Поэтическое
творчество Осипа Мандельштама послереволюционной поры разделяется
хронологически на две части пятилетним перерывом, с 1925 по 1930 г., когда поэт
стихов совсем не писал. До 1917 г. он был уже признанным мастером. Четырьмя
годами ранее Мандельштам выпустил первую книгу стихов «Камень», обратившую на
себя внимание истинных ценителей поэзии. Он никогда не выступал в роли пророка или
в роли жреца «чистой» поэзии. Он просто жил в потоке времени среди людей,
думая, что помогает им своими стихами. Поэта постоянно обвиняли в отрыве от
действительности, в нежелании или неумении идти в ногу с эпохой. По этому
поводу он писал писательнице Мариэтте Шагинян 5 апреля 1933 г.: «Кто я? Мнимый
враг действительности, мнимый отщепенец. Можно дуть на молоко, но дуть на бытие
немножко смешновато. Но для того, чтобы действовать, нужно бытие густое и
тяжелое, как хорошие сливки, — бытие Аристотеля и Ламарка, бытие Гегеля, бытие
Ленина». Такое «густое бытие» в изобилии предоставила поэту революция и
послереволюционная действительность. Близкая к Мандельштаму поэтесса Анна
Ахматова вспоминала: «Революцию Мандельштам встретил вполне сложившимся и уже,
хотя и в узком кругу, известным поэтом. Мандельштам одним из первых стал писать
на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово «народ»
не случайно фигурирует в его стихах».
Февральскую
революцию Мандельштам приветствовал, а к Октябрьской сначала отнесся довольно
настороженно. Тем не менее уже в мае 1918 г. он написал «Сумерки свободы», где
призывал:
Прославим,братья,сумерки
свободы,
Великий
сумеречный год!
В
кипящие ночные воды
Опущен
грозный лес тенет.
Восходишь
ты в глухие годы, —
О,солнце,судия,
народ.
Поэту
казалось, что революция несет с собой коренное изменение жизни подавляющего
большинства народа в лучшую сторону, и ради подобного обновления бытия можно
временно пожертвовать демократическими свободами:
Ну
что ж,попробуем: огромный,неуклюжий,
Скрипучий
поворот руля.
Последствия
этого поворота Мандельштаму скоро довелось испытать на себе. Его поэзию
печатали очень мало, поскольку исполнять в стихах «социальный заказ» он
отказывался. В стране возникла все более гнетущая атмосфера несвободы, которую
Мандельштам переживал очень тяжело. Еще в годы гражданской войны, оказавшись в
заточении у белых, он, по свидетельству одного мемуариста, требовал
освобождения, утверждая, что «не создан для тюрьмы». Но случилось так, что
большую часть жизни Мандельштаму пришлось прожить в обществе, где свобода
личности подавлялась, а условия существования напоминали лагерные. Тем более
что последние четыре года Осип Эмильевич провел в ссылках и лагерях, откуда ему
не суждено было выйти. Все это не могло не отразиться в его стихах и даже
привело к длительному перерыву в поэтическом творчестве.
Мандельштам
подчеркивал:
Пора
вам знать: я тоже современник,
Я
человек эпохи Москвошвея,
Смотрите,как
на мне топорщится пиджак,
Как
я ступать и говорить умею!
Попробуйте
меня от века оторвать! —
Ручаюсь
вам,себе свернете шею!
Эти
строки написаны в 1931 г., когда подавляющее большинство поэтов прославляло
великие стройки пятилетки и небывалый размах социалистического строительства.
Мандельштам же нашел в себе мужество иронизировать над эпохой, намекая, что ее
правильнее связать с низкокачественной одеждой Москвошвеи, а не с гигантами
металлургии и энергетики. Последние не дают никакого видимого облегчения в
повседневной жизни людей, тогда как их насущные нужды удовлетворяются даже
хуже, чем до революции.
Мандельштам
ощущал свой разлад с эпохой, но не собирался сдаваться на милость
«веку-волкодаву»:
Мне
на плечи кидается век-волкодав,
Но
не волк я по крови своей,
Запихай
меня лучше,как шапку,в рукав
Жаркой
шубы сибирских степей.
Чтоб
не видеть ни труса,ни хлипкой грязцы,
Ни
кровавых костей в колесе,
Чтоб
сияли всю ночь голубые песцы
Мне
в своей первобытной красе...
Так
писал поэт за три года до ссылки, словно предчувствуя свою судьбу. Он
чувствовал себя современником великих и трагических событий, но не хотел ни в
коей мере разделять ответственность за подавление свободы и пролитую кровь с
власть имущими. Хотя порой испытывал большой соблазн пойти по пути, по которому
уже пошли многие собратья по литературе. В 1930 г.. он писал об альтернативном,
благополучном варианте своей судьбы: «А мог бы жизнь просвистать скворцом,
заесть ореховым пирогом... Да, видно, нельзя никак». Друг Мандельштама Б.С.
Кузин вспоминал: «Особенно, по-видимому, для него был силен соблазн уверовать в
нашу официальную идеологию, принять все ужасы, каким она служила ширмой, и
встать в ряды активных борцов за великие идеи и за прекрасное социалистическое
будущее. Впрочем, фанатической убежденности в своей правоте при этих заскоках у
него не было. Всякий, кто близко и дружески с ним соприкасался, знает, до чего
он был бескомпромиссен во всем, что относилось к искусству или морали... Но
когда он начинал свое очередное правоверное чириканье, я на это бурно
негодовал, но он не входил в полемический пыл, не отстаивал с жаром свои
позиции, а только упрашивал согласиться с ним: «Ну, Борис Сергеевич, ну ведь
правда же, это хорошо». А через день-два: «Неужели я это говорил? Чушь! Бред
собачий!» Тут дело было не в простом желании приспособиться, чтобы обеспечить
себе достойные условия жизни. Мандельштам испытывал потребность ощутить себя
частью некоего большого целого, участником преобразования жизни. Однако, к
счастью для поэзии, приверженность Осипа Эмильевича нормам нравственности в
литературе и жизни не позволила ему пойти в своем творчестве на губительный
компромисс. Мандельштам одним из первых заклеймил как палача «кремлевского
горца» Сталина, за что поплатился ссылкой и в конечном счете гибелью. Поэт и в
позднейших стихотворениях дерзко заявлял:
Лишив
меня морей,разбега и разлета
И
дав ступе упор насильственной земли,
Чего
добились вы? Блестящего расчета:
Губ
шевелящихся отнять вы не могли.
Мандельштам
верил: «Не разнять меня с жизнью, — ей снится убивать и сейчас же ласкать...»
Он чувствовал, что эпоха убьет его, как и тысячи и тысячи других, отказавшихся
жить в соответствии с моралью «века-волкодава», и что суждено ему лишь
посмертное признание. А характер эпохи он в своей поэзии определил точнее и
глубже подавляющего большинства современников.
Другие работы по теме:
Акмеизм
Акмеизм - (древнегр. akme - высшая степень расцвета, зрелости) - направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е гг. и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя, русского символизма.
Галич а. а. - Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу
Я на этой земле останусь... А. Галич В книгу известного поэта, барда и драматурга Александра Аркадьевича Галича вошли стихи, автобиографическая проза “Генеральная репетиция”, а также песни: песни-реквиемы памяти О. Мандельштама и Б. Пастернака, знаменитые “Облака”, “Когда я вернусь” и другие. Вот уже несколько десятилетий звучат с магнитофонных пленок песни этого человека.
Некрасов н. а. - Поэт и гражданин н. л. некрасов
...Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей... Н. Некрасов В детстве Некрасов читал запоем, сам пробовал писать. И, покинув в шестнадцатилетнем возрасте отчий дом, он прибыл в Петербург с толстой тетрадью первых поэтических опытов. Правда, сразу начались материальные трудности.
Мендельштам о. э. - Этапы творческого пути осипа мандельштама
Посох мой, моя свобода - Сердцевина бытия, Скоро лъ истиной народа Станет истина моя? О. Мандельштам Поиск ответа на вопрос, вынесенный в эпиграф сочинения, проходит через все многогранное творчество поэта и его нелегкую судьбу. Осип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах.
Мендельштам о. э. - Размышления над жизнью и творчеством осипа мандельштама.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Варшаве, в мелкобуржуазной семье. Детство и юность провел в Петербурге и Павловске. Окончил Тени-шевское училище. В этот же период увлекается марксизмом, изучает работы Плеханова. Мандельштама влекли литература и культура. Поэтому после окончания училища в 1907 году он едет за границу - в Париж, Рим, Берлин, слушает университетские лекции в Сорбонне и Гейдельбергском университете.
Ахматова а. - Судьба поколения в лирике а. ахматовой
Уникальность лирики великой русской поэтессы. Анны Андреевны Ахматовой заключается в том что по словам. Осипа Мандельштама она вобрала в себя всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
по теме «Нетленной мысли исповедник…»
Прочитав однажды стихотворение «Век», Сергей проникся уважением к личности поэта и заинтересовался сначала его гражданской лирикой, а затем расширил рамки исследования и обнаружил, что наряду с поэзией Мандельштам проявил себя и как интересный прозаик и публицист
Саянов Виссарион
И. Гринберг Саянов Виссарион Михайлович (1903—) — поэт, прозаик. Р. в семье ссыльных в Сибири. Там же провел детство. Был в Красной армии, на советской работе; учился в Ленинградском ун-те. Много ездил по Уралу, Казакстану и Сибири. С. — активный участник пролетарского литературного движения, был членом правления РАПП и ЛАПП; основатель ленинградской литературной группы «Смена», член редколлегий ряда журналов.
Анализ стихотворения Мандельштама «Век»
Мой век… Это сочетание слов вызывает различные ассоциации, но, в большинстве своем, это что-то обязательно хорошее. Но, познакомившись со стихотворением Мандельштама «Век», осознаешь, что у каждого человека свое представление о жизни.
Стихотворение Мандельштама За гремучую доблесть грядущих веков
Сюжет стихотворения О.Э.Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…», написанного в тридцатые годы двадцатого века, имеет автобиографическую основу. Как и многие другие деятели культуры и искусства, автор этих строк попал в жернова сталинских репрессий.
Пространство, звезды и певец
Я читала один фантастический рассказ, в котором главный герой, попав в другую эпоху и на другую планету, признается там Мастером — величайшим магом и чародеем. Свое колдовство он осуществлял с помощью стихов. Стихов Осипа Мандельштама.
Стихотворение Ф.И.Тютчева Как хорошо ты, о море ночное... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.
Мастерство в построении композиции и
Автор: Толстой А.Н. А.Н.Толстой начал работу над романом в 1929 году. Причиной, побудившей писателя к созданию произведения, было, вероятно, ощущение созвучности Петровской эпохи, когда “трещит и рушится старый мир”, с эпохой, в которую жил автор романа. Весь ход повествования должен был показать взаимное влияние личности и эпохи, подчеркнуть прогрессивность преобразовательских действий Петра, их закономерность и необходимость.
Лермонтов - наш современник 2
Лермонтов - наш современник Автор: Лермонтов М.Ю. Творчество Лермонтова — это история поколения 30-х годов XIX века, поколения, которому досталась тяжелая судьба людей эпохи “безвременья”, когда все лучшее в людях терялось, ибо они не могли найти применения своим “силам необъятным”. Но можем ли мы сказать, что это трагедия только современников Лермонтова? Почему многие поколения русских людей читают и перечитывают произведения великого поэта и прозаика? Мне кажется, что Лермонтов указал на многие черты, присущие русскому обществу и человеку в целом, независимо от времени.
Размышления над творчеством О. Мандельштама.
Автор: Мандельштам О.Э. Мандельштам — пример доблестного овладения материалом жизни. В самых горьких стихах у него не ослабевает восхищение жизнью, в самых трагических, таких, как “Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма...”, звучит этот восторг, воплощенный в поразительных по новизне и силе словосочетаниях: “Лишь бы только любили меня эти мерзкие плахи, Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду...” И чем труднее обстоятельства, те: ощутимей языковая крепость, тем пронзительней и удивительней подробности.
Мое любимое произведения А.С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин написал много прекрасных произведений. Среди них «Кавказский пленник», «Капитанская дочка», «Полтава», «Медный всадник» и другие не менее известные поэмы и стихи. Но больше всего мне понравился роман в стихах «Евгений Онегин».
Русская поэзия середины 20 века
Чистых линий пучки благодарные, Направляемы тихим лучом, Соберутся, сойдутся когда-нибудь, Словно гости с открытым челом. О. Мандельштам. Русская поэзия первой трети двадцатого столетия, образно называемая «серебряным веком», неразрывно связана сегодня в нашем сознании с именами М. Цветаевой, А.
Эпоха "серебряного века" и Осип Мандельштам
Эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда речь идет о нашем "серебряном веке", мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом.
Разноликость поэзии С. Есенина
Поэзию Сергея Александровича Есенина нельзя назвать монотонной, она скорее разнолика. На различных этапах своей жизни Есенин выбирает абсолютно непохожие темы для своих стихотворений.
Лирика истории (о поэзии О.Мандельштама)
В письме Мандельштама к Тынянову есть слова: “Вот уже четверть века, как я, мешая важное с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в ее строении и составе”.
Петербург в лирике О. Э. Мандельштама
Осип Мандельштам вырос и долгие годы жил в Петербурге, но стихов, посвященных этому городу, у него не так много. Однако некоторые из них известны, насколько могут быть известны стихи долго пребывавшего в забвении автора.
Жанровое своеобразие романа Евгений Онегин
«Евгений Онегин» — роман в стихах. Впервые в литературе Пушкин изобрел новый жанр — роман в стихах. Роман — эпический жанр (объективность с разных точек зрения, соотношение между другими людьми, историческими событиями). В стихах — лирика (субъективная точка зрения на действительность). Автор делает себя одним из героев романа, дает лирическое отступление, оценку своим
Вячеслав Иванович Иванов
Старинные речения, непривычный синтаксис, необходимость улавливать самые малоизвестные значения слова делают стихи Иванова очень сложными. Даже в тех стихах, которые кажутся совсем простыми, множество потаенных смыслов. Но мудрая простота, понятная любому в них тоже встречается.