядь родной земли, они понимали, что защищают самое дорогое. Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке — эти черты присущи русским людям. Андрей Соколов, во время боя подвозивший снаряды своей батарее, Теркин, подбивший из винтовки самолет, заменивший погибшего в бою командира, — оба они совершали героические поступки не ради славы и наград, а ради победы, потому, что они не могли иначе, они выполняли свой долг перед своей совестью — самым строгим судьей.
Они были сильными и мужественными людьми. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Это помнил Андрей и когда шел на расстрел, и когда ему пришлось вынести все издевательства, находясь в плену. Именно поэтому он нашел в себе силы не сломаться, не унизиться: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское, достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».
Мужество присуще и Василию Теркину. Присутствие духа в момент опасности — вот что помогло ему выжить и победить:
Как ни трудно, как ни худо —
Не сдавай, вперед гляди!
Эти слова Василий нес в своем сердце, и во время поражений, отступления. «Дорогою постылой» Теркин поддерживал товарищей:
Я одну политбеседу
Повторял:
«Не унывай!
Не зарвемся, так прорвемся,
Будем живы — не помрем...»
«В муках тверд, и в горе тверд», — таков Василий Теркин. Жажда жизни, находчивость, стойкость помогали людям найти выход из самых трудных ситуаций. Андрей Соколов пытался бежать из плена — неудачно. Но самообладание не покинуло его, он упорно шел к своей цели. И как только появилась новая возможность осуществить свою мечту, тут уж «я спать окончательно разучился: ночи напролет думал, как бы мне к своим, на родину сбежать». Андрей смог не только сам спастись, но и прихватить «языка» — смекалка не подвела.
Не менее сметлив и Василий Теркин: он и пилу заточит, и часы починит, и в бою русской ложкой деревянной врага уложит. Но нет ни в Андрее, ни в Василии хвастовства, позерства. Андрей в письме к жене рассказал, что полковник обещал представить • его к награде, да сам и удивился: «...скажи на милость, откуда эта детская похвала у меня взялась?» А Теркин, в начале войны мечтавший о медалях, о том, как станет центром внимания в родной деревне, в конце войны, возмужав и совершив настоящие подвиги, закалив свое мужество, говорит:
Мне не надо, братцы, ордена,
Мне слава не нужна,
А нужна, больна мне родина,
Родная сторона!
Страшные годы и тяжелые испытания не сломили русский характер, а только закалили его. Мужество, героизм, патриотизм и высокая духовность русских людей проявились во время войны, и каждый мог повторить вслед за поэтом:
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Другие работы по теме:
Тема Кол-во страниц
Синонимы, их место и роль в лексико-семантической системе английского языка
Трагическое и комическое в романе Шолохова Поднятая целина
Вешенская… Старинная казачья станица. Она раскинулась у самого тихого Дона, на бескрайних степных просторах. Как близка и как знакома нам эта земля по бессмертным творениям Михаила Шолохова! К Вешенской обращено внимание всех, кому дорога литература, ее искрометное, вечно живое слово. Здесь жил и работал долгие годы Михаил Шолохов – автор «Тихого Дона», «Поднятой целина», «Судьбы человека», певец земли русской. «Родимая степь под низким донским небом! Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь!» Кому принадлежат эти неповторимые краски, необычные и простые, как сама жизнь, образы, ключевой язык, эти кровью сердца написанные слова? Ну, конечно же, Михаилу Шолохову – выдающемуся сыну столь изумительно описанных им донских степей.
Образ русского солдата в поэме Твардовского Василий Теркин
Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» — одно из центральных произведений творчества поэта. Первые главы поэмы были опубликованы в 1942 году. Успех произведения был связан с удавшимся писателю характером главного героя. Василий Теркин — вымышленное лицо от начала до конца, но этот образ был описан в поэме так реалистично, что читатели воспринимали его, как реального, живущего рядом с ними человека.
Спасибо родному слову
“Спасибо слову…” - так писал русский поэт С. Поделков в поэме “Власть сердца”. И, правда, русский язык настолько разнообразен и точен, что с его помощью можно описать не только настоящее, будущее и прошлое, но и любое состояние человеческой души, любую мысль.
Путь исканий Григория Мелехова
«Тихий Дон» М. Шолохова — роман о судьбах народа в переломную эпоху. От природы данный Шолохову гений, обостренный жестокой действительностью, в которой он развивался, сумел схватить самую суть мировой тревоги витающей в воздухе, поставить ее на землю, как только и возможно в искусстве, осмыслить художественным разумом и облечь в художественную плоть — в такую бесконечно зеленую историю простого донского казака Григория Мелехова.
Русский язык в современном мире
Автор: Сочинения на свободную тему Из-за дня в день мы обмениваемся информацией, узнаем новые вещи, общаемся, делимся своими мыслями и чувствами с окружающими. Все это было бы просто невозможно без существования русского языка, роль которого имеет огромное значение в жизни многих людей и русского общества.
Основные черты поэтики произведения Александра Твардовского Василий Теркин
Автор: Твардовский А.Т. Свобода, юмор, правдивость, удаль, естественность погружения в стихию народной жизни и народной речи покоряли и покоряют читателей Александра Трифоновича Твардовского. Его современник не могли не замечать, что вопреки собственной смертоносной природе война нечто и возрождала – например, начисто, казалось бы, стертое репрессиями и общей атмосферой 30-х годов чувство духовного раскрепощения.
Великий Русский язык живет и развивается
Автор: Сочинения на свободную тему Все мы знаем, что наш великий русский язык живёт и развивается, то есть на смену устаревшим словам приходят более новые слова. И это необходимо, так как наука набирает высоту и узнаёт новые вещи, о которые никто никогда не знал и для того, чтобы рассказать об этом всему миру учёные придумывают им названия, таким образом и мы узнаём открытия учёных и в нашем русском языке появляются новые.
Военные дневники Константина Симонова
Художественные произведения Константина Симонова названы мною в одном ряду со строго документальными потому, что в фундамент их автор тоже заложил колоссальный фактический материал, лично почерпнутый им как очевидцем.
Зачем нужны запятые
Автор: ЕГЭ Зачем нужны запятые? Давайте разберемся.Русский язык развивается,становится всё богаче.Развивается и наше общество,становится мудрее и граммотнее.И язык должен соответствовать новому обществу.Как можно без запятых разобраться с историческим фактом:"Казнить нельзя помилывать." Даже от одной запятой может зависеть человеческая жизнь.
Похвальное слово русскому языку
Автор: Сочинения на свободную тему На уроках русского языка мы учим множество различных высказываний, которые возвышают и хвалят наш великий и могучий русский язык. Но никто и никогда не выражал своё похвальное слово!
Твардовский Александр Трифонович
(1910–1971), русский поэт. Родился 8 (21) июня 1910 в д. Загорье Смоленской губ. Отец Твардовского, крестьянин-кузнец, был раскулачен и сослан. Трагическая судьба отца и других жертв коллективизации описана Твардовским в поэме По праву памяти (1967–1969, опубл. 1987).
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Паддон, Джордж
Джордж Паддон (англ. George Paddon; 1670(1670) — 1718) — русский шаутбенахт английского происхождения. Коммодор английского флота принят 14 марта 1717 года Петром I на службу в русский флот в звании шаутбенахта (контр-адмирала). В 1717—1718 годах командовал 60-пушечным линейный кораблём «Шлиссельбург».
Киценко, Надежда Борисовна
Надежда Борисовна Киценко (англ. Nadieszda Kizenko; род. 1961 Нью-Йорк, США) — американский исследователь-историк, профессор. Родилась в семье перемещённых лиц, прибывших в США из Германии после Второй мировой войны.
Карл Филипп
Не следует путать с Карлом Филиппом, принцем Швеции, рождённым в 1979 году. Карл Филипп (швед. Karl Filip; 22 апреля 1601 — 25 января 1622) — герцог Сёдерманландский, один из претендентов на русский престол во время Смуты.
Скуратов, Павел Леонидович
Павел Леонидович Скуратов (1861(?) — ?) — русский актёр и антрепренёр. Учился в Петербурской консерватории (класс скрипки и композиции), где слушал курс драматического искусства под рук. Н. Ф. Сазонова и Д. Д. Коровякова. На сцене с 1881 года. В 1882—1884 годах — в Малом театре. С 1884 года — в провинции.
Белинский, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Олег Александрович Белинский (р. 1942(1942), в Великом Устюге) — российский театральный режиссёр.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Анофриев, Олег Андреевич
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 2.3 Озвучивание мультфильмов 2.4 Автор песен 2.5 Исполнил песни Список литературы
Бутенко, Вячеслав Михайлович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Театр имени Моссовета 3.2 Фильмография Список литературы Введение
Алексеев, Фёдор Яковлевич
План Введение 1 Биография 2 Работы 3 Библиография Введение Фёдор Я́ковлевич Алексе́ев (между 1753—1755, Санкт-Петербург — 11 (23) октября 1824, Санкт-Петербург) — русский живописец, современники называли его «русским Каналетто». Крупнейшая фигура в пейзажной живописи России начала XIX века.
Жемчужниковы дворянские роды
Жемчу́жниковы (дворянские роды) — русские дворянские роды. Василий Терентьевич (Богданович) Жемчужников был воеводой в Вятке (1616). Его потомки были стольниками и стряпчими. Михаил Николаевич был сенатором (умер в 1865). Его сын, Алексей Михайлович — известный поэт. Род Жемчужниковых внесен в VI часть родословной книги Орловской и Калужской губерний (Гербовник, X, 94).
Чемоданов, Иван Иванович
Иван Иванович Чемоданов — русский дипломат, стольник и переславский наместник, русский посол в Венеции. Биография Был сыном Ивана Чемоданова, постельничего при царе Михаиле Фёдоровиче. За участие в обороне Москвы в ходе Русско-польской войны в 1618 году пожалован вотчиной. В 1625—1644 годы неоднократно был рындой на приёмах иностранных послов.
Роль русского языка в современном мире
Единый язык русской нации, язык международного общения в современном мире. Усиливающееся влияние русского языка на другие языки. Замечательный язык мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря, богатейшей художественной литературы.
Франциск Скорина
Скорина (Франциск [Георгий]) - русский ученый начала XVI в., медик (д-р лекарских наук), типографщик (в Праге и в Вильне) и переводчик Библии на русский язык. Родился в Полоцке, в купеческой семье.