Инок Григорий (Круг)
"Какую Ти принесу похвалу достойную, что же возыменую Тя! Недоумеваю и ужасаюся".
В Благовещении совершилось Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания, - вочеловечение Божие. Второе Лицо Святой Троицы, Бог неописанным существом воплотился от Девы, исткал себе печать от крови Пречистой и, вочеловечашася, не только заимствовал тело от Пречистой Девы, но и душу, и все человеческое. В Благовещении начинает ткаться багряница плоти Христовой, в Благовещении зачинается человечество - Слово вочеловечивается наитием Духа Святого, посланного от Отца.
Итак, вся Пресвятая Троица осенила Матерь Божию в Благовещении. Это событие, в котором Приснодева не менее, а бесконечно полнее, сподобилась посещения Святой Троицы, чем Авраам при Мамврийской роще, замысел спасения человеческого рода, когда нашлась достойная понести огонь Божества и не быть истребленной этим огнем. Купина неопалимая огнем - вот образ Матери Божией, принявшей в Благовещении всеопаляющий огонь Божества и не опалившийся этим огнем.
Весь человеческий род был испытан, и ни одной не нашлось достойной понести Божество неопально, кроме Приснодевы Марии, которая, принадлежа человеческому, падшему роду, оставалась, по удостоверению Церкви, кроме греха. Благовещение Архангелом было и конечным испытанием Приснодевы, и в Ее лице всего человеческого рода, и, если можно так сказать, спасение человеческого рода зависело от готовности Матери Божией всецело принять Божию волю, возвещенную Архангелом. Сюда, к Благовещению, привела золотая цепь всех ветхозаветных пророчеств и обетований.
О Благовещении свидетельствуют таинственные образы ветхозаветных провидений. О Благовещении говорили смутные прорицания и провидения, которым не был до конца чужд языческий мир. И в Матери Божией сосредоточилось все участие человеческой воли в деле Божия домостроительства, в самом Божественном замысле спасения мира. Вся судьба человеческого рода заключалась в том, какой ответ даст Приснодева Мария Архистратигу Гавриилу, посланному благовестить и узнать решение Матери Божией. И на всех иконах Благовещения запечатлена эта беседа Архангела Гавриила и Матери Божией. Дух Святой, наитием Своим определивший вочеловечение Бога Слова, исполнил весь Ветхий Завет, всю жизнь ветхозаветного Израиля полнотой пророческих предречений о воплощении Сына Божия от Девы. Быть может, одно из прекраснейших пророчеств - это речение пророка Исайи: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя Эммануил и еже есть сказаемое с нами Бог".
По церковному преданию, Матерь Божия читала книгу пророчеств Исайи и остановилась мыслью и стала размышлять именно об этом пророчестве, когда посетил Ее благовествующий Архангел Гавриил. И на иконах Благовещения, правда, не на всех, изображена книга Ветхого Завета, открытая на этом пророчестве. И не только словами пророков говорил Ветхий Завет о Таинстве воплощения от Девы, но и множеством таинственных, неизъяснимо прекрасных прообразов, которыми благоухает ветхозаветный Израиль: и терновый куст, пылающий огнем и не сгорающий, и роса небесная, сошедшая на Гедеоново руно, и стамна (Стамна - сосуд, где, в ковчеге Завета, по повелению Божию, хранилась манна, ниспосланная Богом израильтянам во время 40летшго странствования в пустыне. (Прим. ред.), носящая небесную манну, и Соломонов престол, и светильник, и множество иных преобразований. Весь Ветхий Завет таинственно благоухает предчувствием весны воплощения Предвечного Слова от Девы, и предчувствие это наполняет немеркнущим светом, и странно, прообразы, ведущие к Благовещению, не только не потеряли своей силы, не только не перестали существовать, но еще больше наполнились жизнью, стали весенним дыханием Церкви, стали бесценным одеянием Божией Матери. Матерь Божия на иконах Благовещения изображается иногда стоящей и беседующей с Архангелом, иногда сидящей, как на престоле. Этот престол носит вполне обыденный характер, но, как и все в иконах, приобретает значение символа. Это не обычное сиденье, но престол славы, всеосвященный золотыми излучениями Божественных сил. Подножие, так же как и престол, испещрено золотыми лучами, в этом царственное достоинство Матери Божией не умаляется, но изображается со всей ясностью и открывается неземная природа его. И было бы невозможно умалить достоинство Матери Божией, готовой стать престолом Предвечного Слова и соткать плоть Божеству от багра Своих кровей.
При встрече Архангела Матерь Божия изображается с пряжей в руке. По преданию, это был труд, данный Матери Божией священниками Иерусалимского храма. Матерь Божия должна была соткать облачение красного цвета на престол, и пряжа эта таинственно говорит о том, что Пречистая Дева избирается одеть Святыню Божества багряницей Своей плоти. Архистратиг изображается на некоторых иконах не твердо стоящим на земле, но как бы слегка коснувшись земли ногой. Рука Архангела поднята в приветствии и пальцы руки сложены для благословения. Одно крыло Архангела простерто за спиной, другое поднято в знак приветствия. Это символическое движение вошло в богослужебный строй и совершается диаконом при произнесении ектений. Диакон поднимает правой рукой орарь, что является образом воздевания архангельского крыла в знак приветствия и почтения.
В еврейских исчислениях о праздновании начала года месяц Авив, соответствующий марту, считается первым месяцем года. В этом месяце вспоминается исход еврейского народа из Египта. Празднование это не потеряло своего значения в Новом Завете, но получило совсем особый смысл. Некоторые христианские писатели относили сотворение мира к марту, и, безусловно, Церковью к этому месяцу отнесено новосотворение мира - Благовещение. В сей месяц Бог сошел с небес на землю, яко дождь на руно, Архангеловым Благовещением в Пречистом чреве Преблагословенной Девы Марии, от Девы Марии плоть Себе истка непостижимо.
Месяц Авив, празднуемый ветхозаветной церковью, был как бы предчувствием или преобразованием обновления мира, воплощением Бога Слова, восприявшего все человеческое от Девы Марии.
Другие работы по теме:
Храм Божества
В песнопениях, посвященных Божией Матери, часто упоминаются ветхозаветная скиния и Иерусалимский храм с различными их принадлежностями применительно к Богородице.
Гриньон де Монфор, Людовик Мария
План Введение 1 Биография 2 Труды 3 Процесс канонизации и беатификации 4 Монфортианцы Список литературы Гриньон де Монфор, Людовик Мария Введение Святой Людовик Мария Гриньон де Монфор (фр. Louis-Marie Grignon dit le Pиre de Montfort; 31 января 1673, Монфор-сюр-Ме — 28 апреля 1716, Сен-Лоран-сюр-Севр) — католический святой, писатель эпохи барокко.
Церковь Благовещения на Житном дворе
План Введение 1 История Список литературы Введение Церковь Благове́щения на Жи́тном дворе (Церковь Благове́щения Пресвято́й Богоро́дицы, что на Жи́тном дворе) — православная церковь, существовавшая на территории Московского Кремля, пристроенная к Благовещенской башне.
Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде Великом
намение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским.
Грузинская православная церковь
Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Мексика: Мария де Гваделупа
Культ Пресвятой Девы Гваделупской - это часть более широкого культа Девы Марии, который распространен на всей территории Латинской Америки. С 1540 г. до наших дней этот культ господствует в церквях и даже целых городах.
Иконы Матери Божией
Не в полной ясности видим мы изображение Бога Отца, первой ипостаси Пресвятой Троицы, в стенной росписи храмов, на изображениях на крестах, на иконах - не в самодовлеющей силе, а во взаимоотношении к другим Лицам Пресвятой Троицы.
Рождество Пресвятой Богородицы
В Рождестве Матери Божией Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице предызбранной Девы, рожденной по обетованию Божию.
по основам православной культуры
В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. В нашей стране большинство верующих являются приверженцами православия самостоятельного (восточного) направления христианства второй по времени возникновения и самой распространенной в мире религии
на тему
Руси; подобно переходному возрасту человека, это был наиболее сложный период. "Взрослость" праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства
Русские православные праздники
Большинство христианских праздников изначально совпали с различными языческими праздниками, связанными со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами. Поэтому многие праздники объединили в себе обе традиции
История храма Знамения
325 лет назад, 1 июня (по старому стилю) 1679 года, "государевыми людьми" - стрельцами полковника Никифора Ивановича Колобова - был заложен первый камень в основание будущей церкви.
Усадьба Пехра-Покровское
Усадьба Пехра-Покровское основана в самом начале XVIII века и на протяжении 28 лет принадлежала светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову - сподвижнику Петра I и генералиссимусу, бесславно окончившего свои дни в Берёзовской ссылке.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Источники драматургии Димитрия Ростовского
Главными источниками "Успенской драмы" являются: Библия, Сказания Иоанна Богослова и Иоанна Солунского об успении Пресвятой Богородицы, поклоненияпеснопения Успенской службы, канон Андрея Критского, собственные проповеди Святителя.
Богослужение
Основная сущность религии — это стремление установить прямую связь со своим первоначалом. Все древние религии исходили из того, что мир, человек, все проявления жизни имеют божественное происхождение.
Русская иконопись 3
Русская иконопись — стала развиваться в конце X века крещением Руси. Греческие иконы Владимирская икона Божией Матери На Русь икона попала из Византии в начале XII века как подарок Юрию Долгорукому от константинопольского патриарха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева.
1719 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались 4 Источники Введение 1719 год — невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю.
Основные типы деревянных храмов
Введение 1 Клетский храм 2 Шатровый храм 3 Многошатровый храм 4 Ярусный храм 5 Многоглавый храм 6 Каркасная церковь Список литературы Введение Древнерусские деревянные храмы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Дорофей Замятин
Дорофе́й (после принятия схимы Дими́трий, в миру Дми́трий Ани́симович Замя́тин; 1678, с. Савватьма — 4 октября 1747, Саровская пустынь) — настоятель Саровского монастыря в 1731-1747 гг.
Кинбурнская баталия
Введение 1 Предыстория 2 Ход сражения Введение Кинбурнская баталия 1787 — эпизод русско-турецкой войны 1787—1792, когда русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова разбили 1(12) октября турецкий десант на Кинбурнской косе (современная Николаевская область).
Бруни Федор Антонович
Известный русский художник. Его отец Антонио Бруни, итальянец, переселившийся в Россию, был реставратором картин и живописцем плафонов. Его работы, исполненные в Михайловском дворце, относятся к царствованию Павла I.
Календарь Пасхалия 2002
Пасхалия 2002-2010 Пасха празднуется в первое воскресенье после первого полнолуния, наступившего после весеннего равноденствия. Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) празднуется за 7 дней до Пасхи.