Автор: Сологуб Ф.К.
Федор Сологуб
Мудрые девы
В украшенном цветами и светлыми тканями покое Девы ждали Жениха. Их было десять, они были юны и прекрасны, и были среди них Мудрые девы, и были Неразумные.
Вечер отгорел и погас, как погасает в небе каждый вечер. Дыхание темно-синего холода простерлось над землей, и далекие, вечные звезды начали свой медленный хоровод. Девы приготовили все, что надо было для брачного пира, и сели за стол. Одно место среди них было пусто, - то было место для Жениха, которого ждали, но которого еще не было здесь.
Десять светильников горели перед Девами. На белой скатерти стола стояли сосуды с вином и хлебы.
Тихие голоса беседующих Дев. Черная ночь молчала в саду за окнами украшенного брачного чертога, - а издали доносились откуда-то веселые песни, смех, музыка, шумные восклицания. Там, недалеко от дома, где ждали Девы Жениха, веселились и пировали Девушки, юные Женщины и праздные Молодые люди, - и всем им не было никакого дела ни до Жениха, приходящего во тьме и тайне, ни до невесты, таинственно зажигающей высокий свой светоч. Они, беспечные, плясали, и пели, и смеялись, и славили сладостные очарования буйной жизни. В их песнях говорилось о том, что жизнь дается каждому только один раз, что юность пролетает быстро и что надо торопиться вкусить ее восторги и услады, пока еще кровь горит избытком стремительных сил. Тихо беседовали Девы:
- Теперь уже скоро придет Жених.
- Да, мы скоро дождемся его.
- Как они там шумят!
- Как безумны их песни!
- Как грубо звучит в ночной тишине их хохот!
- Жениху будет неприятен этот шум.
- Жених добрый, - он не осудит.
- Он уже скоро придет.
- Не он ли это вошел в сад?
- Не он ли стоит у порога?
- Не он ли заглянул к нам в окно?
- Не пойти ли нам к нему навстречу?
- Нет, в саду пусто и тихо.
- У дверей нет никого.
- Только черная ночь смотрит к нам в окна.
Длилась ночь. Ждали Девы.
Беседовали тихо. Все громче и веселей становились голоса пирующих. Жених не приходил.
- Его все еще нет, - говорили опечаленные Девы. - Он придет в полночь, - говорили они, утешая себя.
- Будем ждать.
- Как долго!
- Как скучно!
- Не надо роптать на Жениха.
- Он придет.
- Надо ждать, - он утешит нас.
- Как долго ждать! Уже и полночь прошла.
Стали роптать Неразумные девы. Они говорили:
- Мы здесь сидим и ждем, а он забыл о нас.
- Может быть, и не придет.
- Может быть, он пирует с другими.
- Зачем же мы ждем его, глупые?
- Как весело там!
- Не смешно ли, что мы сидим здесь, за накрытым столом, а сами не пьем и не едим, и не радуемся и ждем Жениха, который не приходит, хотя уже прошли назначенные сроки!
- Не пойти ли нам туда, где так весело?
- Подождите, - говорили Мудрые девы. - Жених придет.
- Он стукнет в дверь, станет на пороге, посмотрит на нас благостными очами, - и тогда начнется у нас веселье, более светлое и радостное, чем то, которому вы завидуете.
Но уже не захотели Неразумные девы ждать дальше. Они говорили:
- Мы пойдем туда, где весело. Идите и вы с нами. Если Жених не пришел вовремя, то он может сходить за нами и туда, где мы будем. Можно оставить ему на столе записку.
И взяли Неразумные девы свои светильники и ушли, - шесть Неразумных дев.
Остались четыре Мудрые девы. Они сели близко одна к другой и тихо беседовали о Женихе и о тайне, и ждали.
Но Жених не пришел. Тишина и печаль томились и вздыхали в украшенном брачном покое, где Мудрые девы проливали тихие слезы, сидя за столом, перед догорающими светильниками, перед нетронутым вином и неначатым хлебом. Дремотные смежались порой очи, и грезился Мудрым девам Жених, стоящий на пороге. Радостные вставали они со своих мест и простирали руки - но не было Жениха с ними, и никто не стоял на пороге.
Догорели светильники, побелели окна, птичьими щебетаниями засмеялся утренний сад, - и поняли Мудрые девы, что Жених не придет. Они склонились над столом и плакали долго. Чем ярче пылала заря, тем бледнее становились их щеки.
Тогда сказала мудрейшая из Дев:
- Сестры, сестры! Вот уйдем мы домой и потом станем вспоминать эту ночь. И что же мы вспомним? Мы ждали долго, - и Жених не пришел. Но сестры и Неразумные девы, если бы они были с нами в эту ночь, не то ли же самое сохранили бы воспоминание? На что же нам мудрость наша? Неужели мудрость наша над морем случайного бывания не может восславить светлого мира, созданного дерзающей волей нашей? Жениха нет ныне с нами, - потому ли, что он не приходил к нам, потому ли, что, побыв с нами довольно, он ушел от нас?
Радостны стали Мудрые девы и перестали плакать. Они налили вино в свои чаши, и разломили хлеб, и ели, и пили, и веселились.
- Жених ушел от нас рано.
- Краткое время побыл с нами Жених, - но сердца наши утешены и кратким его пребыванием с нами.
- Жених ушел, но он - наш возлюбленный Жених.
- Он любит нас.
- Он оставил нам золотые венцы на головах наших.
Окончив свою радостную трапезу, встали Мудрые девы из-за стола. На
пороге брачного чертога остановились они все четыре, обнимая одна другую,
и простерли с прощальным приветом свои руки вслед уходящему Жениху.
Глаза их были полны слез, и лица их были бледны, и губы их улыбались
печально.
В это время окончился шумный пир, и шесть Неразумных дев возвращались домой. Остановясь у порога, где стояли Мудрые девы, Неразумные смеялись, дразнили Мудрых и спрашивали:
- Дождались Жениха?
- Весел был ваш пир с Женихом?
- Что же вы одни и Жениха не видно с вами?
Мудрые девы ответили им кротко:
- Жених ушел.
- Мы его провожали.
- Вот уже белый хитон его мелькнул в последний раз из-за деревьев и не виден больше.
- В ту сторону, где восходит солнце, ушел Жених.
Не верили им Неразумные девы, громко смеялись и говорили:
- Вам стыдно сознаться, что Жених не пришел к вам.
- Чем вы докажете, что он был с вами?
- Покажите нам его подарки. Мудрые девы отвечали:
- Он подарил нам золотые венцы.
- Он сам надел их на наши головы.
- Разве вы не видите золото наших венцов над нашими головами?
Неразумные девы, - пять из них, - смеялись и говорили:
- Никаких нет венцов на ваших головах.
- Вы сами себя уличаете вашей выдумкой.
- Должно быть, во сне видели вы, как приходил к вам Жених.
- Напрасно вы проскучали всю долгую ночь, - идти бы вам лучше было за нами.
И ушли от порога пять Неразумных дев, издеваясь над Мудрыми девами и всячески понося их. Одна же из них осталась у порога. Она упала к ногам Мудрых дев, покрытым холодной утренней росой, и целовала ноги Мудрых дев, и плакала горько, и говорила:
- Счастливые, счастливые Мудрые девы! Как завиден ваш высокий удел! С вами пировал Жених, которого не увидели мои очи и очи моих безумных подруг.
На ваши мудрые головы он своими руками надел золотые венцы, светло сияющие, как четыре великие солнца. На ваших руках - святыня его прикосновений, на ваших губах - благоухание его поцелуев. О я, Неразумная! О я, несчастная!
Умереть бы мне у ваших ног, лобзая ступени, по которым к вам восходил Жених.
Мудрые девы подняли свою прозревшую в этот ранний час сестру и целовали ее, и утешали нежно. Они говорили ей:
- Милая сестра, ты увидела на головах наших венцы, которых не могли увидеть Неразумные девы.
- Мудростью и ведением тайны наделил тебя Жених.
- Венец, который был на голове Жениха, он оставил нам для той, которая придет от неразумия к мудрости.
Коснулись Мудрые девы нежными пальцами ее головы и сняли с нее поблекшие цветы буйного веселья. Говорили:
- Вот мы надели на тебя, милая сестра, золотой венец.
- Как ярко сверкает твой венец в лучах восходящего солнца.
- Возлюбленный Жених, подаривший тебе этот блистающий венец, и сам придет к тебе, когда настанет время.
Одна за другой, по высокой лестнице брачного чертога и по дорогам сада, ступая на те места, которых касались ноги Жениха, шли пять Мудрых дев, увенчанные золотыми венцами, сияющими, как великие светила. С глазами, полными слез, и с сердцами, объятыми пламенем печали и восторга, шли они возвестить миру мудрость и тайну.
Другие работы по теме:
Черты готики в русской архитектуре
Происхождение термина Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджио Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья.
Бригид – ткачиха мира
Изучая европейскую мифологию и фольклор, мы видим, что мудрые женщины были пряхами, и игнорировать их наставления было весьма рискованно.
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Мексика: Мария де Гваделупа
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах.
Католическая мариология
К наиболее поздним догматическим определениям, провозглашенным Римско-католической церковью, относятся два догмата о Деве Марии, так называемые мариальные догматы: догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о телесном вознесении Девы.
Иаковы
Иаков, имя трех христианских святых 1 в.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха.
Пульсации звёзд
Подобно многим физическим объектам звезды способны совершать колебания около состояния равновесия. В простейшем случае это сферически-симметричные пульсации
Галактика
Понятие "галактика". Строение и состав галактик.
Созвездие Дева
Главная звезда созвездия, именуемая Спикой, ярче, горячее и гораздо крупнее Регула. Лишь 600 солнц могли бы одновременно создать такой же поток излучения, как одна Спика. Рядом с ней наша звезда кажется маленькой и незначительной.
Челкаш и Гаврила по рассказу М. Горького Челкаш
Раннее творчество Горького (90 е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Бахчисарайский фонтан
Автор: Пушкин Александр. В своем дворце сидит грозный хан Гирей, разгневанный и печальный. Чем опечален Гирей, о чем он думает? Он не думает о войне с Русью, его не страшат козни врагов, и его жены верны ему, их стережет преданный и злой евнух. Печальный Гирей идет в обитель своих жен, где невольницы поют песнь во славу прекрасной Заремы, красы гарема.
"Предчувствую Тебя..." (Любовная лирика А. А. Блока)
Александр Блок — известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока.
Страшный мир в лирике А. А. Блока 2
«Страшный мир» в лирике А. А. Блока Автор: Блок А.А. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор!
Не стреляй в птицу
Когда-то известный во всем мире исследователь природы Джеральд Даррел сказал очень мудрые слова: «Помните, у растений и животных нет депутатов, им не кому писать и жаловаться, за них некому заступиться, кроме нас, людей, которые вместе с ними заселяют эту планету». К сожалению, человечество повело себя так, что истребляло тех, кого иногда теперь называет своими меньшими братьями.
Мой юбилей
Автор: Чехов А.П. Юноши и девы! Три года тому назад я почувствовал присутствие того священного пламени, за которое был прикован к скале Прометей... И вот три года я щедрою рукою рассылаю во все концы моего обширного отечества свои произведения, прошедшие сквозь чистилище упомянутого пламени. Писал я прозой, писал стихами, писал на всякие меры, манеры и размеры, задаром и за деньги, писал во все журналы, но... увы!!!... мои завистники находили нужным не печатать моих произведений, а если и печатать, то непременно в "почтовых ящиках".
Наскальные рисунки древних людей
Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни.
Пелагия дева Антиохийская
Не следует путать с Пелагией Антиохийской, преподобной V века. Пелагия Антиохийская — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября (по юлианскому календарю).
Святая Изабелла Французская
(март 1223—1225 — 23 февраля 1270) дочь Луи VIII , короля Франции и Бланки Кастильской. Она также приходилась младшей сестрой Луи IX Французскому (святого), Алфонсу Тулузы и старшей сестрой Карлу I, короля Сицилии. В 1256 году она основала францисканское аббатство Лонгшамп в старинном лесу Руврэ, на территории нынешнего Булонского леса, к западу от Парижа.
Гвиччардини, Франческо
Франческо Гвиччардини (итал. Francesco Guicciardini; 6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540) — выдающийся итальянский политический мыслитель и историк времён Высокого Возрождения.
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
Геральдическая лилия
Геральди́ческая ли́лия (фр. fleur de lys, дословно «цветок лилии», или лилия ) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Флёр-де-лису соответствует символ U+269C Юникода.
Лоу, Хиок Чан
Церковь святых Петра и Павла, Сингапур Лоу Кхиок Чан , известный также как Джейкоб Лоу (англ. Low Khiok Chiang, 1843, Шаньтоу, провинция Гуандун, Китай — 12 марта 1911, Бангкок, Сиам) — известный бизнесмен и филантроп, сыгравший значительную роль в распространении католицизма в Сингапуре и Таиланде.
Как ни грустно в этом непонятном мире но он все же прекрасен ИАБунин НСЛесков Тупейный художник
Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен..." И.А.Бунин. (Н.С.Лесков. "Тупейный художник"). В рассказе "Тупейный художник" не случайно сопоставляются два необычных художника, и развитие сюжета предваряется рассуждениями повествователя о самом понятии "художник". "У нас многие думают, что "художники" — это только живописцы да скульпторы, и то такие, которые удостоены этого звания академиею, а других не хотят и почитать за художников...
Кальяри
На священном месте родился город, название которого остается неизменным на протяжении многих столетий. Кардлис, Каралис и, наконец, Кальяри - все эти названия означают одно и то же - коралл.
Унсет Сигрид
Унсет Сигрид (Undset Sigrid, 1882—) — современная норвежская писательница. Р. в Каллундборге в Дании, в семье археолога Ингвала Унсет. В детстве переехала с родителями в Норвегию, в Осло.